Мастер – класс «Играем в шахматы»
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Мастер – класс «Играем в шахматы»
консультация (подготовительная группа)
Добрый день, уважаемые коллеги!
Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Без шахмат нельзя представить воспитание умственных способностей и памяти…»
Почему надо учить шахматам маленьких детей? Ребёнка достигшего четырёхлетнего возраста мы учим считать, запоминать стишки, складывать слоги из букв алфавита. В этом же возрасте можно познакомить малыша с шахматной военной игрой и обучить правилам хода и боя фигур.
Знание правил позволит с помощью различных игровых положений развивать у ребёнка сообразительность, память, быстроту мышления.
Конечно же, шахматы для детей – это прежде всего игра, а игровая деятельность в дошкольный период существенно влияет на формирование психических процессов, а также в условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают.
В зависимости от возраста детей учитывается психологическая настройка и цель этого занятия, теоретическая подготовка, практические упражнения. Материал излагается последовательно в определенном логическом порядке и подчиняется по главному педагогическому принципу – «от простого к сложному, от легкого к трудному, от знакомого к незнакомому».
Для того чтобы, привлечь малышей к миру шахмат, сделать знакомство с игрой шахматных фигур поистине увлекательной и незабываемой, занятия должны проходить как увлекательная игра в непринужденной для детей обстановке, с множеством средств: демонстрационная доска, комплекты шахмат, рабочие тетради, печатные диаграммы для решения задач и этюдов. Игровые занятия можно сочетать с рисованием, лепкой, чтением стихов, обучению счету. Используется сказочно-игровой метод очеловечивания шахматных фигур.
Сегодня я хочу познакомить вас с шахматными фигурами и пешками, правилами игры и дидактическими играми, которые помогут открыть ребенку увлекательный мир шахмат.
Шахматы – это одна из удивительных загадок человечества. До сих пор не утихают споры, где была изобретена игра. Часть ученых придерживаются китайской теории происхождения, другие утверждают, что шахматы появились в Индии, а третьи настаивают на том, что родоначальницей шахмат была Персия. Название игры произошло от персидских слов «шах мат», что означает - король мертв.
В шахматы играли известные политики, философы и ученые, ими увлекались писатели, художники и музыканты.
Охотно проводили свой досуг за шахматной доской А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой. В 1870 году Ивана Тургенева избрали вице президентом шахматного конгресса в Баден – Бадене.
Шахматы за столько веков своего существования не потеряли ни капли своей уникальности. Они долгое время являлись составной частью нашей культуры и спорта. Более семидесяти лет русские шахматисты никому не отдавали мировую корону. Ни в одном виде порта у наших спортсменов не было таких достижений.
Увлекаясь этой игрой, ребенок получает мощный толчок развития, у него формируются такие важные черты характера как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. При этом поражения, которые постигают игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.
Идея использования игры в шахматы в формировании развития интеллекта у детей научно и практически давно апробирована и реализуется во многих странах мира.
Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, помогает расширить круг общения детей, к тому же дает возможность современному ребенку научиться выбирать главное из потока информации, которая будет его окружать.
Начав заниматься с детьми, я заметила, что дети с удовольствием знакомятся с правилами шахматной игры, играют в шахматы.
Весь процесс обучения шахматам строиться на увлекательной игре, таким образом, ребенок осваивает материал, не теряет к нему живого интереса.
Процесс обучения должен проходить в несколько этапов:
- Знакомство с шахматной доской.
- Знакомство с фигурами и пешками.
- Обучение правилам шахматной игры.
- Решение шахматных задач и этюдов.
- Игра в шахматы.
А теперь уважаемые участники, я предлагаю Вам отправиться в сказочное королевство шахматных чудес! Чтобы наше путешествие было удачным нам нужен - путеводитель.
А путеводителем для нас станет шахматная доска.
Знакомство с шахматной доской.
Посмотрите внимательно на неё и скажите, из чего состоит шахматная доска?
На шахматной доске чередуются поля черного и белого цвета. Кроме полей на доске мы видим проспекты и улицы. Это линии: горизонтали, вертикали и диагонали.
Цель не только облегчить детям познание азов шахматной игры, но и помочь им овладеть пространственным ориентированием на плоскости, познакомиться с такими понятиями как: горизонтали, вертикали и диагонали. Горизонтали проходят слева-направо, вертикали сверху-вниз, а диагонали наискосок, а также отдельное поле.
Каждое поле имеет свое название.
- по горизонтали латинскими буквами от а до h;
- по вертикали цифрами от 1 до 8.
Для закрепления с детьми латинских букв можно выучить предложение:
А-ртисту Б-иму ц-иркуль д-ашь, Е-го ф-амилия Ж-е а-ш.
А сейчас уважаемые путешественники, возьмите фишки и выложите на своей доске линии, какие вы запомнили. (Участники выполняют задание).
Пока наши путешественники заняты, я хочу познакомить вас с шахматной легендой. Согласно индийской легенде, шахматы были изобретены человеком по имени Сиса, воспитателем принца. Сиса создал игру, чтобы объяснить своему ученику, что король ничего не стоит без поддержки своих подданных. В награду за изобретение Сиса попросил зернышко пшеницы за первое поле шахматной доски, два зернышка за второе, четыре за третье и так далее, удваивая число зерен с каждым последующем полем. Это казалось скромной просьбой, но выяснилось, что общее число зерен превышало весь мировой запас зерна!
Задание выполнено, а сейчас назовите линии, которые вы выложили. Правильно, молодцы, все справились.
Знакомство с фигурами и пешками.
Шахматное королевство населяют фигуры и пешки, у каждой фигуры свой характер, способ передвижения по шахматной доске. Фигуры и пешки – белые и черные. Они могут быть белыми и коричневыми, белыми и зелеными, синими и красными, но всегда называются: белые и черные. Итак, начнем знакомство.
Расстановка шахматных фигур на шахматной доске:
В этой стране - Король с королевой живут без корон, ладья без весел, без хобота слон, конь без копыт, седла и уздечки, а рядовые - не человечки.
А теперь без спешки идут на место пешки. Пешки – выставляются
вторым рядом перед другими фигурами. Найдите пешки и поставьте их на доску. Пешка может за один ход продвинуться на одно поле прямо вперед, а при первом ходе на два поля. Пешка «бьет» чужую фигуру вперед по диагонали. Добравшуюся до противоположного края доски пешку можно обменять на любую пленную фигуру, даже – ферзя.
Я смотрю на первый ряд, по краям ладьи стоят.
Ладья, может за ход продвинуться на любое количество полей вперед или назад, влево или вправо.
Рядом вижу я коней, нет фигуры их хитрей. Конь продвигается буквой «Г» на два поля вперед или назад, затем на одно поле влево или вправо. Чтобы, легче было запомнить ход коня, про него говорят: «Прыг, скок – и в бок!» Он может перепрыгивать через свои и неприятельские фигуры и пешки. Ставьте их на доску.
Меж коней заключены наши славные слоны. Слон может передвигаться на любое количество полей по диагонали. Существуют белопольные и чернопольные слоны, которые передвигаются только по белым или только по черным полям. Ставьте их на доску.
И ещё два поля есть, а на них король и ферзь.
Запомните: белый ферзь всегда стоит на белом поле, а черный ферзь на черном поле. Шахматисты говорят так: «Ферзь любит свой цвет».
Ферзь – это советник короля и самая сильная фигура шахматного войска. Передвигается на любое количество полей в любом направлении.
Король – самая главная фигура в королевстве. Поставьте фигуры на доску.
Для знакомства и закрепления знаний о фигурах и пешках можно использовать стихи, загадки, сказки: (например – сказка о героической пешечке, пробившейся сквозь все преграды к заветному полю превращения ферзя. Можно поиграть в «ладью», рассказать о ней сказку, показать на шахматной доске ее домик, нарядить ее, начать за ней охотиться); а также разнообразные игры с шахматным содержанием, такие как «Шахматный мешочек», «Кто быстрее расставит фигуры?», «Что общего и чем отличаются?», «Сделай так», «Кто быстрее соберет фигуры для сражения», «Найди пару».
«Шахматный театр» В королевстве каждая фигура талантлива и артистична, поэтому часто устраиваются шахматные спектакли. Уважаемые путешественники, приглашаю Вас на театрализованное представление – «Шахматная репка». Возьмите каждый фишку – это и будет репка. Итак, посадил король репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел король репку тянуть, тянет-потянет, не может вытянуть. Позвал король ферзя, стали они вдвоем репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвал ферзь ладью, стали они втроем репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала ладья слона, стали они вчетвером репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвал слон коня, стали они впятером репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвал конь пешку, стали они вшестером репку тянуть, тянут-потянут, вытянули репку. Молодцы, замечательная сказка у нас получилась.
Игра «Шахматный мешочек» Жители шахматного королевства очень любят различные игры. Самая любимая игра у них «прятки». Я предлагаю нашим путешественникам поиграть с ними. Найдите фигуру в мешочке на ощупь и угадайте кто это.
Дидактическая игра «Что изменилось?» Расставьте пешки на доске произвольно. Затем предложите детям запомнить их расположение и отвернуться. Сделайте 1—2 перестановки пешек, разрешите повернуться и спросите: «Что изменилось?» Дети показывают, передвигая пешки. За правильный ответ ребенку (или команде) начисляется очко. Постепенно игра усложняется.
Примерно так же проводится дидактическая игра «Чего не стало?».
В этом случае пешки не переставляются, а снимаются с доски совсем, и задается вопрос: «Какой пешки не хватает, на каком поле она стояла?» Побеждает команда, набравшая больше очков. В дальнейшем задание можно постепенно усложнить, скомбинировав две игры вместе: назвать поля, где стояла пешка, куда продвинулась; назвать поле, откуда взята пешка или пешки.
Игра «Собери картинку» Каждая команда получает картинки с изображением фигур и к ним разрезанные на 4(6,8)частей такие же картинки.
Эстафета с бегом на правильную и быструю расстановку пешек
на шахматных досках. Играющие выстраиваются в две колонны. Напротив каждой — на расстоянии — ставится по стулу. На них кладутся шахматные доски. Слева и справа от колонны тоже стоят стулья, на них лежит по восемь пешек. (Если игра происходит на больших, гигантских шахматах, то команды располагаются на таком же расстоянии, но напротив друг друга.
По сигналу воспитателя игроки, стоящие в колоннах первыми, берут со стула пешку, добегают до доски и ставят белую на поле а2, а черную на поле а7, обегают стулья, возвращаются обратно, салят по руке следующего играющего и встают в конец своей колонны. Побеждает та команда, которая быстро выполнила задание и не совершила ошибок в расстановке пешек. Когда все восемь пешек будут поставлены, эстафета не прекращается: 9-й ребенок снимает пешку, приносит ее обратно и кладет на стул. Варианты игры: а) расставлять и снимать пешки в том порядке, в каком укажет педагог; б) обе команды ставят по шестнадцать пешек (по восемь белых и по восемь черных), каждая на своей доске.
Такая эстафета повысит интерес к изучению шахматной науки, внесет оживление, даст прекрасный эмоциональный настрой, можно использовать как физминутку.
Для закрепления правильных ходов шахматных фигур можно использовать игру «Чьи следы?»
Именно из этого положения начинается любая настоящая шахматная партия. Проверьте, правильно ли вы поставили свои фигуры?
Правила игры.
Обучение правилам шахматной игры. Рассказывая детям сказку, они ненавязчиво знакомятся с различными правилами: правилами квадрата и оппозиции, рокировкой, шахматной нотацией.
1.Первое правило шахматной игры для начинающих: "Тронул — ходи!". Это правило следует понимать буквально: даже нечаянно дотронувшийся до своей или чужой фигуры шахматист должен соответственно сделать этой фигурой ход или взять фигуру противника (за исключением тех случаев, когда упомянутое невозможно). При желании просто поправить фигуры следует сначала сказать: «Поправляю».
2.Второе правило игры в шахматы - "Ход считается сделанным, когда рука отнята от фигуры".
3.Третье правило из незыблемых - "Нельзя взять обратно ход, отречься от заявления о сдаче партии и от высказанного согласия на ничью".
4.Четвертое правило игры в шахматы - "Если во время или по окончании партии выяснится, что в начале фигуры были расставлены неправильно, партия переигрывается".
5.Если во время или по окончании партии выяснится, что был сделан ход, противоречащий правилам игры, партия переигрывается с предшествующей позиции.
6.Играть надо молча, не спеша.
7.Запрещается водить пальцем по шахматной доске, высчитывать варианты.
8.Нельзя мешать партнеру думать.
9.Нельзя подсказывать игрокам.
10.Если выиграешь, нельзя насмехаться над партнером и зазнаваться – даже лучшие шахматисты мира потерпели в своей жизни много поражений.
11.Если проиграешь, не стоит расстраиваться – даже лучшие шахматисты мира потерпели в своей жизни много поражений.
12.После окончания партии проигравший пожимает противнику руку – это дань уважения партнеру.
Физминутка
Все подданные королевства следят за своим здоровьем, занимаются физкультурой. Давайте вместе с ними сделаем шахматную зарядку.
- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну-ка, пешки, поиграем,
Головой мы повращаем
Вправо-влево, а потом (вращаем головой)
3-4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 –на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
На места мы вновь спешим.
Молодцы, размялись, займите свои места.
Решение шахматных задач и этюдов. На этом этапе дети будут учиться решать различные задачи и этюды, знакомится с дебютом и волшебным миром комбинаций.
Игра в шахматы. Это практическая часть обучения, в ней подключаются сеансы одновременной игры и увлекательные турниры. Дети познают дух соперничества и соревнования. Ведь если ты любишь шахматы, не страшен проигрыш, страшно не понять эту волшебную и загадочную игру. «Приглашение на бал»
В шахматном королевстве часто устраивают балы. Вот и сегодня все приглашены на бал, давайте поможет фигурам украсить себя. Предлагаю взять листочки с изображением контуров фигур и фломастеры. (Участники выполняют задание)
Пока наши путешественники выполняют задание, давайте проверим знания о шахматной игре у наших зрителей, чтобы они не скучали.
Игра со зрителями «Загадки из шахматной шкатулки»
В моей «Шахматной шкатулке» находятся вопросы, давайте попробуем на них ответить. Принимаются любые ответы, правильные и неправильные.
- Как ходит пешка?
- Какая фигура не может стоять рядом с такой же другого цвета?
- Какие фигуры в шахматах дойдя до поля противника могут стать ферзем?
- Где стоят ладьи на доске до начала игры?
- Какие слоны никогда не столкнуться?
- Между какими фигурами на доске стоит конь?
-Сколько линий на доске, как они называются?
-Как обозначаются поля на шахматной доске?
-На каких линиях располагаются белые и черные войска перед началом сражения?
-Можно ли ставить на одно поле по две пешки или по две фигуры?
-Каким способом решается, кому (каким цветом фигур) начинать шахматную партию?
-Как называется одновременный ход королем и ладьей?
-Сколько одинаковых фигур может быть на доске, если все восемь пешек поочередно достигнут полей превращения?
Задание выполнено. Расскажите и покажите какие новые костюмы вы придумали для фигур. Какие вы молодцы, замечательные наряды у вас получились.
Игра «Кто быстрее соберет фигуры для сражения»
Но больше всего на свете шахматные фигуры любят проводить сражения. Перед сражением войска выстраиваются в строгом порядке. Сейчас наши путешественники быстро выстроят свои войска на доске вместе со мной. Итак, запоминайте, расположение фигур на доске. В первом ряду в углах доски должны стоять ладьи, за ними кони, слоны, в середине король и ферзь. Ферзь стоит всегда на поле своего цвета. Во втором ряду выстраиваем пешки. А сейчас уберите войска в коробочку и по моему сигналу сами расставьте их кто быстрее. Молодцы, очень хорошо справились с заданием.
Сама игра. Шахматные войска готовы. Пора приступить к сражению.
Вы уже узнали и поняли, как передвигаются фигуры и пешки. И сейчас я предлагаю вам попробовать свои силы, сыграть самую простую партию в шахматы. Как начинающие игроки мы с вами сыграем только пешками, остальные фигуры можно убрать с доски. Вам нужно довести одну из своих пешек до противоположного края доски, до поля превращения и превратить ее в ферзя.
Вы молодцы, очень славно потрудились и поиграли. Я хочу поблагодарить участников мастер-класса.
Работа с родителями.
Консультация для родителей «Обучение детей игре в шахматы».
Когда начинать учить ребёнка играть?
С чего начать обучение?
Примерная программа домашнего обучения.
Как правильно играть с ребёнком?
Какие шахматы купить ребёнку?
Рефлексия.
В шахматах выигрывает каждый. Если ты получаешь удовольствие от игры, а это самое главное, то даже поражение не страшно.
Уважаемые участники, прошу вас, посмотрите на «Лесенку успеха» и оцените наше путешествие в мир шахмат.
Известный во всем мире шахматист А. Алехин писал:
«Шахматы не только знание и логика, но и глубокая фантазия. Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не просто модель жизни, но и
модель творчества. Шахматы, прежде всего, учат быть объективными. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно также как и в жизни»
Литература для обучения детей игре в шахматы.
- Обучающие диски:
- «Динозавры учат шахматам»;
- «Уроки тетушки Совы».
- Литература:
- А. Казак «Маленьким о шахматах»
- В.Г. Гришин «Малыши играют в шахматы» / М. Просвещение, 1995 г.
- Шахматы для самых маленьких: книга-сказка для совместного чтения родителей и детей / И.Г. Сухин. – М.: Полиграфиздат, 2011.
- Шахматы для детей / Т. Бардвик. – СПб.: Питер, 2011.
- И.Г. Сухин "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет"
- "Удивительные приключения в Шахматной стране" (для детей 5-–8 лет).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Мастер – класс «Играй всегда, играй везде!»
Развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления российского дошкольного образования и требованиями гос...
Мастер-класс: « ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО»
1. Мастер-класс для педагогов ДОУ: Организационная часть Педагог: — Сегодня мы поговорим о том, как организовать игровую деятельность ребенка. Кажется, очень просто: дал ребенку игрушку, и он может ...
Мастер-класс для педагогов. "Шахматы"
Говоря о безграничной пользе шахмат для детей, я не могу пройти мимо таких суждений, что ребенок во время игры в шахматы учится самостоятельно принимать свое собственное р...
Мастер-класс для педагогов " Шахматы для детей старшего дошкольного возраста"
Шахматы в наши дни стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей старшего дошкольного возраста. Поэтому важно понять эту удивительную игру: названия и "ходы" фигур, о...
Мастер-класс для педагогов "Шахматы - игра для всех"
Цель мастер-класса: демонстрация опыта использования дидактических игр в процессе познавательного развития дошкольников для педагогов ДОО города....
Мастер – класс «Играем в шахматы»
Добрый день, уважаемые коллеги! Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Без шахмат нельзя представить воспитание умственных способностей и памяти…»...
Мастер-класс "В мире шахмат"
Цель: познакомить родителей с приёмами, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей старшего дошкольного возраста....