«Современные образовательные технологии в частности приемы Педагогики Реджио Эмилия в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога в условиях реализации ФГОС в ДО»
статья по коррекционной педагогике на тему
Ключевые слова: инновационные технологии, дошкольное образование, принципы ФГОС ДО, Реджио-подход.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_-_tehnologii.docx | 32.2 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современные образовательные технологии в частности приемы Педагогики Реджио Эмилия в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога в условиях реализации ФГОС в ДО»
Ключевые слова: инновационные технологии, дошкольное образование, принципы ФГОС ДО, Реджио-подход.
Современный мир, в котором мы живем и воспитываем своих детей, постоянно обновляется, он динамичен и изменчив. Инновационные технологии кардинально изменили наш образ жизни и образ жизни наших крох. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать. Современные дети очень отличаются от их сверстников предыдущих поколений. Что же делать взрослым? Как и чему учить наших малышей? Ведь сегодня те знания, которые передавали детям педагоги еще несколько лет назад, устарели, стали неактуальными.
Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования и обновления педагогических технологий. Возникла необходимость овладеть спектром инновационных образовательных технологий и применять их в своей практической профессиональной деятельности.
Для того чтобы успешно реализовывать образовательно-воспитательную функцию современного поколения был составлен и внедряется ФГОС в ДО. Документ регулярно обновляется с учетом развития современного технологического прогресса и требования общества. Содержание образования постоянно усложняется. Поэтому поиск новых приёмов, методов и технологий актуален в наше время. На смену традиционным методам и приемам приходят такие методы и приемы обучения и воспитания, которые направлены на всестороннее развитие
личности ребенка.
Дошкольное детство - очень важный и сложный этап развития личности ребенка. Если в этот период предоставить ребенку как можно больше возможностей для всестороннего развития, то и дальнейшая учеба в школе, и вся жизнь человека сложится более успешно. Детей в детском саду не надо учить в школьном смысле этого слова. Они к этому еще не готовы. В детском саду с детьми надо играть, а не устраивать для них подобие уроков.
Одним из требований ФГОС ДО является «Поддержка инициативы и самостоятельности детей в игровой деятельности». По такому принципу работают уже сейчас многие педагоги. Вся система общественного дошкольного воспитания должна работать на ребенка, строиться вокруг его интересов, верить в силу и возможности ребенка и верить в то, что любая деятельность может быть полезной и значимой для развития детей. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных педагогических технологий.
Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые способствуют развитию ключевых компетенций детей: исследовательских, социально–личностных, коммуникативных, организаторских, личностно–адаптивных, информационных и ключевых компетентностей; развивать способность работать без постоянного руководства, способность брать на себя ответственность по собственной инициативе, способность осваивать какие – либо знания по собственной инициативе, умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для анализа и обобщения.
В последние годы отмечается увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей.
Цель работы учителя-дефектолога в дошкольной образовательной организации — сохранение психологического и соматического здоровья детей в рамках коррекционно-развивающего обучения с учетом программ, используемых в детском саду. Коррекционно-развивающая работа должна соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Найти актуальное и значимое, здесь и сейчас, для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – вот главная, коммуникативная, задача современного учителя-дефектолога.
Исходя из этого, учитель-дефектолог должен использовать образовательные технологии, которые бы соответствовали современным требованиям.
Есть альтернативный, более комфортный для всех участников педагогического процесса подход — педагогическая система Реджио Эмилия. Дошкольное образование в Реджо-Эмилии достойно отдельной главы в учебнике по педагогике. Реджо-Эмилия – небольшой городок в Италии. Именно здесь совместными усилиями родителей и муниципалитета возникла целая педагогическая система, которая в 1991 году была признана международными экспертами лучшей для работы в детских образовательных учреждениях. [4]
"Reggio Emilia» - это не теория воспитания, не методика и не модель, которую можно легко перенести в любой садик. Это скорее опыт другого отношения к детству и воспитанию детей. Мыслители, дизайнеры, художники, родители и все, кому не безразлична судьба человечества, задумываются, как вырастить свободных людей, способных рассуждать и мыслить. Они считают, что детей, надо сделать полноценными членами общества, чтобы они не только развивали свои когнитивные способности, но и развивались во взаимодействии с местным сообществом, с другими людьми. [5]
Теоретиком подхода стал Лорис Малагуцци, директор образовательных программ Reggio Emilia. Создатели и последователи Реджио-подхода в своих работах и идеях опирались, в том числе, и на теории известных ученых и
педагогов, таких как:
- теория о зоне ближайшего развития Л. С. Выготского;
- теория сенситивных периодов, принцип «Помоги мне это сделать самому» и «Среда – третий учитель» Марии Монтессори;
- теория когнитивного развития Ж. Пиаже;
- теория множественного интеллекта Г. Гарднера и другие. [2]
Педагогика Реджио Эмилия основана на принципах уважения личности ребенка, воспитания ответственности и создания развивающей среды, приспособленной для реализации вектора развития, который задается ребенком. Применение приемов данного подхода не противоречит требованиям ФГОС, способствует реализации целей и решению задач ФГОС, принципы данного подхода гармонично перекликается с ведущими принципами ФГОС ДО.
Преемственность основных принципов
Принципы, заложенные в нормативных документах, на основе которых разработан ФГОС ДО[3] | Принципы, на которых базируется инновационный подход к образованию Reggio Emilia [4] |
Уважение личности ребенка. | Ребенок - это человек, а любой человек заслуживает уважения. |
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования). | Дети могут контролировать свое обучение и развитие. |
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. | Дети строят отношения с другими детьми в пространстве, где им можно исследовать мир. |
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. | У детей должно быть много путей и способов выразить себя (драма, музыка, рисунок, пение, танцы, конструирование, беседа)... |
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. | Дети учатся, трогая, двигая, двигаясь, слушая, видя и слушая. Во всем этом их нельзя ограничивать. |
Сотрудничество Организации с семьёй. | Родители активно участвуют в развитии детей, они осведомлены о любых изменениях в программе, более того, они участники, соавторы этой программы обучения. |
Итак, в основе Реджио – самостоятельное исследование мира ребенком. Главный принцип: ребенок не объект педагогического процесса, а полноценный участник. Взрослый находится рядом, но чуть впереди, он показывает собственным примером, как интересно что-то узнавать, жить в социуме.
“Дети способны сами развить свой интеллект. Задача взрослого предоставить ребенку возможности для развития”
Лорис Малагуцци [2]
Цель педагогов — создать маленьким исследователям среду и подобрать достойные материалы. В Реджио-среде преобладают природные элементы, которые находятся в свободном доступе: древесина и камни, песок, вода, глина; обязательно наличие предметов без определенного назначения: деревянные кубики, не покрытые краской или глиняные фигурки, которые ребенок может применять по своему замыслу; основа для творчества: цветная и текстурная бумага, картон, краски и мелки. Можно использовать небольшие коробки, крышки, бутылки, пуговички и прочие вещи, которые на первый взгляд кажутся нам ненужными. По логике Реджио чем больше предметов, материалов и явлений исследует ребенок, тем богаче и ярче будет его понимание картины мира.
Основываясь на естественном опыте прикосновения к предметам, слушания, наблюдения, перемещения в пространстве, взаимодействия с другими детьми и взрослыми, малыш самостоятельно выбирает путь личностного роста.
Из каких же ключевых приемов строится Педагогика Реджио Эмилия? Работа с детьми начинается с тщательного наблюдения за ними. После того, как выявлены интересы ребенка, можно помочь ему развиваться в актуальном для него самого направлении. Ключом такого развития в Реджио- подходе является проектная деятельность. Особое место в данной системе отведено созданию развивающей среды.
Реджио-подход способствует развитию нестандартного мышления
ребенка, который опираясь на свое врожденное любопытство и неудержимую фантазию, исследует и изучает окружающие предметы и явления.
Основная идея состоит в том, что ребенок самовыражается множеством способов, которые остаются не замеченными взрослыми. Способности детей останутся нераскрытыми, если не поощрять восприятие и не давать времени и возможности вдуматься в окружающее. Восприятие ребенка своеобычно, его интерпретации и трактовки самоценны, он учится у самого себя, у других детей и взрослых, но не прямо, а косвенно, включая свои впечатления в контекст деятельности и перерабатывая их. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут воспитываться вместе с нормально развивающимися детьми. [1]
Оречевление происходящего – важнейший принцип Реджио Эмилия.
Дети учатся друг у друга задавать вопросы, ставить и обсуждать проблемы, выдвигать объяснительные гипотезы. В области обучения важнейшим принципом является следующее положение: то, что дети выучивают, не следует автоматически из того, что им преподают; это, скорее, в значительной степени вытекает из их собственной деятельности как следствие их активности и ресурсов взрослых. [1]
“Предоставьте ребенку возможности для развития, и вы удивитесь, сколько потенциала заложено в нем”
Лорис Малагуцци [2]
Использование предметов разнообразных по величине, фактуре, назначению способствует развитию и коррекции психических функций, накоплению сенсорного опыта, развитию мелкой моторики рук, что напрямую связано с умственным и речевым развитием, а так же способствует выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков; обусловливает корригирующее воздействие на эмоционально-волевую и личностную сферы ребенка. Прикосновение к природным элементам, музыкальным произведениям, произведениям искусства, предметам быта, инструментам дает определенный терапевтический эффект, способствует снятию психоэмоциональной нагрузки, психокоррекции поведения и подготовке ребенка с особыми образовательными потребностями к социальной адаптации.
Таким образом, применение приемов Реджио-подхода очень актуально. Данный подход позволяет подойти к организации коррекционно-педагогического процесса с позиций современной педагогики и психологии, оптимизировать, индивидуализировать и дифференцировать обучение детей, расширить возможности в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога и значительно повысить её эффективность.
Педагог, умело и эффективно владеющий современными образовательными технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль
мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем,
организации своей деятельности.
Построение обучения с использованием конкретных современных образовательных технологий в педагогической практике может не только намного облегчить труд педагога, и, в частности учителя-дефектолога, но и позволить добиться значительно лучших и более устойчивых результатов в работе с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.
Список литературы, источники
1.Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. -240 с.
2.www.prognezdo.ru
3. http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/10/31/osnovnye-printsipy-doshkolnogo-obrazovaniya-i-ikh-realizatsiya
4.http://deti-club.ru/doshkolnoe-obrazovanie-unikalnaya-proektnaya-deyatelnost-v-detskikh-sadakh-reggio-emilia
5.nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Проект "Мини-музей "Город Снеговиков" - как одна из форм работы с родителями в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовательном учреждении» (из опыта работы)
В современных условиях родители являются основными заказчиками услуг дошкольного учреждения. Поэтому необходимо взаимодействие между родителями и педагогами. Одной из главных целей работы педагогов яв...
НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Раздумья на тему "Роль учителя - логопеда в реализации стандартов нового поколения" - это повод взглянуть на профессию со стороны, попытаться осмыслить её важность.Учить ребёнка правильной, ...
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ НА ЛОГОПУНКТЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Ведущими задачами по образовательной области «Речевое развитие», которые решаются в детских садах, являются: овладение детьми речью как средством общения и культуры; обогащение активного с...
«Современные способы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО»
В настоящее время педагогу представлен широкий выбор различных форм работы с семьёй, через которые реализуется это взаимодействие. И выбор из этого многообразия форм и средств зависит от самого педаго...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Современные игровые технологии представлены, в основном, в виде настольно-печатных игр с карточками. Практическая значимость обусловлена тем, что данный материал при работе с детьми могут исполь...
Внедрение современных технологий работы с родителями как условие реализации ФГОС ДО.
Внедрение современных технологий работы с родителями как условие реализации ФГОС ДО....
"Повышение эффективности коррекционно-развивающих занятий через использование ИКТ в условиях реализации ФГОС"
Цель внедрения ИКТ: оптимизация коррекционного процесса дошкольников, создание у детей более высокой мотивационной готовности к обучению.Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деяте...