Зима в традициях русского народа
план-конспект занятия

Сандырева Татьяна Сергеевна

Зима в традициях русского народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima_v_traditsiyah_russkogo_naroda.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 219 г. Челябинска»

Краткосрочный проект

Тема: «Зима в традициях русского народа»

Выполнила:

Воспитатель первой категории

МБДОУ «ДС №219 г.Челябинска»

Челябинск, 2020

Вступительное слово:

Данный проект позволяет познакомить детей с традиционными народными праздниками, развлечениями в зимний период; развивать коммуникативные качества детей посредством народных игр, забав; прививать любовь к красоте и мудрости русской речи; воспитывать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа; способствовать активному участию родителей в духовно-нравственном воспитании детей.

Вид проект

а: познавательно – творческий, групповой.

Продолжительность: 1 неделя

Участники: дети средней группы, воспитатели.

Проблема: отсутствие интереса у дошкольников к изучению культурных традиций своего народа.

Актуальность

Воспитание любви к Родине является одним из основных принципов современной педагогики. К. Д. Ушинский доказал, что система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества - патриотизм и национальную гордость, любовь к труду. Система воспитания детей в каждой стране, подчеркивал он, связана с условиями исторического развития народа, с его нуждами и потребностями. "Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа", - писал К. Д. Ушинский.

Традиции - хранители народной культуры, заветов народа.

Только любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой родине. Но чтобы любить, надо знать. Любое воспитание начинается в семье. Чтобы семья стала крепкой и дружной ей нужны добрые традиции, связанные с народными праздниками и обычаями русского народа.

К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует: песни, фольклор, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья. Благодаря им, раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

Цель: Пробуждение интереса детей к народным праздникам и приобщение детей к ценностям русской народной культуры.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить с историей возникновения праздников, народных традиций.

Познакомить детей с традициями и культурой русского народа;

Продолжать знакомить детей с русским фольклором – русскими народными сказками, русскими народными мелодиями и песнями.

Развивающие:

Развивать творческие способности детей в процессе изобразительной деятельности.

Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и любовь к истории русского народа, интерес и любовь к русской и национальной культуре, народному творчеству, обычаям, обрядам, народному календарю и народным играм.

Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору.

Воспитывать патриотические чувства у детей.

Предполагаемый результат.

-знание детьми народных праздников, культуры и быта на Руси;

- понимание детьми значимости сохранения культуры русского народа;

- знание детьми русских народных сказок и песен, узнавание русских народных мелодий.

-Использование детьми в активной речи потешек, считалок, скороговорок, загадок, стихов.

-Приобщение родителей к проведению народных праздников с русскими традициями.

Вид проекта: краткосрочный.

Срок проведения: 1 день.

Интеграция областей: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Содержание проекта: «Народные традиции и обряды. Зимние забавы».

I этап. Подготовительный.

Постановка проблемы, значимой для детей: какие праздники были у наших бабушек и дедушек. какие сказки слушали, где жили и какую одежду носили? Чтение русских народных потешек, пестушек, русских народных сказок. Рассматривание тряпичных кукол, просмотр презентации.

II этап. Основной.

1. Оформление развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с темой проекта: предметы старого русского быта, матрёшки, дымковские игрушки, филлимоновская свистулька, куклы в национальных русских нарядах, книги с русскими народными сказками, русские народные музыкальные инструменты (детские).

2. Конструирование из ткани «Кукла Кувадка».

3. Презентация «Русские народные праздники».

4 Прослушивание русских народных мелодий и песен. Приобщение детей к русскому музыкальному фольклору.

6. Чтение русских народных сказок по желанию детей. Приобщение детей к русскому фольклору.

7. Русские народные подвижные игры. Приобщение детей к игровому фольклору русского народа.

II этап. Заключительный

Оформление плаката «Зимние забавы».

Основная часть

- Рассматривание иллюстраций «Зимние развлечения». Расширить представления детей о зимних забавах (катание на санках, ледянках, лыжах, умение слепить и украсить снеговика, игра в снежки, игра в хоккей, способствовать формированию здорового образа жизни, развивать связную речь.

-Слушание народных песен.

Беседа «Весело зимой». Уточнять представление детей о зимних играх - забавах; расширять словарь за счёт имён существительных (санки, лыжи, коньки, лыжники, фигурист, каток, снеговик).

-Подвижные игры на прогулке «Дед Мороз», «Снег кружится», «Два мороза».

Используемая литература

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Издательство «Мозаика – синтез» 2015г.

2. Н. Г. Пантелеева «Народные праздники в детском саду». Издательство Мозаика – синтез Москва 2014г.

3. М. Ф. Литвинова «Русские народные игры». Москва «Просвещение» 1986г.

4. М. М. Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения». Издательство «Мозаика – синтез» 2014г.

5. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» Издательство «Просвещение» 1988г.

6. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». Издательство «Просвещение» 1988г.

7. «Хрестоматия для средней группы» Издательство «Самовар» 2015г.

+ В Мои закладки

Русская зима с её щедрыми снегопадами и трескучими морозами неслучайно стала одним из символов России. Славяне издавна любили зиму, в народном творчестве ей посвящено множество пословиц и поговорок, загадок и считалок.

Зима в воображении наших далеких предков представала как большуха, то есть дородная, видная, сильная женщина, настоящая хозяйка, знающая толк в своем деле. И одежда у нее была соответствующей: теплый медвежий полушубок, сапоги на волчьем меху и нарядный головной убор — кика. Зима повелевала снегами и сугробами, метелями и вьюгами, ветрами и суровыми морозами, она представлялась как суровая повелительница.

«Зима спросит, что летом припасено», — гласит старая русская пословица. И вправду, к зиме-«приберихе» надо было готовиться основательно, ведь «один день лета всю зиму кормит». Заготовленные летом фрукты, овощи, травы, ягоды и грибы зимой были не только настоящим лакомством, но и незаменимым лекарством в случае хворей.

Интересен в представлении русского народа и образ мороза. В народном фольклоре упоминается Морозко, Мороз-Трескун и Студеней, обладающий таинственной могущественной силой. Говорили даже: «Мороз и железо рвет, и птицу на лету бьет». Зато любимые зимние забавы — катания на санях — приходились именно на морозные дни, когда яркое солнце освещает украшенные серебром поля и леса, а скрипучий под ногами снег так и зовет на веселую прогулку!

Есть пословица: «В зимний холод — всякий молод». И на самом деле, каждый знает, как бодрит зимний дух, румянит щеки и придает блеск глазам мороз. Самые лютые морозы, согласно народным наблюдениям, приходили после 24 января, дня Федосия-весняка, и назывались «худосеями»: «Морозы-худосеи с нечистой силой пируют». Вот тогда-то хозяева беспокоились за домашнюю скотину, следили, чтобы ей было тепло и сытно.

Русский человек всегда с уважением относился к снегу: «Спасибо, мороз, что снегу принес», «Сугробы снега на полях — урожай зерна в закромах», «Снег холодный, а от стужи укрывает». В старину знающие люди называли снег крестьянским богатством и радовались, если высокие снежные сугробы надежно укрывали посевы от стужи. Ведь «коли поле зимой гладко, то и в сусеке будет гладко».

А когда за окном, по выражению Сергея Есенина, «метели заводят веселые прялки» и свирепствуют морозы, сельчане исстари устраивали традиционные на Руси уютные посиделки. Долгими зимними вечерами в одном доме собирались и стар, и млад.

Деревенская молодежь любила приходить к какой-нибудь старушке. Девушки приносили с собой рукоделие: вышивали, ткали, шили, пряли, вязали. Полезное занятие сопровождалось песнями, присказками и прибаутками. Как говорится, «весело поется, весело и прядется». Представители старшего поколения рассказывали молодым о своей жизни, поучительные истории о таинственных силах природы и чудесах русских святых.

Так в теплой избе, у пыхтящего самовара, тихо и просто проходили задушевные беседы, молодежь перенимала опыт родителей, выслушивала советы. Без всяких телевизоров и Интернета перенимала молодежь основы житейской мудрости, усваивала семейные ценности.

Наконец, именно на зиму приходились дорогие сердцу праздники: зимнее Солнцестояние, Коляда, Масленица. С каждым из этих праздников у русского народа связано множество обрядов и примет. Конец декабря считался временем борьбы света и тьмы. После 25 декабря, солнцеворота, считалось, что Солнце поворачивает на лето, а зима — на мороз, день начинает прибавляться на «курячий шаг». Старики говорили, что нечистая сила злится на это и в эти дни представляет немалую опасность как для людей, так и домашних животных.

В конце декабря-стуженя, когда дневное время уже прибывает, отмечается праздник, именуемый Коляда. Так, 25 декабря, в день зимнего солнцестояния, колядники рядились медведями, козами, конями, прогуливались от дома к дому с песнями, называемыми «колядками». Вместе с пожеланиями всех благ для дома и собиранием подаяний – пирогов, караваев и сладостей, они шутливо обещали скупцам разорение и нищету.

В «страшные вечера» (с 13 по 19 января), когда нечисть хочет «солнце замести», люди старались вообще не покидать свои дома и не выходить на улицу без особой надобности. Распространен был обычай гнать черта и ведьму из деревни. Мужики разжигали костры, и вокруг них устраивали веселые гуляния, чтобы прогнать темные силы и укрепить свое здоровье.

Наполнены народной мудростью старые названия зимних месяцев: декабрь — «стужайло», «снежень», «хмурень», «ветрозвон», «лютовей», «ворота зимы», январь — «просинец», «студенец», «перезимье», «перелом зимы», февраль — «сечень», «снежень», «бокогрей», «лютень». По этим старинным названиям видно, насколько внимательно народ следил за малейшими изменениями природы и погоды. Чуть ли не каждый день в народном календаре что-то означал. По снегу, льду, ветру, инею, облакам, солнцу, звездам, поведению животных наши предки предсказывали, каким будет урожай, скоро ли придет весна, жаркое ли грядет лето.

На Руси, благодаря долгим и снежным зимам, существовало множество зимних игр, состязаний и развлечений. Испокон веков русскому народу даже в крепкие морозы не сиделось дома. Все дни и вечера были заняты активными играми и соревнованиями. В них открывалась Душа русская. В эти игры втягивался весь народ от мала до велика, и уже забывалось про то, что на улице зима и холод. Именно о народных гуляниях и пойдёт речь.

Очень известной русской забавой было «взятие снежного городка». На пригорке возводилось укрепление из снега. Дальше — команды делились на обороняющихся и нападающих. Следить за соблюдением правил выбирали «городничего». По его команде начинался и заканчивался штурм. Осаждаемых было не так легко победить: они брали в руки мётлы, лопаты, сыпали на врагов вёдра со снегом, стреляли для устрашения лошадей холостыми зарядами из ружей.

Если в игре участвовали девушки, то им отводилась роль защитниц, а парни, разделившись на «коней» и «всадников», начинали атаку. Их задачей было ворваться внутрь и захватить женское знамя. Если «всадника» сбивали с «коня», он тут же выбывал из игры. По правилам, «воин», захвативший знамя, имел право перецеловать всех защитниц. Но те обычно бились так отважно, что мужчинам редко удавалась победа. 

Под «взятием городка» подразумевалась и другая спортивная забава. Она состояла в доставании призов с вертикально вкопанных в землю столбов. Устанавливали высокий, абсолютно гладкий столб, вдобавок ещё и натёртый маслом или салом. На верхушке его подвешивали какой-либо приз (например, — пару сапог), и любой желающий мог попытать счастья снять этот приз. Задача была не из лёгких — зачастую смельчаки под весёлый смех собравшегося народа соскальзывали по столбу вниз, едва одолев половину пути.

 

Наверное, одно из самых захватывающих времяпрепровождений зимой — это коньки. Скользить на них наши предки научились много тысяч лет назад. Передняя часть древнерусских коньков была действительно украшена конской головой, и сделаны они были из костей животных. В России костяные коньки появились почти 3 тысячи лет назад. Редкие праздничные мероприятия обходились без катания на коньках.

 

Рядом с искусственными катками нередко устраивались ледяные и деревянные горки. Катались на дровнях, дощечках, салазках и ладейках. Часто составляли из саней целые «санные поезда», устремляясь с хохотом и визгом вниз.

 

Любимой зимней забавой в старину было катание на санях, запряжённых лошадьми. Сани красиво украшали кожей, войлоком, сукном и даже бархатом. Переднюю стенку их делали высокой, чтобы снег не задувал во время езды. Сбрую коней украшали металлическими бляшками, разноцветными нитяными или кожаными кистями, бумажными цветами, лоскутами ткани и бахромой; на расписные дуги подвешивали колокольчики с разным звучанием, бубенцы, шёлковые банты, завязывали яркие платки. Сани застилали пёстрыми коврами, гривы лошадей расчесывали или заплетали в косички, убирали лентами и различными подвесками. На упряжь и дуги лошадей крепили многочисленные шумящие и гремящие колокольца и бубенцы.

Не меньший восторг вызывало и катание на лыжах. А на огромных русских снежных просторах, когда вьюга порой наметает снег под самую крышу, добыть пищу и даже просто сходить к соседу в гости немыслимо без лыж! Самой старой лыже, обнаруженной на Псковщине, целых 4300 лет!

Ещё играли в «клюшки», используя деревянные шары и «клюки» из изогнутых корней деревьев. По правилам, надо было загнать шар в ледяные лунки или же отправить его за линию, на территорию противника. На ледовые турниры собирались сотни зрителей. Ну чем не хоккей с мячом?

Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Любая забава на Руси требовала ловкости и смелости от её участников, будь то спуск с берега реки на салазках, вираж на «птице-тройке» через зимний лес или взятие снежной крепости.

Ну что, ребята, думаю, мы смогли убедить вас, что зима — не время для уныния и грусти? Она, как девица-красавица, игрива, весела да румяна, притягивает всех нас к себе, и мы с радостью бежим на улицу: строить горки, кататься на санках, лыжах, играть в снежки и лепить снеговиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.

ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу"

В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской  культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в на...

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Обычаи и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Обычаи и традиции русского народа»...

Педагогический проект на тему: «Зимушка-зима в традициях русского народа»

Данный проект позволяет познакомить детей с традиционными народными праздниками, развлечениями в зимний период; развивать коммуникативные качества детей посредством народных игр, забав; прививать любо...

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...

Проект «Зима в традициях русского народа»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Большеалексеевская СОШ»Городского округа СтупиноМосковской области...