Методическая разработка дидактических игр и игровых упражнений для формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста на этапе счётной деятельности
методическая разработка по математике (старшая группа)
Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
Дидактическая игра – обучающая игра, обязательным элементом которой является познавательное содержание и дидактическая задача.
Игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».
Дидактические игры математической направленности для детей дошкольного возраста содержат большие возможности расширять и закреплять представления о количестве и счете, величине, геометрических фигурах и форме предметов, пространственных и временных ориентировках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_didakticheskih_igr_i_igrovyh_uprazhneniy_femp.docx | 19.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 68 комбинированного вида
Калининского района Санкт-Петербурга
(ГБДОУ детский сад № 68 Калининского района СПб)
Методическая разработка дидактических игр и игровых упражнений
для формирования количественных представлений
у детей старшего дошкольного возраста на этапе счётной деятельности
Составила:
Доспалова Алла Максетовна
Воспитатель
ГБДОУ детский сад № 68
Калининского района СПб
Санкт-Петербург
2023
Методическая разработка дидактических игр и игровых упражнений
для формирования количественных представлений
у детей дошкольного возраста на этапе счётной деятельности
Дидактическая игра «Весёлая гусеница»
Дидактическая задача: закрепить представления о предыдущем
и последующем числе (соседи числа) в пределах 10.
Наглядный материал: заламинированная карточка с гусеницей, на теле которой неполный числовой ряд (от 1 до 10) по количеству играющих детей.
Наборы заламинированных кружочков соответствующего размера с цифрами (от 1 до 10) по количеству играющих детей.
Игровая задача: определить какие цифры потерялись.
Игровые действия: каждому игроку выдается карточка с гусеницей, на теле которой нарисованы цифры, некоторые цифры пропущены.
Ведущий: гусеницы очень любят веселиться. Они играли и потеряли цифры. Помогите гусеницам найти их.
Ведущий достает из мешочка кружочки с цифрами соответствующего
размера и игроки, называя цифры, кладут их на места пропусков.
Правила игры: игроки выбирают и выкладывают пропущенные цифры
на гусенице.
Итог игры: выигрывает тот, кто первым правильно расставит все цифры
на гусенице.
Дидактическая игра «Яблочки для ежат»
Дидактическая задача: закрепить представления о количественном счете,
в пределах 10.
Наглядный материал: наборы: заламинированные карточки с ежатами
(10 шт) по количеству играющих детей; заламинированные и вырезанные
по контуру яблочки (10 шт) по количеству играющих детей.
Игровая задача: угости ежика яблочком.
Игровые действия: ведущий заранее раздает каждому игроку по 10 ежат
и 8 яблочек.
Ведущий: ребята, сегодня у нас в гостях ежата. Давайте угостим их яблочками. Каждому ежику раскладываем правой рукой слева направо
по одному яблочку. Всем ежатам хватило яблочек? Сколько ежат?
А сколько яблочек? Что надо сделать, чтобы количество яблочек и ежат
было поровну?
Правила игры: взять дополнительно 2 яблочка, чтобы хватило 10 ежатам.
Итог игры: побеждает тот, кто первый разложит нужное количество яблок.
Дидактическая игра «Яблочки для ежат»
Дидактическая задача: закрепить представления о предыдущем
и последующем числе (соседи числа) в пределах 10.
Наглядный материал: заламинированная карточка с гусеницей, на теле которой неполный числовой ряд (от 1 до 10) по количеству играющих детей.
Наборы заламинированных кружочков соответствующего размера
с цифрами (от 1 до 10) по количеству играющих детей.
Игровая задача: определить какие цифры потерялись.
Игровые действия: каждому игроку выдается карточка с гусеницей, на теле которой нарисованы цифры, некоторые цифры пропущены.
Ведущий: гусеницы очень любят веселиться. Они играли и потеряли
цифры. Помогите гусеницам найти их.
Ведущий достает из мешочка кружочки с цифрами соответствующего
размера и игроки, называя цифры, кладут их на места пропусков.
Правила игры: игроки выбирают и выкладывают пропущенные цифры
на гусенице.
Итог игры: выигрывает тот, кто первым правильно расставит все цифры
на гусенице.
Игровое упражнение «Весёлая тропинка»
Дидактическая задача: закрепить представления о предыдущем
и последующем числе (соседи числа) в пределах 10.
Наглядный материал: заламинированная карточка с изображением тропинки.
Наборы заламинированных кружочков с цифрами (от 1 до 10) по количеству детей.
Игровая задача: игрокам нужно определить какие числа пропущены
и поставить их на свои места.
Игровые действия: перед каждым ребенком лежит карточка с тропинкой,
на которой расположены цифры, но некоторые цифры пропущены.
На их место нужно положить кружочки с подходящими цифрами.
Игроки самостоятельно выбирают кружочки и заполняют пропуски
на тропинке.
Игровое упражнение «Сосчитай и назови»
Дидактические задачи: закрепить представления о количественном счёте
в приделах 10; закрепить представления о независимости результата количественного счета от направления счёта, расположения элементов множества и их качественных признаков.
Наглядный материал: карточка – таблица с нарисованными животными
по количеству детей.
Игровая задача: сосчитай сколько на картинке собачек, кошек, кроликов, медведей, лисичек и нарисуй в окошечках нужные цифры.
Игровые действия: перед детьми лист бумаги, на котором изображены животные. Дети самостоятельно их считают и рисуют в окошечках
соответствующие цифры.
Игровое упражнение «Каких кружков больше»
Дидактические задачи: закрепить представления о порядковом счете
в пределах 10; закрепить представления об отсчете в пределах 10.
Наглядный материал: двухполосная карточка по количеству детей.
Наборы заламинированных кружочков: красных − 6 шт, синих − 5 шт.
по количеству детей.
Игровая задача: подсчитать каких кружков больше, а каких меньше.
Игровые действия: детям нужно на верхнюю полоску карточки положить
6 красных кружков вплотную, а на нижнюю 5 синих кружков на некотором расстоянии друг от друга. Затем обращаются к детям: «Каких кружков у вас больше: красных или синих? Почему вы думаете, что красных кружков больше? Что надо сделать, чтобы стало поровну?» и т.д. (до 10).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры и игровые упражнения на формирование волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Рекомендации для педагогов и родителей для организации подвижных игр по формированию волевых качеств у старших дошкольников....
Роль дидактических упражнений в формировании количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста
Основная особенность дидактических упражнений определена их названием: это упражнения обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образо...
Картотека дидактических игр и упражнений по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Дидактические игры и упражнения по формированию временных представлений у детей...
Картотека дидактических игр и упражнений по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже поза...
"использование игровых приемов при формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"
Прзентация представляет собой отчет опроделанной работе за год...
Картотека дидактических игр и упражнений по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Игры и упражнения по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста....
Картотека дидактических игр и упражнений по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: развитие временных представлений у детей дошкольного возраста....