Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста "Воспитываем самостоятельность у дошкольника"
методическая разработка по психологии (старшая, подготовительная группа)
Самостоятельность- это ценное качество, необходимое человеку.
Самостоятельность – это значит сам, стоять на своих ногах, это значит уметь делать всё самому, без чьей-то помощи. Быть самостоятельным означает быть ответственным — значит уметь самостоятельно принимать решения и осознанно их выполнять.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_vospityvaem_samostoyatelnost_u_doshkolnikov.docx | 252.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитываем самостоятельность у дошкольника.
Самостоятельность- это ценное качество, необходимое человеку.
Самостоятельность – это значит сам, стоять на своих ногах, это значит уметь делать всё самому, без чьей-то помощи. Быть самостоятельным означает быть ответственным — значит уметь самостоятельно принимать решения и осознанно их выполнять.
Самостоятельность — это не тяжкое бремя, а система полезных и важных для дальнейшей жизни навыков и ценностей. С ними будет легче и комфортнее жить, учиться, заводить друзей и добиваться целей.
Самостоятельность – это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач. Это является значимым фактором социально-личностного созревания и готовности к школьному обучению.
Самостоятельность - важнейшая характеристика личности; самостоятельность не может возникнуть в отрыве от других личностных свойств (произвольности, воли, целеустремленности), без самостоятельности личность не становится полноценной.
В современном мире все сложнее сформировать навыки настойчивости, трудолюбия и самостоятельности, потому что человек, защищен цивилизацией, все меньше подвергает себя и своих детей на непреклонные требования природы вроде «не побегаешь - не пообедаешь». И родители должны осознать, что функциональные навыки ребенка - это шаг к его уверенности в себе.
Чем раньше ребенок овладеет полезными навыками, тем быстрее он самоопределится и почувствует себя самостоятельным. Действуя самостоятельно, ребенок учится не бояться ошибок, умеет нести ответственность за свои поступки.
Чтобы стать самостоятельным, ребенок должен быть поставлен в обстоятельства, при которых он вынужден учиться жизненным навыкам. Сами жизненные навыки не появятся и не разовьются - родители для этого должны активно организовать пространство ребенка, регулярно заниматься его воспитанием. Ведь воля ребенка формируется под влиянием взрослого. Поэтому правильно будет потратить больше времени, но почистить картошку или помыть чашки вместе с ребенком, а не делать это вместо него.
Советы родителям, которые хотят научить ребенка быть самостоятельным.
Совет первый: «Обучать ребенка делать все самостоятельно». Это правило имеет ключевое значение. Ребенок рождается без каких-либо навыков и умений, только с безусловными рефлексами. Все навыки он приобретает не сам по себе, а усваивает их при взаимодействии со взрослыми. Ребенок узнает, что делать с тем или иным предметом, наблюдая как с этим предметом поступают взрослые.Очень важно, чтобы родитель выступал не только в роли наставника, но и помощника ребенка, участника совместных действий. Ребенок нуждается в том, чтобы взрослый сотрудничал с ним в деле, помогал в трудную минуту, подбадривал и хвалил.
Совет второй: «Не делать за ребенка того, что он может сделать сам». С задачами, посильными для его возраста, ребенок вполне может справиться сам, если он этого хочет.
Чтобы приучить ребенка к самостоятельности, важно дать ему осознать, что любой поступок влечет за собой последствия, а какими они будут – зависит именно от него. Поэтому не стоит спешить вырывать из рук ребенка соломинку, когда он пытается есть ею суп или кашу. Ребенок сам должен понять, что это неудобно и утомительно.
Родителям необходимо научить ребенка просить о помощи правильно, например, фразой: «Помоги мне пожалуйста!». Но, не нужно сразу же бросаться делать все за ребенка. Сперва нужно дать ему шанс справиться самому, лишь слегка подтолкнув его к действию. Старания ребенка нужно обязательно похвалить.
У ребёнка обязательно должна быть область жизни, где решения принимает он сам и сам несёт ответственность за последствия своих действий. Приведенный ниже список обязанностей — это всего лишь ориентир, который требует адаптации под вашу ситуацию и конкретного ребенка. Не забывайте постепенно наращивать степени свободы и ответственности, которые вы предлагаете детям.
За что могут нести ответственность дошкольники (5-7 лет):
- Их собственная одежда (в пределах соответствующего сезона, безопасности и приличий).
- Их собственные комнаты.
- Сколько нужно еды.
- С кем и когда играть.
- Следует ли посещать общественные мероприятия, на которые приглашен ребенок (исключая обязательные семейные мероприятия).
Конечно, его выбор не всегда окажется лучшим, и временами он будет совершать ошибки. В таких случаях необходимо обсудить с ребёнком, почему его действие привело к плачевным результатам и как ему стоит поступать в будущем. Иначе – если мы всегда будем решать за ребёнка и лишим его права на ошибку – он не научится принимать осмысленные решения, а будет либо подчиняться окружающим, либо действовать импульсивно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие математических способностей у дошкольников»
Этот материал поможет родителям понять, как дома, по дороге домой, можно развивать математические способности у детей....
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Самостоятельность ребенка»
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Самостоятельность ребенка»Нередко, из-за различных причин (отсутствие времени, неуверенность в силах ребенка, мы делаем...
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»
Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях....
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста. "Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для родителейдетей старшего дошкольного возраста."Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"...
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...