Совместная деятельность с детьми старшей группы по формированию представлений об окружающем мире посредством экспериментирования «Лаборатория научных фокусов»
опыты и эксперименты (старшая группа)

Бузина Анастасия Александровна

Открытое занятие по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №62 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга

Совместная деятельность с детьми старшей группы по формированию представлений об окружающем мире

посредством экспериментирования

«Лаборатория научных фокусов»

с использованием ИКТ технологии

Подготовила и провела: воспитатель I квалификационной категории

Анастасия Александровна Бузина

Санкт-Петербург

2024

Совместная деятельность с детьми старшей группы по формированию представлений об окружающем мире посредством экспериментирования

«Лаборатория научных фокусов»

Подготовила и провела: воспитатель А.А. Бузина

Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

Обучающие:

- Расширять представления детей о свойствах различных веществ и материалов;

- Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять фокусы с научной точки зрения;

Развивающие:

- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

- Развивать любознательность, память (наблюдательность) и познавательный интерес;

Воспитательные:

- Воспитывать уважение к чужой точке зрения, чувство товарищества, желание оказать помощь другу;

Предварительная работа:

- Просмотр презентации «Вулканы – чудо природы»;

-Чтение научно – познавательной литературы «Вокруг света за 80 экспериментов», Лоренцо Монако, Маттео Помпили;

- Беседа о свойствах магнита;

- Просмотр познавательного фильма «Секреты шпиона»;

-Знакомство с веществами, материалами и их свойствами;

- Опытная деятельность в группе;

- Создание макетов;

- Игры детей с лэпбуком «Силы вулкана»

Материалы и оборудование:

Письмо от героя, ноутбук, телевизор, йод, вода, кисточка, макет вулкана (сода, вода, лимон, жидкость для мытья посуды), макет дороги из (картона, стекла, фанеры), две машины, магниты.

Методические приемы:

- Сюрпризный момент;

- Игровой метод;

- Беседа;

- Демонстрация;

- Художественное слово.

Занятие:

В.: - Ребята сегодня к нам пришли гости!

- Давайте поприветствуем гостей.

ПОД.: - Здравствуйте!

В.: -Ребята я пришла на работу и под дверью обнаружила конверт.

На нем написано «Прочти, если сможешь!»

Хотите узнать, что же там внутри?

ПОД.: - Да!

В.: - Присаживайтесь, занимайте места, не забывайте про красивую осанку.

Воспитатель достает из конверта чистый лист бумаги.

В.: - Ребята, посмотрите у меня в руке чистый лист!

Какой же секрет скрывает этот лист?

В этом поможет нам подсказка-загадка: «Бумага есть, перо есть, а без них писать не будешь.»

ПОД.: - Чернила!

В.: - Правильно. Чернила использовали еще в древние времена для передачи информации друг другу.

Письмо возможно написано необычными секретными чернилами.

А может, кто не будь слышал про секретные чернила?

ПОД.: - Да!

В.: - Как вы думаете, для чего использовали секретные чернила?

Кто их использовал?

ПОД.: - Для тайной переписки! Их использовали шпионы и агенты!

В.: - Как вы думаете, что же нам сделать, чтобы прочитать письмо?

У меня, есть готовое средство: в бутылке йод с водой и кисточка.

Воспитатель просит кого-то из детей помочь, кисточкой провести по пустому листу бумаги.

На листе проявляется написанное. Воспитатель показывает детям и читает послание.

В.: - Послание проявилось, оно написано желтыми чернилами!

- Как вы думаете, чем написано это послание?

ПОД.: - Лимонным соком!

В.: - Давайте, наконец узнаем, что же здесь написано.

«Дорогие ребята, приветствует вас ученый Почемучкин, я приглашаю вас в «Лабораторию научных фокусов». Здесь вы узнаете много интересного и научитесь показывать научные фокусы. До встречи в моей лаборатории»

В.: - Ребята, а кто знает, что такое фокусы?

ПОД.: - Фокусы – это создание магических иллюзий!

В.: - Мы сегодня будем помощниками в лаборатории.

- А что бы попасть в лабораторию, нам надо одеть защитные шапочки.

Дети надевают шапочки, проходят в лабораторию

В.: - Проходите, присаживайтесь.

Вспомним правила поведения в лаборатории.

ПОД.: - Не кричать, вести себя тихо;

- Не трогать приборы без разрешения взрослого;

- Брать только нужный материал, осторожно пользоваться;

- Не пробовать на вкус.

В.: - Чтобы почувствовать себя учеными, сделаем разминку

Физминутка «Дружно встали»


Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь ученые! (Руки в стороны.)

Мы назад сгибаем спину.
Раз-два- три, раз-два-три,
Да не упади, смотри. (Дети наклоняются назад, для страховки упираясь ладонями в поясницу.)
Наклоняемся вперёд.
Кто до пола достаёт?
Эту сложную работу
Тоже делаем по счёту. (Наклоны вперёд.)

На экране появляется ученый

У.: - Друзья, приветствую вас «В научной лаборатории»

- Запомните правило моей лаборатории – «Всегда должна быть тишина и слушайте меня внимательно»

Сегодня вы увидите интересные научные фокусы.

Я хочу рассказать, вам ребята одну легенду, хотите послушать?

ПОД.: - Да!

У.: - «Жил на свете богатырь по имени Вулкан, и нравилось ему кузнечное дело. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала. Из вершины горы летели раскаленные камни, огонь и пепел. Такую огнедышащую гору стали называть вулканом».

У.: - Ребята, а вы, что-нибудь знаете о вулканах?

ПОД.: - Гора, которая извергает лаву.

Показ презентации «Извержение вулкана»

В.: - Вулкан представляет собой гору, в верхней части которой есть углубление, называемое вулканическим кратером. В самой толще горы находится канал, его называют жерлом. Он ведет в особую подземную пещеру — очаг магмы. Магма — расплавленное, очень горячее вещество. Извергаясь, густая и вязкая лава, быстро остывает. Образует гору с крутыми склонами.

— Вот так выглядит настоящий вулкан!

У.: - Ребята вы хотите запустить вулкан?

- для этого мне нужны будут помощники!

ПОД.: - Да, хотим!

У.: - Тогда подходите к столу.

Дети подходят к столу, на котором расположен макет горы.

В.: - Как вы думаете, что нам понадобиться, чтобы запустить вулкан?

Показать детям на подносе компоненты

ПОД.: - Нам понадобиться вода, пищевая сода, лимонная кислота, жидкость для мытья посуды, пищевой краситель!

У.: - При использовании этих компонентов нужно соблюдать правила безопасности:

1. С этими компонентами обращаться надо аккуратно;

2. На вкус пробовать нельзя;

3. Чтобы правильно провести опыт необходимо действовать согласно схеме.

Воспитатель объясняет, а дети выполняют

В.: - наливаем в кратер воду, насыпаем 1 столовую ложку питьевой соды, столько же любой жидкости для мытья посуды, несколько капель красного пищевого красителя для придания нужно цвета лаве.

Теперь насыпаем лимонную кислоту, начинается извержение!

Из жерла валит бурлящая пена!

В.: - Что же мы сейчас с вами наблюдаем?

ПОД.: - Извержение вулкана!

В.: - Как вы думаете, почему произошло извержение?

ПОД.: - Если дети затрудняются ответить воспитатель поясняет.

В.: Вывод: - В результате взаимодействия лимонной кислоты с содой возникает настоящая химическая реакция с выделением углекислого газа. А жидкое средство для мытья посуды и краситель, взаимодействуют с углекислым газом, образуют цветную мыльную пену – вот и извержение.

В будущем в школе на уроке химии вы подробно будете изучать все эти процессы и поймете на сколько это интересно!

У.: - Ой, какие вы умные, внимательные, настоящие ученые!

Но лаборатория у нас с вами необычная, чудесная!

Я хочу вам рассказать еще одну легенду!

«Легенда о пастухе по имени Магнус. Рассказывали, что он странствовал со своими овцами и вдруг обнаружил, что железный наконечник его посоха и гвозди в его башмаках прилипают к странному чёрному камню. Так был открыт магнит»

В.: - Любимые на Руси сапоги сначала подшивали нитками потом появились деревянные гвоздики, которые со временем были заменены металлическими. Поэтому к сапогам и прилипали странные черные камни, названные магнитом!

У.: - Ребята, а вы знаете, что такое магнит?

ПОД.: — Это камень, способный притягивать железные и стальные предметы.

У.: - Сейчас мы с вами и проведем научный-фокус с магнитом.

Мой главный помощник Анастасия Александровна поможет провести этот научный-фокус.

В.: - Сейчас поиграем в игру «Необыкновенная трасса»

- 1 вариант. Для игры нам понадобиться – две машины с прикрепленными к ним магнитами, картон и еще два магнита, которые прикладываются с обратной стороны картона. Машины начинают двигаться.

- 2 вариант. Для игры нам понадобиться – две машины с прикрепленными к ним магнитами, фанера и еще два магнита, которые прикладываются с обратной стороны фанеры. Машины начинают двигаться.

- 3 вариант. Для игры нам понадобиться – две машины с прикрепленными к ним магнитами, стекло и еще два магнита, которые прикладываются с обратной стороны стекла. Машинки начинают ездить.

2 ребенка пробуют с картоном, фанерой и стеклом по очереди.

В.: - Теперь и вы мои помощники, подходите ко мне по очереди, а остальные ребята сидят на стульях с красивой осанкой и наблюдают.

В.: - Как вы думаете, почему машины ездили по картонной, стеклянной и фанерной дороге?

ПОД.: - Вывод: Магнит может примагничивать железо через бумагу разной плотности, нетолстую доску или стекло.

У.: - Молодцы ребята, да, сколько на нашей земле всего таинственного!

Наш мир полон тайн и секретов, в нем много еще неизведанного.

Ребята вы поняли, что наши научные фокусы – это были эксперименты.

А вы хотите узнать еще больше?

ДОП.: - Да!

У.: - Экспериментируйте и проводите опыты, смотрите познавательные фильмы, читайте научные энциклопедии, а на память о сегодняшнем дне, я подарю вам магниты.

Спасибо за помощь в моей «Научной лаборатории», всего вам доброго и жду вас снова!

ПОД.: - До свидания!

В.: - Ребята, вот мы с вами и побывали в «Научной лаборатории»,

пора возвращаться в группу для этого нам надо снять защитные шапочки.

Дети снимают шапочки и садятся на стулья

Рефлексия:

- Ребята, где мы сегодня побывали?

- Кому мы сегодня помогали?

- Что такое фокусы?

- Какие научные опыты проводились в лаборатории?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с детьми старшей группы по формированию представлений о разных профессиях

Тема: "Профессии"Програмное содержание: Формировать у детей представление о разных профессиях, показать значимость каждой из них. Развивать внимание, восприятие, ассоциативное мышление, вооброжение и ...

Конспект непосредственной образовательной деятельностит с детьми старшей группы по формированию элементарных математических представлений «Путешествие по островам».

Обучение решению математических и логических задач, умению ориентироваться в пространстве, освоение понятия "многоугольники" в занимательной игровой форме....

Конспект организации совместной деятельности с детьми старшей группы по развитию экологических представлений с использованием методов мнемотехники, элементов ТРИЗ на тему: "Весна идёт"

Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием методов мнемотехники, элементов ТРИЗ в логической последовательности....

Технологическая карта организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по формированию элементарных математических представлений

Тема: «Человек в народной культуре»Применение Сингапурских приёмов обучения: МЭНЭДЖ МЭНТ, МИКС ФРИЗ ГРУПП, ТАЙМ МЭНЭДЖМЭНТ....

Конспект совместной деятельности с детьми средней группы по формированию элементарных математических представлений «В гостях у Буратино»

Цель: Развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания.Задачи:Закреплять умение считать в пределах 3, познакомить ...

Конспект непосредственной-образовательной деятельности с детьми старшей группы по формированию элементарных математических представлений: «Карта солнечной системы»

Технологическая карта организации совместной непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы по формированию элементарных математических представлений Тема: «Карта солнечно...