Консультация-практикум для педагогов «Реджио-педагогика в комплексном развитии ребенка»
консультация по развитию речи (старшая группа)
В настоящее время педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать те методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Одной из перспективных методик считается Реджио-педагогика (наряду с Вальдорфской школой и школой Монтессори). Подход Reggio Emilia approach активно используется в муниципальных садах Италии, Германии и других странах Европы, а также в частных детских садах США и Канады. В России данная методика только набирает популярность. В русскоязычной среде нет единого названия для данного подхода, в научной и педагогической литературе можно встретить несколько вариантов: подход Реджио Эмилия, Реджио-педагогика, Реджио-подход.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya-praktikum_dlya_pedagogov_redzhio-pedagogika.docx | 25.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация-практикум для педагогов «Реджио-педагогика в комплексном развитии ребенка»
Динамика процессов, происходящих в современном обществе, диктует необходимость владения педагогами новыми компетенциями, навыками работы в информационно-коммуникационной среде, проектированием, умением находить решения инновационного характера через овладение педагогическими технологиями и внедрение передового педагогического опыта. Педагогу важно не упустить период для раскрытия творческого потенциала и мышления ребенка, сформировать поисковую активность и речевые способности. Поэтому организация целостного педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях на основе личностно ориентированного и компетентностного подходов обусловливает необходимость овладения педагогами широким спектром соответствующих образовательных технологий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности ребенка, его потребностей в самореализации и развитии.
В настоящее время педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать те методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Одной из перспективных методик считается Реджио-педагогика (наряду с Вальдорфской школой и школой Монтессори). Подход Reggio Emilia approach активно используется в муниципальных садах Италии, Германии и других странах Европы, а также в частных детских садах США и Канады. В России данная методика только набирает популярность. В русскоязычной среде нет единого названия для данного подхода, в научной и педагогической литературе можно встретить несколько вариантов: подход Реджио Эмилия, Реджио-педагогика, Реджио-подход.
Реджио-педагогика берет свое название от городка Реджио-Эмилия на севере Италии. Именно там после Второй мировой войны открылись детские сады с новым подходом к детям. Разработчиком данной методики является психолог Лорис Малагуцци. В основу методики были положены идеи знаменитых психологов и педагогов того времени: Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, Л. Выготского, Д. Брунера, М. Монтессори и других. В 1991 году Реджио-педагогика была признана лучшим педагогическим подходом для детских дошкольных учреждений. Основу данного метода составляют следующие принципы:
- уважительное отношение к ребенку;
- ребенок активно управляет своим развитием, выбирая, что ему интересно;
- ребенка нельзя ограничивать в движении в процессе познания мира;
- ребенку должен быть предоставлен выбор способов и путей самовыражения.
Особенности Реджио-педагогики
Сто языков ребенка
Ребенок может представлять свои идеи и мысли разными способами. Это подход выражает стихотворение Лориса Малагуцци «У ребенка сто языков»
Ребёнок состоит из сотни.
У ребёнка сто языков,
сто рук, сто мыслей,
сто способов думать,
играть и говорить.
Сто, всегда сто способов
слушать, восхищаться, любить.
Сто радостных чувств,
чтобы петь и понимать,
сто миров, чтобы совершать открытия,
сто миров, чтобы делать изобретения,
сто миров, чтобы мечтать.
У ребёнка сто (и ещё сто, сто, сто) языков,
но у него крадут девяносто девять из них.
Школа и культура отделяют голову от тела.
Они учат думать без рук,
делать без головы,
слушать молча,
понимать без радости,
а любить и восторгаться
только на Пасху и Рождество.
Они учат открывать уже существующий мир,
а девяносто девять из ста миров крадут.
Они учат:
игра и труд,
реальность и фантазия,
наука и воображение,
небо и земля,
разум и мечты —
вещи, несовместимые друг с другом.
В общем, учат,
что нет никакой сотни.
Ребёнок говорит:
сотня здесь.
Разнообразнее способы познания, восприятия, самовыражения, которым обладает ребенок, не всегда приемлемы миру взрослых, так как в ребенке они видят не маленького творца, а уменьшенную копию себя. Перечислим способы, помогающие ребенку выразить свои мысли, идеи и чувства:
- движение;
- рисунок;
- конструирование;
- лепка;
- театральные постановки;
- театр теней;
- создание коллажей;
- музыка.
Педагог – это помощник
Реджио-педагогика призывает помогать ребенку в его развитии, а не подгонять его под общие для всех требования. Педагог относится к детям с вниманием и уважением, создает ситуации, в которых ребенок учится задавать вопросы, при этом взрослый не спешит предлагать готовые ответы, побуждая размышлять и фантазировать. Педагог и ребенок – партнеры, которые взаимодействуют на равных. Педагог поощряет исследование различных тем, помогает в работе над детскими проектами, поддерживает, когда нужно найти решение проблемы.
Общение и сотрудничество
В процессе обучения дети активно взаимодействуют с семьей, педагогами, другими детьми и социокультурным пространством.
Так, родители не просто «сдают» ребенка педагогам, но и сами проводят время с детьми и участвуют в их занятиях. Дети активно взаимодействуют с социокультурным пространством: ходят на работу к родителям, посещают музеи, выставки.
Основой Реджио-педагогики является обучение в сотрудничестве, поэтому очень популярна групповая форма работы. В процессе работы в группах дети учатся вместе делать общее дело, нести за него ответственность, прислушиваться к мнению других, аргументировать свою позицию. В выполнении какого-либо задания, дела, на первое место ставится не результат, а процесс. Ведь именно процесс дает возможность познания и развития.
Дело или проект обычно возникает незапланированно: один ребенок находит интересное для него занятие → педагог помогает ребенку увлечь этим занятием других детей → дети вместе решают проблему.
Предметно-пространственная среда Реджио
В Реджио-педагогике большое значение играет окружающая среда, а пространство группы/класса называют третьим учителем. Предметно-пространственная среда стимулирует у ребенка развитие интереса к миру растений и животных, искусству, технике.
Чтобы ребенок мог себя проявить наиболее активно, для него создается особая среда, которая способствует проявлению любознательности ребенка и состоит из:
- материалов (краски, бумага, ткани, проволока, природные материалы: растения, песок, глина, цветы, семена и даже мусор);
- предметов и инструментов (различные игрушки, конструкторы, музыкальные инструменты, книги, карандаши и кисточки, пуговицы, различные костюмы, увеличительные лупы и т.д.);
- устройств (микроскоп, компьютер, проектор, фотоаппарат и пр.)
Сторонники Реджио-педагогики считают, что обычные вещи могут научить ребенка большему, чем «специальные» игрушки. Чтобы такое разнообразные материалов содержалось в порядке, у каждого уголка есть свое назначение, а порядок поддерживают как взрослые, так и дети.
В Реджио-пространстве среда организованна таким образом, что у детей есть возможность и для занятий, и для игр: оборудованы плоскости разного уровня, уголки и домики, шкафчики и ящики, много зеркал. Под присмотром взрослых дети могут поработать с микроскопом, фотоаппаратом, ноутбуком, проектором.
Наблюдение и «документация»
«Документация» ― это фиксирование процесса обучения, всего, что происходит на занятиях. Это могу быть наблюдения взрослых по поводу детских исследований, организации их взаимодействия, хода работы; детские комментарии, которые хранятся в виде аудиофайлов, где дети делятся своими мыслями, рассказывают о ходе работы; результаты детской работы в виде поделок и рисунков, так же это могут быть фотографии и видео.
«Документация» позволяет увидеть со стороны проделанную работу, лучше понять происходящее, отслеживая динамику личностных достижений ребенка и анализируя собранный материал. Дети же видят, что взрослые прислушиваются к ним и, в свою очередь, серьезно относятся к их словам и поступкам.
Правила воспитания в Реджио-педагогике
- Уважать ребёнка и смотреть ему в глаза
Каждый ребёнок должен чувствовать, что он является частью коллектива, где его ценят, как любого другого члена коллектива. И не важно кто это, ребенок, педагог или родитель. Это не предполагает, что взрослые должны опуститься до уровня ребенка, совсем наоборот, подняться до него.
Разговаривая с ребенком, взрослый должен быть на одном уровне, а не сверху вниз. Для этого следует сесть на детски стул или пол, разговаривать, глядя в глаза. Когда же ребенок рассматривает произведение искусства, нужно поднять его на уровень картины. Во время совместного приема пищи взрослые и ребенок тоже должны быть на одном уровне.
- Объяснить правила и задать вопрос
Ребёнок не может знать, что вы думаете, не может догадаться, чего вы от него хотите. Главная задача — объяснить, что существуют правила. В этом пространстве могут быть одни правила, в другом пространстве могут быть другие. Мы не ведём себя на стадионе, как в театре, — даже наша одежда совершенно разная. И мы должны транслировать ребёнку эти правила.
Надо обязательно объяснить, почему вы ввели это правило. Почему вы хотите, чтобы было так? Почему иногда можно на одном занятии не поднимать руку, когда идёт дискуссия, а на другом, когда много народу, мы должны подать какой-то знак, прежде чем говорить, и дождаться, пока спросят? Объясняя свою позицию, мы даём ребёнку инструменты, как ему поступить. Он может говорить, может молчать, может поднять руку, может дождаться, когда к нему обратятся.
Но прежде чем объяснять и транслировать правила, взрослые должны узнать, как можно больше о зоне ближайшего развития ребенка. Для этого можно просто задать открытый вопрос: что дети уже знают об этом правиле? Задавайте как можно больше открытых вопросов, побуждайте ребенка думать, дайте возможность построить свою версию и высказать ее.
- Не «неправильно», а «по-другому»
Если ребенок рисует, красное небо, не спешите поправлять его, констатируя факт, что небо синее. Лучше организуйте совместное исследование. Не следует говорить, что так не бывает, просто постарайтесь в совместной деятельности понять, когда это может быть.
Приведем пример. Ребенок нарисовал оранжевого ёжика. Взрослые понимают, что ежи серые, коричневые, ну уж никак не оранжевые. Педагог задал вопрос группе: «Может ли быть ежик оранжевым?». В ответ получил больше десяти версий, почему ёжик оранжевый: вымазался в глине, на нем наколоты осенние листья, ежик весь в подосиновиках, это волшебный ёж, ежи сходил в парикмахерскую и др.
Ребенок не должен боятся допустить ошибку, он просто должен понимать, что ответов может быть много. В любом случае взрослый должен попросить ребенка аргументировать свой мнение.
- Предлагать выбор и не торопить
Одно из главных правил в Реджио-педагогике ― не спешить. И прежде чем учить детей выбору, взрослые должны быть готовы к этому сами. Ведь не трудно поинтересоваться, чай с лимоном или без хочет сегодня ребенок. Даже трёхлетний ребёнок может выбрать — белый или чёрный хлеб он хочет скушать. Может сам сделать из него бутерброд.
Также нужно давать ребенку возможность выбрать одежду, а, чтобы не опаздывать, лучше это сделать с вечера. А если утром поменялась погода, значит, надо помочь и аргументировать: да, можешь, конечно, надеть, но тебе будет холодно, так как идет дождь. Можно предложить взять сменную одежду, и ребенок (если ему будет жарко или холодно) сам сможет переодеться.
Учите ребенка понимать, что нет безвыходных ситуаций, есть решение вопроса.
Родители часто путают две вещи: свобода выбора не означает отсутствие границ. Повзрослев, ребенок будет знать, зачем он что-то делает, почему выбирает именно это.
- Учиться в любой ситуации
Реджио-педагогика не отводит какое-то определенное время для получения знаний. Прочитав стихотворение С. Маршака «Где обедал воробей», предложите ребенку понаблюдать, где на самом деле он ест. Сходите в парк, лес, посмотрите на детской площадке. Пусть не увидели воробья, зато увидели других птиц, узнали, чем питаются они. Учите ребенка отвечать на вопросы с помощью наблюдения.
Не следует делить процесс познания на предметные области. Например, если мы учим ребенка играть в шахматы, мы включаем и умение ориентироваться в пространстве (горизонталь, вертикаль, право, лево), и знание цвета (белый, черный), проговариваем движения, развивая речевую деятельность.
Таким образом, ребёнок учится обрабатывать информацию не только ту, которую говорит взрослый. А взрослый при этом не останавливает ребёнка и слушает его.
- Фантазировать важнее, чем читать
Родители считают, что главная задача подготовки к школе ― научить ребенка читать и считать. Но ведь в конечном счете все овладевают чтением и счетом. Главная задача — это развитие творческого мышления. Нужно научить ребенка размышлять, аргументировать, придумывать новые проекты. И не важно, на какую тему проект, ведь в ходе работы можно посчитать, описать признаки, сравнить, нарисовать.
Фантазирование, образное мышление у людей развито тем лучше, чем они младше. Но потом это образное мышление начинает давить логика. И если творческое начало не поддерживать, то логика его задавит. Поэтому в дошкольном возрасте так важно отдавать предпочтение творчеству, развитию любознательности, любопытства и навыков исследовательской деятельности.
Из каких же ключевых приемов строится Реджо-педагогика?
Работа начинается с тщательного наблюдения за детьми: педагоги наблюдают за игрой, погружаются в сферу интересов детей, ведут «документацию». Собранный в ходе наблюдения материал тщательно анализируется, ставятся задачи и намечаются пути их решения.
После того, как выявлены интересы ребенка, необходимо помочь ему развиваться в актуальном для него самого направлении. Ключом такого развития в Реджо-педагогике является проектная деятельность.
Особенность проектной деятельности детей дошкольного возраста является то, что в основу проекта должен быть положен самый сильный (устойчивый) интерес ребенка. Формы реализации проекта могут быть разными:
- практический проект (создание поделок, макетов);
- художественный (создание картин);
- научный (проведение опыта).
Так проектом может стать строительство города из картонных коробок, разведение улиток в аквариуме, создание фресок на излюбленные сюжеты, организация почтовых отправлений внутри семьи (включая бабушек из других городов), создание собственной книги.
Все моменты и этапы проекта документируются. Взрослый записывает для себя вопросы, предложения и пожелания по дальнейшему движению вперед. Для ребенка делаются «говорящие стены», т.е. взрослый зарисовывает и записывает на больших плакатах все то важное, что имеет отношение к теме проекта, делает фотохронику проекта.
Проект не имеет ограничений по времени. В Реджио-педагогике продолжительность проекта примерно три недели. При этом, если ребенок очень увлечен темой, то целесообразно увеличить время работы над проектом.
Взрослые работают над проектом вместе с детьми, но не вместо их, они выполняют роль одного из исполнителей, но далеко не всегда должны осуществлять руководство деятельностью детей, а только тогда, когда требуется. В проекте дошкольника важен не результат, а процесс.
Для работы над проектом у ребенка должно быть рабочее место, место для демонстрации результатов, место для игры и для выступления.
Несмотря на то, что Реджио-педагогика разрабатывалась для детских садов, большинством методов и приемов могут воспользоваться родители, которые заинтересованы в развитии ребенка. В процесс организации взаимодействия с ребенком можно внедрять отдельные элементы Реджио-педагогики.
Например, если у ребенка развивается тот или иной навык, и родители создают комфортные условия для его формирования:
- интерес к двигательной активности — организация спортивного уголка в доме;
- интерес к звездному небу — поход в планетарий, прогулка с наблюдением за звездами и изучением созвездий, а затем зарисовка их;
- интерес к сказкам — создание дома мини-театра, написание собственной книги.
Возможность вместе мастерить и творчески самовыражаться — это хорошая семейная практика, знакомая многим родителям. Помните, где бы вы не находились — на прогулке, за столом, в пути — можно найти объект для обсуждения и исследования.
Реджио-подход считается одним из самых перспективных направлений в педагогике раннего развития — стремление ребенка познавать и исследовать, выражать себя сотнями способов закладывается в раннем возрасте. Задача взрослых — создавать условия для этого.
Реджио-педагогика позволяет ребенку проявить его любознательность, развивает творческий подход к любой деятельности, критическое мышление, саморегуляцию, умение работать в команде, уважать чужую позицию и многое другое. Это именно те навыки, которые наиболее полезны для человека в XXI веке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация практикум Речевая культура педагога
Консультация-практикумТема: «Речевая культура педагога»Цель: Расширить представления об этикетных нормах и правилах поведения в диалоге с родителями воспитанниковЗадачи: Активизировать словарный...
«Природа, как средство комплексного развития ребенка»
Воспитание деятельной любви к природе – процесс длительный. В дошкольном возрасте он только начинается: и может, и должен затрагивать все области развития дошкольника: коммуникативную, познавате...
Тезисы выступления на тему «Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка» (Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников)
Тезисы выступления на тему: "Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка"...
Статья: "Ментальная арифметика - как метод комплексного развития ребенка"
Статья посвящена современной методике дополнителного образования детей "Ментальная арифметика", данная методика является востребованной и все больше педагогов проявляет интерес к ментальной ...
Рабочая программа «Кинезиология -комплексное развитие ребенка с ОНР»
Рабочая программа по Кинезиологии рассчитанная на два года обучения для детей 5-7 лет...
Консультация для педагогов: «Реджио - педагогика в системе дошкольного образования в реализации ФГОСДО»
Консультация для педагогов: «Реджио - педагогика в системе дошкольного образования в...
Семинар «Реджио педагогика-актуальность и перспектива развития в Российском дошкольном образовании»
Познакомить с концептуальными положениями и образовательными возможностями Реджио-педагогики; узнать историю и предпосылки формирования Реджио-подхода;уточнить и закрепить представления о методах и пр...