Проект «Зима в традициях русского народа»
проект (средняя группа)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Большеалексеевская СОШ»
Городского округа Ступино
Московской области
Проект «Зима в традициях русского народа»
Воспитатели: Подолина Г.П.
Правдина Н.А.
2023-2024
Проект «Зима в традициях русского народа»
Вид проекта: познавательно – творческий.
Продолжительность: три месяца
Участники: дети разновозрастной средней/младшей группы , воспитатели, родители.
Проблема:
отсутствие познаний о культурных традиций своего народа у детей и их родителей.
Актуальность:
Приобщение и погружение детей в русскую, культурную традицию - залог их психического здоровья. Традиции - хранители народной культуры, заветов народа.
К сожалению, сейчас на нас и наших детей обрушился поток западной культуры. Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в неотразимой Вселенной душа русского народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси православных праздников, так же, как раньше радоваться Рождеству и Святкам, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры.
Чтобы семья стала крепкой и дружной ей нужны добрые традиции, связанные с народными праздниками и обычаями русского народа.
К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.
В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует: песни, фольклор, сказки, пословицы, поговорки, праздники.
Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, отражают мировоззрение человека через религию, предания и поверья.
Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.
Народные праздники по своей сути — духовны и педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и взрослых и детей.
Русский народный праздник всегда был открыт для новизны, изобретательности, вбирал в себя светские элементы как отечественной, так и зарубежной культур, впитывал церковную, православную обрядность. Эта открытость веяниям времени и одновременно сохранность традиций прошлого, уходящего в глубину веков до языческих времён, создавали богатую духовную атмосферу, которая положительно влияла на духовно-нравственное совершенствование подрастающего и взрослого поколение.
Наша задача, суметь сохранить народную мудрость и передать её нашим детям.
Цель:
Духовно – нравственное воспитание детей, приобщение к народной культуре празднования Рождества на Руси.
Задачи:
• - Воспитывать интерес и любовь к русской и национальной культуре, народному творчеству, обычаям, обрядам, народному календарю и народным играм.
• - Знакомить с историей возникновения праздников, народных традиций.
• - Развивать познавательные интересы, любознательность, наблюдательность.
• - Воспитывать нравственные качества личности уважительное отношение к старшим, доброта, отзывчивость, справедливость, бережное отношение к природе.)
• - Развивать связную речь, активизировать словарь детей пословицами, поговорками, прибаутками, скороговорками.
• - Содействовать развитию у ребёнка памяти, логического мышления и творческого воображения, пробуждать интерес к изучению истории православной культуры.
• - Развивать диалогическую речь, использовать в речи образные слова и выражения.
Предполагаемый результат.
Воспитывать устойчивый интерес к культуре русского народа.
Закреплять знание детей о устном народном творчестве.
Использование детьми в активной речи потешек, считалок, скороговорок, загадок, стихов.
Приобщение родителей к проведению народных праздников с русскими традициями.
План мероприятий по проекту
декабрь |
| ||||
1 | дата | тема | задачи | ||
2 | 1.12.по 8.12 | подготовительный этап | Составление плана основного этапа проекта. - Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта. - Подбор материалов по теме проекта.
| ||
| 11.12 | Беседа по теме «Что такое традиция» | Знакомить детей с особенностями русских традиций. Воспитывать чувство уважения к семейным и народным традициям, толерантность по отношению к окружающим. | ||
| 14.12 | Презентация «Валенки» Рисование « валенки расписные» | . Познакомить детей с историей традиционной русской обуви - валенок; учить детей рисованию расписным способом по бумаге. 2. Заинтересовать детей в сохранении традиций; развивать интерес к народному быту. 3. Воспитывать интерес к народному творчеству.
| ||
| 18.12 | Чтение р.н.с «Заюшкина избушка» | Формировать у детей понятие о жанре русского народного творчества «сказка», учить слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы.
| ||
| 21.12 | Беседа: «Знакомство с народными инструментами»: балалайка, дудочка, ложки, трещотка, бубен. Д/и: «Угадай по звуку?»
| Познакомить детей с русскими народными инструментами. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре. Закрепить знания о русских народных инструментах. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.
| ||
| 25.12 | Аппликация «Варежки для деда Мороза» | Познакомить детей с историей варежки; учить детей самостоятельно придумывать узоры и выкладывать их из геометрических фигур; Воспитывать интерес к народному творчеству.
| ||
| 28.12 | Хороводные игры: «Каравай», «Вышел Ваня погулять» .
| приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность | ||
Январь | |||||
10.01 | Презентация «Рождественские забавы» | Воспитывать интерес и любовь к русским народным обычаям
| |||
12.01 | Развлечение «Рождественские колядки» | Расширять знания детей о русских народных традициях. | |||
16.01 | Беседа на тему: «Святочные дни»
| ||||
18.01. | Конструирование из бумаги: «Рождественская свеча»
| Вос Развивать интерес и любовь к русскому н народному творчеству
| |||
19.01 | Презентация «Крещение»
П/и «Гори, гори ясно…» | Расширять знания детей о русских народных традициях. Упражнять в быстром беге , умении действовать по сигналу. | |||
24.01 | Чтение р.н.с. «Морозко» | Продолжать знакомить с русскими народными сказками | |||
30.01 | Рисование на тему «Зимний пейзаж» | Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования; развивать творческие способности | |||
февраль | |||||
05.02 | Беседа на тему «Что зима нам принесла» (рассматривание картинок с зимними пейзажами, чтение стихов о зиме, отгадывание загадок о зиме) | Формировать умение составлять небольшой рассказ по картине, закреплять умение отгадывать загадки, познакомить со стихотворениями о русской зиме. | |||
08.02 | Рисование на тему «Зимние узоры» | Развивать композиционные умения, | |||
12.02 | Прослушивание русских народных мелодий и песен.. | Приобщение детей к русскому музыкальному фольклору | |||
15.02 | Раскрашивание «Ложки» | Расширение представлений детей о народных промыслах (городецкая роспись). | |||
19.02 | Беседа на тему «Зимние виды спорта» | Познакомить детей с зимними видами спорта | |||
26.02 | Русские народные подвижные игры. | Приобщение детей к игровому фольклору русского народа.
| |||
29.02 | Оформление выставки «Русская народная игрушка». |
| |||
Взаимодействие с родителями.
Консультация «Приобщаем детей к народным традициям», наглядно – текстовая информация для родителей о народных праздниках.
Как мы отмечаем Старый-новый год (фотоколлаж).
Ныряние в прорубь (фотоотчёт).
(папки – передвижки, объявления, информация на сайте группы).
Заключительная часть.
Предполагаемые итоги реализации проекта.
Мы стали применять народные традиции в повседневной жизни детей.
Дети стали чаще использовать в активной речи: потешки, считалки, скороговорки, загадки.
Результаты проекта.
Сформированы устойчивые знания и интерес к истории русского народа. Установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности.
Литература:
1.Блинова Г.П. «Русские народные праздники». М.: Вузовская книга, 2000.
2.Гаврилова И.Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду». СПб.: Детство-Пресс, 2008.
3.Дайн Г. «Детский народный календарь». М.: Детская литература, 2001.
4.Доронова Т.Н.А « Играем в театр». М.: Просвещние, 2005.
5.Зацепина М.Б., Антонова Т.В. «Народные праздники в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2008
6.Истомин С.В. Энциклопедия « Я познаю мир. Русский народ: традиции и обычаи». М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007.
7.Капранова Л.Н. «Бабушкины забавушки». Ростов на Дону: Феникс, 2008.
8.Лялина Л.А. «Народные игры в детском саду». М.: ТЦ Сфера, 2009.
9.Харлицкий М.С., Хромов С.С. «Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды». М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 1996.
10.Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2008
11. Журналы «Свечечка» 2007, 2008, 2009 гг
12. Левкодимов Г. Е. «Рождественская елка», АОЗТ РИФМЭ, Москва, 1996г
Фотоотчёт по проекту
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zima.docx | 47.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Большеалексеевская СОШ»
Городского округа Ступино
Московской области
Проект «Зима в традициях русского народа»
Воспитатели: Подолина Г.П.
Правдина Н.А.
2023-2024
Проект «Зима в традициях русского народа»
Вид проекта: познавательно – творческий.
Продолжительность: три месяца
Участники: дети разновозрастной средней/младшей группы , воспитатели, родители.
Проблема:
отсутствие познаний о культурных традиций своего народа у детей и их родителей.
Актуальность:
Приобщение и погружение детей в русскую, культурную традицию - залог их психического здоровья. Традиции - хранители народной культуры, заветов народа.
К сожалению, сейчас на нас и наших детей обрушился поток западной культуры. Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в неотразимой Вселенной душа русского народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси православных праздников, так же, как раньше радоваться Рождеству и Святкам, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры.
Чтобы семья стала крепкой и дружной ей нужны добрые традиции, связанные с народными праздниками и обычаями русского народа.
К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.
В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует: песни, фольклор, сказки, пословицы, поговорки, праздники.
Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, отражают мировоззрение человека через религию, предания и поверья.
Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.
Народные праздники по своей сути — духовны и педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и взрослых и детей.
Русский народный праздник всегда был открыт для новизны, изобретательности, вбирал в себя светские элементы как отечественной, так и зарубежной культур, впитывал церковную, православную обрядность. Эта открытость веяниям времени и одновременно сохранность традиций прошлого, уходящего в глубину веков до языческих времён, создавали богатую духовную атмосферу, которая положительно влияла на духовно-нравственное совершенствование подрастающего и взрослого поколение.
Наша задача, суметь сохранить народную мудрость и передать её нашим детям.
Цель:
Духовно – нравственное воспитание детей, приобщение к народной культуре празднования Рождества на Руси.
Задачи:
• - Воспитывать интерес и любовь к русской и национальной культуре, народному творчеству, обычаям, обрядам, народному календарю и народным играм.
• - Знакомить с историей возникновения праздников, народных традиций.
• - Развивать познавательные интересы, любознательность, наблюдательность.
• - Воспитывать нравственные качества личности уважительное отношение к старшим, доброта, отзывчивость, справедливость, бережное отношение к природе.)
• - Развивать связную речь, активизировать словарь детей пословицами, поговорками, прибаутками, скороговорками.
• - Содействовать развитию у ребёнка памяти, логического мышления и творческого воображения, пробуждать интерес к изучению истории православной культуры.
• - Развивать диалогическую речь, использовать в речи образные слова и выражения.
Предполагаемый результат.
Воспитывать устойчивый интерес к культуре русского народа.
Закреплять знание детей о устном народном творчестве.
Использование детьми в активной речи потешек, считалок, скороговорок, загадок, стихов.
Приобщение родителей к проведению народных праздников с русскими традициями.
План мероприятий по проекту
декабрь | |||||
1 | дата | тема | задачи | ||
2 | 1.12.по 8.12 | подготовительный этап | Составление плана основного этапа проекта. - Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта. - Подбор материалов по теме проекта. | ||
11.12 | Беседа по теме «Что такое традиция» | Знакомить детей с особенностями русских традиций. Воспитывать чувство уважения к семейным и народным традициям, толерантность по отношению к окружающим. | |||
14.12 | Презентация «Валенки» Рисование « валенки расписные» | . Познакомить детей с историей традиционной русской обуви - валенок; учить детей рисованию расписным способом по бумаге. 2. Заинтересовать детей в сохранении традиций; развивать интерес к народному быту. 3. Воспитывать интерес к народному творчеству. | |||
18.12 | Чтение р.н.с «Заюшкина избушка» | Формировать у детей понятие о жанре русского народного творчества «сказка», учить слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы. | |||
21.12 | Беседа: «Знакомство с народными инструментами»: балалайка, дудочка, ложки, трещотка, бубен. Д/и: «Угадай по звуку?» | Познакомить детей с русскими народными инструментами. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре. Закрепить знания о русских народных инструментах. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре. | |||
25.12 | Аппликация «Варежки для деда Мороза» | Познакомить детей с историей варежки; учить детей самостоятельно придумывать узоры и выкладывать их из геометрических фигур; Воспитывать интерес к народному творчеству. | |||
28.12 | Хороводные игры: «Каравай», «Вышел Ваня погулять» . | приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность | |||
Январь | |||||
10.01 | Презентация «Рождественские забавы» | Воспитывать интерес и любовь к русским народным обычаям | |||
12.01 | Развлечение «Рождественские колядки» | Расширять знания детей о русских народных традициях. | |||
16.01 | Беседа на тему: «Святочные дни» | ||||
18.01. | Конструирование из бумаги: «Рождественская свеча» | Вос Развивать интерес и любовь к русскому н народному творчеству | |||
19.01 | Презентация «Крещение» П/и «Гори, гори ясно…» | Расширять знания детей о русских народных традициях. Упражнять в быстром беге , умении действовать по сигналу. | |||
24.01 | Чтение р.н.с. «Морозко» | Продолжать знакомить с русскими народными сказками | |||
30.01 | Рисование на тему «Зимний пейзаж» | Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования; развивать творческие способности | |||
февраль | |||||
05.02 | Беседа на тему «Что зима нам принесла» (рассматривание картинок с зимними пейзажами, чтение стихов о зиме, отгадывание загадок о зиме) | Формировать умение составлять небольшой рассказ по картине, закреплять умение отгадывать загадки, познакомить со стихотворениями о русской зиме. | |||
08.02 | Рисование на тему «Зимние узоры» | Развивать композиционные умения, | |||
12.02 | Прослушивание русских народных мелодий и песен.. | Приобщение детей к русскому музыкальному фольклору | |||
15.02 | Раскрашивание «Ложки» | Расширение представлений детей о народных промыслах (городецкая роспись). | |||
19.02 | Беседа на тему «Зимние виды спорта» | Познакомить детей с зимними видами спорта | |||
26.02 | Русские народные подвижные игры. | Приобщение детей к игровому фольклору русского народа. | |||
29.02 | Оформление выставки «Русская народная игрушка». |
Взаимодействие с родителями.
Консультация «Приобщаем детей к народным традициям», наглядно – текстовая информация для родителей о народных праздниках.
Как мы отмечаем Старый-новый год (фотоколлаж).
Ныряние в прорубь (фотоотчёт).
(папки – передвижки, объявления, информация на сайте группы).
Заключительная часть.
Предполагаемые итоги реализации проекта.
Мы стали применять народные традиции в повседневной жизни детей.
Дети стали чаще использовать в активной речи: потешки, считалки, скороговорки, загадки.
Результаты проекта.
Сформированы устойчивые знания и интерес к истории русского народа. Установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности.
Литература:
1.Блинова Г.П. «Русские народные праздники». М.: Вузовская книга, 2000.
2.Гаврилова И.Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду». СПб.: Детство-Пресс, 2008.
3.Дайн Г. «Детский народный календарь». М.: Детская литература, 2001.
4.Доронова Т.Н.А « Играем в театр». М.: Просвещние, 2005.
5.Зацепина М.Б., Антонова Т.В. «Народные праздники в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2008
6.Истомин С.В. Энциклопедия « Я познаю мир. Русский народ: традиции и обычаи». М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007.
7.Капранова Л.Н. «Бабушкины забавушки». Ростов на Дону: Феникс, 2008.
8.Лялина Л.А. «Народные игры в детском саду». М.: ТЦ Сфера, 2009.
9.Харлицкий М.С., Хромов С.С. «Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды». М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 1996.
10.Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2008
11. Журналы «Свечечка» 2007, 2008, 2009 гг
12. Левкодимов Г. Е. «Рождественская елка», АОЗТ РИФМЭ, Москва, 1996г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Культура и традиции Русского народа»
для детей старшей группы...
Проект "Быт и традиции русского народа"
Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненн...
Проект "Быт и традиции русского народа"
Формирование основ народной культуры, должно пронизывать все виды деятельности дошкольников....
Проект "Культура и традиции русского народа"
Краткорочный проект о культуре, традициях, промыслах России....
Проект "Культура и традиции русского народа"
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать...
Зима в традициях русского народа
Зима в традициях русского народа...
Педагогический проект на тему: «Зимушка-зима в традициях русского народа»
Данный проект позволяет познакомить детей с традиционными народными праздниками, развлечениями в зимний период; развивать коммуникативные качества детей посредством народных игр, забав; прививать любо...