план самообразования тема «Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе»
методическая разработка (старшая группа)
"План самообразования Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
Создать доброжелательную, комфортную обстановку в коллективе детей, научить их бережно относится к своим товарищам, проявлять доброту и внимание, научить общаться друг с другом;
Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников через художественные образы и сюжеты; Систематизировать и обобщать правила культуры общения со сверстниками;
Задачи;
Повышать популярность у отдельных детей среди сверстников.
Обогащать словарь детей «вежливыми» словами;
Вызывать у детей радость от совместно проведенных мероприятий.
Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
Актуальность темы.
Актуальность данной темы заключается в том , что в настоящее время , люди стремятся создать общество с высокими культурными взаимоотношений между людьми, которые будут определятся социальной справедливостью Совестью и дисциплинированностью. Такое общество обуславливает необходимостью нравственной воспитанностью каждого. Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям, к соблюдением установленных в обществе моральных требований. Надо что бы сама личность стремилась быть нравственной , что бы она соблюдала моральные нормы и правила в силу собственного внутреннего влечения. Большое значение приобретает изучение ребенка в его отношений со сверстниками в группе детского сада, т. к. дошкольный возраст особо ответственный период в воспитании. Актуальность данной проблемы дружеских взаимоотношений определяется той ролью, которую имеет дружба. В развитии личностных качеств ребенка, в становлении его общения со сверстниками, в развитии ребенка с его чувствами и желаниями, потребностями, которые реализуются в детском обществе, Ведь именно в детском обществе ребенок получает первые представления о коллективе, приобретает навыки поведения в нем. Именно в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью примерять на практике нормы поведения, проявлять доброжелательное отношение к другим. Что бы понять других людей необходимо иметь хорошее развитое мышление и эмоционально - волевые процессы. Следовательно, одним из направлений в нравственном развитии ребенка является воспитание культуры поведения, умение вести себя в обществе как со взрослыми , так и со своими сверстниками. Когда человек осознает, как осознал это Аристотель, что «дружба– самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага» - вот та благородная цель, ради которой стоит работать, отдавать детям силы и знания.
Воспитатель организует и направляет всю жизнь и деятельность группы, потому он должен обращать внимание на проявление дружелюбия, что помогает формированию дружного коллектива в целом.
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1. Лялина Н.А Воспитание культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников со сверстниками. /Санкт-Петербург /2010. 2. Л.М.Щепинина. , Защиринская О.В.,Азбука общения. /Детсво пресс/ 2007. 3. М.И. Лисина . Общение, личность и психика ребенка./Москва /1997. 4. Т.А.Макарова., В.Нечаева «Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста». Изд. /Просвящение/./ Москва/.1968. 5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 2013. 6. Кобелева Г.Р. Формирование коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе: автореф. дис. . канд. психол. наук. Самара, 2014. 7. Лялина Н.А. Воспитание культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников со сверстниками: дисс. ...канд.пед.наук.- Санкт-Петербург, 2010. 8. Петрова В.И., Стульник Т.Д.,Этические беседы с детьми 4-7 лет. Нравственное воспитание в детском саду. /Мозайка Синтез/ 2009 | |
Работа с детьми | Сентябрь | Чтение зарубежной литературы и ознакомление с писателем: Шарль.П., Андерсен., «Ослиная шкура»., «Свинопас».Обсуждение рассказов. Показ кукольного театра : «Заюшкина избушка». Этические беседы: «Береги книгу». Рисование: наша дружная группа «радость» | |
Октябрь | Этические беседы о вежливости: «Чего не знал воробышек», «Вежливая просьба», «Фея учит вежливости». Разучивание новых пальчиковых игр на тему Дружба : « У Оленя дом большой», «Жили были гномики», « Апельсин», « Дружат в нашей группе», «В гости к пальчику большому». Чтение рассказов В. Осеевой «Волшебное слово», «Кто наказал его». Просмотр м/ф «Котёнок по имени Гав». Просмотр мультфильма « Умка». | Игра «Вежливые слова» | |
Ноябрь | Чтение стихотворения А. Кузнецова «Подружки». Просмотр м/ф «Последний лепесток». Чтение стихотворения В.В Маяковский «Что такое хорошо ,что такое плохо». Повторение выученных пальчиковых игр ( в течении года). Чтение и обсуждение стихотворения «Федорино горе». | Игра-драматизация «Девочка чумазая» | |
Определение детьми положительных и отрицательных качеств друга. Опрос детей: « Что же такое дружба». | Игровая ситуация : « Какими качествами должен обладать твой друг» | ||
Декабрь | Этические беседы о дружбе: «С чего начинается Дружба?», «Глупые ссорятся, а умные договариваются», «Хороший ли ты друг?», «Жадина». Чтение сказки А. Нееловой «Тысячесвет». Чтение стихотворения А.Кузнецовой « Подружки». Просмотр м/ф Сутеева «Мешок яблок». | ||
Январь | Этические беседы о взаимопомощи: «Зайчик, который всем помогал», «Умей увидеть тех, кому нужна помощь». Чтение сказки М.Пляцковского «Урок дружбы». Просмотр м/ф «Просто так». | ||
Февраль | Чтение сказки Е. Бехлерова «Капустный лист». Чтение произведений Л.Н.Толстого «Лев и собачка»., «Карасик». Обсуждение. Сочинение своих сказок, рассказов о дружбе, рисование иллюстраций к ним. | ||
Март | Этические беседы о доброжелательности: « Добрые дела», «Хорошие товарищи». Чтение рассказа 3. Ежиковой «Крот и его друзья». Чтение рассказа В.А. Осеевой « Волшебное слово» Просмотр м/ф «Кот Леопольд». | Игра-имитация «Послушай и угадай» | |
Апрель | Этические беседы на тему «Правда -неправда»: «Доброе дело - правду говорить смело», «Спасибо за правду», «Правда всегда узнается». Чтение стихотворения С. Михалкова «Хорошие товарищи». Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным». Просмотр м/ф «Голубой щенок». | Игра» Дружба начинается с улыбки» | |
Май | Чтение рассказа С. Баруздина «За обедом». Чтение стихотворения Е.Серовой «Нехорошая история» Разучивание песни на тему дружба «Настоящий друг». Чтение рассказа Л. Толстого «Кто разбил?», «Косточка». | ||
Конкурс: «Правила дружбы надо знать и четко их соблюдать!». Разучивание стихотворения Юрий Энтин «Дружит с солнцем ветерок»., Агния Барто «Двояшки»., Елена Благинина «Пришла ко мне подружка». Рисование на шариках лица друга. | Упражнение «Обезьянка» Сюжетно-ролевая игра «Забавные гномики» | ||
Работа с семьёй | Октябрь | Консультации для родителей «Детская дружба» , «Развитие коммуникативных навыков у детей» Выставка «Как научить малыша играть»( папка передвижка) | |
Декабрь | Тест родителей на тему «Хороший ли друг ваш ребенок». | ||
Апрель | Консультация для родителей «Учимся общаться с ребёнком» Оформление папки-передвижки «Умеет ли ваш ребенок дружить?» | ||
Самореализация | Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования. |
Литература:
1. Иванова Н. Воспитание добрых чувств // Дошкольное воспитание. 2009. - №2.
2. Миронова Н. Учимся у книг // Дошкольное воспитание. 2008. - №3.
3..Горшкова Е. Учите детей общаться / Е. Горшкова// Дошкольное воспитание. - 2011. - №12.
4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 2013.
5. Лялина Н.А. Воспитание культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников со сверстниками: дисс. канд.пед.наук.- Санкт-Петербург, 2010.
6. Шалаева Г.П., Сазонова О.Г., Журавлева О.М., Правила поведения для воспитанных детей .- Издательство Малыш 2015.
Приложение
Авторские и литературные сказки
«Зимовье зверей»,
«Лиса и Журавль»;
«Сказка о дружбе»;
«Воробей и лиса»;
Толстой Л. Н. «Визирь Абдулла»;
Б. Гримм «Бременские музыканты»;
Андерсен Г.-Х. «Гадкий утёнок».
Стихи и рассказы о дружбе
Успенский Э. «Дядя Фёдор, пёс и кот»;
Житков Б. «Пудя»;
Чарушин Е. «Никитка и его друзья»;
Мамлин Г. «Друзья у нас повсюду есть»;
Осеевой В. «Три товарища»;
Ермолаева Ю. «Лучший друг»;
Пантелеев Л. «Честное слово»;
Катаев В. «Цветик - семицветик»;
Панасюк И.С. « Я не подумал о других»;
Григорьева Н. « В магазине»;
Степанов В. «Настоящие друзья»;
Михалков С. «Хорошие товарищи»;
Заходер Б. «Мы друзья»;
Кузнецова А. «Подружки»;
Барто А. «Я люблю ходить вдвоем»;
Благина Е. «Подарок»;
Стеквашова Е. «Друзья»;
Песенки о дружбе
«Мы едем, едем, едем в далекие края» слова Сергей Михалков;
«Улыбка» слова М. Пляцковский;
«Песенка кота Леопольда»;
«Большой секрет для маленькой компании» музыка С. Никитина, слова
Ю. Мориц;
«Вместе весело шагать» слова М. Матусовский, муз. В.Шаинский;
«Добрый жук» слова Е.Шварца, муз. А. Спадавеккиа;
«Если добрый ты» слова М. Пляцковский. муз. Б.Савельев
«Дружба крепкая не сломается, Не расклеится от дождей и вьюг...»;
«Бременские музыканты» слова Ю.Энтина, муз. Гладковаю
Пословицы о дружбе
Друг за друга держаться - ничего не бояться.
Дружба дороже денег.
Дружба не гриб - в лесу не найдешь.
Дружба, что стекло: сломаешь - не починишь.
Дружбу помни, а зло забывай.
Дружные сороки и гуся съедят, дружные чайки и ястреба забьют.
Друзей много, а друга нет.
Назвался другом - помогай в беде.
Был бы друг, найдется и досуг.
От теплого слова и лед тает.
Все любят добро, да не всех любит оно.
Сердечный друг не родится вдруг.
Лучше матери друга не сыщешь.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Дружно за мир стоять - войне не бывать.
Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает.
Нужно много дней и ночей, чтобы узнать человека.
По щедрости руки видно, какое сердце.
Доброе слово лечит, а злое убивает.
Не будь упрям, а будь прям.
Верный друг лучше сотни слуг.
Дал слово, держи его.
Ласковое слово лучше сладкого пирога.
Вражда не делает добра.
Кто в нраве крут, тот никому не друг.
Подбор и проведение консультаций и бесед для родителей и воспитателей:
«Воспитание дружбы между мальчиками и девочками».
«Воспитание дружеских отношений в игре».
«Воспитание у детей дружеских взаимоотношений»,.
«Развитие дружеских отношений у дошкольников посредством игры».
«Создание позитивного микроклимата в группе для развития дружеских отношений».
«Нравственное воспитание дошкольников через развитие дружеских отношений со сверстниками».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/20/picture-667677-1579536181.jpg)
План самообразования Тема: "Формирование речи детей в игровой деятельности"
Цель: формирование словарного запаса детей младшего дошкольного возраста, посредством применения речевых игр и упражнений....
План самообразования Тема: « Формирование представлений о малой родине у дошкольников "
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогам...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/20/picture-1022731-1534747634.jpg)
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «Формирование начал экологической культуры детей в процессе ознакомления с объектами живой природы»
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает ст...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/06/picture-1042266-1528275323.jpg)
План самообразования. Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей 5-6 лет через разные виды деятельности»
План самообразования. Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей 5-6 лет через разные виды деятельности»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/12/picture-1392548-1647067153.jpg)
План самообразования Тема: « Формирование представлений о малой родине у детей младшего дошкольного возраста "
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами дош...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/02/picture-1211519-1667395108.jpg)
Индивидуальный план самообразования тема: «Формирование элементарных математических представлений через экологическое воспитание»
Индивидуальный план самообразования тема: «Формирование элементарных математических представлений через экологическое воспитание»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/10/picture-1147874-1683744888.jpg)
Индивидуальный план самообразования.Тема: «Формирование нравственных качеств старших дошкольников через обучение финансовой грамотности».
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Изучение теоретических основ формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста....