Мои выступления «Использование ритмодекламации на музыкальных занятиях в ДОУ»
статья

Васильева Елена Николаевна

  В статье рассказывается об  использовании  ритмодекламации на музыкальных занятиях, есть дополнительный материал, он содержит маленькие пееснк -попевки, песню "Снаряжаем иы ракету" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_ritmodeklamatsiya.docx36.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

456207, Челябинская область, г. Златоуст, ул.1-я Нижне-Заводская, д.38

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №33»

456211, Челябинская область, г. Златоуст, ул.Металлургов, д.4,тел.8(3513)755717

slatds33@mai.ru

Тема: 

«Использование ритмодекламации на музыкальных занятиях в ДОУ»

         Музыкальный руководитель

 Васильева Елена

Николаевна

 (слайд №2)

          Важнейшим этапом в становлении человека является период детства - удивительное время развития познавательного интереса. Дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, их души открыты для творчества. От того, какой фундамент будет заложен в детстве, зависит и всё дальнейшее развитие ребенка.

 (слайд№3)         

 А как организовать обучение музыкальному искусству дошкольников, чтобы это было им интересно, увлекательно и радостно? Ответ – только  один   через игру.  

Игра для ребёнка есть творчество,  первые шаги для импровизации, самовыражению. У многих современных детей вследствие убыстренного протекания жизненных обстоятельств, отмечается нарушение внутреннего ритма, нет баланса между процессами торможения и возбуждения в центральной нервной системе. Они не могут самостоятельно справиться со своей или активностью, или, наоборот, медлительностью, что, конечно, отражается и в речи. У одного сплошная «мешанина во рту», он не успевает продумать предложение, которое хочет сказать, подобрать необходимые слова, согласовать их и правильно расставить. Другой - тянет слова, предложения, речь и артикуляция нечеткая. Таким детям необходимо помочь сначала отладить собственный организм, настроить правильный ритм своего тела. В  музыкальном дошкольном образовании существует особый  вид деятельности, который  называется – ритмодекламация.

.(слайд №4)

Ритмодекламация представляет собой синтез поэзии и музыки – широко применялась педагогами  ещё в XX веке. Её называли «музыкальной речью», «речевым интонированием в ритме». В современной музыкальной методике обучения дошкольников ритмодекламация рассматривается, как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма у детей

               (слайд№5) 

        Что - же такое ритмодекламация? Автор данной методики - Эмиль Жак Далькроз определял ритмодекламацию, как музыкально - педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется.

        (слайд№6)  

Ритмодекламация   представлена множеством форм:

— унисонных;
— диалогических;
— с куплетным строением;
— многоголосных.

               Ритмодекламация   всегда сопровождается ритмическим сопровождением звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п.), музыкальных  и шумовых инструментов, различными движениями, что помогает детям эмоционально пережить и закрепить в памяти ощущение темпа, динамики, ритма, речи. 

    Общими для речи и музыки являются: темп, регистр, тембр, артикуляция, динамика, форма и ритм. Поэтому, данные игры развивают у детей как музыкальные, так и творческие способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальную память, ладовое чувство, чувство ритма). У детей формируется представление о структуре музыкального произведения, его форме; развивается звуковая культура речи, связная речь и её гармоничный строй. Ритмодекламации  улучшают дикцию, увеличивают силу голоса, укрепляют голосовой и дыхательный аппарат.
Тексты для речевых игр подбираются простые, соответствующие возрасту дошкольников, легко запоминались. Чаще всего это образцы устного народного творчества – песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки, колыбельные. Особое внимание уделяется обыгрыванию различных слогов, фонем, звукоподражаний, словам, понятным только детям, из так называемого «тарабарского» языка – «цынцы-брынцы», «трух-ту-тух», «рики-таки» и др. Простота выбранного текста позволяет больше времени уделить не его заучиванию, а развитию ритма, дикции и другим задачам речевого упражнения.

Этапы освоения ритмодекламации: (слайд№7)

  • 1 этап – Ознакомление с произведением через подражание речевой пластике педагога.
  • 2 этап – Отработка ритма, уточнение рисунка интонации.
  • 3 этап – Свободный характер исполнения с возможными самостоятельными вариантами интонирования и особым вниманием к форме и целостному восприятию поэтически- музыкального образа.

(слайд №8)

Ритмодекламация  представлена   различными видами творческой деятельности

(слайд№9)

Координационно-подвижные игры  (музыкальные и речевые).
          Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.

Условно их можно разделить на следующие группы:
— коммуникативные, выполняющие психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, принятия им партнера как друга;
— игры-команды;
— массажные;
— пластико-ритмо-речевой театр. Все они пронизаны идеей координации,
которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.

(слайд№10)

 Музыкальные пальчиковые игры.
        Ценность  пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма.   Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы.  

Пальчиковые игры:
 -   развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;
-  предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты сюмены движений);
-  повышают общий уровень организации ребёнка;
- направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи,

выразительно-речевого интонирования, координации движений.
(слайд№11)

Ритмические игры с различными ударными инструментами

 (палочки, ложки, стаканчикии тд.)

Данные игры учат находить различные способы игры на инструментах, ритмично передают метр и ритм стиха.

   

Таким образом, богатство метроритмических форм развивает у детей весь комплекс музыкальных способностей: музыкальную отзывчивость, эмоциональность, творческое воображение, эстетическое восприятие музыки, чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе.

 

Приложение

Дополнительный материал  по теме:

«Использование ритмодекламации на музыкальных занятиях ДОУ»

Координационно-подвижные игры:

  • Командные (с парашютом)

Игра «Пустое место»

 

Дети, держась правой рукой за парашют, двигаются по часовой стрелке, а ведущий идёт в противоположную сторону со словами:

Вокруг домика хожу

И в окошечко гляжу,

К одному я подойду

И тихонько постучу

Тук-тук-тук…

Все дети останавливаются. Воспитанник, возле которого остановился ведущий, спрашивает: «Кто пришёл?» Ведущий называет имя ребёнка и продолжает:

Ты стоишь ко мне спиной,

Побежим-ка мы с тобой.

Кто из нас молодой,

Прибежит быстрей домой?

Ведущий и ребёнок бегут в противоположные стороны. Выигрывает тот, кто первым займёт пустое место у парашюта.

Игра «Три медведя»

 

Дети, высоко подняв правой рукой  парашют, двигаются по часовой стрелке, проговаривая слова:

Три медведя шли домой

Папа был большой, большой

Дети опускают парашют вниз продолжают движение по часовой стрелке,

проговаривая слова:

Мама с ним поменьше ростом

Дети останавливаются, опускают парашют со словами:

А сынок малютка просто

Очень маленький он был

С погремушками ходил

Дзинь -  дзинь. – дзинь.

Дети опускают и поднимают парашют, в центре лежит предмет, он не должен  упасть за край парашюта.

  • Массажные

Игра – распевка  «Тили – бом»

Дети стоят парами друг за другом, проговаривают, припевают слова:

Тили -  бом тили – бом

Загорелся кошкин дом

Кошка выскочила

Глаза выпучила

Ребенок который стоит за спиной делает массаж на спине впереди стоящего

          Бежит курица с ведром  - стучит пальчиками по спине

          Заливает кошкин дом   - гладит спинку

          А лошадка с фонарем  - стучит кулачками по спинке

           Серый заинька с листом – гладит спинку

           Раз,  раз, раз, раз – стучат по плечам

           И огонь погас – поднимают руки вверх прокручиваю их в запястье.

  • пластико-ритмо-речевой театр.

Игра «У кота воркота»

Дети стоят парами , проговаривают потешку:

Тра – та – та, тра-та –та     хлопают в ладоши

Кошка вышла за кота    хлопают в ладоши другу

За кота котовича ?  один ребенок разводит руки спрашивает

За Иван Петровича!    Второй ребенок руки на пояс утверждает

Он усат, полосат,     дети вместе показывают усы, полосы

В ушах кисточки висят   кисточки на ушках

Ну не кот , а просто  складывают руки полочкой

Клад……

Дети поворачиваются   разводят руки в стороны ,, ногу выставляют на пяточку, если дети вместе повернулись в одну сторону, команда удалась, играющие обнимают друг друга, если повернулись в разные стороны, отворачиваются ссорятся.

Игра – распевка  «По дороге Петя шел»

Дети  стоят произвольно и проговаривают  распевку:

По дороге Петя шел      мелодия на одном звуке

Он горошину нашел    мелодия сверху вниз

А горошина упала покатилась и пропала  мелодия проговаривается снизу вверх от  медленного темпа к быстрому, от низкого  звука  к высокому

Ох, ох. ох, ох     проговаривается очень грустно со вздохом

Где то вырастет горох   проговаривается четко весело речетативом

Игра – распевка  «Наши  утки»

Наши утки  у пруда

Кря – кря – кря , кря –кря – кря   у детей руки крылышки согнутые в локтях

Наши гуси  со двора

Га –га – га  га –га –га   дети показывают клювики  ладошками

Наши курочки в окно

Ко – ко –ко, ко –ко –ко    у детей  руки крылышки прямые

А петушок золотой гребешок  руки вверх и громко кричат:

Ку – ка – ре – ку.

Песня ритмодекламация «Снаряжали мы ракету»

Снаряжаем мы ракету

На далёкую планету.

А игрушки тут как тут -

Чемоданчики несут.

Шубы надо надевать,

Шапки, рукавицы,

Чтоб в ракете не чихать,

Чтоб не простудиться.

Недоволен Буратино,

Что мала ему кабина, -

Влезть в неё пытается,

А нос не помещается.

Зайцу хочется в полёт,

Но в зайце трусость верх берёт:

- Вы сперва узнайте мне,

Нет ли волка на луне.

Мышки хором засмеялись:

- Мы летали - не боялись...

Высота!

Красота! И нет ни кошки, ни кота!

 

Не удержишь медвежат -

Всё в кабину сесть спешат.

Им с Большой Медведицей

Очень надо встретиться.

Шесть матрёшек стали вряд.

- Посадите, - говорят.

Одного местечка им

Хватит шестерым.

Снаряжаем мы ракету

На далёкую планету.

А игрушки тут как тут -

Чемоданчики несут.

 

Снаряжаем мы ракету

На далёкую планету.

А игрушки тут как тут -

Чемоданчики несут.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Эффективность использования ИКТ на музыкальных занятиях"

Использование ИКТ позволяет вывести дошкольные учреждения  на новый качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество дошкольного образования, соответ...

Музыкальное занятие «Что растет на грядке?» (использование ИКТ на музыкальном занятии с элементами здоровьесбережения)

Музыкальное занятие «Что растет на грядке?»(использование ИКТ на музыкальном занятии с элементами здоровьесбережения)Цель:Развивать музыкальные и творческие способности детей, укреплять здоровье...

Использование ИКТ на музыкальных занятиях В ДОУ

Использование  компьютера для занятий  с дошкольниками имеет широкий спектр возможностей: показ презентаций, видео-иллюстрации для сопровождения музыкальных произведений  при  слуш...

Использование фольклора на музыкальных занятиях. Консультация для воспитателей.

Дидактическая направленность фольклора. Использование игр, танцев, песен  детского фольклора на музыкальных занятиях детского сада. ...

Ритмодекламация на музыкальных занятиях в детском саду.

Для использования в старших группах детского сада....

Использование ритмодекламации на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Если вам интересно использовать что-то новое и необычное на занятиях по развитию речи. Если вы готовы к экспериментам, то почему бы не попробовать такой вид работы как ритмодекламация?Что это? Как это...

Консультация «Использование логоритмики на музыкальных занятиях», (для музыкальных руководителей, воспитателей старшего дошкольного возраста)

Консультация«Использование логоритмики на музыкальных занятиях», (для музыкальных руководителей, воспитателей старшего дошкольного возраста)...