Интегрированное занятие по эксперементированию в старшей группе "Волшебник - невидимка"
план-конспект занятия
Эксперементальным методом познакомить детей со свойствами воздуха
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогическая разработка | 26.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ У ЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №57» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
443015, г. Самара, ул. Академика Тихомирова, 4. E-mail: doo_sch57@samara.edu.ru
Тел. 8(846) 311-05-07
План-конспект занятия
Интегрированное занятие по экспериментированию «Волшебник - невидимка»
в старшей группе
Автор
Николаева Ирина Анатольевна
воспитатель
МБОУ Школа№57 г.о. Самара
Самара, 2024г.
Тема: «Волшебник – невидимка»
Цель: экспериментальным методом познакомить детей со свойствами воздуха
Задачи:
1) дать детям представление о свойствах воздуха
2) опытным путём определить наличие воздуха вокруг нас (в группе, в пакете, в человеке)
3) развивать умение делать выводы, обосновывать свои ответы
4) вызвать интерес к оживлению необычных форм (клякс, закрепить умение дорисовывать детали объектов (клякс) для придания им законченности.
5) воспитывать любознательность, взаимопомощь, интерес к экспериментальной деятельности.
Методы и приемы (перечислить)
-игровые: сюрпризный момент, речевая игра «Кому нужен воздух»
-наглядные: мольберт с разноцветными шарами, работа с мнемотаблицами, показ опытов, демонстрация картинок
-словесные: беседы, рассказ воспитателя, пояснение заданий, вопросы, хоровые ответы, индивидуальные ответы, загадки, обсуждение, анализ работы.
-практические (динамическая пауза, работа с раздаточным материалом, игровые упражнения, тактильные ощущения, сравнение, опыты с воздухом)
Материалы и оборудование:
Ёмкости для воды, стаканы, трубочки для коктейля, полиэтиленовые пакеты, чистые листы бумаги, акварель, веер, воздушные шары, мнемотаблицы.
Предварительная работа:
- Беседа с детьми «Что мы знаем о воздухе и его свойствах?»
- Просмотр презентации на тему: «Кому нужен воздух».
- Чтение художественной литературы, где речь идет о воздухе; загадки.
- Творческая мастерская. «Рисуем с помощью воздуха»,
- Наблюдения за воздухом (на прогулке)
Формы организации взаимодействия
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Игровые упражнения, двигательные паузы, физминутка |
Игровая | Игровые ситуации, |
Познавательно-исследовательская | Наблюдения, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, |
Коммуникативная | Беседы, речевые ситуации, словесные игры, ситуативные разговоры, вопросы |
Изобразительная | Рисование |
Элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) - Самообслуживание | Поручения (индивидуальные и подгрупповые), совместный (коллективный) действия, дежурство, задания. |
Логика образовательной деятельности
Логика образовательной деятельности
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
Мотивационно-организационный | В: Сегодня в группу к нам залетел шарик, ребята посмотрите, на нём что-то написано. Читаю загадку. В: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку: Он нам нужен, чтоб дышать Чтобы шарик надувать. Невидимка он, и всё же Без него мы жить не можем. В: Что это? Воспитатель: Вы хотите узнать про воздух много интересного? Дети, а вы знаете что такое лаборатория? Тогда мы отправляемся в лабораторию. Будем делать открытия, как настоящие учёные. | Дети внимательно слушают воспитателя. Дети стоят на ковре Дети отгадывают загадку(воздух) Дети отвечают на вопрос (там работают учёные, делают опыты) | Не формируются результаты Созданы условия для взаимодействия с друг другом |
Деятельностный | В: Надевайте специальную одежду. Нас ждут интересные открытия!! В. Здесь какие-то правила давайте посмотрим. 1.Соблюдать тишину 2.На столах ничего не трогать без разрешения 3.Слушать внимательно 4.Соблюдать осторожность 5.Вимательно смотреть. В: Ну вот мы и в лаборатории В: Ребята, посмотрите, на доске –шарики с секретом. Мы с вами попробуем разгадать все секреты. В: Поиграем в игру «Кому нужен воздух?» Я называю слова, если ответ положительный, вы хлопаете в ладоши, если отрицательный- не хлопайте. (человек, дерево, сорока, стол, кошка, медведь, собака, трава, цветы, камень, машина.) В: Кому нужен воздух? | Дети надевают спецодежду. Дети называют правила работы в лаборатории. (мнемотаблицы) Дети рассматривают шарики. Дети стоят в кругу. Хлопают в ладоши, если правильный ответ. Дети делают вывод: воздух нужен всем живым существам, без воздуха жить нельзя. | Активируется и обогащается словарный запас на (опыт, эксперименты, учёные) Дети знают правила поведения и называют их Сформировано умение делать выводы. |
В: Как вы думаете в нашей лаборатории есть воздух? А мы его видим? Я тоже его не вижу, но я знаю, что он есть. Значит он? (невидимка) И сейчас мы с вами в этом убедимся. В: Пройдите за столы | Дети отвечают (есть)-воздух есть везде: в домах, на улице, в самолёте, в машине. Дети делают вывод: значит он невидимка. Дети походят к столам | Развитие сообразительности, закрепление знаний о воздухе. | |
Опыт№ 1 Как обнаружить воздух. В: Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите веером перед лицом. В: Что вы почувствовали? (струю воздуха, холодок) Вывод: воздух невидимый (он прозрачный) но его можно почувствовать кожей. В: Воздух мы почувствовали, а сможем ли мы его поймать? В: Давайте проведём эксперимент и узнаем, как поймать воздух? | Дети походят к столу берут в руки веер, проводят эксперимент, высказывают своё мнение. Ветер- это движение воздуха. Дети отвечают(да, нет) | Активизация словаря: невидимый, прозрачный. Делают правильный вывод: если воздух двигается, то образуется ветер, дают верное определение термина «ветер» - это движение воздуха. Демонстрируют полученные знания, | |
Опыт№ 2 Как поймать воздух. В: Перед вами полиэтиленовые пакеты. Они пустые. Теперь набираем в пакет воздух и закручиваем его. В: Посмотрите, как делаю это я. Нужно раскрыть пакет, захватить воздух, и сразу закрутить. В: А теперь попробуйте вы. Удалось вам поймать воздух, как вы думаете? А как вы видите, что удалось? Что произошло с пакетом? Какой он стал? (Большой, надутый) Что находится в пакете? (воздух) В: Вы его видите? Нет А почему? (Бесцветный, прозрачный, невидимый) В: Какие ещё предметы можно заполнить воздухом? (Мяч, воздушный шар, матрас, спасательный круг, резиновая лодка) | Дети рассматривают пакет. Дети проводят опыт с пакетом: набирают в него воздух, закручивают, развязывают пакет, выпускают воздух, анализируют. Дети отвечают: пакет стал большим, надутым) потому что, в нём воздух, делают вывод. | Делают верный вывод: пакет пуст Демонстрируют полученные знания делают правильный вывод: В свёрнутом пакете нет воздуха. Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его нужно поймать. | |
В: ребята, а сейчас я хочу вам предложить проверить, есть ли воздух внутри нас. Опыт № 3 Есть ли воздух внутри нас Возьмите каждый по коктейльной трубочке, опустите их в воду и подуйте. Что вы видите? (пузырьки) Что находиться внутри пузырьков? (воздух) Это воздух выходит из нас, и воде превращается в пузырьки. Воздух лёгкий и пузырьки поднимаются на поверхность. В: Так есть ли воздух внутри нас? Вывод: Воздух есть внутри нас, воздух лёгкий. Молодцы ребята справились с заданиями как настоящие учёные. Прежде чем выполнять следующие опыты нам надо набраться сил. | Дети проводят опыт, дуют в трубочку, опущенную в стакан с водой. Вдыхают и выдыхают воздух. Делают выводы. Высказывают своё мнение. | Демонстрируют навыки проведения опыта. Делают правильные выводы: воздух в воде в форме пузырьков. Закрепление знаний о свойстве воздуха. | |
Физкультминутка «Воздух-невидимка» Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево) Выходи гулять. (зовут) Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево) Как тебя поймать? (хлопки руками в разных местах) Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте) Чистого –пречистого воздуха вдохну! (потирают руки) Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шагают на месте) Самого полезного воздуха найду. (руки накрест к плечам) Если вместе с папой в горы я пойду, (тянемся вверх на носочки) Самого кристального воздуха найду! (фонарики) В: Мы с вами отдохнули, и я вас приглашаю опять в лабораторию. | Дети выполняют движения в соответствии с текстом. | Выполняют движения пластично и выразительно. Правильно согласовывают слова с движением. Развивают общую моторику. | |
Опыт № 4 Есть ли воздух в стаканчике В: Посмотрите, как делаю это я. Беру салфетку, прикрепляю на дно стакана (чтобы она не отклеилась) медленно стакан опускаю в воду (стакан держать прямо) Осторожно поднимаю его из воды. Проверяю намокла салфетка или нет. Как вы думаете почему? Теперь вы. В: Возьмите салфетку, закрепите её на дно стакана, прижмите посильнее, чтобы она не отклеилась. Переверните стакан вверх дном, медленно опустите его в воду (стакан держать прямо) Осторожно поднимите его из воды. Проверьте у вас намокла салфетка или нет? Как вы думаете почему? Потому что воздух есть в стакане и он не пускает туда воду. | Дети проводят опыт: прикрепляют салфетки на дно стаканчика, опускают стакан в воду. Делают выводы: В стакане есть воздух. Высказывают своё мнение. | Развитие сообразительности, закрепление знаний о воздухе и о его свойствах. Демонстрируют навыки проведения опыта. | |
В: Ребята, а давайте попробуем узнать имеет ли воздух форму. Опыт № 5 Имеет ли воздух форму Проводит воспитатель. В: Как вы думаете, что у меня в руках? Надутые предметы (воздушные шары разной формы, резиновая перчатка) Что находится внутри этих предметов? (воздух) Одинаковой ли формы эти предметы? Вывод: воздух не имеет формы, он принимает форму того предмета, куда его поместили. | Дети внимательно наблюдают за воспитателем. Делают выводы, высказывают своё мнение. Дети отвечают. Вывод: воздух не имеет формы, он принимает форму того предмета, куда его поместили. | Закрепление знаний о свойстве воздуха. Правильно делают вывод о воздухе. Созданы условия для взаимодействия с друг с другом. | |
В: А сейчас я хочу, чтоб вы определили, есть ли запах у воздуха или нет. Закройте глаза. Опыт№ 6 «Узнай по запаху» Проводит воспитатель В: Закройте глаза, зажмите нос. Я пронесу мимо вас предмет, а вы попробуете узнать его по запаху. Удалось? (нет нос был закрыт) В: Откройте нос. А теперь? Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем, когда вздыхаем. В: Собственного запаха у воздуха нет, но он может переносить запахи. В: Ребята как вы думаете, чем пахнет возле клумбы? (цветами). Возле костра? (костром) | Дети участвуют в эксперименте. Закрывают нос, глаза, вдыхают запах. Делают выводы, Дети отвечают. | Демонстрируют полученные знания, делают правильный вывод: сам воздух не пахнет, только переносит запахи | |
В: А ещё при помощи воздуха можно рисовать. Пройдите в нашу мастерскую. Я вам сейчас покажу. В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, краски и трубочки рисовать А теперь попробуйте вы. Раздуй каплю (рисование воздухом) В: Этот приём называется кляксография. (капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть её при помощи коктейльной трубочки в разные стороны) | Дети проходят за другие столы, Пробуют рисовать воздухом, с помощью трубочки, дополняют рисунок с помощью карандашей. | Развитие сообразительности. Создан фон положительного удовлетворения от своей работы. | |
В: Ребята Давайте вспомним что мы сегодня узнали про воздух и откроем наши шарики с секретом. (мнемотаблица) В: Переворачиваем шарики. 1Воздух невидимка 2.Воздух не имеет формы 3.Воздух бесцветный 4.Воздух не имеет вкуса 5.Ветер движение воздуха. 6.При помощи воздуха можно рисовать. 7. Воздух на нужен чтобы дышать. В: Что нужно сделать, чтобы очистить воздух в помещении? А на улице? | Дети открывают шары, называют свойства воздуха с которыми познакомились во время опытов, поддерживают диалог Дети отвечают (хоровые, индивидуальные ответы (протирать пыль, мыть полы, проветривать. (поливать дороги, сажать деревья, цветы) | Делают верные высказывания. Демонстрируют полученные знания. Закрепление знаний о свойстве воздуха | |
Заключительный | Рефлексия В: Ребята мы сегодня с вами провели много экспериментов. Вам понравилось проводить опыты? Какой из опытов вам больше всего понравился? Почему? Что ещё нового узнали о воздухе? Всё ли, у вас получилось? Спасибо вам ребята за работу с вами было очень интересно. | Дети делятся впечатлениями от проделанной работы. | Развитие сообразительности. Дети проявили интерес к экспериментальной деятельности. Получили новые знания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия "Как устроить праздник" (старшая группа)
Цель: Развитие познавательного интереса старших дошкольников к социальному окружению через интеграцию детских видов деятельности.Задачи:- Познакомить детей с тем, как можно самим подготовить праздник...
Открытое интегрированное занятие «Зимняя сказка» в старшей группе.
Задачи:Обобщить представления детей о зиме.Актуализировать знания детей о сезонных изменениях в природе зимой.Закрепить знания о характерных признаках зимы.Продолжать развивать памят...
Интегрированное занятие по изодеятельности в старшей группе "Тайны моря"
Интегрированное занятие по изодеятельности в старшей группе....
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Невидимка-воздух»
Тема: «Невидимка-воздух»Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально - коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое.Цель: (образовательная) Обобщить и уточни...
Интегрированное занятие по экспериментированию в старшей группе «Волшебник-невидимка»
Экспериментальным методом познакомить детей со свойствами воздуха....
Конспект открытого занятия по эксперементированию в старшей группе «Волшебник -невидимка».
Конспект открытого занятия по эксперементированиюв старшей группе «Волшебник -невидимка»....
Конспект занятия по эксперементированию в старшей группе Тема «Будь здоров!»
Конспект занятия по эксперементированиюв старшей группеТема «Будь здоров!»...
- Мне нравится (1)