Использование фольклора на музыкальных занятиях. Консультация для воспитателей.
консультация по теме
Дидактическая направленность фольклора. Использование игр, танцев, песен детского фольклора на музыкальных занятиях детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 18.38 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Использование фольклора на музыкальных занятиях
Консультация для воспитателей.
Фольклор - это народная мудрость.
Слово фольклор - это английское слово, сложенное из двух слов "фольк"—народ, "лор"- учение. Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей, и было продиктовано великой народной заботой о ребёнке. Фольклор "обслуживает" ребенка с самого его рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские "попевки", "частушки", "потешки«, игры.
Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии - детский фольклор.
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапа жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другим крупными жанрами на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков — русской народной культуры.
Близостью народного искусства детскому возрасту определяется место произведений фольклора в музыкальном обучении детей.
Включая в музыкальные занятия детский фольклор, можно привить любовь к народным традициям .
Досуги, которые проводятся во второй половине дня , разнообразны по содержанию и форме. Многие игровые программы, театрализованные представления, вечера загадок имеют фольклорную основу: например,
Театрализованное представление русской народной сказки «Репка»;
Весенний праздник по мотивам русской сказки «Волк и семеро козлят» на новый лад.
Музыкальный фольклор -явление синкретическое. Говоря проще, в нем неразрывно связаны музыка, пение, движение и еще игра на доступных музыкальных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора:
- Народная песня.
- Народная хореография.
- Народные игры.
- Народные музыкальные инструменты.
Перечислим те народные музыкальные инструменты, которые можно использовать для ознакомления дошкольников с одним из интереснейших аспектов народного творчества, приобщения их к «культуре предков», уходящей корнями вглубь веков.
1. Элементарные музыкальные инструменты:
Пищалка, жужжалка (фурчалка) .
2. Духовые инструменты:
Флейта, свирель, глиняные свистульки.
3. Струнные инструменты:
Балалайка, гусли.
4. Ударно – шумовые инструменты:
Трещотка, рубель, колотушка, ложки, бубенцы (браслет на руку, бубен, колокольчики на деревянной ручке (погремушки) .
Народные инструменты используются на занятиях, начиная со средней группы.
Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Яркое событие для дошкольников – Концерт фольклорного ансамбля «Садко», в рамках проекта «Классическая музыка в детском саду». Это возможность услышать живой звук русских народных инструментов в исполнении учащихся ДМШ № 74.
Народные игры используются на занятиях, на фольклорных праздниках.
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Народные игры оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли, развивают интерес к народному творчеству.
Народные танцы на занятиях используются с младшей группы.
Фольклорная музыка для детских танцев должна обладать рядом особенностей:
- музыка должна быть художественная, яркая, вызывающая эмоциональный отклик у детей;
-доступность содержания музыкального произведения. Произведение должно быть близко и понятно дошкольникам, их жизненному опыту.
- моторность звучания (физиологическое воздействие, побуждающее к действию).
Народная песня на занятиях
Детские песни которые используются в работе поделены на 4 группы:
1) песни диалогические;
2) песни кумулятивные (прибаутки или сказки в стихах);
3) песни с припевом;
4) песни-перегудки.
Песенки-миниатюры (четверостишия) доступны для детей 3-4 лет. Однако бывают сложные и большие по объему песни, которые доступны детям старшего возраста. Песни могут исполняться соло, хором, с приплясом, проговариваться речитативом в сопровождении народных инструментов.
С русскими народными песнями и мелодиями дети начинают знакомиться уже с первой младшей группы. Это такие песенки, как: “Петушок”, “Ладушки”, “Зайка”, “Солнышко”, “Сорока – сорока” и т.д.. Они для детей в возрасте от года до трёх лет просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа
Музыкально – игровые приёмы, которые я использую в пении учат выразительному пению, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. Занятия с малышами я всегда стараюсь строить в виде игры, маленького сюрприза.
В нашем детском саду предметно –развивающая среда и интерьеры музыкального зала оформлены с целью привить детям любовь к народным традициям.
Значение фольклора в музыкальном развитии дошкольников
Использование музыкального фольклора на занятиях необходимо для формирование устойчивого интереса к русским народным традициям, обрядам на основе активного участия в совместной творческой деятельности ребенка со взрослым, развитие музыкальных способностей детей через различные формы народного фольклора.
Занятия, которые проводятся с использованием произведений фольклора, благоприятно влияют на развитие музыкальных и творческих способностей детей. Формы их проведения разнообразны и различны по степени близости к народным традициям: посиделки, праздничные утренники, тематические вечера, театральные …и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование детского фольклора на музыкальных занятиях"
Знакомство с произведениями устного народного творчества доставляет детям большую радость, вызывает у них только положительную эмоцию. А игровые упражнения на основе детского фольклора помогают детям ...
«Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики» видеопрезентация
Видеопрезентация логоритмика и фольклор...
"Музыкальное занятие "- консультация для воспитателей
quot;Музыкальное занятие "- консультация для воспитателей...
Мастер класс «Использование фольклора на музыкальных занятиях»
Добрый день уважаемые коллеги. Вас приветствует музыкальный руководитель детского сада № 6 «Солнышко» Сиротина Светлана Евгеньевна. Сегодня я проведу для вас мастер-класс на тему «Ис...
Консультация «Использование логоритмики на музыкальных занятиях», (для музыкальных руководителей, воспитателей старшего дошкольного возраста)
Консультация«Использование логоритмики на музыкальных занятиях», (для музыкальных руководителей, воспитателей старшего дошкольного возраста)...
Мастер-класс для педагогов «Использование фольклора на музыкальных занятиях в ДОУ»
Материал для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ...