Конспект открытого занятия по эксперементированию в старшей группе «Волшебник -невидимка».
материал
Конспект открытого занятия по эксперементированию
в старшей группе «Волшебник -невидимка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
temy_zanyatiy.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад №3 г .Льгов».
Конспект открытого интегрированного
занятия в старшей группе по экспериментированию.
ТЕМА: «Волшебник-невидимка».
Воспитатель МБДОУ
«Детский сад №3 г. Льгова:
Горячева Екатерина
Вячеславовна.
Льгов-2023 .
КОНСПЕКТ
открытого интегрированного
занятия в старшей группе по экспериментированию.
Тема: «Волшебник - невидимка».
Воспитатель: Горячева Е.В.
Цель: экспериментальным методом познакомить детей со свойством воздуха.
Задачи:
Образовательные: Расширить представления детей о воздухе.
С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять пустые пространства и создавать ветер.
Развивающие: Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, логическое мышление, внимание, память, умение делать выводы. Активизировать речь детей.
Воспитательные: Воспитывать любознательность, взаимопомощь, интерес к экспериментальной деятельности.
Предварительная работа: Беседа «Живая и неживая природа», наблюдение на прогулке за ветром.
Оборудование: для каждого ребенка – халаты (фартуки), полиэтиленовые пакеты, деревянная шпажка (зубочистка), колпачки от фломастера, бутылочки пластмассовые, шарики, коктейльные трубочки, одноразовые прозрачные стаканы, баночки с желтой и зеленой крышками с запахами в них апельсина и сосны), лист бумаги, акварель, пипетки, подстановочные подносы, бумажные и влажные салфетки, клеенки для рисования.
Образовательная деятельность:
Воспитатель:
Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями.
А сейчас давайте пройдем на ковер и встанем в круг, и поздороваемся друг с другом:
(ИГРА на общение) коммуникация
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
- ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель:
Один, два, три, четыре, пять,
Вы хотите поиграть?
Я открою Вам секреты,
Только надо знать при этом,
Что нельзя: громко кричать,
Друг другу мешать.
А надо: внимательно слушать,
На вопросы отвечать,
Друг другу помогать.
Воспитатель: Дети если вы угадаете мою загадку-то узнаете о чём будет наше сегодняшнее занятие, слушайте внимательно.
Отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
Невидимка он и все же
Без него мы жить не можем? (воздух)
Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, как настоящие ученые-исследователи. Ученые работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется кто знает?
Дети: Лаборатория.
Воспитатель: Правильно ребята.
В лаборатории надо соблюдать определенные правила:
Нельзя: громко кричать,
Друг другу мешать.
А надо: внимательно слушать,
На вопросы отвечать,
Друг другу помогать.
И так, мои маленькие ученые-исследователи, нас ждут новые интересные открытия.
( На доске размещены 7 «воздушных шариков) по основным цветам радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)
- Ребята, посмотрите, на доске – шарики с секретом. Мы с вами попробуем разгадать все секреты.
А помогут нам в этом: глаза, нос, рот, уши, руки .
Воспитатель: я предлагаю вам поиграем в игру «Кому нужен воздух?» Хотите?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда слушайте внимательно правила игры.
Я называю слова, если ответ положительный вы хлопаете в ладоши, если отрицательный – не хлопаете.
(Человек, собака,камень, береза, стол, медведь, воробей, дом, бабочка, щука, телефон, ромашка, автомобиль, сорока).
Воспитатель: Так кому же мы узнали из игры нужен воздух?
Т.е. воздух нужен объектам живой природы.
Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию. Давайте отправимся в нашу лабораторию проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов).
Чтоб природе другом стать
Тайны все ее узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать.
Будем вместе развивать
Качество – внимательность,
А поможет все узнать
Наша наблюдательность.
Воспитатель:
Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы.
Как вы думаете, в нашем помещении есть воздух? Да, иначе мы не могли бы дышать. И в домах, и на улице, и в самолетах есть воздух.
Мы его видим? Значит он – невидимка. Давайте убедимся, что он есть.
Опыт №1 «Как поймать воздух?»
Чтобы увидеть воздух, необходимо его поймать.
Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нем? (он пуст).
- Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Давайте привстанем, взмахнем и скажем: 1, 2, 3 – пакетик, «лови» и закрутим его. Пакет раздулся. Что внутри пакета? (воздух) Какого он цвета? (бесцветный, прозрачный, невидимый)
Был пакет бесформенный, а стал упругий, плотный. Какие предметы мы можем наполнять воздухом, накачивать? (мяч, воздушный шар, автомобильная шина, спасательный круг, резиновая лодка)
Мы поймали воздух и заперли его в пакете.
Воспитатель: мы можем сделать вывод: воздух невидимка.
Воспитатель: А теперь ребята когда мы смогли поймать воздух ,я предлагаю вам его почувствовать.
Опыт №2 «Как почувствовать воздух?»
Мы воздух не видим, но можем его почувствовать.
Возьмите острую палочку и прокалите пакет. Поднесите пакет к лицу и нажмите на пакет. Что вы почувствуете? (ветерок) Воздух выходит из пакета, он движется, а движение воздуха – это ветер.
Какой бывает ветер? (холодный, теплый, сильный, легкий, штормовой)
Как можно создать движение воздуха? (помахать веером, подуть на ладошку или в музыкальные инструменты, свистульки, губную гармошку)
Вывод: Ветер – это движение воздуха!
Воспитатель: Дети а как вы считаете а мы можем с вами услышать воздух?
Дети: Да.
Воспитатель: правильно дети мы можем услышать воздух и для этого я предлагаю проделать следующий опыт.
Опыт №3 «Как услышать воздух?»
Звук возникает, когда происходит очень быстро движение воздуха вперед. Это называется колебание воздуха. Еще услышать воздух можно, если подуть в баночку или в бутылочку, колпачок от фломастера. Возьмите по бутылочке, колпачку и подуйте с краю.
Воспитатель: Что вы слышите? Звук, воздух.
А еще у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
С помощью чего мы услышали воздух? (нам помогли баночки, бутылочки и шарик).
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)!
Опыт №4 «Имеет ли воздух вес?»
Давайте, ребята, проверим это! У вас на столах есть стакан с водой и коктейльная трубочка. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдет.
Воспитатель: - Ой, ребята, что это происходит с водой?
Дети: Выходят пузырьки?
Воспитатель: Пузырьки, а как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).
Воспитатель: Это воздух выходит из нас, и в воде, превращается в пузырьки. Пузырьки – это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух через нос, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Вывод: воздух легкий, и пузырьки поднимаются на поверхность воды.
Воспитатель: Ну что ж ребята прежде чем мы и дальше продолжим исследовать наш воздух ,давайте немного отдохнём и разомнёмся.
Физкультминутка:
Непоседа – ветер ( взмахи руками над головой)
Знает все на свете.
Знает, как поет лягушка (приседаем и прыгаем) Ква-ква-ква,
Знает, как шумит ракушка (сложить ладошки лодочкой и поднести к правому и левому уху) Шу-шу-шу.
Знает, как кричит ворона (машет руками, как крыльями) Кар-кар-кар.
Знает, как мычит корова (хлопаем в ладоши) Му-му-му .
А теперь и мы всё знаем ,вместе дружно мы играем.
Воспитатель: Ну что дети мы с вами немного отдохнули и нам пора вернутся в нашу исследовательскую лабораторию ,что бы продолжить наши исследования. Вы готовы?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда проходим на свои места.
Воспитатель: И с помощью следующего опыта мы установим имеет ли воздух форму.
Опыт №5 «Имеет ли воздух форму?»
Что у меня в руках? (воздушные шары, круглой формы и надутая резиновая перчатка)
Что находится внутри этих предметов? (воздух)
Одинаковой формы эти предметы? (нет)
Вывод: воздух формы не имеет. Он принимает форму того предмета, куда его поместили.
Опыт №6 «Имеет ли воздух вкус?»
Давайте попробуем проглотить воздух. Узнаем, какой воздух на вкус.
Вывод: воздух не имеет вкуса!
Опыт №7 «Имеет ли воздух запах?»
Воспитатель: Дети как вы считаете ,имеет ли воздух запах?
Дети: нет.
Воспитатель: Собственного запаха у воздуха нет. Воздух только может переносить запахи. И сейчас вы в этом убедитесь.
У меня несколько баночек, в них что-то лежит. Закройте глаза, я поочерёдно открою баночки.
Что вы чувствуете, чем пахнет? (апельсином, чесноком, луком).
Воспитатель: Дети как вы считаете а почему все баночки были с разными запахами?
Дети : Потому что в этих баночках лежали разные продукты которые различаются по своему вкусу и запаху.
Воспитатель: Дети а почему последняя баночка не чем не пахла?
Дети: В ней нечего не лежало.
Вывод : Правильно ребята, получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему передают другие вещества, которые с ним соприкасались.
Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить.
Например: Чем пахнет воздух возле клумбы? (цветами).
Возле костра? (дымом).
В столовой? (едой).
Вывод: воздух не имеет запаха.
Итог: Давайте вспомним, что мы сегодня узнали про воздух и откроем наши шарики с секретом (мнемосхема)
1. Воздух невидимка;
2. Ветер – движение воздуха;
3. Воздух можно услышать;
4. Воздух не имеет веса;
5. Воздух не имеет формы;
6. Воздух не имеет вкуса;
7. Воздух не имеет запаха.
Итак, воздух нам нужен, чтобы дышать. Без воздуха жить нельзя. И очень важно для нас, чтобы мы дышали чистым воздухом. Что нужно сделать, чтобы очистить воздух в помещении? (протирать пыль, мыть полы, сажать деревья, цветы, очищать дым от заводов специальными фильтрами)
Заключительная часть занятия
Ребята, вам понравилось наше занятие? Так что же мы сегодня узнали о воздухе?
-Как мы можем обнаружить или поймать воздух? (Поймать его в пакет)- правильно.
- А как мы можем увидеть воздух? С помощью чего? (стакан с водой, трубочка, пузырьки)
- С помощью чего мы можем почувствовать запах в воздухе?(нос)
На этом наше занятии окончено. Спасибо вам большое. Вы все были большие молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебник-невидимка» с использованием мнемотехники.
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебник-невидимка» с использованием мнемотехники.Воспитатель: Корниенко Татьяна СергеевнаМАДОУ детский сад №...
Интегрированное занятие по экспериментированию в старшей группе «Волшебник-невидимка»
Экспериментальным методом познакомить детей со свойствами воздуха....
Открытое занятие экспериментирование в старшей группе «Воздух-невидимка».
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом....
Открытое занятие экспериментирование в старшей группе «Воздух-невидимка».
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом....
Интегрированное занятие по эксперементированию в старшей группе "Волшебник - невидимка"
Эксперементальным методом познакомить детей со свойствами воздуха...
Конспект занятия по эксперементированию в старшей группе Тема «Будь здоров!»
Конспект занятия по эксперементированиюв старшей группеТема «Будь здоров!»...