Интегрированное занятие по эксперементированию в старшей группе "Волшебник - невидимка"
план-конспект занятия

Николаева Ирина Анатольевна

Эксперементальным методом познакомить детей со свойствами воздуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Педагогическая разработка26.42 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ У ЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №57» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

443015, г. Самара, ул. Академика Тихомирова, 4.  E-mail: doo_sch57@samara.edu.ru

Тел. 8(846) 311-05-07

План-конспект занятия

Интегрированное занятие по экспериментированию «Волшебник - невидимка»

в старшей группе

           Автор

                                                                                Николаева Ирина Анатольевна

воспитатель

                                                                                 МБОУ Школа№57 г.о. Самара

Самара, 2024г.

Тема: «Волшебник – невидимка»

Цель: экспериментальным методом познакомить детей со свойствами воздуха

Задачи:

1) дать детям представление о свойствах воздуха

2) опытным путём определить наличие воздуха вокруг нас (в группе, в пакете, в человеке)

3) развивать умение делать выводы, обосновывать свои ответы

4) вызвать интерес к оживлению необычных форм (клякс, закрепить умение дорисовывать детали объектов (клякс) для придания им законченности.

5) воспитывать любознательность, взаимопомощь, интерес к экспериментальной деятельности.

Методы и приемы (перечислить)

-игровые: сюрпризный момент, речевая игра «Кому нужен воздух»

-наглядные: мольберт с разноцветными шарами, работа с мнемотаблицами, показ опытов, демонстрация картинок

-словесные: беседы, рассказ воспитателя, пояснение заданий, вопросы, хоровые ответы, индивидуальные ответы, загадки, обсуждение, анализ работы.

-практические (динамическая пауза, работа с раздаточным материалом, игровые упражнения, тактильные ощущения, сравнение, опыты с воздухом)

Материалы и оборудование:

Ёмкости для воды, стаканы, трубочки для коктейля, полиэтиленовые пакеты, чистые листы бумаги, акварель, веер, воздушные шары, мнемотаблицы.

Предварительная работа:

  • Беседа с детьми «Что мы знаем о воздухе и его свойствах?»
  • Просмотр презентации на тему: «Кому нужен воздух».
  • Чтение художественной литературы, где речь идет о воздухе; загадки.
  • Творческая мастерская. «Рисуем с помощью воздуха»,
  • Наблюдения за воздухом (на прогулке)

Формы организации взаимодействия

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Игровые упражнения, двигательные паузы, физминутка

Игровая

Игровые ситуации,

Познавательно-исследовательская

Наблюдения, решение проблемных ситуаций, экспериментирование,

Коммуникативная

Беседы, речевые ситуации, словесные игры, ситуативные разговоры, вопросы

Изобразительная

Рисование

Элементарный бытовой труд

(в помещении и на улице)

- Самообслуживание

Поручения (индивидуальные и подгрупповые), совместный (коллективный) действия, дежурство, задания.

Логика образовательной деятельности

Логика образовательной деятельности

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

В: Сегодня в группу к нам залетел шарик, ребята посмотрите, на нём что-то написано.

Читаю загадку.

В: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать

Чтобы шарик надувать.

Невидимка он, и всё же

Без него мы жить не можем.

В: Что это?

Воспитатель: Вы хотите узнать про воздух много интересного?

Дети, а вы знаете что такое лаборатория?

Тогда мы отправляемся в лабораторию. Будем делать открытия, как настоящие учёные.

Дети внимательно слушают воспитателя.

Дети стоят на ковре

Дети отгадывают загадку(воздух)

Дети отвечают на вопрос (там работают учёные, делают опыты)

Не формируются результаты

Созданы условия для взаимодействия с друг другом

Деятельностный

В: Надевайте специальную одежду. Нас ждут интересные открытия!!

В. Здесь какие-то правила давайте посмотрим.

1.Соблюдать тишину

 2.На столах ничего не трогать без разрешения

 3.Слушать внимательно

 4.Соблюдать осторожность

5.Вимательно смотреть.

В: Ну вот мы и в лаборатории

В: Ребята, посмотрите, на доске –шарики с секретом.

Мы с вами попробуем разгадать все секреты.

В: Поиграем в игру «Кому нужен воздух?»

Я называю слова, если ответ положительный, вы хлопаете в ладоши, если отрицательный- не хлопайте.

(человек, дерево, сорока, стол, кошка, медведь, собака, трава, цветы, камень, машина.)

В: Кому нужен воздух?

Дети надевают спецодежду.

Дети называют правила работы в лаборатории.

(мнемотаблицы)

Дети рассматривают шарики.

Дети стоят в кругу.

Хлопают в ладоши, если правильный ответ.

Дети делают вывод: воздух нужен всем живым существам, без воздуха жить нельзя.

Активируется и обогащается словарный запас на (опыт, эксперименты, учёные)

Дети знают правила поведения и называют их

Сформировано умение делать выводы.

В: Как вы думаете в нашей лаборатории есть воздух?

А мы его видим?  Я тоже его не вижу, но я знаю, что он есть.

Значит он?  (невидимка)

И сейчас мы с вами в этом убедимся.

В: Пройдите за столы

Дети отвечают (есть)-воздух есть везде: в домах, на улице, в самолёте, в машине.

Дети делают вывод: значит он невидимка.

Дети походят к столам

Развитие сообразительности,        закрепление знаний о воздухе.

Опыт№ 1 Как обнаружить воздух.

В: Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите веером перед лицом.

В: Что вы почувствовали? (струю воздуха, холодок)

Вывод: воздух невидимый (он прозрачный) но его можно почувствовать кожей.

В: Воздух мы почувствовали, а сможем ли мы его поймать?

В: Давайте проведём эксперимент и узнаем, как поймать воздух?

Дети походят к столу берут в руки веер, проводят эксперимент, высказывают своё мнение.

Ветер- это движение воздуха.

Дети отвечают(да, нет)

Активизация словаря: невидимый, прозрачный. Делают правильный вывод: если воздух двигается, то образуется ветер, дают верное определение термина «ветер» - это движение воздуха.

Демонстрируют полученные знания,

Опыт№ 2 Как поймать воздух.

В: Перед вами полиэтиленовые пакеты. Они пустые. Теперь набираем в пакет воздух и закручиваем его.

В: Посмотрите, как делаю это я. Нужно раскрыть пакет, захватить воздух, и сразу закрутить.

В: А теперь попробуйте вы.

Удалось вам поймать воздух, как вы думаете?

А как вы видите, что удалось?

Что произошло с пакетом? Какой он стал? (Большой, надутый) Что находится в пакете? (воздух)

В: Вы его видите? Нет

А почему? (Бесцветный, прозрачный, невидимый)

В: Какие ещё предметы можно заполнить воздухом?

(Мяч, воздушный шар, матрас, спасательный круг, резиновая лодка)

Дети рассматривают пакет.

Дети проводят опыт с пакетом: набирают в него воздух, закручивают, развязывают пакет, выпускают воздух, анализируют.

Дети отвечают: пакет стал большим, надутым) потому что, в нём воздух, делают вывод.

Делают верный вывод: пакет пуст

Демонстрируют полученные знания делают правильный вывод: В свёрнутом пакете нет воздуха.

Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его нужно поймать.

В: ребята, а сейчас я хочу вам предложить проверить, есть ли воздух внутри нас.

Опыт № 3 Есть ли воздух внутри нас

Возьмите каждый по коктейльной трубочке, опустите их в воду и подуйте. Что вы видите? (пузырьки)

Что находиться внутри пузырьков? (воздух)

Это воздух выходит из нас, и воде превращается в пузырьки. Воздух лёгкий и пузырьки поднимаются на поверхность.

В: Так есть ли воздух внутри нас?

Вывод: Воздух есть внутри нас, воздух лёгкий.

Молодцы ребята справились с заданиями как настоящие учёные. Прежде чем выполнять следующие опыты нам надо набраться сил.

Дети проводят опыт, дуют в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Вдыхают и выдыхают воздух.

Делают выводы. Высказывают своё мнение.

Демонстрируют навыки проведения опыта.

Делают правильные выводы: воздух в воде в форме пузырьков.

Закрепление знаний о свойстве воздуха.

Физкультминутка «Воздух-невидимка»

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)

Выходи гулять. (зовут)

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)

Как тебя поймать? (хлопки руками в разных местах)

Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)

Чистого –пречистого воздуха вдохну! (потирают руки)

Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шагают на месте)

Самого полезного воздуха найду. (руки накрест к плечам)

Если вместе с папой в горы я пойду, (тянемся вверх на носочки)

Самого кристального воздуха найду! (фонарики)

В: Мы с вами отдохнули, и я вас приглашаю опять в лабораторию.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Выполняют движения пластично и выразительно.

Правильно согласовывают слова с движением.

Развивают общую моторику.

Опыт № 4 Есть ли воздух в стаканчике

В: Посмотрите, как делаю это я.

Беру салфетку, прикрепляю на дно стакана (чтобы она не отклеилась) медленно стакан опускаю в воду (стакан держать прямо) Осторожно поднимаю его из воды. Проверяю намокла салфетка или нет.

Как вы думаете почему?

Теперь вы.

В: Возьмите салфетку, закрепите её на дно стакана, прижмите посильнее, чтобы она не отклеилась. Переверните стакан вверх дном, медленно опустите его в воду (стакан держать прямо) Осторожно поднимите его из воды. Проверьте у вас намокла салфетка или нет? Как вы думаете почему?

Потому что воздух есть в стакане и он не пускает туда воду.

Дети проводят опыт: прикрепляют салфетки на дно стаканчика, опускают стакан в воду.

Делают выводы: В стакане есть воздух. Высказывают своё мнение.

Развитие сообразительности, закрепление знаний о воздухе и о его свойствах.

Демонстрируют навыки проведения опыта.

В: Ребята, а давайте попробуем узнать имеет ли воздух форму.

Опыт № 5 Имеет ли воздух форму

Проводит воспитатель.

В: Как вы думаете, что у меня в руках?

Надутые предметы (воздушные шары разной формы, резиновая перчатка)

Что находится внутри этих предметов? (воздух)

Одинаковой ли формы эти предметы?

Вывод: воздух не имеет формы, он принимает форму того предмета, куда его поместили.

Дети внимательно наблюдают за воспитателем.

Делают выводы, высказывают своё мнение.

Дети отвечают.

Вывод: воздух не имеет формы, он принимает форму того предмета, куда его поместили.

Закрепление знаний о свойстве воздуха.

Правильно делают вывод о воздухе.

Созданы условия для взаимодействия с друг с другом.

В: А сейчас я хочу, чтоб вы определили, есть ли запах у воздуха или нет.

Закройте глаза.

Опыт№ 6 «Узнай по запаху»

Проводит воспитатель

В: Закройте глаза, зажмите нос. Я пронесу мимо вас предмет, а вы попробуете узнать его по запаху. Удалось? (нет нос был закрыт)

В: Откройте нос. А теперь? Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем, когда вздыхаем.

 В: Собственного запаха у воздуха нет, но он может переносить запахи.

В: Ребята как вы думаете, чем пахнет возле клумбы? (цветами). Возле костра? (костром)

Дети участвуют в эксперименте.

Закрывают нос, глаза, вдыхают запах.

Делают выводы,

Дети отвечают.

Демонстрируют полученные знания, делают правильный вывод: сам воздух не пахнет, только переносит запахи

В: А ещё при помощи воздуха можно рисовать. Пройдите в нашу мастерскую. Я вам сейчас покажу.

 В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, краски и трубочки рисовать

А теперь попробуйте вы.

Раздуй каплю (рисование воздухом)

В: Этот приём называется кляксография.

 (капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть её при помощи коктейльной трубочки в разные стороны)

Дети проходят за другие столы,

Пробуют рисовать воздухом, с помощью трубочки, дополняют рисунок с помощью карандашей.

Развитие сообразительности.

Создан фон положительного удовлетворения от своей работы.

В: Ребята Давайте вспомним что мы сегодня узнали про воздух и откроем наши шарики с секретом. (мнемотаблица) 

В: Переворачиваем шарики.

1Воздух невидимка

2.Воздух не имеет формы

3.Воздух бесцветный

4.Воздух не имеет вкуса

5.Ветер движение воздуха.

6.При помощи воздуха можно рисовать.

7. Воздух на нужен чтобы дышать.

В: Что нужно сделать, чтобы очистить воздух в помещении? А на улице?

Дети открывают шары, называют свойства воздуха с которыми познакомились во время опытов, поддерживают диалог

Дети отвечают (хоровые, индивидуальные ответы (протирать пыль, мыть полы, проветривать.

(поливать дороги, сажать деревья, цветы)

Делают верные высказывания. Демонстрируют полученные знания.

Закрепление знаний о свойстве воздуха

Заключительный

Рефлексия

В: Ребята мы сегодня с вами провели много экспериментов. Вам понравилось проводить опыты? Какой из опытов вам больше всего понравился?

Почему?

Что ещё нового узнали о воздухе? Всё ли, у вас получилось?

Спасибо вам ребята за работу с вами было очень интересно.

Дети делятся впечатлениями от проделанной работы.

Развитие сообразительности.

Дети проявили интерес к экспериментальной деятельности. Получили новые знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "Как устроить праздник" (старшая группа)

Цель: Развитие познавательного интереса старших дошкольников к социальному окружению через интеграцию детских видов деятельности.Задачи:- Познакомить детей с тем, как можно самим подготовить  праздник...

Открытое интегрированное занятие «Зимняя сказка» в старшей группе.

Задачи:Обобщить представления  детей о зиме.Актуализировать знания детей о сезонных изменениях в природе зимой.Закрепить   знания о характерных признаках зимы.Продолжать развивать памят...

Интегрированное занятие по изодеятельности в старшей группе "Тайны моря"

Интегрированное занятие по изодеятельности в старшей группе....

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Невидимка-воздух»

Тема: «Невидимка-воздух»Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально - коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое.Цель: (образовательная) Обобщить и уточни...

Интегрированное занятие по экспериментированию в старшей группе «Волшебник-невидимка»

Экспериментальным методом познакомить детей со свойствами воздуха....

Конспект открытого занятия по эксперементированию в старшей группе «Волшебник -невидимка».

Конспект открытого занятия  по эксперементированиюв старшей группе «Волшебник -невидимка»....

Конспект занятия по эксперементированию в старшей группе Тема «Будь здоров!»

Конспект занятия по эксперементированиюв старшей группеТема «Будь здоров!»...