Реджио педагогика. Реджио подход.
консультация
Реджио Эмилия – это системный методологический подход, который затрагивает все сферы развития ребенка.
Основной целью Реджио Эмилии является сохранение и развитие всех возможных способов самовыражения ребенка.
Реджио-подход предполагает такой подход к ребенку, при котором ему предоставляется свобода выбора, оказывающая положительное влияние на развитие у ребенка природной любознательности, творческих задатков, критического мышления, саморегуляции, умения работать в группе, уважительно относится к позиции другого человека и много другое. То есть, она способствует развитию навыков и личностных качеств, которые наиболее значимы и полезны для каждого современного человека.
Реджио признана одной из самых эффективных для успешного развития ребенка.
Реджио названа в честь города Реджио-Эмилия, расположенного на севере Италии. Именно в этом городе после Второй мировой войны был открыт первый детский сад, который использовал инновационный подход в воспитании детей. Методика была разработана и предложена психологом Лорисом Малагуции совместно с некоторыми родителями воспитанников. Методика включает в себя идеи разных именитых педагогов и психологов того времени, таких как Ж. Пиаже, Л. Выготский, Д. Брунер, Дж. Дьюи, М. Монтессори и некоторые другие.
Таким образом, в Реджио сконцентрирован весь имевшийся на тот момент прогрессивный и мировой опыт воспитания и развития детей.
Возникновение Реджио педагогики именно в Италии не случайно, так как данная страна славится своей социальной направленностью, высоким уровнем гражданственности и общественной активности. Эта особенность страны не могла не «наложить отпечаток» на методике Реджио, так как помимо воспитания, она ставит перед собой цель по формированию у детей таких качеств как демократичность, социальная справедливость и солидарность.
Реджио Эмилии несколько переосмысливает детство и призывает людей ценить и максимально использовать его потенциал в гармоничном развитии личности ребенка, как будущего гражданина страны и члена общества. Кроме того, Реджио-педагогика способствует решению вопроса о том, как можно «увидеть» и выяснить («измерить») эффективность развивающей и воспитательной методики без каких-либо норм и чисел.
Основами Реджио Эмилии являются:
- Установление эффективного взаимодействия между детьми, педагогами, родителямиобразовательной средой.
- Ведение необходимой документации образовательного процесса, как одного из эффективных способов, помогающих воспитателю не только оценить прогресс в развитии ребенка, но и самому ребенку увидеть свои достижения и изменения.
- Организация проектной деятельности, при участии в которой, ребенок занимается исследованием окружающего мира, может самостоятельно выбирать, что именно исследовать и совместно с педагогом и другими детьми выполнять проектную деятельность.
- Опора на принцип «у детей сто языков» - предусматривает предоставление детям возможностей выразить себя. Возможности детям следует предоставлять с учетом из возраста, потребностей и способностей.
- Активное слушание воспитателем детей, принимать во внимание детские рассуждения и мнения.
Процесс воспитания и развития детей, в соответствии с методикой Реджио осуществляется повсюду, любые ситуации и темы несут в себе ценность. Воспитатель не должен давать детям готовые знания, необходимо их подталкивать к их получению, посредством самостоятельных открытий. Для этого воспитатель может задать детям вопрос, а они постараться найти ответ. Следует выслушать детей, все их предположения, пусть даже они кажутся невероятными и немыслимыми.
Роль педагога и развивающая среда Реджио
Одной из особенностей методики Реджио Эмилия является то, что педагога не воспитывает детей, а выполняет роль их ассистента или партнера, который помогает реализовать идеи и желания детей.
Правила воспитания в реджио-педагогике:
- уважать ребёнка и смотреть ему в глаза;
- объяснить правила и задать вопрос;
- не «неправильно», а «по-другому»;
- предлагать выбор и не торопить;
- учиться в любой ситуации;
- фантазировать важнее, чем читать..
Помещения, где воспитанники находятся большую часть времени, необходимо насытить полезными и стимулирующими предметами, которые интересно рассматривать, трогать, размышлять об их предназначении и применении.
Для того, чтобы ребенок мог по максимуму проявить себя, необходимо организовать богатую развивающую среду, состоящую из:
- Разнообразных творческих материалов (бумага, ткань, краски, природные материалы и т.п.).
- Инструментов и предметов (разнообразные игрушки, конструкторы, театральные костюмы, музыкальные инструменты и т.д.).
- Различных устройств (микроскопы, проекторы, фотоаппараты и т.д.).
Организованная таким образом развивающая среда способствует проявлению природной любознательности и творческих задатков ребенка.
Пространство ДОУ, реализующего образовательный процесс в соответствии с методикой Реджио, должно включать в себя следующие зоны:
- Уединенный уголок, в котором ребенок может побыть с самим собой, отдохнуть от коллектива. В современных детских садах чаще всего такие места отгораживаются ширмами, либо ставится детская палатка. Каждый ребенок может войти в уединенный уголок и побыть там столько сколько ему нужно. Необходимость создания таких уголков обусловлена тем, что не все дети способны в течение дня находиться постоянно в коллективе, им требуется отдохнуть от сверстников, побыть наедине с самим собой.
- Большие комнаты, где детям предоставлена возможность проводить масштабные мероприятия. Такие комнаты в свою очередь делятся на зоны, где дети имеют возможность играть в те игры, которые им больше всего по душе. Важно оборудовать такие комнаты всем необходимым для детской игры.
- Площадки для прогулки, где дети могут гулять, изучать окружающую среду. Современные детские сады оборудованы не только площадками, которые закреплены за конкретной группой, но и создаются физкультурные площадки, экологические тропы и т.д. Все это направлено на максимальное удовлетворение детей в изучении и следовании окружающего мира.
- Мастерские, в которых дети могут заниматься различными видами творчества (рисование, аппликация, лепка и т.д.). Мастерские могут быть представлены театральными студиями, кружками и т.д.
Организованная таким образом развивающая среда позволяет детям проявить себя, отдохнуть, когда хочется побыть одному, поиграть с другими детьми или самостоятельно, исследовать мир и т.д.
Еще одной особенностью организации ДОУ, в рамках методики Реджио, является создание специального места для встреч детей и взрослых, где они могут обсудить текущие вопросы и проблемы. Такое место называется – «пьяцца». Утром и вечером в «пьяцце» родители могут пообщаться друг с другом, поделиться опытом, задать волнующие их вопросы воспитателю и т.д.
Значимость «пьяццы» заключается в том, что ритуал общения и обмена впечатлениями, мнениями и переживания очень важен для детей и их родителей.
Пространство Реджио. Свобода выбора и активность
Пространство детского сада по методике Реджио отличается от привычного пространства обычного детского сада. Основные отличия заключаются в следующем:
- Площадь детского сада значительно больше.
- Пространство наполнено зеркалами и прозрачными стеклами, чтобы дети могли видеть друг друга и изучать самих себя.
- Детям предоставлена возможность помогать на кухне готовить еду, предлагать свои блюда для меню.
- Не допускается использование искусственных материалов для отделки детского сада, используются только природные материалы.
Методика Реджио Эмилия предполагает предоставление детям свободы выбора и активности. Это проявляется в том, что каждый ребенок имеет право выбирать ту деятельность, которая ему больше нравится. Осуществлять деятельность ребенок может по своему выбору либо самостоятельно, либо совместно с другими детьми или воспитателем.
Именно свобода заниматься разными видами деятельности и является ключевой в подходе Реждио.
Особенное место в методике Реджио занимается проектная работа. Тема проекта определяется детьми самостоятельно, иногда спонтанно, исходя из тех интересов, которые возникли у ребенка в данный момент. Тема проекта реализуется не только в рамках проектной деятельности, но и в процессе игр, прогулок, занятий и т.д. Длительность проекта может быть от нескольких часов до нескольких дней. Проект может быть в любое время приостановлен и продолжен по требованию ребенка.
Важной частью методики Реджио является документирование всего образовательного процесса. Все разговоры детей, их обсуждения, размышления и т.д. подвергаются фиксации со стороны воспитателя (запись, видео- и фотосъемка и т.д.). Для каждого ребенка создается архив, в который помещаются его фотографии, рисунки, поделки и т.д. В настоящее время это называется портфолио.
Зафиксированные результаты помещаются на только в портфолио ребенка, но и вывешиваются на стенде, выставляются в групповой комнате или в приемной, на всеобщее обозрение.
Такая документация помогает увидеть со стороны проделанную работу, лучше понять происходящее, и осознать результат и его ценность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
redzhio.pptx | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЧТО ТАКОЕ РЕДЖИО-ПЕДАГОГИКА? Реджио-педагогика – это системный методологический подход, который затрагивает все сферы развития ребенка.
ЦЕЛЬ РЕДЖИО-ПЕДАГОГИКИ: сохранение и развитие всех возможных способов самовыражения ребенка
Лорис Малагуцци (1920–1994) — итальянский педагог и психолог, создатель реджио -педагогики. КТО СОЗДАЛ РЕДЖИО-ПЕДАГОГИКУ?
ОСНОВАМИ РЕДЖИО-ПЕДАГОГИКИ ЯВЛЯЮТСЯ: 1. Установление эффективного взаимодействия между детьми, педагогами, родителями и образовательной средой. 2. Ведение необходимой документации образовательного процесса 3. Организация проектной деятельности 4. Опора на принцип «у детей сто языков» 5. Активное слушание воспитателем детей, принимать во внимание детские рассуждения и мнения.
РОЛЬ ПЕДАГОГА В РЕДЖИО-ПЕДАГОГИКЕ педагог не воспитывает детей, а выполняет роль их ассистента или партнера, который помогает реализовать идеи и желания детей
ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ В РЕДЖИО-ПЕДАГОГИКЕ: - уважать ребёнка и смотреть ему в глаза; - объяснить правила и задать вопрос; - не «неправильно», а «по-другому»; - предлагать выбор и не торопить; - учиться в любой ситуации; - фантазировать важнее, чем читать.
РС СОСТОИТ ИЗ: - Разнообразных творческих материалов - Инструментов и предметов - Различных устройств
ПРОСТРАНСТВО ДОУ ДОЛЖНО ВКЛЮЧАТЬ В СЕБЯ СЛЕДУЮЩИЕ ЗОНЫ: - уединенный уголок - б ольшие комнаты - площадки для прогулки - мастерские
ПРОСТРАНСТВО РЕДЖИО Площадь детского сада значительно больше. Пространство наполнено зеркалами и прозрачными стеклами Детям предоставлена возможность помогать на кухне Не допускается использование искусственных материалов для отделки детского сада
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Современные образовательные технологии в частности приемы Педагогики Реджио Эмилия в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога в условиях реализации ФГОС в ДО»
Ключевые слова: инновационные технологии, дошкольное образование, принципы ФГОС ДО, Реджио-подход....
Реджио-педагогика. Особенности образования в европейских странах
В презентационных материалах рассматриваются основополагающие принципы реджио-педагогики. Реджио-педагогика – это концепция и практические методы работы коммунальных детских садов в Северо-италь...
"Создание открытого образовательного пространства на основе принципов Реджио педагогики в условиях ДОУ"
Распространение опыта на республиканской педагогической ярмарке "Сельская школа. Образовательная марка - 2018"...
Реджио-педагогика
Основаная цель этой программы - сохранять и развивать все возможные способы самовыражения ребенка....
Консультация-практикум для педагогов «Реджио-педагогика в комплексном развитии ребенка»
В настоящее время педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения...
Внедрение элементов Реджио – педагогики в средней группе «Капелька»
Внедрение элементов Реджио – педагогики в средней группе «Капелька»...
Консультация для педагогов: «Реджио - педагогика в системе дошкольного образования в реализации ФГОСДО»
Консультация для педагогов: «Реджио - педагогика в системе дошкольного образования в...