Использование универсального дидактического пособия «Фланелеграф» в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста
материал (младшая группа)
Использование универсального
дидактического пособия
«Фланелеграф»
в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД № 303»
Использование универсального
дидактического пособия
«Фланелеграф»
в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста
Разработали:
воспитатели группы №9
Махольт Ю.А.,
Феофилова Т.Н.
2023г.
Паспорт универсального дидактического пособия
«Фланелеграф»
Название: «Фланелеграф»
Разработали воспитатели 2-ой младшей группы: Ю.А. Махольт; Т.Н. Феофилова
Возрастная категория: рекомендуемый возраст от 3 лет.
Актуальность:
Фланелеграф – универсальное игровое пособие. Игры на фланелеграфе развивает у детей мелкую моторику рук и сенсорное восприятие, развивает внимание, память, речь, воображение. Занимаясь на фланелеграфе, мы стараемся не просто перемещать фигурки или картинки, а даем детям возможность подумать о своих действиях, порассуждать, поэкспериментировать.
Фланелеграф делает каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво можно рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии нашего мира.
Цель: Обогащение сенсорного опыта детей, развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, развитие познавательной и эмоциональной сфер, пространственного восприятия.
Задачи: Развивать внимание, память, речь, воображение, слуховое восприятие, тактильные ощущения, умение соотносить вербальную и визуальную информации.
Фланелеграф — учебное наглядное пособие, которое состоит из игровой панели (это доска обтянутая фланелью, на которую крепятся вырезанные фигурки, с одной стороны которых, тоже кусочки фланели).
Описание универсального дидактического пособия «Фланелеграф».
Можно использовать для индивидуальной работы с детьми. Фланелеграф позволяет на глазах у детей разыгрывать различные сюжеты. Диапазон игр, в которые можно играть на фланелеграфе, достаточно широк.
Материалы и инструменты для изготовления фланелеграфа
Ткань, фланель белого цвета, фанерная доска 85см *80 см – это основа фланелеграфа. Ткань прикрепляется на скобы к фанерной доске, далее доска прикрепляется к стене.
Распечатанные цветные картинки персонажей сказок и наглядные картинки для образовательной деятельности:
-распечатанные цветные картинки ламинируются ламинированной бумагой, вырезаются и к ним приклеиваются кусочки фланели, за счет чего они будут держаться на фланелеграфе;
- для сохранности и удобства картинки и фигурки сложены в оформленные коробки по темам.
Использование универсального дидактического пособия «Фланелеграф» в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста
Образовательная деятельность «Петушок с семьей»
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
- знакомить детей с семьёй Петушка;
- знакомить детей с рассказом К.Д. Ушинского «Петушок с семьёй»;
- расширять представления детей о домашних птицах и их характерных особенностях;
- продолжать знакомить детей с понятием «семья» на примере семьи Петушка;
- показать, что члены семьи любят друг друга, мама и папа заботятся о своих детях;
- формировать желание проявлять заботу о домашних птицах.
Материалы: картина «Петушок с семьёй» (курица, петух, цыплята), фланелеграф с картинками семьи Петушка, зёрнышки,
Ход занятия
Хозяйка встречает детей и предлагает сесть на стульчики, которые стоят в полукруг. Посередине стоит стол с атрибутами.
Воспитатель (хозяйка): Ребята, отгадайте, кто пришёл к нам в гости? У нашего гостя есть гребешок, бородка, клюв и красивый хвост. А ещё он по утрам всех будит, громко голосит: «Ку-ка-реку!» Догадались? Это петушок. Показывает картинку петушка.
Воспитатель (хозяйка): Какой красивый петушок! Недаром про него сочинили такую песенку.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
К себе курочек зовёт.
Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!
Всех курочек напою!
В процессе чтения показываем детям гребешок, бородку, головку петушка.
Воспитатель (хозяйка): Дети, потрогайте зёрнышки, которые клюет петушок? Зёрнышки маленькие, он их клюёт клювом. Клюв петушка острый. А как петушок поёт? (Ку-ка-ре-ку)
Воспитатель (хозяйка): Покажи, Андрей, как петушок ходит. Петушок важно держит голову, высоко поднимает ноги, широко расставляет крылья и машет ими. Вот какой красивый петушок.
Воспитатель (хозяйка): Ребята, а он не один живёт. Кого он зовёт? (Курочку).
Давайте поможем ему, позовём громко: «Курочка, иди к нам! Ку-ка-ре-ку! Ко-ко-ко!»
Показ картинки курочки.
Воспитатель (хозяйка): Внимательно посмотрите на петушка и на курочку. Чем они отличаются?
Воспитатель (хозяйка): Хвост у петушка большой, а у курочки? (Маленький)
Петушок по размеру больше чем курочка. Как петушок кричит? (Ку-ка-ре-ку). А курочка? Ко-ко-ко.
Воспитатель (хозяйка): А что одинаковое и у петушка, и у курочки? Чем они похожи?
У курочки и петушка есть туловище, голова, хвост и ноги. На голове есть глаза, клюв, гребешок и бородушка.
Воспитатель (хозяйка): Петушок – это папа, а курочка? (Мама).А вместе они – дружная семья. Кто же их детки? (Цыплята)
Показ картинок нескольких жёлтеньких, маленьких цыплят.
Воспитатель (хозяйка): Посмотрите, какие цыплята у мамы-курочки? Маленькие, пушистые, жёлтенькие. Какие у них маленькие клювики? Крылышки, лапки.
Воспитатель (хозяйка): Петушок, курочка и цыплята – это домашние птицы. Они живут на дворе рядом с человеком. Люди ухаживают за ними. Курочка несёт яички.
Воспитатель (хозяйка): Ребята, а как пищат цыплята? Пи-пи-пи. Почему же они так громко пищат? Да они есть хотят. А мама-курочка заботливая. Она очень любит своих деток. Вот она зовёт их за собой. Давайте и мы пойдём вместе с цыплятами.
Игра-инсценировка русской народной песенки «Вышла курочка гулять…»
Дети встают с мест, ходят по группе за Хозяйкой, проговаривая строки песенки и выполняя движения, соответствующие тексту.
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки –
Жёлтые цыплятки.
Съели чёрного жука,
Дождевого червяка,
Выпили водицы
Полное корытце.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
Не ходите далеко!
Лапками гребите,
Зёрнышки ищите.
Образовательная деятельность «Знакомство со сказкой Заюшкина избушка»
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
- знакомить детей со сказкой «Заюшкина избушка»;
- учить детей понимать содержание сказки, сопереживать героям произведения;
- формировать умение внимательно слушать сказку;
- привлекать детей к посильному участию в драматизации отдельных отрывков сказки, узнавать и называть героев.
Материалы: Фланелеграф, картинки для фланелеграфа по сказке «Заюшкина избушка», пластиковая игрушка Петушок и Заяц.
Ход занятия
Хозяйка встречает детей и предлагает присесть на стульчики.
Воспитатель (хозяйка): Ребята, к нам сегодня опять пришел в гости Петушок, но не один, а со своим другом Зайцем. Заяц хочет рассказать нам историю, которая с ним произошла.
Хозяйка от имени Зайца рассказывает сказку «Заюшкина избушка» используя при этом фланелеграф и картинки по сказке для фланелеграфа.
Беседа по содержанию сказки.
Воспитатель (хозяйка): Как называется сказка, которую нам сейчас рассказал Заяц?
Дети: Заюшкина избушка.
Воспитатель (хозяйка): Какая избушка была у лисы?
Дети: Ледяная
Воспитатель (хозяйка): Давайте все вместе скажем ЛЕДЯНАЯ. Скажи Саша, Радмир и т.д. Молодцы!
Воспитатель (хозяйка): А у зайчика избушка какая была?
Дети: Лубяная.
Воспитатель (хозяйка): Повтори Настя, Света и т.д. Что случилось с избушкой лисы?
Дети: Она растаяла.
Воспитатель (хозяйка): Правильно. Пришло лето, у лисы избушка растаяла. Почему? Ответы детей. Потому что настало лето, солнышко ярко светило, лед и растаял. Что случилось дальше? Воспитатель рассказывает дальше сказку.
Воспитатель (хозяйка): Кто пришел на помощь зайчику?
Дети: Собака
Воспитатель (хозяйка): Кто потом пришел на помощь зайчику?
Дети: Волк
Воспитатель (хозяйка): Кто пришел на помощь после волка?
Дети: Медведь
Воспитатель (хозяйка): И кто сумел выгнать лису?
Дети: Петух
Вопросы задаются с показом героев на фланелеграфе.
Воспитатель (хозяйка): Вот какой Петушок молодец. Спас зайчика. Спасибо тебе большое Петушок.
Дети говорят спасибо Петушку.
Самостоятельная деятельность «Закрепление сказки «Курочка Ряба»
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
- закрепление сказки «Курочка Ряба»;
- учить повторять отдельные слова и фразы из текста;
- воспитывать чувство доброты, отзывчивости, любви к сказкам как народному творчеству.
Материалы: Фланелеграф, картинки по сюжету сказки «Курочка Ряба» для фланелеграфа.
Предполагаемый результат:
- развитие у детей мелкой моторики рук (сенсорного развития);
- формирование театрализованной, самостоятельной игровой деятельности у детей;
- дети будут увлечены и заинтересованы каждым занятием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1.Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. "Геоконт", "Игровой квадрат" (сейчас это "Квадрат Воскобовича"), "Складушки", "Цветовые часы" сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их стан...
Использование сказки как средства познавательного развития детей младшего дошкольного возраста
В работе представлены как теоретические аспекты работы над текстом, так и представлен опыт работы по данному направлению....
Конспект НОД Использование нетрадиционных техник рисования как эффективное средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста " Весёлая матрёшка".
Веселая матрешка...
Использование интерактивных игр для познавательного развития детей младшего дошкольного возраста
ссылка для скачевания https://cloud.mail.ru/public/2VNR/4mUpnGYWP...
Мастер-класс «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста»
Мастер - класс для педагогов с использованием Даров Фрёбеля...