«Сюжетно-ролевая игра как один из способов ранней профориентации детей дошкольного возраста»
методическая разработка (подготовительная группа)
Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Сюжетно-ролевая игра как один из способов ранней профориентации детей дошкольного возраста»
Савкович Светлана Геннадьевна
воспитатель
ГБДОУ детский сад № 4
Кировского района Санкт – Петербурга
Новое качество образования дошкольников проявляется в формировании у них таких личностных качеств, как ответственность, инициатива, адаптивность к динамично меняющимся условиям, способность работы в условиях выбора, коммуникативность, наличие опыта практической деятельности во всех сферах своего развития.
Система дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях.
Организация работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста
Этапы работы:
I этап (организационный):
- разработка плана мероприятий,
- подбор методического сопровождения,
- подготовка наглядного материала,
- организации экскурсий на место работы родителей,
- налаживание контактов с ближайшими социальными организациями.
II этап (практический):
- посещение социальных структур,
- организация совместной и самостоятельной деятельности детей,
- «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации,
- изготовление презентаций «Профессии моих родителей», тематические выставки.
III этап (итоговый):
- анализ и обобщение опыта.
Профессиональная ориентация дошкольника — это мероприятия, направленные на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Подготовка - это знакомство ребенка с различными видами труда, чтобы самостоятельный выбор в дальнейшем был проще и осознанней. Необходимо развивать и поддерживать у него веру в свои силы в любых начинаниях, будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше различных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет оценивать свои возможности в старшем возрасте, тем легче ему буде определиться с профессией.
Профориентация формирует у детей:
- понимание, что труд – это основа жизни;
- уважение ко всем, кто трудится и ценность их труда;
- знания о разных профессиях, орудиях и машинах, результате труда;
- желание трудиться;
- необходимые навыки.
Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. В этом помогают сюжетно-ролевые игры, которые лучше всего знакомят детей с профессиями, с трудовой деятельностью взрослых, дают понять тонкости той или иной профессии.
Информацию о профессиях дети получают во время проведения экскурсий, виртуальных экскурсий, путешествий, наблюдений, оформления выставок, чтения литературы, обсуждения, рассматривания картинок, проведения театрализованных представлений, дидактических, подвижных игр, занятий по овладению элементарными умениями и навыками трудовой деятельности. При организации разного вида труда: труд в природе, дежурство, хозяйственно-бытовой – дети видят результат своего труда, его значимость для других.
Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий, о значимости труда – это необходимый процесс, который координирует педагог, используя в своей профессиональной деятельности все возможности образовательно – воспитательного процесса
Сюжетно-ролевая игра «Доктор»
Цель: Формирование представлений о труде взрослых (работников поликлиники), его роли в обществе и жизни каждого человека.
Задачи:
* Формировать представление о цели труда медицинского персонала, о специализации врачей (окулист, отоларинголог, хирург, педиатр, регистратор, стоматолог, невропатолог), о содержании труда медицинских работников.
* Способствовать освоению ребёнком социальных ролей: врач, пациент, медицинский регистратор.
* Формировать умение творчески развивать сюжет игры: самостоятельно и разнообразно комбинировать в играх знания из наблюдений, книг, рассказов взрослых
* Воспитывать уважение к различным профессиям
Предполагаемая игра: «В поликлинике»
Игровые ситуации: «Регистратура», «На приеме у окулиста», «На приеме у педиатра», «На приеме у отоларинголога», «Забор крови», «На приеме у невролога», «На приеме у стоматолога», «На приеме у хирурга».
Игровые действия: Ребенок идет в регистратуру, берет медицинскую карточку, идет на медосмотр. Врач принимает пациента, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, измеряет температуру, смотрит горло, и т.д. После прохождения всех специалистов отдает карточку в регистратуру.
Предварительная работа: Просмотр видеоролика «В поликлинике». Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы). Слушание аудиосказки К. Чуковского «Доктор Айболит». Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.) Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, медицинской сестре.
Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки и т. д.)
Оборудование: столы, стулья в кабинетах для врачей, белые халаты, медицинские принадлежности: шприцы, градусник, таблица, фонендоскопы, микроскопы, лекарства, справки – бумаги, карты – картон, ручки, печати, лампа, пробирки, вата, бинты, аптечки, грелки, молоточки, весы, ростомер, медицинские карты, телефон, компьютер.
Роли:
Педиатр, окулист, стоматолог, отоларинголог, невропатолог, хирург, медицинский регистратор, медсестра в кабинете «Забор крови», медицинские работники в лаборатории.
Ход игры
Воспитатель: - Сегодня мы с вами будем играть в сюжетно-ролевую игру «В поликлинике», будем проходить медосмотр перед школой. Скажите мне, пожалуйста, какие врачи проводят медосмотр?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: - Правильно. Давайте разделим роли. Кто будет медицинским регистратором?
Ответы детей: -Я хочу!
Воспитатель: Хорошо. А кто будет отоларингологом?
Ответы детей: - Можно я?
Воспитатель: Конечно. Кто хочет быть в роли окулиста?
Ответы детей: - Я!
Воспитатель: - Кто будет невропатологом?
Ответы детей: - Я хочу быть им!
Ответы детей: - Зубным врачом можно мне быть?
Воспитатель: Хорошо, стоматологом будет у на с Алина.
Ответы детей: - Можно я кровь из пальца на анализы буду брать?
Воспитатель: конечно можно! Тогда тебе понадобятся помощники в лабораторию, есть желающие?
Ответы детей: - Мы!
Воспитатель: И кто будет хирургом?
Самир: Я хочу!
Воспитатель: вот и набрали мы медицинский персонал. Пора отправляться в поликлинику. Скажите, мне, пожалуйста, на чем можно добраться до поликлинике, ведь в обычный автомобиль мы все не влезем, нас много очень?
Дети: На автобусе
Воспитатель: Тогда нам нужен еще и водитель автобуса?
Ответы детей: - Я буду водителем!
Воспитатель: Давайте займем свои места в автобусе и отправимся в путь!
Дети поют песню «Мы едем, едем, едем…»
Воспитатель: Вот мы и добрались до поликлиники, чтобы начать медосмотр, что нам нужно взять и где?
Дети: медицинские карты в регистратуре.
Воспитатель: Правильно, вставайте в очередь за своими карточками.
Дети по одному подходят к регистратуре, берут карточки и начинают проходить медосмотр.
Ответы детей: - Здравствуйте.
Регистратор: Здравствуйте, как вас зовут?
Регистратор: Вот ваша карта, на обратной стороне есть список врачей, вам нужно всех пройти. Проходите в первый кабинет. Следующий…
Дети по одному подходят
Воспитатель: А теперь все на медосмотр. Стоматолог: Здравствуйте, на что жалуетесь? Рената: здравствуйте, я прохожу медосмотр перед школой.
Стоматолог: Давайте проверим ваши зубки. Откройте рот пошире. (Стоматолог с помощью медицинских инструментов проверяет зубы пациента) Стоматолог: у вас все хорошо. Кариеса нет. Давайте вашу карту, поставлю печать и напишу, что вы здоровы. (Стоматолог заполняет карту пациента) Стоматолог: Все, держите ваш карту, вы здоровы. Всего доброго, до свидания. Рустам сдает кровь. Рустам: Здравствуйте. Настя-медсестра: здравствуйте. Дайте мне, пожалуйста, вашу карту. Приготовьте безымянный палец. (Медсестра, понарошку, прокалывает палец и берет кровь и переливает в пробирку.) Настя: вот и все, держите ватку и проходите в следующий кабинет
Дети: заходят в кабинет к отоларингологу.
Ответы детей: - Здравствуйте!
Отоларинголог: Здравствуйте. Жалобы есть?
Карина: Жалоб нет, я прохожу медосмотр перед школой.
О-г: Понятно, тогда давайте Вас проверим, следите за молоточком.
(Водит молоточком, Карина следит за ним.)
О-г. Поставьте ногу на ногу, проверим ваши рефлексы. (Стучит молоточком по коленке)
Все прекрасно. Вы здоровы. (заполняет карту, ставит печать) Всего доброго!
Ответы детей: - Спасибо, до свидания!
Ребенок приходит на прием к окулисту.
Ответы детей: - Добрый день!
Окулист: Здравствуйте!
Настя: Я прохожу медосмотр, проверьте меня, пожалуйста.
Окулист: Давайте посмотрим. Закройте правый глаз и назовите, что видите на таблице. (Настя называет какие рисунки она видит на доске). Хорошо, а теперь на зовите, мне, пожалуйста какие фрукты спрятаны в рисунке.
Ответы детей: - Апельсин, ананас, яблоко…
Окулист: Все верно! Вы здоровы. (Заполняет карту, ставит печать и отдает карту) До свидания!
Ответы детей: - Спасибо, до свидания!
На приеме у хирурга
Ответы детей: - Здравствуйте!
Ответы детей: - Здравствуйте! Заболели?
Ответы детей: - Нет, я медосмотр прохожу, в школу скоро пойду.
Ребенок открывает карту с рентгеновским снимком.
Хирург: У вас был ушиб?
Ответы детей: - Да!
Хирург: сейчас не беспокоит?
Ответы детей: - Нет!
Хирург: Тогда проверим вашу осанку, встаньте, пожалуйста. (Самир проверяет позвоночник и стопу на выявление плоскостопии) Все хорошо, теперь измерим давление. (Измеряют давление)У вас все в норме, Вы здоровы.(Заполняет карту, ставит печать)
На приеме у отоларинголога.
Лор: Здравствуйте. Вы тоже медосмотр проходите?
Хирург: Здравствуйте, да.
Лор: где ваша карта?
Хирург: отдает карту врачу.
Лор: Проверим ваши ушки, горло и нос (Камиль включает лампу и с помощью инструмента проверяет). Все чисто- вы здоровы! (заполняет карту и ставит печать)
Хирург: Спасибо большое. До свидания!
Лор: До свидания! Не болейте!
На приеме у педиатра.
Ответы детей: Здравствуйте, я прохожу медосмотр.
Ответы детей: Здравствуйте. Хорошо. Вставайте на весы (Записывает вес). Теперь измерим рост, подойдите к ростомеру и выпрямите спинку.
(Записывает данные и смотрит список прошедших врачей)
Ответы детей: - Вы здоровы, прошли медосмотр, можете идти в школу.
Ответы детей: - Спасибо большое. До свидания!
Ответы детей: - До свидания!
После того, как все пациенты сдали кровь из пальца, медсестра Настя относит пробирки на анализ в лабораторию к Милене М. и Рустаму.
Воспитатель: Ну что, все прошли медосмотр?
Дети: Да
Воспитатель: Понравилось вам?
Дети: Да
Воспитатель: Что нужно сделать с картами?
Дети: отдать в регистратуру.
Воспитатель: Вот мы и поиграли с вами в сюжетно-ролевую игру «В поликлинике». Врачи, вам сложно было играть в своих ролях?
Врачи: Нет
Воспитатель: Вам понравилось?
Врачи: Да
Воспитатель: И нам очень понравилось, как вы все играли вместе. И пациенты остались довольны. Всем большое спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская дидактическая игра по ранней профориентации детей дошкольного возраста "Кафе"Мечта""
Данная игра является практически значимой для ранней профориентации детей дошкольного возраста. Развивает коммуникативные качества, мышление, речь, воображение и фантазию, и другие качества личности. ...
Педагогический совет «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как один из секретов их успешного личностного самоопределения в будущем»
Цель: повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями ...
Сюжетно – ролевая игра как средство ранней профориентации детей дошкольного возраста
Сюжетно – ролевая игра как средство ранней профориентации детей дошкольного возраста...
МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»
Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....
Сюжетно-ролевая игра - средство ранней профориентации детей дошкольного возраста.
В данных тезисах раскрывается тема ранней профориентации детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры. Делается акцент на том, что сюжетно-ролевая игра является связующим звеном между д...
КВЕСТ – ИГРА ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА ПРОФЕССИЙ» (для старшего дошкольного возраста)
КВЕСТ – ИГРА ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА ПРОФЕССИЙ»(для старшего дошкольного возраста) Цель: Формирование представление детей о пр...
«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как один из секретов их успешного личностного самоопределения в будущем»
1слайд; Уважаемые коллеги, позвольте вам представить свою работу по теме «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как один из секретов их успешного личностного самоопределения в будущем...