Методика работы социального педагога с семьей
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Методика работы социального педагога с семьей
Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Сегодня перед семьей остро стоит проблема ее дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы «родитель – ребенок», взаимным отчуждением детей и родителей.
Одной из основных задач социального педагога является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей.
В случае необходимости социальный педагог проводит социальную диагностику семьи, определяя тип семьи по различным основаниям классификации.
1. По структуре:
Полные семьи | Неполные семьи |
1) с одним ребенком; 2) с 2 (однополыми); 3) с 2 (разнополыми); 4) с 3 детьми; 5) многодетная (с 4 детьми и более); 6) дети сводные; 7) дети неродные; 8) в том числе с бабушкой, дедушкой. | 1) одинокая мама; 2) родители разведены; 3) один отец; 4) опекун |
2. По материальной обеспеченности семьи:
∙ с очень высоким материальным достатком;
∙ с высоким материальным достатком;
∙ со средним материальным достатком;
∙ с низким материальным достатком;
∙ нуждающиеся (за чертой бедности).
3. По социально-правовой устойчивости и воспитательному потенциалу семьи:
1) социально-устойчивая, но неблагополучная в воспитательном отношении | Воспитательно-сильная |
2) социально-устойчивая, но неблагополучная в воспитательном отношении | - воспитательно-неустойчивая; - воспитательно-слабая с утратой контакта с детьми и контроля над ними |
3) социально-неустойчивая, неблагополучная в воспитательном отношении | - воспитательно-слабая с постоянно конфликтной атмосферой; - воспитательно-слабая с агрессивно негативной атмосферой |
4) социально-неустойчивая, негативная в воспитательном отношении | - маргинальная (с алкогольной, сексуальной деморализацией, наркотической зависимостью); - вступающая в конфликт с законом; - преступная; - психически отягощенная |
4. По взаимоотношениям:
- гармоничная;
- компромиссная;
- неустойчивая;
- мнимая;
- конфликтная;
- резко конфликтная;
- потребительская;
5. По семейной ориентации:
- на деятельность;
- общение;
- самоудовлетворение (эгоистические).
Определить воспитательную позицию семьи можно, используя данную таблицу:
Позиция семьи | Отношение родителей | Последствия в формировании личности |
1. Педагогически оправданная позиция | Заботливость, любовь в сочетании с разумной требовательностью, дружески, доверительные отношения, поощрение самостоятельности | Нормальное развитие личности, адекватная самооценка |
2. «Залюбленное детство» | Слепое обожание, мелочная опека, потакание всем желаниям, ребенок – центр семьи, неоправданная идеализация его родителями | Торможение социализации, несамостоятельность, инфантильность, эгоизм, своеволие, упрямство, ложь, завышенная самооценка |
3. «Равнодушное детство» | Пренебрежение интересами ребенка, отчужденность, равнодушие, попустительство, бесконтрольность | Замедление эмоционального развития, обостренное самолюбие, агрессивность, отчаяние, недоверие к взрослым, озлобленность, разочарование, уход в собственный мир. |
4. «Задерганное детство» | Чрезмерная опека, запреты как система воспитания, чрезмерная требовательность, жестокость в обращении, излишняя строгость, постоянные нотации, грубость в проявлениях родительской власти | Проблемы в социализации, подавленные желания, неуверенность в себе, страх, коварство, мстительность, обидчивость, озлобленность, попадание в зависимость более сильным сверстникам, приспособленчество, угодничество, заниженная самооценка. |
5 «Загубленное детство» | Аморальный пример родителей, полная бесконтрольность, безнадзорность, ребенок как объект постоянных ссор – каждый из родителей стремиться привлечь его на свою сторону | Признание только физической силы, формирование антисоциального идеала, оправдание собственных недостатков, скепсис, злость, агрессивность, лицемерие, приспособленчество, неверие в будущее, недисциплинированность, разочарование, недоверие ко взрослым, уход в себя, стремление отгородиться от окружающих |
Если родители понимают, что в семье имеет место проблема и ищут пути для ее преодоления, социальный педагог может предложить родителям анкету с целью определения характера взаимоотношений в семье, выявления скрытых конфликтов. На основе полученной информации, совместно с родителями, наметить пути нормализации положения. Анкета также может быть анонимной, если социальный педагог организует родительский тренинг семейного общения.
Работа с малообеспеченными семьями
Виды возможной работы социального педагога с малообеспеченными семьями:
- выявление таких семей, наблюдение, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных взаимоотношений;
- оказание юридической помощи: отстаивание интересов членов таких семей, помощь в предоставлении возможных услуг, защита прав и т.п.;
- направление в случае необходимости в службу психологической помощи;
- организация досуга и отдыха детей совместно с профсоюзными комитетами и администрацией предприятий и организаций, находящихся на данной территории;
- оказание родителям помощи в трудоустройстве, содействие устройству на бесплатные курсы, в центры для профессионального обучения или переобучения;
- трудоустройство несовершеннолетних;
- оказание содействия в организации совместного досугового общения и др.
Работа с семьями безработных
Виды возможной работы социального педагога с семьями безработных:
- выявление семей безработных, наблюдение, изучение их состояния, потребностей, проблем, проектирование возможной помощи;
- оказание посильной организационно-юридической помощи;
- психологическая поддержка, объем которой определяется мерой компетенции социального педагога, направление для консультации в специализированные учреждения;
- организация досуга и отдыха детей;
- возможное содействие в трудоустройстве;
- помощь в получении различных видов материальной помощи;
- информационная и организационно-посредническая помощь;
- социальный патронаж детей «группы риска» из малообеспеченных семей.
Работа с многодетными семьями
Под многодетной семьей в европейской части России принято понимать семью, имеющую трех и более детей. В регионах с традиционно высокой рождаемостью этот показатель может быть увеличен.
К основным проблемам многодетных семей относятся:
- материальные;
- обеспечение полноценным питанием, одеждой, жильем;
- проблемы со здоровьем
- снижение уровня возможностей и условий для получения полноценного образования у детей;
- рост числа разводов;
- проблемы с воспитанием (ослабленный или отсутствующий присмотр, незнание родителями правил организации нормальных взаимоотношений, самообслуживания, распределение поручений в семейном быту);
- индивидуальные проблемы ребенка (загруженность, нехватка родительского тепла, отсутствие возможности отдохнуть от избыточных контактов, трудности в проведении каникул, оздоровления и др.);
- моральные проблемы (отношение в обществе к многодетным семьям) и т.п.
К видам работы социального педагога с многодетными семьями относятся:
- выявление и учет многодетных семей;
- определение основных проблем и потребностей;
- предоставление информации о пособиях и социальных льготах;
- помощь членам семьи в трудоустройстве, в контактах с руководителями предприятий, общественными организациями;
- помощь в решении проблем женщины-матери (психологическая поддержка);
- консультирование членов семьи, социально-педагогическая поддержка;
- социальный патронаж детей и межличностных отношений;
- контроль использования выделенных детям материальной помощи (в случае необходимости);
- организация благотворительных акций в пользу многодетных семей и др.
Работа с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями
По исследованиям американских ученых, неполноценные дети есть в каждой седьмой семье: дети, имеющие от родимого пятна на лице до функциональных недостатков, слепоты, глухоты, замедленного умственного развития.
Характеристика детей с ограниченными возможностями
Существует довольно много классификаций по различным основаниям для людей, имеющих отклонения в здоровье и развитии в 1980г. Всемирная организация здравоохранения приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:
- недуг – любая утрата или аномалия психических либо физиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющая какую-либо деятельность;
- ограниченная возможность – любые ограничения или потеря способности выполнять какую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человека;
- недееспособность (инвалидность) – любое следствие дефекта или ограниченная возможность конкретного человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой-либо нормативной роли исходя из возрастных, половых или социальных факторов.
В проекте закона РФ о специальном образовании физические отклонения определяются исходя из возможностей обучения ребенка. Введено понятие «лица с ограниченными возможностями здоровья». К ним относят детей, имеющих физический и (или) психический недостаток, которые препятствуют освоению образовательных стандартов без создания специальных условий для получения образования. Введено также понятие «недостаток», выделены виды недостатков – физический, психический, сложный и тяжелый.
К физическим недостаткам относят подтверждение в установленном порядке временные или постоянные недостатки в развитии или функционировании органа (органов) человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.
Психический недостаток – это утвержденный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентиация Работа социального педагога с семьей
Презентиация Работа социального педагога с семьей...
Основные формы работы социального педагога с семьями детей «группы риска.»
Основные формы работы социального педагога с семьями детей «группы риска.»...
Статья «Работа социального педагога с семьей воспитывающей ребенка с ОВЗ»
Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число семей воспитывающих ребенка-инвалида велико и неуклонно возрастает. Семья сталкивается с огромным числом проблем. Среди них немаловажное место з...
Работа социального педагога с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ
Одной из наиболее актуальных проблем социальной педагогической работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями....
РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только её возможности в сфере духовно-пр...
Основные формы работы социального педагога с семьями из группы риска
В своей работе приходится сталкиваться с различными типами семей. Но первоочередная задача в работе с семьями группы риска, это разрешение кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в се...
План работы социального педагога с семьями, находящимися в «группе риска» июнь 2022г.
План работы социального педагога с семьями, находящимися в «группе риска» июнь 2022г....