Консультация для педагогов "Деятельность детей в организации пространства: инициатива, самостоятельность"
материал
Консультация для педагогов "Деятельность детей в организации пространства: инициатива, самостоятельность"
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВА: ИНИЦИАТИВА, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ»
Слайд 2.
Известный советский, российский педагог и психолог, исследователь и новатор в области педагогической психологии Амонашвили Шалва Александрович сказал:
«При воспитании самостоятельности часто забывают об ответственности, а ведь это чувство необходимо формировать с самого раннего возраста! Необходимо с самых ранних лет объяснять малышу, что, если он взялся за какое-то дело, обязательно должен довести его до конца! Этот принцип должен лечь в основу воспитания»
Современный детский сад - это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки от 17 октября 2013 г. № 1155 формирование самостоятельности детей заложено в принципах дошкольного образования. Одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в разных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
В соответствии с СанПиНом 2.4.3648-20 на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.
Слайд 3.
В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.
Педагоги поделены на две команды. А теперь прошу выбрать капитана и название команд (3 мин.)
Слайд 4.
Самостоятельный ребенок – какой он?
Перед Вами листы А3 и фломастеры. Ваша задача: нарисовать ребенка, подписать все его качества.
(делятся педагоги на 2 команды и рисуют ребенка, подписывая качества его)- 5 мин.
На мольберты прикрепить листы и озвучить всем присутствующим.
Хорошо. Спасибо!
Слайд 5.
Самостоятельность - обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Самостоятельность – ценное и очень нужное качество. Воспитывать его необходимо с раннего детства. Дети очень активны и часто стремятся выполнять действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать детей в этом.
Слайд 6.
Самостоятельная деятельность включает в себя такие виды деятельности как игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, изобразительная, коммуникативная.
Посмотрите на слайд, и попробуем назвать, что входит в эти виды деятельности.
- Игровая деятельность входит что... режиссерская игра, ролевая игра, игры с правилами и т.д.;
- Двигательная входит что… подвижные игры, игровые упражнения.
- Изобразительная - рисование, конструирование, лепка.
- Познавательно-исследовательская -исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.
- Коммуникативная - общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
- Конструирование.
- Самообслуживание и элементарный бытовой труд.
Многим сегодняшним педагогам по душе тот ребенок, который склонен согдашаться с его мнением, а кто всегда конкурирует, отстаивает свою точку зрения, попадает в категорию «неудобного ребенка».
Слайд 7.
Инициатива - частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека (составить понятие из слов)
Инициативность проявляется во всех видах детской деятельности, но ярче всего в коммуникативной, познавательно-исследовательской, игровой, изобразительной. Это важнейший показатель развития детского интеллекта. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.
Инициативны ребенок – стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением….. (ответы педагогов любознательности, пытливости ума, изобразительностью).
Поэтому задача родителей и педагогов состоит главным образом в том, чтобы не дать инициативности угаснуть. Для этого ребенку необходимо создать психологически комфортные условия, обеспечивающие признание личности и интересов ребенка, следование его стремлениям и поддержку его активности и любознательности, адекватную реакцию взрослого на инициативы, создание ситуации успеха.
Слайд 8.
С целью создания атмосферы радостного проживания периода детства, в педагогической практике имеется определенный опыт использования технологий, направленных на создание психологического комфорта и поддержки детской инициативы. На каждой возрастной ступени развития имеется приоритетная сфера проявления детской инициативы:
- в раннем возрасте это самостоятельное передвижение в пространстве, исследование предметов на основе манипулирования;
- 2-3 года активная самостоятельная исследовательская деятельность с предметами;
- 3-4 года продуктивная деятельность;
- 4-5 лет познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками;
Слайд 9
- 5-6 лет внеситуативно-личностное общение со взрослым и сверстниками, а также информационная познавательная инициатива;
- 6-7 лет расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметной, в том числе орудийной, деятельности, а также информационная познавательная деятельность. Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов проявления инициативы и самостоятельности.
Слайд 10.
Детская инициатива и самостоятельность выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.
Слайд 11.
Деловая игра «Творческий педагог – творческие дети»
Слайд 12.
Уважаемые коллеги, меняется мир, меняются дети, в связи с этим компетенции педагога сегодня должны тоже расширяться. ФГОС предполагает необходимость наличия определенных компетентностей современного педагога. Всех их можно представить в следующей модели: основание этой модели является личность, стороны треугольника соответствуют двум другим граням «творческости» и профессиональной компетентности. Эти грани - динамичны, постоянно совершенствуются, устремлены к вершине - мастеру. Данная модель позволяет сделать вывод о необходимости развития данных характеристик каждым из педагогов.
1 задание «Новая жизнь» (Сундук) (из каждой команды по очереди подходяд и вытаскивают предмет, называют применения предметов…
Все вещи рано или поздно приходят в негодность, и их приходится выбрасывать. Но есть такие люди, которые не спешат расставаться с предметами, исполнившими свое прямое назначение. Они придумывают вещам новое применение и используют их в новом качестве еще долго и долго.
Попробуйте найти не менее 10 новых применений ненужным, отслужившим свое предметам:
- пустой консервной банке
- лопнувшему воздушному шарику
- перегоревшей лампочке
- пустому стержню от ручки
- газете
- пластиковой бутылке
- втулке от туалетной бумаги
- бумажному подарочному пакету
- фломастеру
- спичечному коробку
- коробке из-под сока
- картонной коробке
- пуговице
- флакону от духов
2 задание «Объявление»
Для того, чтобы уметь продвигать какой-то продукт, какие-то знания, необходимо уметь презентовать его, т.е. продавать его.
Сейчас мы с вами будем учиться составлять объявление. Составьте рекламное объявление для газеты (продажа, о сдаче, о покупке, о утере, о дарении, ремонте, находке, угоне, происшествии и т.д.) так, чтобы все слова начинались на одну букву. Например, «Продается певчий пушистый попугай Паинька, пятилетний, полузеленый. Предпочитает питаться печеньем, пить пепси-колу. Пожалуйста, приходите посмотреть. Попробуйте приобрести, поторгуемся».
Педагоги к картинкам придумывают объявления и потом озвучивают всем.
- кукла
- велосипед
- радиоприемник
- сауна
- утконос
- дрова
- обувь
- ноутбук
- иволга
- обезьяна
- кирпич
- сорока
- упряжка
- кактус
Молодцы!!! А дальше ребусы…
Слайд 13
Клык, курсор, Собака
Слайд 14
История, Листопад, Хомяк
3 задание «Ребусы»
А теперь капитаны могут вытянуть по 2 карточки с ребусами и отгадают слово
(ответы: Два, росток, постель, подвал)
4 задание
Упражнение «Суперскрепка» ( у вас на столах есть скрепки)
Цель: решение проблем творческим подходом.
Даётся лист формата А 4. «Ваша задача – записать на листе бумаги все способы использования канцелярской скрепки».
После выполнения задания группы презентуют свои варианты. Победителем считается та группа, у которой будет максимальное количество самых оригинальных способов использования скрепки.
(3 минуты)
15 слайд
QR коды
5 задание. «Необычные ситуации» (перечень возможных причин)
А в этом задании вам необходимо найти внешние и внутренние ресурсы, чтобы предложить оптимальный вариант разрешения возникшей проблемы.
Первая команда сканирует первый куар-код, вторая команда сканирует второй куар-код. Вместе совещаетесь 3 минуты. И потом зачитываете необычную ситуацию и говорите нам варианты разрешения…..
Для команды 1: Представьте, что вы вышли из дома и увидели, что из облака спускаются прямо до земли длинные-предлинные веревки. Ваши действия? Допускаются и поощряются самые абсурдные и непредсказуемые варианты ответов.
Для команды 2: Вам подарили на день рождения слона, и вы пошли с ним в поход. Как его там можно использовать»? Допускаются и поощряются самые абсурдные и непредсказуемые варианты ответов.
(В виде транспорта, слон охраняет всех в походе, воду в хоботе слона можно использовать для купания и т. д.)
16 слайд
Друдлы (или по-английски droodles) – это интересное изобретение американского автора-юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера Леонарда Стерна, предложенное ими в 1950-х годах. Название droodle происходит, как комбинация трех слов "doodle" (каракули), "drawing" (рисунок) и "riddle" (загадка). Даже само название изобретения целиком отражает креативное мышление своих авторов.
Каждая картинка является маленькой игрой, в которой вам надо придумать что изображено на картинке. Вы можете предложить несколько разных интерпретаций к изображениям. Если у вас получится увидеть в картинке-друдле то, чего не видят другие – поздравляем – вы обладатель оригинального творческого мышления!
Чем полезна техника друдлы?
—развитие образного мышления, как у взрослых, так и у детей;
—развитие креативного воображения «Я учусь видеть необычное в обычном»;
—развитие речи, когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую.
Как видите, с помощью друдлов можно осуществлять деятельностный подход, индивидуализацию дошкольного образования, социализацию личности.
Предлагаю взять эту технику на своё вооружение и поделиться ею с семьями наших воспитанников. Так как это одна из тех игр, что объединяет детей и взрослых, помогает вместе думать, фантазировать и смеяться.
Учитесь сами видеть необычное в обычном и научите этому детей. Тогда наши воспитанники смогут стать успешными людьми в этом мире.
Слайд 17
(свеча, штопор)
Слайд 18
(парашютист летит на землю)
Слайд 19
(голодный птенец)
Слайд 20
(А теперь попробуйте сами!)
На столах у вас есть карточки, можно подписать прямо рядом, что вы увидели, а потом озвучим для всех.
Таким образом, самостоятельная деятельность имеет принципиальное значение для формирования полноценной личности с высокой самооценкой и самоуважением. Чем полнее ребенок реализовал потребность в самостоятельных действиях, тем сильнее в свое время у него возникает потребность во взаимодействии с другими.
«Что необходимо изменить в своей работе педагогу, чтобы воспитать в ребенке инициативную, творческую личность?» (сегодня мы с вами нашли множество всевозможных ответов всего на один этот вопрос)
Уважаемые педагоги, я Вам желаю находить множество нестандартных ответов на единственно возможный вопрос и научить этому своих воспитанников.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое развитие детей и организация условий для самостоятельной деятельности
Мне кажется, что важнейшим показателем экологической воспитанности старших дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляютс...
Консультация «Развитие у детей ориентировки в пространстве»
Определение положения предметов по отношению к другому...
Инновационные и нетрадиционные методы и приёмы организации двигательной активности детей для развития инициативы, самостоятельности и творчества.
Инновационные и нетрадиционные методы и приёмы организации двигательной активности детей для развития инициативы, самостоятельности и творчества. ...
Консультация для педагогов "Организация и руководство самостоятельной деятельностью детей, поддержка детской инициативы"
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.В ФГОС ук...
Организация условий для деятельности по поддержке детской инициативы(Самостоятельности)
Организация условий для деятельности по поддержке детской инициативы(Самостоятельности)...
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста "Воспитываем самостоятельность у дошкольника"
Самостоятельность- это ценное качество, необходимое человеку.Самостоятельность – это значит сам, стоять на своих ногах, это значит уметь делать всё самому, без чьей-то помощи. Быть самостоятельн...
Консультация «Этапы обучения детей ориентировке в пространстве»
«Ориентировка в пространстве – один из разделов программы по развитию у детей элементарных математических представлений». Но это не означает, что тема «Про...