Игры и игровые упражнения по развитию временных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР
консультация по коррекционной педагогике
Время является особенно сложным объектом познания для дошкольников. Трудности познания времени в первую очередь связаны с его специфическими особенностями - текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм, относительностью словесных обозначений времени. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, и, таким образом готовиться к школе. Уровень развития временных представлений у дошкольников является одним из важных показателей готовности детей к школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка детский сад №11 «Матроскин»
городского округа Спасск-Дальний
Игры и игровые упражнения по развитию временных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР
Время является особенно сложным объектом познания для дошкольников. Трудности познания времени в первую очередь связаны с его специфическими особенностями - текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм, относительностью словесных обозначений времени. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, и, таким образом готовиться к школе. Уровень развития временных представлений у дошкольников является одним из важных показателей готовности детей к школе.
Дети с ЗПР имеют низкий уровень знаний, умений и навыков в различных областях и не могут самостоятельно без соответствующего обучения восполнить пробелы в знаниях. Особенно следует отметить большие пробелы во временных представлениях. Временные представления не только формируются позже, чем у нормально развивающихся детей, но и отличаются качественно. Дети с задержкой психического развития смешивают понятия время года и месяц, не умеют полно рассказать об отличительных признаках. Рассматривая картинки с изображением времен года, дети с ЗПР определяют зиму и лето, как наиболее отличительные времена года, при этом они опираются лишь на 2-3 признака. Часто путают осень и весну, потому что они имеют сходные явления. Им легче отличать явления противоположного характера: холод и жару и т.д.; часто забывают названия времен года. При этом они могут указать времена года по названию. Осень и весну указывают неустойчиво.
Без специальной помощи со стороны коррекционных педагогов формирование временных представлений будет затруднено. Поэтому в процессе коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ЗПР, в период дошкольного возраста, одной из ведущих задач является формирование временных представлений.
Все меры времени (сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с ЗПР единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности в процессе коррекционно-развивающих подгрупповых и индивидуальных занятий с дефектологом, с опорой на наглядные пособия и словесный материал. С этой целью на занятиях дефектолога широко используются дидактические игры и упражнения, сюжетно-дидактические игры, загадки, стихотворения, что помогает детям овладеть временными представлениями.
При формировании временных представлений необходимо использовать очень много наглядного материала, т.к. мышление у детей с ЗПР в основном наглядно-образное, и чтобы в полной мере показать погодные явления, связанные с временами года, необходимо наглядно увидеть.
Все полученные знания, умения и навыки также закрепляются на занятиях воспитателей по рисованию, лепке, аппликации, а так же на музыкальных занятиях.
Осуществление наблюдений за погодой и природными явлениями осуществляется ежедневно воспитателями во время прогулок. Детей обучают, за какими объектами следует наблюдать, чтобы судить о природе на улице; обучать сравнивать результаты наблюдений. Систематические наблюдения позволяют создать у ребенка отчетливые разносторонние представления об изменениях в природе в разное время года и отмечать все изменения на «Календаре природы» в кабинете дефектолога, а также в «Уголке природы» в группе.
Также необходимо вовлекать родителей в данный процесс. Родители помогают закрепить ребенку полученные знания в детском саду, при помощи выполнения рекомендаций от учителя-дефектолога и учителя-логопеда. Педагоги подбирают игры и задания на формирование временных представлений, а родители вместе с ребенком выполняют рекомендации дома, что помогает сделать процесс обучения детей наиболее продуктивным. Эффективным средством для формирования временных представлений у ребенка будет выполнение какого-либо проекта вместе с родителями на заданную тематику, например, проекты на тему «Зима», «Весна», «Осень», «Лето».
Одним из самых эффективных средств по праву считается дидактическая игра, так как основным её элементом является обучающая задача, представленная разнообразным содержанием. Благодаря занимательности игровых действий, дидактические игры и упражнения активно способствуют овладению знаниями, так как в увлекательной форме усиливает познавательный потенциал детей с ЗПР.
Игра «Назови пропущенное слово»
Дети стоят полукругом, педагог бросает мяч кому-нибудь из них, говоря:
- Мы завтракаем утром, а обедаем -…
- Мы умываемся утром, а ложимся спать -…
- Мы спим ночью, а просыпаемся -…
- Если сейчас утро, то после утра будет …
- Если сейчас день, то после будет - …
Упражнение с картинками «Разложи картинки по порядку» (на установление последовательности частей суток, времен года)
Педагог: Я положу картинку, где нарисовано утро. Какие ты положишь потом? Или
Педагог: Я положу картинку, где нарисовано лето. Какие ты положишь потом?
Игра «Путешествие в утро, день, вечер, ночь»
Дети отправляются в путешествие по частям суток. Попадая в одну из частей суток, дети рассказывают, что люди (звери, птицы) делают в данное время суток. Можно создать игровую ситуацию. Например, Незнайка заблудился в частях суток. Дети помогают ему выбраться.
Игра «Когда это бывает?»
У детей карточки, на которых изображены картинки из жизни, относящиеся к определённому времени суток. Педагог предлагает детям рассмотреть картинки, затем называет определённое время суток, например, вечер. Дети, у которых есть соответствующая картинка, должны поднять карточку и рассказать, почему они считают, что это вечер. За правильный рассказ ребёнок получает фишку. Фишки могут быть разного цвета: утро - розовая, день - жёлтая, вечер - серая, ночь - чёрная.
Игра «Что мы делаем?»
Дети становятся в круг. Педагог предлагает показать детям, что они делают утром. Играющие изображают разные действия, но не называют их. Задача ведущего - угадать, что изображают играющие. Затем игра продолжается, но вопрос задаётся о других частях суток.
Усложнение: отгадывает не взрослый, а один из детей.
Игра «Назови соседей»
Ребёнку предлагается назвать соседей частей суток. Например, назови соседей утра. (У части суток - утра соседи ночь и день, потому что до утра - ночь, а после утра - день.) И т. д.
Игра « Вчера, сегодня, завтра»
Игра проводится в кругу с мячом. Ведущий бросает мяч и начинает предложение: «Мы рисовали…» Ребёнок, поймавший мяч, завершает фразу, отвечая на вопрос «когда?»
Примерные фразы:
- Мы пойдём в бассейн…(сегодня).
- Мы будем рисовать …(завтра).
- Музыкальное занятие было… (вчера).
Игровое упражнение «Исправь ошибку»
Педагог говорит предложение, в котором допускает ошибку. Дети исправляют.
Примерные фразы:
- Вчера мы будем рисовать сказку.
- Завтра ходили кататься с горки.
- В следующем году мы ездили отдыхать на море.
Игра «Времена года»
Игра-беседа с мячом. Педагог в кругу бросает мяч одному ребенку и задает ему вопрос. Ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос педагога и когда полностью отвечает на вопрос, то передает/бросает мяч другому ребенку, которому педагог задает следующий вопрос.
Детям можно задать следующие вопросы:
- Какие времена года ты знаешь?
- Какой ты представляешь зиму? (Снежной, морозной, со льдами и сугробами. Солнышко не поднимается высоко, греет слабо. Падает снег.)
- А что случается зимой с водой в реках, озёрах, прудах?
- Как животные готовятся к зиме?
- Какое время года наступит после зимы?
- Какие признаки лета ты знаешь? И т. д.
Игра с мячом «Бывает - не бывает»
Дети встают в круг. Педагог называет признак определенного времени года. Ребенок ловит мяч, если этот признак подходит.
«Живая неделя»
Сначала педагог повторяет вместе с детьми последовательность дней недели, указывая на порядковый номер каждого (первый понедельник, второй вторник…) Затем обращает внимание детей, что на столе цифры от 1 до 7, каждая из них обозначает какой-то день недели. Цифры перемешиваются и раскладываются на столе изображением вниз. Играющие выбирают любую карточку, встают возле стола. Педагог говорит, что цифры превратились в дни недели. Дети выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Первый ребёнок с цифрой 1 делает шаг вперёд и говорит: «Я - понедельник. Педагог спрашивает: «Какой день следующий?» И т. д.
Детям, которые не участвуют в игре, педагог задает вопросы:
- Назови все рабочие дни недели, в которые взрослые трудятся.
- Назови все выходные дни.
- Отгадай загадку и т. д.
Игровое упражнение «Какое слово не подходит?»
Педагог задаёт детям разные вопросы, например: «Месяц осени – это не… (перечисляет ряд месяцев осени не по порядку и плюс один месяц другого времени года) - октябрь, ноябрь, сентябрь, февраль».
Дети отвечают: « Не февраль».
Игровое упражнение «Что находится между?»
Педагог задает детям вопросы:
- Что находится между летом и зимой?
- Что находится между понедельником и средой?
- Что находится между сентябрем и ноябрем? И т.д
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые упражнения по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста
Игровые упражнения по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей: на тему: «Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста»
Время воспринимается детьми дошкольного возраста в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей. Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отнош...
Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.
методы, приемы, занятия, используемые педагогами для развития временных представлений у детей дошкольного возраста...
Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста
Консультация для родителей...
Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста
В статье приводится описание игр , с помощью которых ребенок сможет получить представление о временных понятиях.В результате , играя в игры , выполняя задания , ребенок получит системные знания ...
развитие временных представлений у детей дошкольного возраста
1.Время и его особенности2. Восприятие времени детьми дошкольного возраста.3.Ознакомление с временными категориями в разных возрастных группах4.Методические приемы работы...
Подвижные игры и игровые упражнения на развитие координации движений у детей дошкольного возраста.
Подвижные игры и игровые упражнения на развитие координации движений у детей дошкольного возраста....