Консультация для родителей и педагогов. Картотека игр и игровых упражнений для развития количественных представлений.
консультация

Мусина Азалия Азатовна

Игра «Цветочки»
цель: Учить детей порядковому и количественному счету, учить уравнивать множества, запоминать цвета, ориентироваться на листе бумаги.
На карточках изображены цветы разного цвета. Детям предлагается посадить насекомое (бабочку, пчелку, жука и т. д.) на тот цветок, который загадал взрослый. Например: "Посади пчелу на красный цветок." Далее дети считают: сколько цветов, сколько насекомых и, по заданию взрослого, уравнивают количество цветов и насекомых.
Для детей старшего возраста эту игру можно усложнить. Взрослый спрашивает: "На который по счету цветок села пчела?" (дети: "На второй цветок") и т. д.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp_11.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и педагогов.

Картотека игр и игровых упражнений для развития

количественных представлений.

Мусина А.А.

Игра «Цветочки»
цель: Учить детей порядковому и количественному счету, учить уравнивать множества, запоминать цвета, ориентироваться на листе бумаги.
На карточках изображены цветы разного цвета. Детям предлагается посадить насекомое (бабочку, пчелку, жука и т. д.) на тот цветок, который загадал взрослый. Например: "Посади пчелу на красный цветок." Далее дети считают: сколько цветов, сколько насекомых и, по заданию взрослого, уравнивают количество цветов и насекомых.
Для детей старшего возраста эту игру можно усложнить. Взрослый спрашивает: "На который по счету цветок села пчела?" (дети: "На второй цветок") и т. д.

«Пуговицы»
Цель: Учить детей порядковому и количественному счету, закреплять образ цифры, развивать мелкую моторику пальцев рук, слуховое и зрительное внимание.
Перед детьми по две полоски ткани. На одной полоске ткани пришиты пуговицы, на второй - сделаны отверстия для этих пуговиц. Взрослый просит посчитать количество пуговиц на одной полоске и количество отверстий на второй полоске. Взрослый подводит детей к выводу, что количество пуговиц и отверстий одинаково. Затем, чтобы проверить, детям предлагается застегнуть все пуговицы. Дети, по окончанию работы, убеждаются, что пуговиц столько же, сколько и отверстий.
Игра с усложнением. Взрослый просит детей застегнуть столько пуговиц, сколько раз он прохлопал в ладоши (постучал по столу, показал цифру, нарисовал линии и т. д.)

Игра «Два – пять»
Цель: Учить детей порядковому и количественному счету, учить уравнивать множества, закреплять образ цифры, развивать зрительное внимание.
Игра состоит из больших карточек, на которых четыре поля разного цвета, и маленьких разноцветных карточек. На каждом цветном поле изображены насекомые (2 или 5). Детям предлагается закрыть поля на больших карточках маленькими карточками, при этом, если было изображено 2 насекомых, то на маленькой карточке их должно быть 5 (и наоборот, если 5, то закрываем карточкой с изображением 2 насекомых). Чтобы правильно разложить карточки, дети пересчитывают насекомых.
Игра с усложнением. Взрослый предлагает закрыть на больших карточках насекомых карточками с изображением цифры. 
Или, сосчитать количество и сказать, сколько не хватает насекомых, чтобы на больших и маленьких карточках их было одинаковое количество.
Или, играя только с маленькими полями, показать столько насекомых на карточке, сколько раз взрослый хлопнет (топнет, постучит по столу и т. д.)

Игра «Касса»
цель: Учить детей порядковому и количественному счету, закреплять образ цифры, развивать зрительное внимание.
Игра состоит из карточек, на которых изображены цифры, а также карточек с изображением предметов. Взрослый предлагает показать столько предметов на карточке, сколько раз взрослый хлопнет(топнет, постучит по столу и т. д.). Вместо предметов можно показывать карточки с цифрами. Дети могут найти парные карточки ("На карточке столько предметов, сколько обозначает цифра").

«Камушки»
цель: Закреплять образ цифры, развивать мелкую моторику пальцев рук, слуховое и зрительное внимание.
Взрослый предлагает детям выложить на стол столько камушек, сколько обозначает цифра. Или, столько выложить камушек, сколько раз он хлопнет (топнет, постучит по столу и т. д.)


Игра «Ромашки»
цель: Учить детей порядковому и количественному счету, учить уравнивать множества, запоминать цвета, ориентироваться на листе бумаги.

На карточках изображены цветы с лепестками разного цвета. Детям предлагается положить камушек или посадить насекомое (бабочку, пчелку, жука и т. д.) на тот лепесток, который загадал взрослый. Например: "Положи камушек на красный лепесток." Далее дети считают: сколько лепестков, сколько камушек и, по заданию взрослого, уравнивают количество лепестков и камушек.
Для детей старшего возраста эту игру можно усложнить. Взрослый: "На который по счету лепесток села пчела?" (дети: "На второй") и т. д. Или, положи столько камушков, сколько обозначает цифра, которая нарисована в середине цветка.

«Вагоны»

Цель: Учить детей порядковому и количественному счёту, учить уравнивать множества, развивать мелкую моторику пальцев рук.

На карточках изображены вагоны разного цвета. Детям предлагается посадить в вагон пассажира (бабочку, пчелку, жука и т. д.) в тот вагон, который загадал взрослый. Например: "Посади лягушку в третий вагон." Далее дети считают: сколько пассажиров, сколько вагонов и, по заданию взрослого, уравнивают количество пассажиров и вагонов.
Для детей старшего возраста эту игру можно усложнить. Взрослый: "В который по счету вагон села пчела?" (дети: "Во второй вагон") и т. д. Или, сосчитать количество и сказать, сколько не хватает пассажиров, чтобы пассажиров и вагонов было одинаковое количество.

«Бусы»
цель: Учить детей порядковому и количественному счету, учить уравнивать множества, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Перед детьми разноцветные бусины и шнурок. Взрослый предлагает детям вдеть столько бусин, сколько обозначает цифра, которая нарисована на его карточке (или сколько он прохлопает). 
Взрослый просит собрать бусы только из зелёных бусин, а затем сосчитать, сколько бусин у детей на шнурке. 
Взрослый называет цвет бусин, которые дети нанизывают на шнурок. Затем спрашивает: "Какая по счету красная бусина?"

«Выложи цифру»
Цель: Закреплять образ цифры, развивать зрительное внимание, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Взрослый предлагает детям выложить цифру из счетных палочек, из бусин, из фасоли, из гибкой проволоки и т. д.

Игра «Кармашки с секретом»

Игра развивает тактильное восприятие, внимание; закрепляет умение узнавать на ощупь цифры от 1 до 9.

Данная игра представляет собой несколько кармашков из одинаковой ткани. В каждый кармашек вставлена карточка из цветного картона, с наклеенными на неё пуговицами (разного цвета и размера) в виде цифр (от 1 до 9).

В ходе игры все вкладыши достаются, рассматриваются. На них изображены цифры из пуговиц, дети ощупывают цифры пальчиками. Затем обследуют карточки с закрытыми глазами, после кладут карточки на стол пуговками вниз, открывают глаза и говорят, кто догадался, что изображено у них на карточке. Переворачивают карточки и проверяют, правильный ли дали ответ.

Задачу можно усложнить: помещаем карточки в кармашки из ткани, перемешаем их, берём любой кармашек и попробуем с помощью пальчиков отгадать, что изображено на карточке.

Также можно предложить детям и другие игры с цифрами:

1. Назови цифру.
Детям предлагается множество вариантов цифр, изготовленных из разных материалов. Смотря на них, дети показывают знакомые им цифры и говорят, где они их видели.
2. Сделай цифру.
Ребенок создает цифру из подручных материалов – монет, палочек, мозаики, пуговиц, верёвочек и т.д. . При этом происходит сопоставление понятия и символа.
3. Раскрась цифру.
Здесь ребенок может либо раскрасить цифру по контуру, либо нарисовать ее с помощью трафарета, а после раскрасить.
4. Нарисуй столько же.
Ребенку дается цифра, и он должен нарисовать, раскрасить, наклеить столько предметов, сколько показывает цифра.

Игра «Один – много» (младший возраст)

Использование слов «много», «один», «одна», «одно», «по одному», «ни одного», «совсем нет». Учим детей согласованию существительных с числительными «один», «одна», «одно».

Игра «Больше, меньше, поровну»

Использование слов «столько же, сколько», «поровну», «больше», «меньше» (в младшем возрасте)

Использование математического знака «Крокодил» < или > при сравнении групп предметов и чисел в старшем возрасте).

Игра «Чудесный мешочек»

направлена на упражнение детей в счёте с помощью различных анализаторов, закрепление представлений о количественных отношениях между числами. В чудесном мешочке находятся: счётный материал, два - три вида мелких игрушек. Ведущий выбирает кого-то из детей водящим и просит отсчитать столько предметов, сколько тот услышит ударов молоточка, бубна или столько предметов, сколько кружков на карточке. Дети считают количество ударов (кружков), показывают соответствующую цифру.

Развивающая игра «Сортёр»"

Для игры вам потребуется коробка из-под обуви, крышки разных размеров, цветная бумага. В коробке сделайте «окошки» по размеру крышек, обклейте крышки и края «окошек» цветной бумагой, подпишите каждое окошко цифрой от 1 до 5, эти же цифры напишите на обратной стороне крышек. Ребёнок сортирует крышки в «окошки», опираясь на цвет и соответствующую цифру.

Карточки с цифрами

Подготовьте мелкие предметы (пуговицы, бусины, камушки и т.п.), карточки, на которых изображены цифры и соответствующее им количество точек. Ребёнок должен считая вслух, на каждую точку положить по одному предмету.

Домино «Сосчитай»

Хорошо развивает навыки счёта у детей игра в специальное детское домино для обучения счёту. Это домино с картинками и цифрами. Ребёнок учится соотносить количество предметов и их численное обозначение с помощью цифр.

Игра «Поймай рыбку»

Игра учит соотносить цифру и количество предметов в пределах 5-ти.
Ведущий предлагает «выловить» рыбку, назвать цифру на ней, найти картинку, количество предметов на которой соответствует этой цифре.

Парковка с числами
Юному водителю пришло время освоить счет? Пусть он делает это, не отвлекаясь от игры. Из низкой коробки (или крышки от коробки) сделайте парковку для игрушечных автомобилей. Для этого надрежьте и отогните один из бортиков, чтобы машина могла заезжать. А внутри маркером разделите парковочные места и пронумеруйте их. На машинках тоже напишите номера или приклейте стикеры с цифрами. И пусть каждая займет свое место. Количество мест можно увеличивать, чтобы ребёнок осваивал новый материал постепенно.

Лото «Раз, два … сосчитай»

Игра развивает навыки счёта, закрепляет знание цифр, развивает грамматический строй речи, память и внимание.

- Педагог предлагает закрыть большую карту лото соответствующими маленькими карточками и составить словосочетания (два медвежонка, семь слив и т.д.)

- Далее предлагается подобрать цифру соответствующую количеству предметов, закрыть картинку цифрой и снова составить словосочетание.

- Затем педагог предлагает составить словосочетания по памяти с опорой на цифру, вспоминая картинку.

Ребёнок многократно составляет одно и то же словосочетание в игровой форме упражняясь в согласовании существительных с числительными.

«Каменная математика»
- Из речных или морских камешков можно изготовить вот такие цифры:)Рисуем цифры CD маркером. Предварительно можно окрасить камешки в различные цвета - акриловой краской или гуашью (после засыхания покрываем прозрачным лаком). Цифры нанесите на обе стороны камешков.
- В дополнение к камешкам разрисуем бобы и небольшие фасолины белого цвета - делать это лучше CD маркером ,чтоб цифры и рожицы не размазывались. Цифры нанесите на обе стороны бобов и фасолин.
- Распечатываем лист с цифрами.
- Теперь можно разложить камешки и бобы на соответствующие цифры листа.
- Из упаковки вафельного торта получается замечательная "копилка" для камешков. Ребёнок закидывает камешки в эту копилку.

«Что больше»
Эта забавная математическая игра поможет малышам наглядно представить, насколько число 5 больше числа 2. Начертите на листе бумаги квадраты под размер кубиков, которые у вас есть (или кирпичиков лего), напишите в квадратиках числа и вместе с ребёнком постройте башенки из соответствующего количества кубиков. Можете скрепить кубики на двусторонний скотч во временных целях, чтобы они не упали в самый неподходящий момент.

Считаем с крышками 
- Сохраните несколько пластиковых крышек от молочных бутылок, чтобы использовать их для обучения ребенка счету и цифрам.
- На крышки наклейте кружки с цифрами от 1 до 4.
- Из картона вырежьте карточки по предложенному шаблону.

Попросите малыша раскрасить фигурки. В середине каждой карточки расположен кружок размером с крышку.
- Выдайте ребенку первые четыре карточки. Пусть он посчитает предметы и поставит в кружки крышки с соответствующей количеству цифрой. Правильный ответ можно написать на обратной стороне карточек, чтобы он сам мог себя проверить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада»

Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры  и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада»...

Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада».

Формирование элементарных математических представлений у детей – это средство развития их умственных, познавательных способностей.С первых дней жизни ребенок попадает в мир предметов, ...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР.

ПредисловиеПонятие пространственного представления в Большом психологическом словаре интерпретируется как «представление пространственных и пространственно-временных свойств и отношений: форма, ...

Игры и игровые упражнения по развитию временных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР

Время является особенно сложным объектом познания для дошкольников. Трудности познания времени в первую очередь связаны с его специфическими особенностями - текучестью, необратимостью, отсутствием наг...

Методическая разработка дидактических игр и игровых упражнений для формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста на этапе счётной деятельности

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.Дидактическая игра – обучающая игра, обязательным элементом которой является познавательное содержание и дидактическая задача....

Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы ».

Формирование элементарных математических представлений у детей – это средство развития их умственных, познавательных способностей.С первых дней жизни ребенок попадает в мир предметов, явлений, в...