Мастер-класс "В мире шахмат"
методическая разработка
Цель: познакомить родителей с приёмами, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_roditeley_mir_shahmat.docx | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию №46 «Снегири»
Мастер-класс для родителей
«В мире шахмат»
Разработала:
Капранова М.И., воспитатель
Канск, 2023 год
Цель: познакомить родителей с приёмами, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить участников мастер-класса с игровыми ситуациями, используемыми для обучения детей игре в шахматы;
- формировать умение играть в шахматы через ознакомление с правилами.
Оборудование и материалы: проектор, ноутбук, шахматное поле, магнитная шахматная доска, шахматный кубик, мольберт, «Волшебный мешочек», указка.
Ход мастер-класса
1. Теоретическая часть.
Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители! Сегодня я хочу познакомить вас с игровыми ситуациями, которые помогут открыть ребенку увлекательный мир шахмат.
Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей, сегодня это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей во всех уголках планеты, наряду с этим это прекрасный тренажер для мозга, который увеличивает интеллектуальные способности ребёнка.
Да, да и еще раз да. Шахматы это универсальный тренажер для мозга, причем по эффективности им нет аналогов. И вовсе не потому, что они мощно воздействуют на мозг. Нет. Дело в другом. Игра полностью загружает оба полушария, то есть заставляет усердно трудиться все наше серое вещество. И это медицинский факт. Мало в какой сфере человеческой деятельности такое возможно.
Помимо того, что у него активно развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, у него формируются такие важные черты характера как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. При этом поражения, которые постигают игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.
Весь процесс обучения шахматам строиться на увлекательной игре. Только таким образом ребенок осваивает материал, не теряет к нему живого интереса.
2. Практическая часть.
Воспитатель: Сейчас на практике я покажу использование некоторых игровых приемов, которые я использую при обучении детей игре в шахматы.
- Чтобы наше путешествие было удачным нам нужен путеводитель. А путеводителем для нас станет шахматная доска.
Моя цель помочь ребятам овладеть пространственным ориентированием на плоскости, познакомиться с такими понятиями как: горизонталь, вертикаль, диагональ, видеть всю доску, а также отдельное поле.
- Итак, рассмотрим некоторые приёмы.
- Посмотрите внимательно на шахматную доску и скажите, из чего она состоит. На шахматной доске чередуются поля черного и белого цвета, их 64. Кроме полей на доске мы видим проспекты и улицы. Это линии: горизонтали, вертикали и диагонали. Горизонтали проходят слева-направо, вертикали сверху-вниз, а диагонали наискосок. Правильное положение доски, когда белое поле находиться справа внизу.
Описание и рассматривание настольной шахматной доски.
- Сейчас мы познакомимся с обитателями шахматного королевства.
В этой стране
Король с королевой живут без корон
Ладья без весел, без хобота слон,
Конь без копыт, седла и уздечки
А рядовые - не человечки.
- У каждой фигуры свой характер, способ передвижения по шахматной доске. Фигуры и пешки - белые и черные. Они могут быть белыми и коричневыми, белыми и зелеными, синими и красными, но всегда называются: белые и черные.
- Итак, давайте познакомимся поближе с жителями шахматного королевства.
Я смотрю на первый ряд,
По краям ладьи стоят.
- Ладья может за ход продвинуться на любое количество полей вперед или назад, влево или вправо.
Рядом вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей.
- Конь продвигается буквой «Г» на два поля вперед или назад, затем на одно поле влево или вправо. Чтобы легче было запомнить ход коня, про него говорят: «Прыг, скок - и в бок!» Он может перепрыгивать через свои и неприятельские фигуры и пешки.
Не мила коню неволя,
Перед ним простор широк,
Очень ловко на два поля
Совершает конь прыжок.
Замечательный прыжок:
Поле прямо, поле - вбок!
Меж коней заключены
Наши славные слоны.
- Слон может передвигаться на любое количество полей по диагонали. Существуют белопольные и чернопольные слоны, которые передвигаются только по белым или только по черным полям.
И ещё два поля есть,
А на них король и ферзь.
- Король - самая главная фигура в королевстве. Передвигается в любом направлении на одно поле. Когда игрок лишается своего короля, то он считается проигравшим.
- Ферзь - это советник короля и самая сильная фигура шахматного войска. Передвигается на любое количество полей в любом направлении.
А теперь без спешки
Идут на место пешки.
- Пешка может за один ход продвинуться на одно поле прямо вперед, а при первом ходе на два поля. Пешка «бьет» чужую фигуру вперед по диагонали. Добравшуюся до противоположного края доски пешку можно обменять на любую пленную фигуру, даже – ферзя. Любая пешечка может превратиться в ферзя.
- В результате все фигуры занимают свои места.
3. «Загадки из шахматной шкатулки».
Воспитатель: Я думаю, теперь, когда вы познакомились с шахматным королевством, сможете отгадать загадки из моей «Шахматной шкатулки». Принимаются любые ответы, правильные и неправильные.
- Как ходит пешка?
- Какая фигура не может стоять рядом с такой же другого цвета и почему?
- Сколько линий на доске и как они называются?
- Где стоят ладьи на доске до начала игры?
- Какие слоны никогда не столкнуться?
- Как взаимодействует ферзь со своими пешками и фигурами?
- Между какими фигурами на доске стоит конь?
- Надеюсь, загадки не были для вас сложными. Спасибо за активность.
Воспитатель: Уважаемые друзья! Наше путешествие в шахматное королевство подошло к концу. Я хочу поблагодарить участников мастер-класса.
- Пускай сегодня вы не приняли решения обучать детей игре в шахматы. Но вы с уверенностью можете сказать, что вы «прикоснулись к прекрасному». В шахматах выигрывает каждый. Если ты получаешь удовольствие от игры, а это самое главное, то даже поражение не страшно. Страшно не понять эту волшебную и загадочную игру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Дошкольник в мире шахмат"
Проект «Дошкольник в мире шахмат»Цель проекта: Создание условий для развития личностного и интеллектуального развития, формирования общей культуры посредством обучения иг...
Рабочая программа клуба «В мире шахмат»
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой....
проект "Дошкольники в мире шахмат"
Актуальность проекта: шахматы – это вид спорта, который помогает расширить круг общения детей старшего дошкольного возраста, предоставляет им возможность самовыражения, способствует развитию лог...
Исследовательский проект по теме "Дошкольники в мире шахмат"
Актуальность проекта: шахматы - это вид сопрта, который помогает расширить круг общения детей старшего дошкольного возраста. Предоставляет им возможность самовыражения, способствует развитию логики, м...
Дополнительная образовательная программа по обучению игре в шахматы для детей 5-7 лет «В мире шахмат»
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, ...
Рабочая программа по обучению детей старшего дошкольного возраста шахматам "Дошкольник в мире шахмат"
В наши дни задача шахматного образования детей дошкольного возраста становится актуальной. В психологии есть такое понятие: сензитивность - чувствительность к воздействиям определенного ро...
Публикация материала "Проект "Дошкольник в мире шахмат" в международном сетевом издании "Солнечный свет"
Ссылка на публикацию в международном сетевом издании "Солнечный свет":https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/proekt-doshkolnik-v-mire-shahmat.346598/...