Использование ритмодекламации на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Зубова Светлана Александровна

Если вам интересно использовать что-то новое и необычное на занятиях по развитию речи. Если вы готовы к экспериментам, то почему бы не попробовать такой вид работы как ритмодекламация?

Что это? Как это применять этот вид деятельности на логопедических занятиях? Какие игры можно использовать? Ответы на эти и другие вопросы вы найдёте в данной статье

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ритмодекламации на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Т.А.Боровик говорит о том, что «выведение на первый план ритма, одного из важнейших параметров музыкального языка, позволяет рассматривать ритмодекламацию,  как одну из перспективных форм в музыкальной методике обучения дошкольников». Перефразируя её слова,  можно отметить следующее: введение работы по совершенствованию чувства ритма у детей, как составляющую логопедической работы над речью ребёнка в целом, позволяет рассматривать ритмодекламацию как одну из перспективных форм в логопедической методике обучения дошкольников.

Ритмодекламация – синтез музыки, поэзии и ритма. В данном случае текст не поётся, а ритмично декламируется. Исполнение произведения в этом жанре характеризуется более чётким произношением и утрированной интонацией. В результате – у детей формируется координация слуха и голоса. Ведь до тех пор, пока ребёнок не услышит как он говорит, он не научится контролировать свою речь.

Татьяна Владимировна Черниговская 
психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ так же отмечает тесную взаимосвязь между речью и музыкой. В своих работах она говорила: «Слушайте музыку и приучайте к этому детей 
Современные нейронауки активно изучают мозг в то время, когда на него воздействует музыка. И мы сейчас знаем, что когда музыка участвует в развитии человека в раннем возрасте, это сильно влияет на структуру и качество нейронной сети. Когда мы воспринимаем речь, происходит очень сложная обработка физического сигнала. Нам в ухо ударяют децибелы, интервалы, но это все физика. Ухо слушает, а слышит мозг. Когда ребенок обучается музыке, он привыкает обращать внимание на мелкие детали, отличать звуки и длительности между собой. И именно в это время формируется тонкая огранка нейронной сети». 

 Чему же способствует использование ритмодекламации на логопедических занятиях? В первую очередь – совершенствованию слоговой структуры у детей. Как известно, коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов  как раз и складывается  из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.

Несомненно, что ритмодекламация полезна и тем детям-логопатам, у которых  трудности вызывает преимущественно усвоение произнесения звуков при сохранной слоговой структуре слов. Это связано с естественным процессом формирования речи, при котором базой является слог, а не единичный звук. Здесь важной задачей для логопеда является определение оптимального момента для введения звука в слоги, а затем в слова. Таким образом, важна динамичность работы, недопустимо затягивание этапа автоматизации изолированного звука. Элементы ритмодекламации (например, татакировоние) позволяют уже на этапе введения звука в слоги решать несколько задач: работа над ритмом, слоговой структурой, более быстрая подготовка к автоматизации в словах.

Методика логопедических занятий предполагает ряд этапов. Как правило, выделяют следующие основные разделы:

  1. Подготовительный этап
  2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков
  3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков

Ритмодекламация как таковая используется лишь на втором  и третьем этапах логопедического воздействия.

Однако, для того, чтобы ребёнок смог чётко выговаривая  слова, ритмично интонируя, произнести текст, необходимо трудиться на всех этапах логопедического воздействия.

Какие упражнения можно отнести к тем, которые способствуют подготовке ребёнка с проблемами в развитии речи, к умению ритмодекламировать? Рассмотрим этот вопрос в связи с этапами логопедической работы.

Первый этап логопедической работы

(подготовительный этап)

На первом этапе логопедического воздействия помимо совершенствования мелкой и общей моторики, речевой моторики для формирования артикуляторной базы звуков, слухового внимания, должны быть включены упражнения, способствующие развитию:

- чувства ритма;

- музыкального, звуковысотного, тембрового, динамического слуха;

- увеличение объёма речевого выдоха не только посредством упражнений на дыхание, но и вокальных упражнений.

Упражнения, способствующие развитию чувства ритма у дошкольников

Учитесь танцевать

Игровой материал. Большая матрешка и маленькие (по числу играющих).

Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У воспитателя большая матрешка, у детей маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких»,— говорит воспитатель и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками.

Прогулка

Игровой материал. Музыкальные молоточки по числу играющих; фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки (с обратной стороны карточек приклеена фланель).

Ход игры. Содержание игры соответствует аналогичной игре, проводимой в младшей группе, но, кроме этого, дети должны передать ритмический рисунок — выложить на фланелеграфе карточки. Широкие карточки соответствуют редким ударам, узкие — частым. Например: «Таня взяла мяч,— говорит воспитатель,— и стала медленно ударять им о землю». Ребенок медленно стучит музыкальным молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки.

«Пошел частый, сильный дождь»,— продолжает воспитатель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает узкие карточки.

Упражнения, способствующие развитию музыкального, звуковысотного, тембрового, динамического слуха у дошкольников

Ступеньки

Игровой материал. Лесенка из пяти ступенек,  игрушки (матрешка, мишка, зайчик), детский металлофон

Ход игры. Логопед исполняет на любом инструменте мелодию, ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке.

Найди нужный колокольчик

Игровой материал. Набор колокольчиков по типу «Валдай».

Ход игры. Логопед садится за небольшой ширмой или спиной к играющим и звенит то одним, то другим колокольчиком. Дети должны в своем наборе найти колокольчик, соответствующий данному звучанию, и прозвенеть им. При повторении игры ведущим становится тот, кто правильно определял звучание каждого колокольчика.

Определи инструмент

Игровой материал. Аккордеон, металлофон, арфа (каждого инструмента по два), колокольчик, четыре деревянные ложки.

Ход игры. Двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребенок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку. Если ребенок ошибся, то он сам слушает задание.

Громко-тихо запоем

Игровой материал. Любая игрушка.

Ход игры. Дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается. по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.

Увеличение объёма речевого выдоха

Клубок

Ребёнок длительно поёт какой-либо гласный звук, логопед в это время рисует на листе спираль (клубок). Чем дольше поёт ребёнок, тем объемнее получается спираль (клубок).

Распевки

 Использование речевых распевок Т.С.Овчинниковой (например, «Музыкальная голосилка»)

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков

На этапе формирования первичных произносительных умений и навыков к вышеперечисленными упражнениям первого этапа, можно добавить следующие:

Татакирование

Татакирование – воспроизведение ритмов со слоговой поддержкой. То есть, ритм, предъявленный ребёнку логопедом посредством звучащих жестов или шумовых инструментов, ребёнок повторяет слогами.

Например, логопед отхлопывает ритм:  !  !!!

Ребёнок: «ЛА__ЛА ЛА ЛА»

Это упражнение решает как минимум две задачи: помогает автоматизированию звука в слогах и совершенствованию чувства ритма у ребёнка.

Телеграф

  • «Передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов)
  • Ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове;
  • Произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни)

Этап формирования коммуникативных умений и навыков

Все дети исполняют ритмодекламацию с огромным желанием. Однако для создания яркого образа необходимо известное время, в течение которого постепенно проявляются, те или иные нюансы интонации, закрепляются в сoзнании детали и смысловые оттенки. Как отмечает Агранович З.Е., дети с тяжелой речевой патологией не запоминают стихов, тем более состоящих из 4 и более строк. Поэтому с ними следует начинать разучивать двустишия. Заучивание двустиший должно проводиться с обязательной опорой на предметные и сюжетные картинки, игрушки. При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их содержания. Для этого логопед задает вопросы по картинке. Нередко разучивание стихотворений сопровождается упражнениями, направленными на развитие подражательности и координации речи с движениями. Рекомендуется также проводить подвижные игры, сопровождающиеся речью. Для наилучшего «вхождения» ребенка в роль можно предложить ему соответствующую маску или соответствующий атрибут (например, дудочку). На данном этапе целесообразно использовать такие стишки, потешки, прибаутки, в которых присутствует многократное звукоподражание; это подготавливает речевой аппарат ребенка к усвоению слогового ряда. Во время занятий с «неговорящими» детьми рекомендуется сопряженное проговаривание рифмованных строк логопедом и ребенком (в пределах речевых возможностей ребенка), чтение стихотворений логопедом и ребенком по ролям

Логопед: Гуси! Гуси!

Ребенок: Га-га-га!

Логопед: Есть хотите?

Ребенок: Да-да-да!

Если ребенок запоминает стихотворную форму из двух строчек, можно расширить объем запоминания до 4-6 строк. Логопед подбирает литературный материал, исходя из задач данного этапа коррекционной работы. Параллельно ведется работа по уточнению звукопроизношения или автоматизации поставленных звуков на материале разучиваемых стихов, потешек, прибауток.

Логопед проводит работу с акцентированием ударных слогов для тренеровки осознанного выделения на слух сильной и слабой доли. Зачастyю, при начальном ознакомлении с произведением внимание детей сосредоточено на тексте и сюжете стихотворения, интонирование осуществляется как подражание речевой пластике педагога. При следующих возвращениях к изучаемому произведению внимание обращается на ритм, уточняется рисунок интонации. Третий этап отличается свободным характером исполнения с возможными самостоятельными вариантами интонирования, особым вниманием к форме и целостному восприятию поэтически-музыкального образа.

  • Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – Спб.: Детство-Пресс, 2001. – 48 c.
  • Боровик, Т.А. О ритмодекламации / Т.А. Боровик. // Музыкальный руководитель. – 2004. – № 5. – С. 23-28.
  • Лопухина, И. Логопедия. Речь, ритм, движение / И. Лопухина. – СПб., 1997. – 119 с.
  • Татьяна Овчинникова. Логопедические распевки.-СПб.: КАРО, 2009. – 64с.
  • Агапенкова И.А.Картотека дидактических музыкальных игр. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/11/08/kartoteka-didakticheskih-muzykalnyh-igr


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых форм фольклора на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Фольклор влияет на все стороны речи: лексическую, грамматическую, звуковую, связную. В работе представлено, как с помощью фольклора развивать речь детей, модель использования малых фольклорных форм (М...

Использование скороговорок на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

рРассказать  о значении скороговорок в развитии речи детей с речевыми нарушениями и пополнить логопедическую копилку текстовым материалом скороговорок....

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Описание используемых здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе со старшими дошкольниками в логопедических группах детского сада...

Использование ИКТ на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Применение компьютерных игр, программ, презентаций на занятиях логопеда и их влияние на коррекцию нарушений речи....

Использование скороговорок на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Рассказать о значении скороговорок в развитии речи детей с речевыми нарушениями....