Самообразование
материал (старшая группа)
План работы по самообразованию
«Развитие познавательных интересов у старших дошкольников в процессе формирования естественно- научных представлений о космосе».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 43.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Каменский детский сад «Росток»
План работы по самообразованию
«Развитие познавательных интересов у старших дошкольников в процессе формирования естественно- научных представлений о космосе».
Автор: Ганзюк Екатерина Павловна
Воспитатель
Нижний Новгород, 2022 год.
Актуальность выбранной темы.
Астрономия – это основа общего образования… наука о звездах и планетах… без нее человек никогда не знал, какое место он занимает во Вселенной.
Камиль Фламмарион
С древних времен люди наблюдали или просто смотрели на небо. Делая свои первые шаги по земле человек, ощущал зависимость от неба и вся его жизнь и деятельность во многом зависели от него.
Загадки Вселенной всегда будоражат воображение с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звёзды – это одновременно так близко ив то же время так далеко. Космос – это совершенно незнакомая тема для дошкольников, у детей нет знаний о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, об аппаратах, изучающих космическое пространство, о празднике – дне космонавтики. Всё это происходит по тому. Что при реализации дошкольных образовательных программ в ДОУ теме «Космос» отводится всего неделя. А для изучения такой обширной темы это очень мало. В эту неделю воспитатель сможет рассказать лишь общую информацию и объём её будет катастрофически мал.
Космос – это не только Солнце и звёзды. Это ещё и наша планета, на которой есть жизнь, меняются погодные условия, происходят открытия, растут растения, есть вода и металлы, живут люди и животные – и на всё это влияет космическое пространство. До сих пор остаются открытыми вопросы о том, как и почему появилась наша планета, откуда появилась жизнь и, самый главный вопрос, есть ли во Вселенной планеты, пригодные для жизни или уже обитаемые?
Ознакомление с увлекательнейшей наукой о природе космоса – это своего рода интеллектуальный подарок детям, мотивация к развитию их любознательности, появлению у них устойчивого интереса к учебе.
Как рассказать ребенку о бесконечности, о строении планет и звездных систем? С чего начать? Вопросов возникает множество.
С помощью изучения космоса в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения расширяются и уточняются представления детей о природе, закрепляется умение наблюдать; формируются представления о чередовании частей суток, времен года и их характеристиках. А главное, ребенок понимает, что человек – часть природы; на него возложена важнейшая функция по бережному отношению к ней, ее охране и защите. Дети учатся понимать значение солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений. Через призму знаний о космосе организован процесс сезонных наблюдений за природой, что позволяет дошкольнику видеть мир более целостно и научно.
Образовательная область «Познавательное развитие» программы детского сада призвана развить у детей познавательно исследовательскую и продуктивную (конструктивную) деятельность, сформировать у них целостную картину мира, расширить кругозор (наряду с задачами сенсорного развития и формирования элементарных математических представлений). Через изучение астрономии воспитывается интерес ребенка к географии. Играя в астрономию, ребенок знакомится с миром профессий, связанных с этой областью деятельности человека.
Исследовательская деятельность в наибольшей степени располагает необходимыми возможностями для усвоения базовых знаний по астрономии, является отличной информационной и экспериментальной площадкой, позволяющей создавать как индивидуальные, так и групповые проекты, а также организовывать их презентации. Дети учатся подходить к научным и культурным достижениям не только с позиций потребителя готовой информации, но в качестве маленького ученого, участника научных конференций, проводимых в игровой форме, становясь в позицию экспериментатора, исследователя, Учится задавать вопросы и находить ответы на них, ориентируясь в бездонном потоке информации.
Ребенок погружается в многообразный мир техники и науки, учится элементарно анализировать роль человека в освоении новых областей знания и оценивать влияние техногенных факторов на развитие нашей планеты и Вселенной в целом.
Через решения познавательных задач в ходе знакомства дошкольников с космосом реализуются цели воспитания, т. е. формируются основы гражданской позиции дошкольника как представителя мира, его желание сопереживать планете и ее жителям (человеку и другим живым организмам) в сложных ситуациях (например, полярным медведям в результате глобального потепления или жителям региона, подвергшегося последствиям неудачного запуска космической ракеты и т.д.).
Изучая тему «Космос» более широко и глубоко дети смогут получить не только ценные знания, но и, возможно, определиться с будущей профессией (вдруг, кто-нибудь из них будущий космонавт или талантливый изобретатель или учёный?).
Цель:
Сформировать у детей старшего дошкольного возраста доступные представления о космическом пространстве и освоении космоса людьми.
Задачи:
- Дать детям первоначальные знания о строении Солнечной системы.
- Познакомить детей с наукой «Астрономией», людьми, посвятившими себя изучению данной области науки.
- Формировать познавательный интерес к природе земного и небесного пространства.
- Формировать мыслительные операции (сравнение, обобщение, классификация).
- Развивать речь и мышление, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- Устанавливать позитивные отношения со сверстниками и взрослыми в процессе естественнонаучной познавательной деятельности.
Сроки работы: 2022-2023 год .
Участники : Дети старшей группы, воспитатели, родители.
Этапы реализации.
Название этапа. | Содержание работы. | Сроки реализации |
Аналитический |
| Сентябрь |
Основной |
| Сентябрь - май |
Заключительный |
| Май |
План мероприятий по самообразованию.
Месяц | Мероприятия с детьми: беседы, чтение художественной литературы | Цель |
Сентябрь | «Что такое Космос?», «Солнце источник жизни на Земле» | Расширить представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу. |
Конструирование Тема: «Космонавты у ракеты» | Продолжаем изучать название составных частей ракеты; самостоятельно конструировать ракету и фигуры космонавтов из природного материала. | |
Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, картин по теме: «Удивительный космос» | Расширять кругозор, знания детей о космосе. | |
Беседы: «Солнечная система», | Расширять кругозор, знания детей о космосе. | |
Октябрь | «Хочу быть космонавтом» «Первооткрыватель космоса Ю.А.Гагарин». Просмотр фильма «Юрий Гагарин», «Первый полет» | Познакомить с биографией первого космонавта Ю. А. Гагарина; расширить представление о современных профессиях; рассказать о работе в космосе российских космонавтов в наши дни. |
Рисование. «Лунный пейзаж»
| Расширять кругозор, знания детей о космосе; развивать цвета восприятие; поддерживать интерес к изобразительной деятельности. | |
Беседа «Голубая планета Земля». | Объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса | |
Просмотр электронной презентации «Как человек осваивал космос», | Развивать любознательность, фантазию, мышление, речь. | |
Ноябрь | Конструирование из «Лего» на тему: «На чужой планете» | Развивать творческие способности детей. |
« Покорители космоса», Презентация «Покорители космоса» | Цель: познакомить детей с историей покорения космоса и первых космонавтах; расширять кругозор путем популяризации знаний о достижениях в области космонавтики; воспитывать чувство патриотизма. | |
Лепка | Продолжаем совместно с детьми лепить космонавта, используя игрушку в качестве натуры; передавать форму частей игрушки: овальную (туловище), округлую (голова), цилиндрическую (ноги); передавать пропорциональное соотношение частей и детали ; учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем примазывания одной части к другой. | |
Декабрь | Просмотр электронной презентации: «Космос, звезды, вселенная». | Цель: ознакомить детей с понятием «звезда»; рассказать о необходимости знаний о звездах в жизни людей. |
Мультфильмы о Земле, о Солнце, космических машина, планетах Солнечной системы. | Развивать любознательность, фантазию, мышление, речь. | |
Игра - упражнение: «Ракета». | Развивать интерес к игре, желание совершенствовать свои физические качества, целеустремленность развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость. | |
Рассматривание энциклопедической информации, посвященной полётам в космос, космической технике, космическим телам | Пополнять словарный запас детей по теме, расширять кругозор. | |
Январь | Опыты: с глобусом «Почему день сменяется ночью?», «Звезды светят постоянно; Магнитное притяжение (магнит) и др. | Формировать познавательно исследовательские способности детей. |
Чтение энциклопедической информации, посвященной полётам в космос, космической технике, космическим телам | Пополнять словарный запас детей по теме. | |
.Подвижные игры: «Ждут нас быстрые ракеты», «Ракета», | Развивать интерес к игре, желание совершенствовать свои физические качества, целеустремленность развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость | |
Февраль | Театрализованная игра «Полет в космос» | Расширить тематику театрализованных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос. |
С.р.и «Больница для космонавтов» | Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины; воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах. | |
«Комические исследователи» Презентация «Планеты солнечной системы»
| Познакомить с планетами Солнечной системы, сформировать о них представление. | |
Настольная игра: «Космос» | Расширять кругозор, знания детей. | |
Март | Аппликация | Продолжаем учить детей изготавливать форму ракеты, применяя прием симметричного вырезывания из бумаги, вырезать фигуры людей в скафандрах из бумаги, сложенной вдвое; закреплять умение дополнять картинку подходящими по смыслу предметами; развивать чувство композиции, воображение. |
«Планета земля наш общий дом» | Совершенствовать представления о планете Земля, о её ресурсах; познакомить со странами и континентами планеты Земля. | |
Апрель | Музыка прослушивание в течении всего проекта темы: музыкальных произведений: «Знаете, каким он был?» «Песенка юных космонавтов» «Космические дали» | Расширять кругозор, знания детей, прививать к детям хороший тон. |
Постройка космического городка из строительного материала, конструктор Lego, мозайки. | Расширение и систематизация знаний детей и результаты продуктивной деятельности | |
Рассмотрение в телескоп (виртуально)«Звездное небо» | Расширить и систематизировать знания детей, и результаты продуктивной деятельности | |
Изготовить совместно с родителями «Лет бук» тема «Все о космосе» | Повышать мотивацию к творческим занятиям. Вызвать чувство гордости за собственный и коллективный успех | |
Май | Создание коллажа на тему «Наши достижения в космосе» | Вызвать чувство восхищения и гордости за знаменитых людей нашей страны и ее историю. Повышать мотивацию к творческим занятиям. |
Аппликация Тема: «Полет на Луну». | Цель: учить передавать форму ракеты, применяя прием симметричного вырезывания из бумаги, сложенной вдвое; закреплять умение дополнять картинку подходящими по смыслу предметами; развивать чувство композиции, воображение. | |
Прослушивание фонограммы с голосом Левитана, Ю.Гагарина | Расширить и систематизировать знания детей, и результаты продуктивной деятельности | |
Оформление уголка «Таинственный космос»». | Систематизация знаний детей и результаты продуктивной деятельности в конце проекта. |
План мероприятий по самообразованию дополнительно.
Тема мероприятия | |
Космокинозал | Просмотр электронных презентаций: Просмотр презентации и познавательного видео про звёзды, опыт «Дневные звёзды». Просмотр презентации и познавательного видео про Млечный путь. Просмотр презентации и познавательного видео про Солнце. Просмотр познавательного видео «Солнце и планеты». Просмотр презентации и познавательного видео про спутники планет. «Планеты Солнечной системы». «Животные в космосе». «Освоение космоса» Просмотр фильмов: «Юрий Гагарин». «Первый полёт». «Экскурсия по МКС». Мультфильмы о Земле, о Солнце, космических машина, планетах Солнечной системы. |
Читальный зал | Чтение с детьми произведений о космосе:
|
Поэтическая гостинная | Чтение поэтических произведений:
|
Творческая космомастер-ская |
|
Космические игры | Дидактические игры
Конструктивные игры:
Игра – импровизация «Обитатели космоса». (Плавные движения космонавтов в невесомости под «космическую» музыку.) Сюжетно-ролевые игры
Подвижные игры
|
Музыкальная гостинная | Слушание космической музыки.
Старые советские песни: «Мы в космос улетаем на работу»
|
Наблюдения и опыты | Наблюдения за ночным небом и звёздами, созвездиями (яркость, цвет, Полярная звезда, созвездия), Опыт «Звёзды светят постоянно», Наблюдение «Путь Солнца по небосводу», Эксперимент «Сила ветра». Наблюдение за Луной, эксперимент с лампой Эксперимент «Почему всё падает на Землю?». Моделирование солнечных часов, наблюдение за частями суток Наблюдения «Что необходимо для жизни на Земле». |
Взаимодействие родителями:
#1048;нформация в родительском уголке о начале работы над проектом.
Приглашение к участию. Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми. Активное участие в подборе книг, иллюстраций, энциклопедий, аудио и видеоматериалов о космосе.
2. Просмотр с родителями и детьми мультфильмов: «Тайна красной планеты»., «Загадочная планета», «Незнайка на Луне».
3. Чтение родителей с детьми произведений (на выбор): Чтение фантастической сказки Уэллса Гордона «Звездочет и обезьянка Микки»; Е.П.Левитан «Малышам о звездах и планетах»;
4. Консультация для родителей «Рассказать детям о космосе».
5. Конкурс совместных поделок детей и родителей «Этот удивительный космос».
6. Поиск вместе с родителями информации на тему: «Загадочный космос». Создание презентации результатов поиска.
Папка-передвижка для родителей «КОСМОС» - сборник идей для совместных игр и занятий с детьми дома
Помощь в изготовлении атрибутов для игр (элементы костюмов, бросовый материал).
Ожидаемый результат :
- Сформированность у детей представления о значении космоса, о планетах, звёздах, космических аппаратах, космонавтах, планетах Солнечной системы;
- Сформированность интереса к новому, неизвестному в окружающем мире;
- Обогащение словаря детей путём ввода определённых слов в практику общения;
- Организована предметно-развивающая среда группы: «Космический центр», создана мини - библиотека по теме «Космос»;
- Повышение уровня компетенции родителей в вопросах развития и воспитания детей;
Воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться к своей планете.
Список методической литературы.
- Дерягина Л. Б. Дошкольникам о российских покорителях космоса. ФГОС. – СПб.: Детство-Пресс, 2015.
- Ивинская С. Задачки на логику. Полёт в космосе. Книжка-гармошка. – Феникс, 2019.
- Котовская М. Полёты в космос. Квесты с Чевостиком. – Манн, Иванов и Фербер, 2021.
- Кнушевицкая Н. А, Стихи и речевые упражнения по теме «Космос». Развитие речи и логического мышления у детей. – Гном, 2017.
- Лыкова И. А. Аппликация из бумаги «Далёкий космос». Наглядно-методическое пособие по обучению аппликации детей 5-8 лет. – Издательство «Карапуз», 2020.
- Лыкова И. А. Лепка из пластилина. Космос. – Издательство «Карапуз», 2018.
- Лыкова И. А. Лепим космос. Азбука лепки. – Издательство «Карапуз», 2018.
- Паникова Е. А., Инкина В. Беседы о космосе. Методически рекомендации. – Сфера, 2020.
- Скорлупова О. А. Покорение космоса. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. – М.: Скрипторий, 2005.
- Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: беседы, досуги, рассказы. – Сфера, 2021.
- Юлия Фишер Рабочая тетрадь для детей от 3х лет. Космос. – Издательский дом Юлии Фишер, 2019.
Список художественной литературы для чтения.
- Ананьев Г. С., Берлянт А. М., Бондарев Л. Г. Планета Земля. Детская энциклопедия. – М.: РОСМЭН, 2014.
- Барсотти Элеонора Детская энциклопедия «Окошко в мир». Как устроен космос. – ND Play, 2020.
- Барсотти Элеонора Детская энциклопедия «Окошко в мир». Как устроена Земля. – ND Play, 2020.
- Бнковска Каролина Загадки Вселенной. Невероятные факты о космосе. – Манн, Иванов и Фербер, 2021.
- Вайнберг А. Детская энциклопедия астрономии. Перевод с франц. Алиевой Т. И. – М.: РОСМЭН, 2007.
- Гальцева С. Н. Мир и человек. Мой любимый географический атлас. – М.: РОСМЭН, 2020.
- Ерофеева Н. Энциклопедия с развивающими заданиями «Космос» - М.: СИМБАТ, 2021.
- Качур Е. Полёты в космос. – Манн, Иванов и Фербер, 2021.
- Колин Кинг, Джейн Эллиот Детская энциклопедия. Перевод с англ. Коржева Е. П. – М.: РОСМЭН, 2018.
- Космос. Комплект репринтов. 10 выпусков. – Изд. Комсомольская правда, 2020.
- Космос. Энциклопедия, перевод с английского Авдеева А. – Издательство Манн, Иванов и Фербер, 2021.
- Крабейлс К. Лайка-космонавт. – М.: РОСМЭН, 2019.
- Кэрол Варли, Лиза Майлз Энциклопедия «География», перевод с англ. Румянцевой Л. А. – М.: РОСМЭН, 1994.
- Левитан Е.Звёздные сказки. Моя первая книга по астрономии.- «Феникс-Премьер», 2018.
- Левитан Е. Мир, в котором живут звёзды. – Издательский дом Мещерякова, 2015.
- Левитан Е. Сказочные приключения маленького астронома. – Изд. Качели, 2021.
- Левитан Е. Солнышкино королевство. - Изд. Качели, 2021.
- Левитан Е. Тайны нашего солнышка. - Изд. Качели, 2021.
- Лесли Колвин, Эмма Спиэр. Энциклопедия «Живой мир». Перевод с англ. Корзун Л. П. – М.: РОСМЭН, 1994.
- Логунова Е. Энциклопедия с окошками. Космос. – Умка, 2020.
- Маканулти Стейси Земля! Мои 4,5 миллиарда лет. – Манн, Иванов и Фербер, 2021.
- Маканулти Стейси Солнце! Одна звезда на миллиард. – Манн, Иванов и Фербер, 2021.
- Минеев В. Б., Никитина А. А. Земля. Большая энциклопедия. – М.: РОСМЭН, 2019.
- Пегов М. Первые в космосе.- Качели, 2021.
- Розмари Моско Космос. Научный комикс. - Манн, Иванов и Фербер, 2019.
- Саймонс Рут Как устроен космос. – Манн, Иванов и Фербер, 2020.
- Секреты космоса. – Изд. Робинс, 2020.
- Травина И. В. Динозавры. Первая энциклопедия. – М.: РОСМЭН, 2020.
- Ульева Е. А. Космические сказки. Земля и Луна. – CLEVER, 2020.
- Ульева Е. А. Космические сказки. Котёнок и мышонок летят в космос. – CLEVER, 2020.
- Фидлер Хайди Путеводитель по космосу. Потрясающий гид по Вселенной. – CLEVER, 2018.
- Цветов В. И. Космос. Полная энциклопедия. – ЭКСМО, 2015.
- Черенцов – Рождественский С. Г. Космос. Первая энциклопедия. – М.: РОСМЭН, 2020.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...