Мастер-класс для педагогов " Шахматы для детей старшего дошкольного возраста"
материал

Ухалова Елена Владимировна

Шахматы в наши дни стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей старшего дошкольного возраста. Поэтому важно  понять эту удивительную игру: названия и "ходы" фигур, основные термины, правила игры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_shahmaty.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов «Шахматы для детей старшего дошкольного возраста »

Шахматы в наши дни стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей старшего дошкольного возраста. Поэтому мы сегодня постараемся понять эту удивительную игру: названия и "ходы" фигур, основные термины, правила игры. 

Как думаете: Откуда  появилась игра шахматы? Что подразумевается под его названием?

 До сих пор не утихают споры, где была изобретена игра. Часть ученых придерживаются китайской теории происхождения, другие утверждают, что шахматы появились в Индии, а третьи настаивают на том, что родоначальницей шахмат была Персия. Название игры произошло от персидских слов «шах мат», что означает - король мертв. т.е. смысл игры в шахматы, это поставить мат королю, захватить его, но более подробно я остановлюсь об этом позже…

Дорогие коллеги, я думаю и среди вас есть те, кто ещё не знаком с шахматами или забыли правила игры, потому что давно не играли. Предлагаю вам отправиться путешествовать по шахматному королевству, как мы это делаем с ребятами.

1. Чтобы наше путешествие было удачным нам нужен путеводитель. А путеводителем для нас станет шахматная доска.

Посмотрите внимательно на нее и скажите, из чего состоит шахматная доска? Что вы видите? Какие вопросы возникают?

На шахматной доске чередуются поля черного и белого цвета, их 64. (Описываю шахматную доску, говорю про буквы и цифры, клетки, середину поля и т.д.)

2. Сейчас мы познакомимся с обитателями шахматного королевства.

У каждой фигуры свой характер, способ передвижения по шахматной доске. Фигуры и пешки – белые и черные. Они могут быть белыми и коричневыми, белыми и зелеными, синими и красными, но всегда называются: белые и черные.

Итак, давайте познакомимся поближе.

Я буду читать стихотворение, а вы будете выставлять на доске фигуры.

Я смотрю на первый ряд,

По краям ладьи стоят.

Ладья может за ход продвинуться на любое количество полей вперед или назад, влево или вправо.

Рядом вижу я коней,

Нет фигуры их хитрей.

Конь продвигается буквой «Г» на два поля вперед или назад, затем на одно поле влево или вправо. Чтобы легче было запомнить ход коня про него говорят: «Прыг, скок – и в бок!» Он может перепрыгивать через свои и неприятельские фигуры и пешки.

Не мила коню неволя,

Перед ним простор широк,

Очень ловко на два поля

Совершает конь прыжок.

Замечательный прыжок:

Поле прямо, поле - вбок!

Меж коней заключены

Наши славные слоны.

Слон может передвигаться на любое количество полей по диагонали. Существуют белопольные и чернопольные слоны, которые передвигаются только по белым или только по черным полям.

И ещё два поля есть,

А на них король и ферзь.

Король – самая главная фигура в королевстве. Передвигается в любом направлении на одно поле. Когда игрок лишается своего короля, то он считается проигравшим.

Ферзь – это советник короля и самая сильная фигура шахматного войска. Передвигается на любое количество полей в любом направлении.

А теперь без спешки

Идут на место пешки.

Пешка может за один ход продвинуться на одно поле прямо вперед, а при первом ходе на два поля. Пешка «бьет» чужую фигуру вперед по диагонали. Добравшуюся до противоположного края доски пешку можно обменять на любую пленную фигуру, даже – ферзя. Любая пешечка может превратиться в ферзя.

В результате все фигуры занимают свои места.

Правила игры.

Смысл игры в шахматы

Когда имеет место начало партии, на обеих сторонах стоит по 16 фигур. Основной целью игры является мат короля противника. Мат в данном случае представляет собой ситуацию, при которой король противника не может уйти от шаха. Такая ситуация имеет место быть лишь тогда, когда вокруг все клетки заняты своими фигурами, либо они расположены под ударом соперника. Также мат возможен, если невозможно закрыться от шаха другой фигурой либо вы сами не можете взять фигуру, которая объявила шах.

Правила игры:

1. Первое правило шахматной игры для начинающих: "Тронул — ходи!". Это правило следует понимать буквально: даже нечаянно дотронувшийся до фигуры шахматист должен соответственно сделать этой фигурой ход. При желании просто поправить фигуры следует сначала сказать: «Поправляю».

2. Второе правило игры в шахматы - "Ход считается сделанным, когда рука отнята от фигуры".

3. Третье правило из незыблемых - "Нельзя взять обратно ход, отречься от заявления о сдаче партии и от высказанного согласия на ничью".

4. Четвертое правило игры в шахматы - "Если во время или по окончании партии выяснится, что в начале фигуры были расставлены неправильно, партия переигрывается".

7. Запрещается водить пальцем по шахматной доске, высчитывать варианты.

Весь процесс обучения шахматам строится на увлекательной игре, таким образом, ребенок осваивает материал, не теряет к нему живого интереса.

Процесс обучения должен проходить в несколько этапов:

  • Знакомство с шахматной доской.
  • Знакомство с фигурами и пешками.
  • Знакомство с ходом фигур
  • Обучение правилам шахматной игры.
  • Решение шахматных задач и этюдов.
  • Игра в шахматы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Нетрадиционная техника рисования губкой для детей старшего дошкольного возраста «Осенний лес»

Мастер-классНетрадиционная техника рисования губкойдля детей старшего дошкольного возраста «Осенний лес»...

мастер-класс по шерстяной акварели "Герберы" для детей старшего дошкольного возраста

Шерстяная акварель- очень интересная техника рисования. Рисовать шерстью легко и просто, даже с детьми дошкольного возраста.Очень красивыми получаются цветы, в данном случае герберы. Картина получаетс...

Мастер- класс "В гости к сказкам" для детей старшего дошкольного возраста.

Эта работа выполнена в технике аппликации из ткани. Дети любят сказки, сопереживают сказочным героям, ждут доброго конца и победы добра над злом. Пригласите их в сказку, уделите им совсем немного врем...