Методика работы социального педагога с семьей
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Антипова Наталья Анатольевна

Материал для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_raboty_sotspedagoga_s_semey.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Методика работы социального педагога с семьей

Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Сегодня перед семьей остро стоит проблема ее дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы «родитель – ребенок», взаимным отчуждением детей и родителей.

Одной из основных задач социального педагога является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей.

В случае необходимости социальный педагог проводит социальную диагностику семьи, определяя тип семьи по различным основаниям классификации.

1. По структуре:

Полные семьи

Неполные семьи

1) с одним ребенком;

2) с 2 (однополыми);

3) с 2 (разнополыми);

4) с 3 детьми;

5) многодетная (с 4 детьми и более);

6) дети сводные;

7) дети неродные;

8) в том числе с бабушкой, дедушкой.

1) одинокая мама;

2) родители разведены;

3) один отец;

4) опекун

2. По материальной обеспеченности семьи:

∙ с очень высоким материальным достатком;

∙ с высоким материальным достатком;

∙ со средним материальным достатком;

∙ с низким материальным достатком;

∙ нуждающиеся (за чертой бедности).

3. По социально-правовой устойчивости и воспитательному потенциалу семьи:  

1) социально-устойчивая, но неблагополучная в воспитательном отношении

Воспитательно-сильная

2) социально-устойчивая, но неблагополучная в воспитательном отношении

- воспитательно-неустойчивая;

- воспитательно-слабая с утратой контакта с детьми и контроля над ними

3) социально-неустойчивая, неблагополучная в воспитательном отношении

- воспитательно-слабая с постоянно конфликтной атмосферой;

- воспитательно-слабая с агрессивно негативной атмосферой

4) социально-неустойчивая, негативная в воспитательном отношении

- маргинальная (с алкогольной, сексуальной деморализацией, наркотической зависимостью);

- вступающая в конфликт с законом;

- преступная;

- психически отягощенная

4. По взаимоотношениям:

- гармоничная;

- компромиссная;

- неустойчивая;

- мнимая;

- конфликтная;

- резко конфликтная;

- потребительская;

5. По семейной ориентации:

- на деятельность;

- общение;

- самоудовлетворение (эгоистические).

Определить воспитательную позицию семьи можно, используя данную таблицу:

Позиция семьи

Отношение родителей

Последствия в формировании личности

1. Педагогически оправданная позиция

Заботливость, любовь в сочетании с разумной требовательностью, дружески, доверительные отношения, поощрение самостоятельности

Нормальное развитие личности, адекватная самооценка

2. «Залюбленное детство»

Слепое обожание, мелочная опека, потакание всем желаниям, ребенок – центр семьи, неоправданная идеализация его родителями

Торможение социализации, несамостоятельность, инфантильность, эгоизм, своеволие, упрямство, ложь, завышенная самооценка

3. «Равнодушное детство»

Пренебрежение интересами ребенка, отчужденность, равнодушие, попустительство, бесконтрольность

Замедление эмоционального развития, обостренное самолюбие, агрессивность, отчаяние, недоверие к взрослым, озлобленность, разочарование, уход в собственный мир.

4. «Задерганное детство»

Чрезмерная опека, запреты как система воспитания, чрезмерная требовательность, жестокость в обращении, излишняя строгость, постоянные нотации, грубость в проявлениях родительской власти

Проблемы в социализации, подавленные желания, неуверенность в себе, страх, коварство, мстительность, обидчивость, озлобленность, попадание в зависимость более сильным сверстникам, приспособленчество, угодничество, заниженная самооценка.

5 «Загубленное детство»

Аморальный пример родителей, полная бесконтрольность, безнадзорность, ребенок как объект постоянных ссор – каждый из родителей стремиться привлечь его на свою сторону

Признание только физической силы, формирование антисоциального идеала, оправдание собственных недостатков, скепсис, злость, агрессивность, лицемерие, приспособленчество, неверие в будущее, недисциплинированность, разочарование, недоверие ко взрослым, уход в себя, стремление отгородиться от окружающих

Если родители понимают, что в семье имеет место проблема и ищут пути для ее преодоления, социальный педагог может предложить родителям анкету с целью определения характера взаимоотношений в семье, выявления скрытых конфликтов. На основе полученной информации, совместно с родителями, наметить пути нормализации положения. Анкета также может быть анонимной, если социальный педагог организует родительский тренинг семейного общения.

Работа с малообеспеченными семьями

Виды возможной работы социального педагога с малообеспеченными семьями:

- выявление таких семей, наблюдение, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных взаимоотношений;

- оказание юридической помощи: отстаивание интересов членов таких семей, помощь в предоставлении возможных услуг, защита прав и т.п.;

- направление в случае необходимости в службу психологической помощи;

- организация досуга и отдыха детей совместно с профсоюзными комитетами и администрацией предприятий и организаций, находящихся на данной территории;

- оказание родителям помощи в трудоустройстве, содействие устройству на бесплатные курсы, в центры для профессионального обучения или переобучения;

- трудоустройство несовершеннолетних;

- оказание содействия в организации совместного досугового общения и др.

Работа с семьями безработных

Виды возможной работы социального педагога с семьями безработных:

- выявление семей безработных, наблюдение, изучение их состояния, потребностей, проблем, проектирование возможной помощи;

- оказание посильной организационно-юридической помощи;

- психологическая поддержка, объем которой определяется мерой компетенции социального педагога, направление для консультации в специализированные учреждения;

- организация досуга и отдыха детей;

- возможное содействие в трудоустройстве;

- помощь в получении различных видов материальной помощи;

- информационная и организационно-посредническая помощь;

- социальный патронаж детей «группы риска» из малообеспеченных семей.

Работа с многодетными семьями

Под многодетной семьей в европейской части России принято понимать семью, имеющую трех и более детей. В регионах с традиционно высокой рождаемостью этот показатель может быть увеличен.

К основным проблемам многодетных семей относятся:

- материальные;

- обеспечение полноценным питанием, одеждой, жильем;

- проблемы со здоровьем

- снижение уровня возможностей и условий для получения полноценного образования у детей;

- рост числа разводов;

- проблемы с воспитанием (ослабленный или отсутствующий присмотр, незнание родителями правил организации нормальных взаимоотношений, самообслуживания, распределение поручений в семейном быту);

- индивидуальные проблемы ребенка (загруженность, нехватка родительского тепла, отсутствие возможности отдохнуть от избыточных контактов, трудности в проведении каникул, оздоровления и др.);

- моральные проблемы (отношение в обществе к многодетным семьям) и т.п.

К видам работы социального педагога  с многодетными семьями относятся:

- выявление и учет многодетных семей;

- определение основных проблем и потребностей;

- предоставление информации о пособиях и социальных льготах;

- помощь членам семьи в трудоустройстве, в контактах с руководителями предприятий, общественными организациями;

- помощь в решении проблем женщины-матери (психологическая поддержка);

- консультирование членов семьи, социально-педагогическая поддержка;

- социальный патронаж детей и межличностных отношений;

- контроль использования выделенных детям материальной помощи (в случае необходимости);

- организация благотворительных акций в пользу многодетных семей и др.

Работа с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями

По исследованиям американских ученых, неполноценные дети есть в каждой седьмой семье: дети, имеющие от родимого пятна на лице до функциональных недостатков, слепоты, глухоты, замедленного умственного развития.

Характеристика детей с ограниченными возможностями

Существует довольно много классификаций по различным основаниям для людей, имеющих отклонения в здоровье и развитии в 1980г. Всемирная организация здравоохранения приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:

- недуг – любая утрата или аномалия психических либо физиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющая какую-либо деятельность;

- ограниченная возможность – любые ограничения или потеря способности выполнять какую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человека;

- недееспособность (инвалидность) – любое следствие дефекта или ограниченная возможность конкретного человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой-либо нормативной роли исходя из возрастных, половых или социальных факторов.

В проекте закона РФ о специальном образовании физические отклонения определяются исходя из возможностей обучения ребенка. Введено понятие «лица с ограниченными возможностями здоровья». К ним относят детей, имеющих физический и (или) психический недостаток, которые препятствуют освоению образовательных стандартов без создания специальных условий для получения образования. Введено также понятие «недостаток», выделены виды недостатков – физический, психический, сложный и тяжелый.

К физическим недостаткам относят подтверждение в установленном порядке временные или постоянные недостатки в развитии или функционировании органа (органов) человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.

Психический недостаток – это утвержденный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентиация Работа социального педагога с семьей

Презентиация Работа социального педагога с семьей...

Основные формы работы социального педагога с семьями детей «группы риска.»

Основные формы работы  социального педагога с семьями детей «группы риска.»...

Статья «Работа социального педагога с семьей воспитывающей ребенка с ОВЗ»

Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число семей воспитывающих ребенка-инвалида велико и неуклонно возрастает. Семья сталкивается с огромным числом проблем. Среди них немаловажное место з...

Работа социального педагога с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ

Одной из наиболее актуальных проблем социальной педагогической работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями....

РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только её возможности в сфере духовно-пр...

Основные формы работы социального педагога с семьями из группы риска

В своей работе  приходится сталкиваться с различными типами семей. Но первоочередная задача в работе с семьями группы риска, это разрешение кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в се...

План работы социального педагога с семьями, находящимися в «группе риска» июнь 2022г.

План работы социального педагога с семьями, находящимися в «группе риска» июнь 2022г....