Консультация для педагогов "Организация и руководство самостоятельной деятельностью детей, поддержка детской инициативы"
консультация
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФГОС предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей детей – «проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре и т.д.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Организация и руководство самостоятельной деятельностью детей, поддержка детской инициативы».
Подготовил:
воспитатель высшей категории
Масакова С.А.
В Конституции Российской Федерации, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Самостоятельность дошкольника неразрывно связана проявлением его инициативы. Что такое инициатива?
Инициативность характеризуется как черта детской личности, которая включает в себя способность и склонность к активным и самостоятельным действиям.
Инициатива — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и свою инициативу, развивать себя как личность это игра; познавательно-исследовательская деятельность; продуктивная деятельность; коммуникативная деятельность и др.
В качестве ведущей деятельности в дошкольном возрасте выступает игра. Она позволяет создать событийно организованное пространство образовательной деятельности взрослых и детей. Игра развивает ребенка и приобщает его к духу игровой культуры с ее специфическими чертами: свободным выбором и необязательностью, внутренней целью, заключающейся в самом процессе деятельности.
Как помочь детям развить инициативу с помощью игры?
В образовательной программе дошкольного образования, уделяется большое внимание созданию игровой развивающей среды, то есть условиям для развития инициативного поведения детей, где пространство группы разделено на центры активности. Такая игровая среда в группе, помогает реализации основополагающего принципа программы: ребенок учится лучше и научится большему в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром - через игру и открытия.
В среднем дошкольном возрасте в игре идет освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей через приобщение к играм с правилами, подвижным, досуговым, театрализованным, народным играм.
Для эффективной организации и поддержки разнообразной игровой деятельности детей, используются следующие подходы:
• наблюдение за деятельностью детей: что им интересно, чем они предпочитают заниматься в свободное время (вид и форма организации деятельности, ее содержание и т. д., которые фиксируются в индивидуальных картах наблюдений;
• используя личностно - ориентированный подход в игровой деятельности;
• поддержка самостоятельной игровой деятельности через насыщенность содержания центра сюжетно – ролевой игры и театра в группе;
• рациональное использование времени в режиме дня для организованной и свободной игровой деятельности детей.
В качестве основного метода поддержки детской инициативы в процессе игровой деятельности дошкольников средней группы можно использовать, комплексный метод, разработанный Е. В. Зворыгиной и С. Л. Новоселовой, который включает следующие компоненты:
• планомерное обогащение жизненного опыта;
• совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений;
• своевременное изучение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта;
• активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.
Педагогическая задача - переводить детей к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры. Эти умения — залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения.
Каким же образом можно формировать эти умения у детей дошкольного возраста?
Решение этой задачи возможно в совместной игре педагога с детьми, где, педагог является не руководителем, а участником, партнером детей в этом творческом процессе. Игра развертываться особым образом, чтобы для ребенка «открылась»необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также была возможность смены роли в процессе игры, для развертывания интересного сюжета.
Исходя из вышеизложенного, деятельность педагога можно разделить на два этапа:
Первый этап - игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; педагог, последовательно меняет свои роли в ходе игры. Не нужно рассказывать детям предварительно сюжет, а можно сразу начинать игру, предлагая ребенку основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую его. Если у ребенка возникают собственные предположения в ходе игры – педагог их обязательно принимает.
На втором этапе – в процессе игры с детьми, педагог, вступает в ролевое взаимодействие, активируя ролевой диалог, «замыкая» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. При этом вся игра носит импровизированный характер.
При эффективной и правильной педагогической поддержке, игра становится уже не ведущей, а преобладающей деятельностью, в которой активно проявляется самостоятельность и инициативность ребенка.
Пример развития детской инициативы в 3-4 года
Создавать проблемную ситуацию «У куклы Кати День рождения».
Все возникающие у игрушек проблемы решаются по единой схеме:
1. Возникновение проблемы.
2. Постановка ее перед детьми (воспитатель доводит проблему до детей).
3. Совместное обсуждение проблемы (активизация детей, выход на решение).
4. Реализация детского решения проблемы.
Дети, опираясь на свой опыт, выбирают из предложенных подарков кто, что будет дарить, помогают накрывать стол, выбирают угощения. При решении проблемы все просьбы, пожелания и благодарность должны идти от лица самих игрушек. Взрослым нужно эмоционально-положительно настраиваться на весь день; переживать его как дар; радоваться совместности проведения этого дня с детьми. Избегать ситуации спешки, поторапливания детей. Нужно обязательно хвалить ребёнка. И в следующий раз он будет стремиться не просто действовать с карандашом или красками, но и изображать какой-нибудь предмет.
Пример игры, направленной на развитие лидерских качеств детей дошкольного возраста «Змея» для детей 4-5 лет.
Дети сидят на стульчиках по кругу. Выбирается водящий – «Змея». Водящий произносит слова игры и двигается вдоль остальных играющих. Остановившись около определенного игрока, он предлагает ему «стать хвостом». Этот игрок может либо принять это предложение, либо отказаться. Если ребенок согласен «стать хвостом», он проползает между ног «змеи» так, чтобы оказаться в хвосте, и становится последним. Если ребенок не согласен, он говорит: «Не хочу!». В этой ситуации Водящий либо начинает выбор нового игрока, либо настаивает на своем выборе, говоря: «Я ХОРОШАЯ змея, мне отказывать нельзя!». Цель игры – собрать наибольшее количество игроков в «хвост».
Пример игры, направленной формирование независимости ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения для 5-6лет.
Привлечение внимания детей плачем куклы, задать вопросы, почему, по их мнению, кукла плачет. Дети выдвигают свои версии ответов: кукла проголодалась, заблудилась, не может найти свой домик. Тогда нужно подвести детей к варианту, что нужно построить домик для куклы, только не предлагать детям материал, из которого будет построено здание, а поддержать инициативу детей в выборе средств. Кто-то из детей выберет конструктор «Лего», кто-то строительный материал, а некоторое решат нарисовать его на бумаге. Наша задача поддержать детскую инициативу и обговорить, почему такой выбор хорош.
Пример игры, направленной на развитие лидерских качеств для детей 6-7 лет.
Режиссерская игра ("Хочу играть в больницу", "Я - шофёр" и т. п.)-активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычных последовательностей событий, активно используя не только условные действия, но и ролевую речь, разнообразя ролевые диалоги от раза к разу; в процессе игры может переходить от одного отдельного сюжетного эпизода к другому, может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел также имеет тенденцию воплощаться преимущественно в речи (словесное придумывание историй) или в предметном макете воображаемого «мира» (с мелкими игрушками-персонажами), может фиксироваться в сюжетных композициях в рисовании, лепке, конструировании.
Кроме этих традиционных игр, в практике широко используют систему игровых упражнений и заданий на развитие у детей самостоятельности и активности.
- Игры на развитие познавательной активности
- Игры на внимание
- Игры на ориентировку и достижение цели
- Задания на развитие воображения
Игры на развитие познавательной активности.
Они характеризуются познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся:
- в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;
- намечать план действий;
- отбирать способы решения поставленной задачи;
- добиваться результата и анализировать его.
Игра: “Времена года”
Цель: - учить детей определять времена года по картинке, обосновывать свое мнение, учить устанавливать причинно-следственные связи.
Выбрать то, что соответствует данному времени года. Помогать друг другу, подбирать картинки к соответствующему времени года комментировать, что на них изображено.
Игра «Да-Нетки»
Цель: учить задавать открытые и закрытые вопросы.
Содержание: на столе стоит сундучок, в котором лежит предмет. Вызывают одного ребёнка, он заглядывает в сундучок. Остальные дети задают о цвете, форме, качестве, свойствах этого предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит в сундучке. На все вопросы нужно отвечать только «да» или «нет».
Игровое упражнение «Кем (чем) был? Кем (чем) будет», «Что сначала, что потом?»
Цель: формируем умение выделять основную идею высказывания, подводить итог.
Предлагаются картинки, к которым они должны найти пару, отражающую либо прошлое, либо будущее объекта, предмета, явления. Например, семечко – подсолнух, котёнок – кошка, мальчик – мужчина. Далее игра усложняется: проводится без опоры на наглядность, отражаются изменения, происходящие с тем или иным предметом, объектом в течение некоторого периода времени. Например: весна – лето – осень – зима; семечко – росток – саженец – дерево и т. д.
Игры на внимание.
Внимание - это важнейшее качество, которое необходимо для отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Детям трудно сосредоточиться на однообразной, малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они могут достаточно долго оставаться внимательными.
Игра «Зачеркни кружок с точкой».
Задача игры: Развитие распределения внимания.
На листе бумаги нарисовать 25 кругов диаметром с пятирублёвую монету. Внутри некоторых поставить точку. Пока пересыпается песок в песочных часах, зачеркнуть точку внутри кругов.
Игра «Слушаем и хлопаем»
Задача игры: развитие избирательности внимания, мышления.
Детям предлагается слушать внимательно и хлопнуть в ладоши, когда услышат среди называемых слов название животного. Набор слов может быть таким:
Ёлка, ландыш, слон, ромашка.
Кукла, заяц, гриб, машина.
Виноград, река, лес, белка.
Лыжи, жираф, самолет, ваза.
По аналогии можно использовать названия растений, игрушек и т. д.
Игры на ориентировку и достижение цели.
Ориентировка эта требует всегда решения трех задач: постановки цели и выбора маршрута движения (выбор направления); сохранения направления в движении и достижения цели.
Игровое упражнение «Холодно – горячо, вправо – влево»
Цель: научить детей ориентироваться в пространстве сначала по словесным указаниям взрослого, затем по плану – схеме.
Содержание: педагог прячет условный предмет (игрушку), а затем с помощью команд типа «шаг вправо, два шага вперёд, три влево» ведёт игрока к цели, помогая ему словами « горячо, холодно».
Игра «Бешеная муха»
Цель: научить детей ориентироваться на листе в клетку по словесным указаниям.
Содержание: раздать детям листочки бумаги в клетку и по одному черному кругу «муха». Выполнять указания ведущего.
Задания на развитие воображения.
Целенаправленный процесс, преследующий задачи развить яркость воображаемых образов, их оригинальность и глубину, а также плодотворность воображения, самостоятельность.
Игра «Несуществующее животное»
Цель: развивать творческое воображение детей.
Ход игры: Если существование рыбы - молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует: " Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит? "
Игра «На что похожи облака?»
Дети рассматривают карточки с облаками разной формы и угадывают в их очертаниях предметы или животных. При этом они отмечают, что облака бывают разные не только по цвету, но и по форме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. "Руководство самостоятельной деятельностью детей в уголке занимательной математики".
Руководство самостоятельной деятельностью детей в уголке занимательной математики....
Игровая деятельность с поддержкой детской инициативы «Колыбельная».Для детей младшей группы.
Ход игры: Звенит колокольчик. Ребятки приглашаю вас поиграть. Обратите внимание дети, что изменилось в нашем кукольном уголке? Молодцы эта кроватка называется колыбелька. Как вы думаете дл...
Недирективная помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности
Мастер класс...
Консультация для воспитателей и родителей: «Способы и направления поддержки детской инициативы»
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельностидетей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать,сочинять и пр. В соответствии с собственными ...
Организация условий для деятельности по поддержке детской инициативы(Самостоятельности)
Организация условий для деятельности по поддержке детской инициативы(Самостоятельности)...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Создание условий для поддержки детской инициативы»
Родители часто жалуются, что дети не дают им спокойно вздохнуть; они отнимают слишком много времени, им вечно что-то надо от родителей. На самом деле это не так. Если вы внимательно понаблюдаете за со...
Консультация для педагогов на тему "Создание условий для поддержки детской инициативы"
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Инициативность ярче всего проявляется в общении, пр...