Проект "Быт и традиции русского народа"
проект (старшая группа) на тему
Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Мы все чаще задумываемся о будущем наших детей. Что ждет их впереди? Какое духовное наследие мы им оставим? Какие обычаи и традиции?
Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и тем самым поднимут престиж страны на должный уровень.
Поэтому в условиях эмоциональной ущербности, нравственной и духовной бедности современного общества в целом и человека в частности развитие с раннего детства культурных потребностей личности становится одной из важнейших задач воспитания и образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_byt_i_traditsii_russkogo_naroda.docx | 113.45 КБ |
itogovoe_zanyatie_po_proektu.docx | 139.74 КБ |
konsultatsiya_dlya_pedagogov_byt_i_traditsii.docx | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад общеразвивающего вида №1 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию воспитанников»
проект
«Быт и традиции русского народа»
Разработала
воспитатель МАДОУ детский сад 1
Рындина Лариса Викторовна
Красноуфимск
2015г
Очень часто за событиями
И за сутолокою дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Стали более привычны
Нам полёты на Луну.
Вспомним
старые обычаи!
Вспомним
нашу старину!
Обоснование:
Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Мы все чаще задумываемся о будущем наших детей. Что ждет их впереди? Какое духовное наследие мы им оставим? Какие обычаи и традиции?
Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и тем самым поднимут престиж страны на должный уровень.
Поэтому в условиях эмоциональной ущербности, нравственной и духовной бедности современного общества в целом и человека в частности развитие с раннего детства культурных потребностей личности становится одной из важнейших задач воспитания и образования.
По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Л.А.Ибрагимовой, А.И.Лазарева, В.М.Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П.Зеньковского, Д.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Вышеизложенное, а также особенности развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: дошкольный возраст является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.
Формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на мероприятиях, организованных в детском саду и дома.
Для приобщения дошкольников к традиционной народной культуре, быту, традициям в ДОУ созданы определенные условия:
- Многофункциональные центры в группах ДОУ «Центр ряженья», «Центр уединения», «Центр книги», «Центр Изодеятельности».
- «Центр театра», где размещены различные виды театров.
- Аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок.
- Музей национального быта, организация экскурсий, фотоотчет посещения музеев города Красноуфимска.
- Организация и проведение народных праздников, праздников народного календаря.
- Произведения декоративно – прикладного искусства, живопись и предметы народного быта.
- Библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами, художественной литературы разных народов мира.
- Картотека народных игр, народная игрушка и национальная кукла.
- Реализуемый проект «Календарно-обрядовые праздники»
- Совместная творческая деятельность детей и взрослых (педагогов, родителей, узких специалистов) в рамках «Осенних посиделок».
- Организация интерактивных выставок и мини-музеев.
Наличие теоретической базы опыта
Традиции народа – это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир, живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений. Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями вглубь веков, в повседневный опыт созидательного труда и мудрого, почтительного освоения окружающей природы. Формировался особый уклад народной жизни, тесно связанный с годовыми циклами обновления и угасания природы, по–своему отразившийся в загадках, пословицах и поговорках, задушевных песнях и озорных частушках, легендах и волшебных сказках. Другое, живое свидетельство богатства бытовой культуры русского народа – его обычаи и праздники, а также церковные обряды и таинства. Сохранение этого наследия – благородная задача, выпавшая на долю терпеливых тружеников, собирателей и исследователей отечественного духовного достояния, таких, как В.И.Даль, И.С.Сахаров, М.Забылин, А.Н.Афанасьев. В этом же ряду по праву заслуживает упоминание имя А.В.Терещенко, выдающегося знатока русских обрядов и обычаев, автора многочисленных трудов о светлом и гармоничном мире народной культуры наших предков.
Исследователи данной проблемы Г.В.Алексеева, К.В.Чистов, Т.В.Черник, Н.Е.Черноиванова, С.Б.Шмерлинг склонны считать, что культура всегда обращена к человеку, она создается для блага людей. Процесс передачи культуры раскрывает преемственность культурных традиций, идущих от поколения к поколению, а развитие культуры всегда предполагает и развитие самого творца всей культуры – человека. Говоря о традиционной культуре, мы не можем уйти от понятия «историческая память», так же как мы не можем уйти от самих себя. Это широкое понятие включает в себя все многообразие народных традиций, национальных особенностей, духовного уклада, обрядов, ритуалов, праздников, костюма, ремесла. Оно подразумевает под собой такие занятия сотен тысяч людей любительским творчеством в его традиционных формах.
Традиционная народная культура – глубинная основа всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества. В ней закреплен весь накопленный веками опыт практической и духовной деятельности, через нее формируются важнейшие национальные идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений, семейных, общинных, трудовых отношений между поколениями.
Основополагающая роль в развитии духовности ребенка, формировании гражданской позиции, усвоении социокультурных норм и национальных культурных традиций принадлежит дошкольному детству.
Тип проекта: творческий, познавательный.
Вид проекта: семейный, групповой.
Ожидаемые результаты: Дети имеют представления о традициях, быте русского народа. Осознают роль труда в жизни россиян, знают и хранят историко-духовную память, уметь применять полученные знания в дальнейшей жизни. Активное участие родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Место проведения: МАДОУ «Детский сад №1».
Сроки проведения: сентябрь - ноябрь 2015 года.
Участники проекта:
- дети и родители детей старшей группы, возраст с 5 до 6 лет;
-
- музыкальный руководитель МАДОУ детский сад 1- Коновалова И.Н.;
- воспитатель первой младшей группы – Серебренникова Л.С.
-
Актуальность темы
В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возрастастала очень актуальна. Ей придается большая значимость в проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации». Среди
целевых ориентиров, которые должны быть сформированы к концу
дошкольного возраста, указано овладение представлениями об обществе,
его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему.
В настоящее время под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. С дошкольного возраста ребенка надо воспитывать патриотом - человеком, имеющим чувство Родины, который любит страну, в которой он
родился и растет, ее традиции, историю, культуру, язык.
Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно-смысловой ориентации и развития жизненной компетенции.. В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа у детей совершенствуются познавательные процессы, обогащаются представления об окружающем мире, развивается наблюдательность и произвольное внимание, обогащается и развивается речь, формируется адекватная самооценка, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми.
Основная проблема: Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.
Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям и быть эстетически развитой личностью.
Гипотеза – формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на специально организованной образовательной деятельности и мероприятиях, организованных в детском саду и дома.
Цель проекта:
Формировать у детей представления о традициях и быте русского народа; пробуждение интереса к одной из прекраснейших страниц жизни человека, воспитание эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.
Учитывая, что в настоящее время начинает расти интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, выбрала тему своей работы «Формирование знаний детей о культуре и быте русского народа». Посчитала необходимым начать с ознакомления детей с культурой, бытом и традициями русского народа, так как из общения с родителями выяснилось, что многие из них не могут рассказать о жизни наших предков и какими предметами быта они пользовались, не знают русских народных сказок, потешек, скороговорок.
Задачи:
Определила в работе с детьми следующие задачи:
- Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа.
- Дать понятие о мудрой науке строительства русской избы, традиционном назначении и использовании каждой части избы, повседневном и праздничном её убранстве; русском костюме.
- Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.
- Помочь через знакомство с избой понять сказку, раскрыть некоторые незнакомые стороны жизни деревенского человека ребенку, живущему в современных городских условиях.
- Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.
- Прививать любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту.
- Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.
Новизна: Особенность моего проекта, на мой взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, но и трудимся и активно отдыхаем. Работаем в одной команде «Воспитатели-дети-родители», где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.
В своей работе мы опираемся на следующие научные принципы:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.
- принципы научной обоснованности и практической применимости. Содержание материала должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования;
- соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
- обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
Оптимальность и эффективность средств
Основными методами работы являются наглядно-слуховой, информационно-рецептивный и репродуктивный, которые применяются с учетом принципа дидактики (от простого к сложному).
Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки. Используя этот метод, побуждаем детей к сравнению, сопоставлению. Например, сопоставление «живого» звучания и грамзаписи, сравнение двух (трех) произведений, контрастных между собой. Детям старшего возраста предлагаем различить варианты исполнения одного и того же произведения.
Информационно-рецептивный метод применяем для передачи знаний о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, поясняем музыкальные произведения, которые они слушают, учим самостоятельно применять освоенные исполнительские творческие умения и навыки. С помощью этого метода проводим поэтические сравнения с картинами природы, метафоры, эпитеты, позволяющие охарактеризовать связи звуковых образов с жизнью.
Одним из направлений беседы – характеристика эмоционально-образного содержания музыки: чувств, настроений, выраженных в произведении. Информационно-репродуктивный метод развивает образную речь детей. Дети начинают понимать, что в музыке может быть выражено не только веселое и грустное настроение, но и множество самых разнообразных чувств и их оттенков – нежность, взволнованность, торжество, светлая грусть, скорбь и т.д.
Репродуктивный метод применяем для закрепления усвоенного материала, повторения. Используем задания двух уровней: в первом – отрабатываем способы применения знаний по образцу; во втором - дети выполняют вариативные задания, которые требуют переосмысливания и творческого применения усвоенных знаний.
Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством
- Заучивание потешек, прибауток, закличек.
- Использование пословиц, загадок, поговорок.
- Чтение художественной литературы.
- Использование русских народных песен и танцев.
- Проведение русских народных игр.
- Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
- Применение игрушек и изделий народных промыслов.
- Представление кукольного театра.
- Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
- Рассказ о народных обычаях и традициях.
- Рассматривание иллюстраций о русском быте.
- Беседы, вопросы, разъяснения
Формы образовательной работы с детьми
- Организованные занятия.
- Совместная деятельность.
- Праздники и развлечения.
- Наблюдения в быту и природе.
- Организация конкурсов рисунков и поделок
- Посещение тематических выставок
- Просмотр видеофильмов, слушание музыки.
- Встреча с интересными людьми.
Адресная направленность
Опыт проектной деятельности на тему «Быт и традиции русского народа» адресуется творческим педагогам и родителям, интересующимся проблемой взаимодействия детского сада и семьи в приобщении детей к традиционной народной культуре.
Основные направления нашей работы:
1. Создание атмосферы национального быта - создание интерьера русской избы «Горница»
Каждому известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка — развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Мы решили, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволит детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.
Мы постарались воссоздать основные детали и обстановку русской избы, передающие дух и атмосферу русского быта. В нашей горнице есть самовар, чугунок, ухват, деревянные ложки и миски, утюг, гребень, веретено, рубель, коромысло, расшитые скатерти, салфетки и прочие предметы домашнего обихода, так же размещены экспозиции «Русского народного костюма», «Народной игрушки», национальной вышивки, вязания, плетения , образцы народных промыслов: «Хохлома», «Жестов», «Городец».
С каким интересом ребятишки рассматривали старинные вещи.
Дети с удовольствием в сюжетно-ролевых играх использовали предметы народного быта, играли в дидактические народные игры, рассматривали иллюстрации, рисовали, лепили и многое другое.
2. Использование фольклора (сказок, пословиц, поговорок ,считалок, потешек и т.п.).
В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности — представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Знакомство с народным искусством.
Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира — красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки.
Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считаем очень важным знакомить с ним воспитанников.
4. Знакомство с русскими народными играми.
Русские народные игры привлекли наше внимание не только как жанр устного народного творчества. В народных играх заключается огромный потенциал для физического развития ребенка и поэтому мы решили ввести народные игры в программу организации двигательной активности детей.
Этапы реализации проекта:
I Этап. Концептуальный (с 01 по 15 сентября 2015г.) – обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта.
- Проведение родительского круглого стола на тему: «Традиции русского народа».
- Знакомство с содержанием книг. Чтение познавательной и художественной литературы.
- Первичный мониторинг.
- Анкетирование родителей.
- Привлечение родителей к сбору материалов: видеосюжетов, иллюстраций и т.д.
- Предложить родителям создать проект: «Традиции и быт русского народа»
II Этап. Формирующий (с 16 сентября по 20 ноября 2015 г.) – деятельность в соответствии с утвержденным содержанием плана проекта
- Занятия в соответствии с планом.
- Беседы.
- Чтение познавательной и художественной литературы.
- Слушание классической музыки.
- Слушание русских народных песен.
- Просмотр видеосюжетов, презентаций.
- Экскурсия в русскую избу.
- Проведение выставок работ из овощей и фруктов, выставка рисунков, конкурс на лучший рецепт моей бабушки.
III Этап. Рефлексионный (с 20 по 31 ноября 2015 г.) – обобщение и систематизация полученных знаний воспитанников, подведение итогов в обсуждение деятельности в детском коллективе.
- Мониторинг.
- Оформление альбома «Традиции русского народа» совместно с детьми, родителями.
- Открытое занятие «Быт и традиции русского народа»»
- Выпуск информации на сайт
- Презентация проекта
Мероприятия с детьми
- Занятие «Русь-матушка».
Цель: Познакомить детей с тем, как раньше называли нашу родину и почему.
- Беседа по картине «Крестьянская семья».
- Экскурсия в краеведческий музей города Красноуфимск русская изба крестьянки Насти» .
- Просмотр презентации «Русская изба».
Цель: Познакомить с бытом крестьянской семьи.
- Организация фотовыставки «И удивленью нет конца и края, когда в природе осень золотая»
Цель: Развивать эстетическое восприятие, умение видеть красоту природы.
- Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки».
- Просмотр презентации «Труд крестьян».
Цель: Познакомить с трудом крестьян.
- Чтение произведений Бианки.
Цель: Показать на основе художественных произведений любовь автора к родной природе.
- Выставка рисунков детей «Осень золотая»
- Беседа «Матушка - Осенины».
Цель: Познакомить детей с одним из главных праздников осеннего периода.
- Слушание Чайковского «Времена года».
Цель: Показать на основе музыкальных произведений любовь автора к родной природе.
- Занятие «Пословицы и поговорки связанные с осенним периодом».
Цель: Познакомить детей с малыми фольклорными формами. Учить понимать суть пословиц и поговорок.
- Беседа «Зазимки на Покров - период свадеб»
Цель: Рассказать детям про Покров и традиции, связанные с этим днем.
- Беседа «Женские осенние работы»
Цель: Познакомить детей с трудом, которым занимались женщины в осенний период.
- Аппликация «Укрась полотенце»
- Игра-хоровод «Капустинские хороводы»
Цель: Познакомить детей с хороводными играми осеннего периода.
- Рисование «Роспись ложки»
- Слушание русских народных песен.
Цель: Показать на основе народных песен жизнь и быт русского народа.
- Игра – забава «Бояре».
Цель: Показать детям как отдыхали в старину.
- Вечер загадок про осенний период, урожай, домашнюю утварь и т.д.
Цель: Закрепить с детьми названия овощей, фруктов, домашней утвари и т.д.
- Просмотр презентации «Русский национальный костюм»
Цель: Дать детям представление о русском национальном костюме.
- Рисование «Распиши сарафан и рубаху».
- Рисование «Распиши кокошник».
- Мониторинг.
Итоговое мероприятие по проекту «Быт и традиции русского народа» «Традиции нашего народа в осенний период».
Цель: Закрепить знания детей о традициях русского народа в осенний период.
Мероприятия с родителями
- Акция «Сделай коллаж о традициях своей семьи» (Дети вместе с родителями делают коллаж и красочно оформляют его.)
Цель: Привлечь родителей к проекту. Развивать познавательный интерес детей.
- Выпуск для родителей папки-передвижки «Традиции русского народа».
- Круглый стол «Традиции русского народа»
Цель: Привлечь родителей к созданию книги о традициях русского народа
- Выставка работ из овощей и фруктов.
- Предложить родителям почитать детям следующие художественные произведения: А. Пушкин «Унылая пора!» , А. Пушкин «Осень»(отрывок), И. Демьянов «Осень», И.Демьянов «Летят дождинки», Н.Некрасов «Славная осень», А.Фет «Ласточки пропали», короткие рассказы М. Пришвина об осени, русские народные сказки «Умный работник», «Летучий корабль», «Семь Симеонов — семь работников», «Каша из топора», «Два брата», «Сивка-бурка», «Пахарь».
- Посмотрите с детьми мультфильм «Осенние корабли», «Осенние заботы».
- Подобрать и записать названия сказок, в которых говорится о ценности труда, значении его в нашей жизни
- Конкурс на лучший рецепт каши моей бабушки.
Дать родителям задание найти материал для альбома «Традиции русского народа в осенний период».
Результативность на начало проекта
- дети не владеют знаниями о многообразии культурных традиций, не способны соотнести особенности быта народности с их культурными традициями, в частности содержания народных праздников, не осознают их своеобразие и ценность каждой из народных культур.
- знания детей о том, что не входит в круг их повседневного окружения, поверхностны, отрывочны и разрозненны. Многие не проявляли эмоциональной отзывчивости при рассматривании на фотографиях ситуаций, не имеющих для них личной значимости.
- дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа.
- У большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам.
- Большинство детей сосредоточенно рассматривали фотографии, иллюстрации, изображающие особенности быта, культурных традиций своего народа, но редко проявляли эмоциональную отзывчивость при восприятии объектов, не имеющих личной значимости.
- Небольшой процент детей смогли спеть колыбельную и русскую народную песни, закличку, вспомнить жеребьевку или назвать праздник.
Вывод: Подводя итоги, своего опроса мы убедились в том, что на некоторые вопросы дети не смогли ответить, а на некоторые отвечали с трудом. Мы пришли к выводу, что работа в данном направлении должна быть планомерной и систематической.
Вторичный мониторинг будет проведен в конце ноября.
МОНИТОРИНГ.
На начальном этапе своей работы, мы выявили уровень знаний детей о традициях русского народа в старшей группе.
Критерии к диагностической карте.
Высокий уровень
- использует в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения.
- знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными приметами и делать соответствующие умозаключения.
- знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства и художественного творчества
- знает названия сезонных праздников. Умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает.
- умеет играть в подвижные и хороводные народные игры.
- знает историю русского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские)
Средний уровень.
- знает потешки, прибаутки, загадки, считалки, образные выражения и использует их в речи
- знает народные приметы и замечает их в повседневной жизни
- знает название некоторых народных праздников и принимает участие в них
- знает русские народные подвижные игры и умеет объяснить правила некоторых из них
- знает некоторые элементы русского народного костюма и различает головные уборы
Низкий уровень.
- знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и иногда используют их в речи
- знает народные приметы
- знает название некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие
- знает 2-3 подвижные игры и умеет объяснять правила к ним
Результаты диагностики на окончание проекта
У детей:
- дети проявляли самостоятельные попытки общения по поводу увиденного, со сверстниками и взрослыми.
- у детей имеются представления о ценности и своеобразии народной культуры, но в ситуации выбора дети все-таки отдают предпочтение знакомым праздникам.
- дети знакомые с народными праздниками, как правило, называют праздничные обряды и традиции родного народа.
- у большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам.
- дети знакомы с разнообразными праздничными традициями, народным фольклором.
- могут выделить сходство и различия праздников, способны объяснить, что означает тот или иной праздник, то есть могут соотнести культурные традиции с особенностями быта, условиями проживания.
- у детей отмечается активный интерес, как к культуре собственного народа, дети интересуются культурными традициями, которые имеют непосредственное к ним отношение, были ими пережиты.
- Дети проявляют инициативу, самостоятельность, желание отразить в своей игре, деятельности полученные знания о культурных традициях семьи.
У родителей:
- Познакомились с культурой и традициями своего народа, спецификой народных праздников через активные формы взаимодействия педагога и детей.
- Познакомились с традициями народных праздников и принципами организацией воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре и формирование толерантного отношения к культуре различных народов.
- Расширилась сфера участия родителей в организации воспитательно-образовательного процесса в группе, родители активно участвуют в жизни группы и детского сада.
- В детском саду совместно с родителями был создан музей народного быта и культуры, в котором дети имели возможность познакомиться с особенностями устройства жилища, быта.
- Создана картотека подвижных народных игр и фольклора, народная игрушка и национальная кукла.
- Составлены сценарии праздников «Рождество», «Масленица», «Пасха» и «Троица».
Вывод: В конце проекта «Быт и традиции русского народа» дети выразительно читают стихи, знают национальные танцы, песни, народные игры. Результатом работы с детьми нашего детского сада стало итоговое мероприятие «Традиции нашего народа в осенний период » на котором дети показали практически хорошие знания в освоении фольклорного материала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о ее устройстве, о быте крестьян.
Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов. Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов русского быта.
Дети участвовали в изготовлении макета избы, ее убранства: изготавливали мебель, посуду, окна и двери.
На занятиях кружка «Умелые ручки» дети приобщались к основам ремесел, считавшихся на Руси «женскими» и «мужскими».
Все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.
Приложения.
Анкета для родителей.
Уважаемые родители!
Известно, что история русского народа – это неотъемлемая часть нашей жизни Нам интересно ваше мнение об этом. Просим вас ответить на следующие вопросы.
- Что по-вашему входит в понятие «традиции и обычаи русского народа в осенний период»? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Нужно ли рассказывать детям о традициях и обычаях русского народа? ______________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие традиции и обычаи на Руси вы знаете? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие семейные традиции есть в вашей семье? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание ребенка? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие положительные черты характера они воспитывают у ребенка? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарим за сотрудничество!
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад общеразвивающего вида №1 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию воспитанников»
Итоговое мероприятие по проекту
«Быт и традиции русского народа»
в осенний период»
«Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим…»
Разработала
воспитатель МАДОУ детский сад 1
Рындина Лариса Викторовна
ноябрь 2015 год
«Традиции нашего народа в осенний период».
Обучающие задачи: Закрепить и углубить знания детей о быте и традициях русского народа в осенний период.
Развивающие задачи: Развивать внимание, связную речь.
Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к Родине, уважение к быту и традициям русского народа.
Активизация словаря: изба, печь, пахарь.
Оборудование: дидактический материал «семья», листы А5, клей, готовые формы для аппликации.
Ход праздника
Воспитатель, хозяюшка, одетая в русский костюм, встречает детей:
- Здравствуйте, гости дорогие! Гости званные и желанные! Хорошим гостям и хозяюшка рада! Хоть не богата, а гостям рада.
Дети отвечают на приветствие знакомыми пословицами:
- Хозяюшка в дому, что оладышек в меду.
- Много гостей, много и новостей.
- Что есть в печи на стол мечи.
- Хозяин весел и гости рады.
- Для дорогого гостя и ворота настежь
Дидактическая игра «Бабушкины обычаи»
Хозяюшка: Давайте вспомним обычаи русского гостеприимства:
1) Если заходил запоздалый путник, как его встречали? (его встречали с поклоном и говорили «Милости просим»)
2) А если гость заходил во время ужина? (хозяин ему говорил – «Добро пожаловать хлеба, соли откушать»)
3) А чем гостей угощали? (всем, что есть в доме, обычно чаем с пирогами или блинами)
- На Руси всегда любили принимать гостей, об этом говорили и наши пословицы, и наши обычаи.
Хозяюшка:
-Как назывался раньше дом? Изба. (СЛАЙДЫ)
- Кто живет в избе? Большая семья: мать, отец, бабушка, дедушка, сыновья, дочь.
- Почему крестьяне называли печь «кормилицей, матушкой»? В ней пекли хлеб, готовили еду. Печка людей обогревала, на ней спали.
- А вы хотите узнать, какое блюдо готовили в печи чаще всего? Да.Отгадайте загадку: Черна, мала крошка, Соберут немножко,
В воде поварят - Ребята, съедят. (СЛАЙД).
Хозяюшка:
- Конечно, это каша.
Русская пословица говорит: «Щи да каша - пища наша». Из чего варится каша?(Ответы детей).
- А где брали крупу? (Ответы детей).
- Чтобы вырастить зерно для хлеба и каши надо много потрудиться: вспахать землю (СЛАЙД –картинка пахаря), засеять зерном, ухаживать за ним, уберечь его от непогоды. Весна была наиболее трудной для крестьянской семьи т. к. "в поле пусто и в закромах не густо”.
Хозяюшка:
- Народная кухня была преимущественно вегетарианская, в которую помимо полевых культур, традиционно входили дары леса. Разнообразие кухни зависело от времени года, от календарных праздников.
Осенью люди собирали урожай зерна, овощей, фруктов; в лесу – орехи, поздние ягоды, грибы (СЛАЙДЫ)
Хозяюшка:
- В старину темными, зимними вечерами собирались люди в большой избе. Здесь они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, обменивались шутками - прибаутками и пели русские народные песни (песня о пряслице)
Хозяюшка:
- Русский народ издавна славился трудолюбием. Об этом говорят пословицы. А какие пословицы о труде знаете вы?
Дети:
- Рабочие руки не знают скуки.
- Без труда не выудишь и рыбку из пруда.
- Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Сделал дело – гуляй смело
Хозяюшка:
- Как прекрасен наш русский язык. Слова в иной пословице поются, а не молвятся. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает А.С.Пушкин!
Давайте вспомним несколько его удивительных стихотворений. (Дети читают по куплету стихотворение "Зимнее утро”). Берегите наш язык, обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!
Хозяюшка:
- Хлеб закладывали в закрома, убирали овощи, и фрукты в погреб, солили огурцы, грибы, квасили капусту. Капусту рубили все вместе, складывали в большую бочку, солили, а потом пили чай с капустным пирогом. Мы с вами займемся засолкой капусты:
«Мы капусту рубим…» (физминутка)
Хозяюшка:
- Итак, все осенние работы закончились, землю покрывает первый снежок. В русской деревне начинали играть свадьбы и отмечали праздник Осенины (элемент народного праздника).
Хозяюшка:
Вы хотите побывать на посиделках?
- Добры молодцы, красны девицы! Добро пожаловать в нашу деревенскую избу на посиделки!
( девочкам – разукрасить полотенца, а мальчикам – ложки) (Включается запись русских народных песен. Дети выполняют аппликацию из готовых форм. Делается выставка работ.)
- Вот эти замечательные работы, вы покажите вашим мамам и расскажите им, что нового узнали сегодня о быте и традициях русского народа.
- А сейчас мы приглашаем всех на чай с капустным пирогом.
Предварительный просмотр:
Консультация на тему: «Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа»
Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств детей дошкольного возраста осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут. Федеральные государственные стандарты ориентированы на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа.
Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну.
Опыт работы показывает, что знакомство с русскими традициями, бытом, культурой происходит более эффективно на основе краеведческого материала с учетом его самобытности и региональных условий, рассматривается воздействие этнокультуры на формирование как духовно-нравственного здоровья, так и духовно-нравственных качеств.
Приобщение детей к истории и быту русского народа наиболее удачно проходит в игровой форме «погружение в культуру», где дети проживают определенную историческую ситуацию, изучают быт, образ жизни, ремесла, народное искусство.
Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. По существу, в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры занимали и занимают особое место.
Дидактическая игра способствует становлению ребенка как субъекта познания: развивает любознательность, познавательную инициативу и активность, способность к поиску решения новых задач, экспериментирование; формирует положительное отношение к своим возможностям, веру в свои силы, чувство собственного достоинства. Как правило, в игре ребенок использует свой познавательный опыт и знания, полученные из различных видов деятельности.
Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в работе с детьми необходимо обращаться к игре: особенно к дидактической. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем. Формируя у них устойчивое отношение к родной культуре, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств, дидактические игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.
Задачи дидактических игр по ознакомлению детей с историей и бытом русского народа:
- Помочь детям почувствовать духовную жизнь русского народа.
- Познакомить с культурным наследием предков.
- Воспитывать гордость за свой народ, пробуждать чувство любви к Родине, через духовное самоопределение.
- Развивать внимание, память, мышление, воображение, восприятие детей, мелкую моторику и речь.
- Развивать нравственные качества личности дошкольника.
- Помочь детям осознать взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, ощутить себя в потоке времени, найти свое место.
Дидактические игры создавались и создаются взрослыми для развития детей с учетом их потребностей, интересов и возможностей. Дети получают содержание игры в готовом виде и овладевают им как элементом культуры.
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.
Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Таким образом, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.
Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей; он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Однако следует отметить, что знания и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес представляет не обучающая задача (как это бывает на занятиях), а игровые действия - для детей раннего и младшего дошкольного возраста, и решение игровой задачи, выигрыш - для детей старшего дошкольного возраста).
В дошкольном возрасте проводится систематическая работа по приобщению дошкольников к русской праздничной культуре (народные праздники), отмечаются государственные праздники, праздники народного календаря. Педагог содействует созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формирования чувства любви к близким взрослым, привязанности к сверстникам по средствам дидактической игры.
Комплекс дидактических игр, направленных на ознакомление детей с историей и культурой народов России состоит из трех серий: первая предусматривала ознакомление детей с историей и культурой своего народа; вторая серия — с историей и культурой другого народа; третья предусматривала закрепление и систематизацию знаний детей об истории и культуре разных народов России.
Первая игра знакомит детей с символикой республики и главного города, где проживает народ, с его достопримечательностями; вторая — с национальной одеждой народа, ее элементами и народными праздниками, третья — с жилищем и предметами быта; четвертая — с героями народных сказок; пятая — с народными музыкальными инструментами, песнями, мелодиями; шестая — с предметами декоративно-прикладного искусства.
Разработанный комплекс дидактических игр должен быть реализован в целостном педагогическом процессе, в котором дидактическая игра используется как средство приобщения детей к истории, культуре и быту, форма обучения и воспитания, метод и прием обучения, средство организации жизнедеятельности детей. Исходя из данных функциональных особенностей дидактических игр, разработан механизм реализации комплекса дидактических игр, который состоит из двух этапов.
Первый включал в себя проведение серий дидактических игр под руководством взрослого. Здесь игра выступала как деятельность под руководством взрослого, что стимулирует у детей осмысление, осознание и присвоение элементов быта и культуры.
Второй предусматривает введение дидактических игр в самостоятельную деятельность детей, где игра выступала как форма организации их жизни, в которой ребенок становился ее субъектом.
- содержание таких игр помогает освоению представлений о символике и достопримечательностях города и республики, в котором проживает народ, об элементах народного костюма, о народных сказках, играх, музыке, музыкальных инструментах, танцах, предметах декоративно-прикладного искусства;
- через игровые действия и содержание игр формируют интерес и отношение к ним;
- посредством игровых действий способствуют проявлению положительно-эмоционального отношения к этнонациональной культуре народов России;
- с помощью игровых правил формируют активность, инициативность, способность к волевой саморегуляции поведения;
- обеспечивают становление субъектной позиции в единстве и взаимосвязи ее компонентов.
Примерные темы дидактических игр:
«Помоги гончару»
«Подворье»
«Собери приданое девице»
«Дом»
«Собери бусы из бисера»
«Русский народный костюм»
«Подбери головной убор к сарафану»
«Собери узор»
«Сложи картинку»
Дидактическая игра
«Оденем куклу в русский народный костюм»
Цели: Совершенствовать знания о народных костюмах. Развивать у детей связную речь путем сравнения и обобщения.
Игровое задание: Одеть куклу.
Правила игры: В игре могут участвовать от 1 до 5 человек. Играющие выбирают силуэты вырезных кукол, находят понравившийся бумажный костюм, «одевают» куклу, и рассказывают, почему именно этот костюм выбран, описывают части костюма, вышивку, цвет.
Дидактическая игра
«Русский народный костюм»
Цель: Формировать представления детей о народных костюмах различных губерний. Развивать умение сравнивать карточки между собой, быстро ориентироваться в построении цепочки изображений. Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память.
Игровое задание: Первым закончить игру, не имея на руках не единой карточки.
Правила игры: В игру могут играть от 2-х до 10 человек. Все карточки выкладываются на стол рубашкой вверх, перемешиваются, каждый игрок набирает по 4 карточки. Остальные, оставшиеся находятся на столе в стороне – это базар. Игра начинается с карточки, имеющей по двум противоположным сторонам одинаковое изображение народного костюма. Если же таких изображений у нескольких человек, то играющие используют считалку, и право первого хода получает тот, кого выбрали по считалке.
Дидактическая игра
«Подбери головной убор к сарафану»
Цель: Учить различать между собой и называть предметы женских народных костюмов различных губерний и областей. Развивать внимательность, память; способствовать развитию активной речи. Воспитывать интерес к русскому народному костюму.
Игровое задание: Первым собрать костюм правильно.
Правила игры: В игру могут играть от 2-х до 10 человек. Детям предлагаются отдельные изображения сарафанов и головных уборов, перемешанных в произвольном порядке. Затем дети подбирают пары и дают названия каждому предмету (сарафан, кокошник, кичка и т.д.
Дидактическая игра
« Собери узор»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов
Дети собирают картинки из фрагментов.
Дидактическая игра
«Сложи картинку»
Цель: Формировать представления о народных головных уборах. Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память.
Игровое задание:
1 вариант:
Составить картинку в точности по образцу.
2 вариант:
Составить картинку в точности по памяти.
Правила игры:
1 вариант:
В игре могут участвовать от 1 до 5 человек. Детям предлагается изображения барышень с кокошниками. Ребенок должен рассмотреть картинку внимательно и по образцу составить полное изображение из частей ( по типу «пазл»). Выигрывает тот, кто закончит сбор первым.
2 вариант
В игру могут играть от 1 до 5 человек. Детям предлагается изображения барышень с кокошниками. Ребенок должен рассмотреть картинку внимательно, после6 просмотра изображение изымается, и ребенок самостоятельно, по памяти воспроизводит изображение из частей.
Дидактическая игра
"Русский народный костюм"
Цель игры: приобщать детей к прошлому национальной культуры. Закреплять знания об особенностях русского костюма: головные уборы, элементы одежды. Развивать эстетический вкус, воспитывать чувство гордости за русский народ.
Активизация словаря детей: "кокошник", "кафтан", "лапти", "душегрейка".
Ход игры:
Игра рассчитана на то, что дети знакомы со сказками (А.С.Пушкин). Предварительная работа проводилась и по ознакомлению с творчеством художников-иллюстраторов (Рачев, Билибин), с картинами художника Васнецова.
Педагог читает отрывок из сказки и предлагает одеть героя в костюм, объяснить выбор костюма, название деталей костюма.
Вариант игры: детям предлагается сравнить костюмы героев русских народных сказок и героев зарубежных сказок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.
ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу"
В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в на...
Консультация для родителей на тему: «Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.»
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников...
Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Обычаи и традиции русского народа»
Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Обычаи и традиции русского народа»...
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу
Традиции русского народа...
«Традиции русского народа. Роспись у славянских народов. «Жостовская роспись»»
Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.Задачи: учить детей, поэтапно наносить элементы жостовской росписи. Выделять элементы узора: цветы, бутоны, листья, т...