Проект "Культура и традиции русского народа"
проект на тему

Шейн Елена Вячеславовна

         Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени.  Развивать у детей понимания культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры

         Цель проекта: Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами  приобщении  детей  к истокам  русской  народной  культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kultura_i_traditsii_russkogo_naroda.docx298.97 КБ

Предварительный просмотр:

D:\Мои документы\ДЕТСКИЙ САД\ГРАМОТЫ, ДОКУМЕНТЫ -  СКАНИРОВАНЫ\документы сканирован\img189.jpg

Актуальность проекта

          Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.                                                                                

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель -  как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.

          Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.  

          Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А.С.Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.

             В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своего поселка, не могут различать народные промыслы.

Проблема

         Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени.  Развивать у детей понимания культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры

         Цель проекта: Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами  приобщении  детей  к истокам  русской  народной  культуры.

Задачи проекта

  •         Формировать знания и представления детей о культуре русского народа;
  •           Познакомить детей с социальным, культурным и природным разнообразием родного края;
  •          Формировать представление о родословной, родственных отношениях, расширять представление о семье.
  •          Развивать интерес к истории своего народа, к устному народному творчеству, к  русским народным подвижным играм;
  •          Познакомить с историей возникновения ремёсел на Руси, с многообразием народных промыслов.        

  •          Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.
  •          Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
  •         Воспитывать  у дошкольников  чувство патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций;  уважение к членам своей семьи, к старшему поколению, к труду людей, любовь к Родине.
  •          Привлечь  родителей  к сотрудничеству в воспитательно- образовательном  процессе,  в оказании     помощи  по созданию в группе предметно – развивающей среды,   к  активному  совместному участию  в праздниках, играх.
  •          Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.

Ожидаемые результаты

  • Расширение кругозора  детей  о  малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях русского  народа, об отечественных традициях и праздниках,  об особенностях   природы, многообразии стран и народов мира.
  • Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, народу и любви к родному краю.
  • Формирование  представлений о культуре своего народа, обычаях; чувств национального достоинства;  морально-нравственных ценностей: доброта, правда, красота, трудолюбие , храбрость  и отвага.
  • Развитие эмоционально-волевой сферы, патриотических чувств и любви к Родине, к  своей истории, природе, народу.
  • Развитие коммуникативных навыков: уважительное отношение к  взрослым, сверстникам, малышам; чувство коллективизма.
  • Обогащение словаря детей:  потешками, закличками, пословицами, знанием предметов быта, элементов русского костюма  и т.д.
  • Разностороннее использование элементов русской народной культуры во всех областях и видах деятельности.
  • Широкое использование всех видов фольклора.
  • Повышение родительской компетенции.

Вид проекта:    познавательно-творческий, открытый, коллективный.

Продолжительность проекта: долгосрочный (2 года) 2013-2015гг.

Участники проекта: Дети 5 - 7 лет, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель, логопед, инструктор по физическому  воспитанию.

Интеграция образовательных областей

Воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за свою нацию, за прошлое своего народа, уважения к своей семье, приобщение к культуре русского народа посредством ознакомления с народными ремёслами и народным фольклором мы спланировали через интеграцию образовательных областей:

  • Социально-коммуникативное  развитие (познавательные беседы, экскурсии к историческим местам нашего края, встречи с ветеранами, рассматривание альбомов;   подвижные, словесные,  сюжетно-ролевые, театрализованные игры; совместная с родителями деятельность: экскурсии, субботники)
  • Речевое развитие  (развивающие занятия, рассказывание и инсценирование сказок, использование стихов, загадок, пословиц, былин)
  • Познавательное  развитие (циклы познавательных занятий, целевые прогулки, наблюдения)
  • Художественно- эстетическое развитие (рассказы педагога, рассматривание иллюстраций и образцов народного творчества, выставки и галереи, открытки к праздникам, конструирование; развлечения, ярмарки, праздники, разучивание хороводов и музыкальных игр)
  • Физическое развитие (подвижные игры, соревнования)

Оснащение  проекта:

Методическое обеспечение.

Комплексная

программа

   ПРИМЕРНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ /под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М.: Мозаика-Синтез, 2014г.

Области

Парциальные программы

Педагогические технологии

Познавательное

развитие

 «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»- О.Л.Князева, М.Д. Маханева; «Детство-Пресс», 2006г.

« С чего начинается Родина?»- под редакцией Л.А. Кондрыкиной; Москва, 2005г

Речевое развитие

«Развитие речи детей 6-7 лет», О.С.Ушакова, Москва, 2088г.

- «Ознакомление с художественной литературой». О.С. Ушакова.

Художественно-

эстетическое развитие

 - «Изобразительная деятельность в детском саду», И.А. Лыкова. – Москва, Сфера, 2007г.

- «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар», Э.Г. Чурилова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004 г.

-«Изобразительная деятельность в детском саду»,  Г.С. Швайко. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 г.

- «Развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность».

Физкультурное развитие

- Здоровый ребенок. Маханева М.Д. – М.: АРКТИ, 2004.

«Развитие мелкой моторики посредством художественно-творческой деятельности»

Социально – коммуникативное развитие

Программа по начальному курсу социально-личностного развития детей дошкольного возраста «Познаю себя»(ОС - «ШКОЛА 2100»)

- «Наследие. И быль, и сказка» - Е.Соловьева, Л. Царенко; Москва, Обруч, 2011г.

-Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью./ Алешина Н.В. – М.ООО: «ЭЛИЗЕ ТРЭЙДИНГ», 2002.

                                         Техническое       обеспечение

  • - Аудиомагнитофон;
  • -DVD проигрователь;
  • -Телевизор;
  • -Цифровой фотоаппарат;

                        Специальные помещения детского сада

-Методический кабинет;

-Кабинет учителя –логопеда ;

-Спортивный зал;

-Музыкальный зал;

                                                      Печатные средства

- методические пособия

- дидактические  пособия

- современные энциклопедии и справочники

- тематические альбомы

- презентации

- карты, схемы

I. этап реализации проекта.

I. подготовительный этап.

 Вид деятельности

  Цель деятельности

Сроки выполнения

1

2

3

4

5

Анализ работы по данной проблеме

Изучение методических разработок

Изучение литературы по данной проблеме.

Проведение психолого-педагогической  диагностики

- диагностические задания;

- анкетирование родителей;

- тестовые работы;

- наблюдения;

- опросник детей;

Разработка плана работы с детьми и родителями  по работе над проектом.

 

Выявить методы, приемы ознакомления дошкольников с  культурой и традициями  русского народа.

Сентябрь

Октябрь

20013г  

Сентябрь Октябрь

2013г

Октябрь

  20013г

II. основной этап.

План работы по осуществлению проекта с учетом Федеральных Государственных Образовательных Стандартов

Образовательная область

Форма работы

Цель деятельности

Сроки выполнения

Результат

Работа  с   детьми

Тема: МОЙ ДОМ – МОЯ СЕМЬЯ

Задачи:

- формировать представление о мире семьи;

- актуализировать эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений;

- развивать самопознание и воспитывать у ребенка уважение к себе.

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие

- НОД  «Я и мое имя», «Я и моя семья», «Моя мама – лучше всех», «Моя семья».

-  Беседа на темы: «Ни кого роднее мамы и папы в целом мире нет», « О родне», «Где и кем работают твои родители», «Бабушкин портрет».

-  Рассматривание семейных  альбомов; иллюстраций с изображением опасных предметов и ситуаций в быту.

- Конструирование «Комната, в которой я живу».

- НОД  «Давайте познакомимся»,  «Мой портрет»,  «Мужчины и женщины в семье».

- Дидактические игры: «Чем можно порадовать маму», «Туалетные принадлежности», «Кому, что нужно для работы», «Маленькие помощники».

- Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Выходной в семье», «Телевидение - интервью  о своей семье».

- Разыгрывание этюдов

- Решение проблемных ситуаций

- Составление рассказов  о семье

- Чтение стихотворений:  Я. Акима  «Моя родня»; «Кто кому кто?»;  «Мой братишка Мишка»;  «Люблю»; Е. Григорьевой «Бабушка»; Э Успенской «Если бы я был девчонкой»;   Б. Заходера «Повара»; Е.Серовой «Папа дома»; О. Высотской  «Семья».

- Обсуждение поговорок  и пословиц о семье.

- Игры: «Закончи предложение», «Подбери слово», «Вежливые слова».

-  Продуктивная деятельность:  рисование «Портрет моей семьи», «Отдыхаем всей семьей»; изготовление подарков для членов семьи; раскрашивание  раскрасок по теме «Профессии».

2. Слушанье и пение песен о членах семьи.

- Пальчиковые игры: «Дом», «Семья»

-  Подвижные игры: «Мы веселые ребята»

- Игровые упражнения «Что могут сделать умелые руки»

Развивать познавательную активность детей  

Углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем.

Формировать нравственно –этические чувства, эстетическое восприятие, любовь к  семье.

Создание эмоционального комфорта.

Развивать связную речь, интонационную выразительность

Развивать  творчество детей

Развивать двигательную активность детей

В течение 2013- 2014 учебного года согласно           календарному плану

«Генеалогическое дерево»

Тема: НАША МАЛАЯ РОДИНА -  П. ТУБИНСКИЙ

Задачи:

- познакомить с историей возникновения поселка;

- показать значимые места поселка;

- знакомить с природными зоны поселка;

- воспитывать чувство восхищения красотой родного поселка, любовь и гордость за свою малую Родину.

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие

-  Беседа на темы: «История  моего поселка», «Мой поселок – моя малая Родина», «Моя улица»

-  Целевая прогулка «Поселок, в котором я живу»

-  Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Мой поселок»

- Экскурсия «Любимое место в поселке».

- Презентация «Путешествие в прошлое и настоящее родного поселка»,

-  Экскурсия в сельскую библиотеку знакомство с летописью.

- Сюжетно-ролевая игра «Мы идем на экскурсию…», «Поездка по городу»,

- Беседа о правилах поведения на улице  и в общественном месте.

- Дидактичесие игры «Улицы поселка»,  «Узнай здание по описанию», «Узнай, где я нахожусь», «Покажи, назови, расскажи», «Знаменитые люди поселка», «Что изменилось?».

-  Сюжетно – ролевые игры: «Путешествие по поселку», «Магазины  родного поселка», «Почта», «Строители», «Перекресток»

-  Чтение  стихотворений С. Маршака «Дом,  который построил  Джек», « Моя улица»; стихов о поселке, загадок.

-  Разучивание стихотворения З. Александровой «Родина».

-  Составление рассказов о поселке

- Игры: «Закончи предложение», «Расскажи, а мы отгадаем», «Из чего построен дом»

- Продуктивная деятельность: изготовление макета «Улицы родного  поселка»; рисование «Моя улица», «Наш детский сад», «Мой поселок «самый, самый .

-  Слушанье песен

-  Конструирование из крупного строительного материала «Строим поселок»

Пешие прогулки по поселку.

Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети.

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия;

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми

Развитие  интереса к художественно-творческой деятельности.

Развитие двигательной активности

В течение 2013- 2014 учебного года согласно           календарному плану

«Макет поселка»

Тема: НАША РОДИНА – РОССИЯ

Задачи:        

- расширять знания детей о родной стране;

- познакомить детей с многонациональным составом населения России;

- познакомить со столицей России;

- познакомить  с официальной символикой (гербом,  флагом, гимном РФ) и неофициальной ( матрешка, балалайка, самовар);

- формировать у детей целостное представление о природных зонах России;

- воспитывать патриотические чувства, уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие

- Беседа на темы: «Наша Родина - Россия»; «Какие народы живут в России», «Государственные символы России», «Природа России»

- Рассказ о неофициальных символах России ( матрешке, балалайке, самоваре)

- Рассматривание  карты России: «Что может рассказать карта о России»; иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах, блюд национальных промыслов народов России;

- Просмотр слайдов на тему: «Природные зоны  России»

- Презентация «Путешествие в прошлое и настоящее главного города России»,

-  НОД «Россия Родина – моя», Наша Родина –Россия, наш язык русский»

- Сюжетно-ролевые игры «Защитники  Родины», «Мы идем на экскурсию…», «Поездка по городу»,

- Беседа о правилах поведения на улице  и в общественном месте.

- Дидактичесие игры «Достопримечательности Москвы», «Что предмет расскажет о себе»

- Ручной труд изготовление атрибутов для игры

- НОД Рассматривание картины «Богатыри»

- Дидактические игры «Военная техника», «Собери символику»

-  Чтение стихотворений известных писателей о Родине.

- НОД Лепка « Русская матрешка»

- Конструирование из крупного строительного материала «Кремлевские башни»

- Рисование символики России.

- Слушанье песен известных исполнителей  о Родине

- Спортивный праздник «Открытие олимпийских игр»

- Подвижные игры

Формирование представлений у детей о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Воспитывать патриотических и интернациональных чувств, любовь к Родине.

Обогащение обществоведческого словаря детей. Совершенствовать речь как средство общения.

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.

Развитие двигательной активности

В течение 2013- 2014 учебного года согласно           календарному плану

Альбомы (с символикой,  презентации)

Тема: РУССКИЙ БЫТ

Задачи:

- формировать  представления о русском крестьянском быте, уважение к русской народной культуре;

- познакомить детей с устройством русской избы; изготовить макет русской избы;

- познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;

- расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, венец, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук;

- воспитывать патриотические чувства

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие

- НОД  «История русского быта», «Русская изба», «Горница»

-  Рассматривание иллюстраций, презентаций на темы: «Старинные предметы домашнего быта», «Традиции русского народа», «Праздники»

        

- НОД: «Посиделки в горнице»,  «День рождения на Руси», «Что за зернышко такое, не простое – золотое»

- Трудовая деятельность по изготовлению  атрибутов для колядования (маски)

- Сюжетно-ролевая игра «День рождения на Руси»

- Чтение энциклопедий,  рассказ воспитателя о русской избе

-  «Вечер загадок» (загадки о предметах быта)

- Чтение пословиц, поговорок, сказок.

- Пение народных мелодий: «Как у наших у ворот», «Ах вы, сени», «Ой встала я ранешенько» и т.д.

-  Слушанье  русских народных мелодий

-  Конструирование и украшение русской избы

- Лепка  русского быта

- Развлечение «Масленица»

- Игра «Взятие снежной крепости»

- Русские народные игры

Ознакомление детей с жилищем русских людей в старину

представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках

Приобщать детей к истокам русской культуры; расширять знания детей о труде крестьянина, праздниках

Пополнять литературный багаж  детей

Приобщение детей к народному искусству

Развитие двигательной активности

В течение 2013- 2014 учебного года согласно           календарному плану

Создание мини- музея «Русского быта»; макет русской избы

Тема: НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ, ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ.

Задачи:

-показать красоту национального костюма, выделить его элементы;

-организовать  выставку «Русский народный костюм»;

-воспитывать интерес к национальному костюму, желание использовать в

театрализованных представлениях.

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие

- Познавательные беседы «История русского костюма»

- НОД « Отражение русских традиций в национальном костюме»

-  Театрализованная деятельность: обыгрывание сюжетов былин, сказок

-  Сюжетно-ролевые игры « Русские богатыри»

- Изготовление головных уборов ( кокошников, колпаков)

- Рассматривание и составление рассказов по репродукциям  известных художников В. Васнецова «Богатыри», В.Сурикова « «Русская красавица»

- Чтение художественной литературы ( сказки, былин, пословиц, поговорок)

- Составление и разгадывание загадок

- Слушанье народных мелодий русских композиторов: «Тридцать три богатыря», «Море» и др.

- Рисование «Узоры для русских красавиц», «Узоры для русских богатырей»

Народные  подвижные игры, хороводы, игры- массового гулянья

Формировать  представления   детей о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках

Привлечение  детей к созданию развивающей среды группы  (мини-музеев, выставок)

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества

Развитие пред-посылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства

Овладение подвижными играми с правилами

В течение 2013- 2014 учебного года согласно           календарному плану

Тематические альбомы;  куклы в национальных костюмах

Тема: НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ.

Задачи:

-познакомить с народными промыслами: гончарное дело, резьба по дереву,

изготовление игрушек;

-создание выставки «Вот они,  какие-куклы расписные».

-воспитывать бережное отношение к народной игрушке.

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие

- НОД «История ложечки», «В гостях у мастеров», «В гостях у Матрешки»

- Познавательные беседы « История тряпичной куклы»

- Рассматривание познавательного материала, презентаций

- Исследовательская деятельность с глиной

- Изготовление тряпичных кукол, масок, костюмов

- Сюжетно-ролевая игра «Музей»

- Трудовая деятельность: вышивка орнаментов русского костюма

- Чтение художественной литературы ( рассказов, сказок, стихов)

- Рассматривание и составление рассказов по репродукциям картин известных художников.

- Декоративное рисование «Павловские платки», «Разноцветная Хохлома», «Гжель»

- Лепка « Хохломские мастера», Филимоновская игрушка»

- Аппликация  из ткани «Жостовский поднос»

Подвижные, хороводные игры, игровые упражнения

Формировать  представления   детей о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках

Привлечение  детей к созданию развивающей среды группы  (мини-музеев, выставок)

Развитие речевого творчества,  литературной речи.

Развитие детского художественного творчества

Развитие двигательной активности

В течение 2014- 2015 учебного года согласно           календарному плану

Выставка «Какие разные куклы»

Мини  - музей « Город мастеров»;   коллекции

Тема: МАЛЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ФОРМЫ: ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ.

Задачи:

-познакомить с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками

-разучить пословицы и поговорки, научить детей объяснять их значение;

-вызвать у детей желание применять пословицы и поговорки в повседневной

жизни, в нужных ситуациях.

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие

- Познавательные беседы о народных пословицах, поговорках

- Рассматривание иллюстративного познавательного материала

- Наблюдения в природе

- Театрализованная деятельность (обыгрывание поговорок, пословиц)

- Игровая деятельность: эмоциональны, дидактические, сюжетно-ролевые игры

- Разучивание пословиц, поговорок, потешек, закличек

- Рассматривание и составление рассказов по иллюстрациям художников  изображенным к малым фольклорным формам

- Придумывание рассказов по пословицам

- Разучивание, инсценирование  попевок, закличек

- Лепка «Карусель» ( по сюжетным небылицам)

- Развлечение  с использованием народных потешек, загадок, игр, прибауток.

Развивать познавательную активность

Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности.

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен

Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигатель-ной активности

В течение 2014- 2015 учебного года согласно           календарному плану

Тематические альбомы малых фольклорных форм

Тема: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.

Задачи:

-познакомить с русскими народными подвижными играми;

-вызвать у детей интерес и желание играть в русские народные

подвижные игры;

-воспитывать чувство коллективизма.

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие

- Познавательные беседы, презентации «История народных подвижных игр»

- Просмотр видеофильмов «Игры наших предков»

- Изготовление атрибутов для народных подвижных, хороводных  игр

- Изготовление  оборудования и атрибутов для оформления участка

- Разыгрывание игр «Плетень», «Ярмарка», «Народные гулянья»

- Чтение и разучивание хороводов, слов к играм, считалок

-Рассматривание иллюстраций известных художников «Массовые гулянья», «Масленица» и др.

- Слушанье музыкальных произведений ( песенок, закличек, хороводов)

- Игры на музыкальных инструментах

- Рисование «Моя любимая игра», «Мои впечатления от игры»

- Игры –хороводы

- Досуг «Русские игрища»

Развивать познавательный интерес к русским народным подвижным играм

Привлекать детей к созданию развивающей среды

Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях

Воспитывать интерес к народному творчеству, к культурному прошлому родного народа

Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельнос-ти

В течение 2014- 2015 учебного года согласно           календарному плану

Картотека народных подвижных игр;  оборудование участка в народном стиле

Тема: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ.

Задачи:

-познакомить с многообразием русских народных сказок;

-научить детей передавать характеры героев интонацией голоса, жестами,

выражением лица и глаз;

-развивать чувство юмора;

-вызвать интерес к театрализованным представлениям.

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие

- Рассматривание иллюстративного материала, репродукций к русским народным сказкам

- Беседы, просмотр материала познавательного характера

- Экскурсии в сельскую библиотеку «Сказочные странички»

- Сюжетно-ролевые игры «Театр», «Библиотека»

- Изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых, театрализованных игр

- Театрализованная деятельность: обыгрывание сказок, этюдов

- Эмоциональные игры: «Изобрази страшного зверя», «Покажи движениями» и др.

- Чтение художественной литературы (сказок, небылиц, былин)

- Разучивание игровых диалогов, попевок, закличек

- Самостоятельное составление сказок.

- Рисование «Добрые сказочные герои», «Злые сказочные герои»

- Лепка «Карусель» ( по сюжетным небылицам)

-Слушанье музыкальных произведений; игры на музыкальных инструментах

Разные виды игры

Развивать познавательную активность детей.

Привлекать детей к созданию развивающей среды; создание эмоционального комфорта.

Развивать связную речь, интонационную выразительность

Формировать эстетическое отношение к произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.

Развитие двигательной активности

В течение 2014- 2015 учебного года согласно           календарному плану

Выставка «Комната сказок»; показ театра

Работа с семьей

Формы работы

Цель

Сроки

- Анкетирование родителей на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры».

- Оформление наглядной информации для родителей в родительском уголке по устному народному творчеству.

- Проведение родительских собраний на тему: «Приобщение детей к русской культуре и декоративно-      прикладное творчество»;  «Особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте».

- Беседа за круглым столом: «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре».

- Проведение консультаций для родителей:  «Народные игры»,  «Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом»,  «Русские народные праздники»,  « Из истории русского народного костюма», « Русская народная игрушка» др.

 - Участие родителей в экскурсиях и целевых прогулок: в библиотеку;

к известным памятным местам; в сельский клуб.

- Совместные посиделки с родителями и детьми: «Я – семья  – род  – народ»,  «Русская народная песня» (колыбельная, частушки),

«Русский самовар и чаепитие на Руси», «Без примет ходу нет (народные приметы).

- Участие в подготовке и проведении  праздников: «Масленица», «Рождество»,

«Пасха» и др.

- Совместное посещение родителями, детьми и педагогами выставок, художественного и фото творчества.

- Практические занятия по изготовлению театров, оборудования для игр на участке.

-Участие в совместной  проектной деятельности

- Проведение совместной выставки «Народные игрушки своими руками». и др

Вовлечь родителей в воспитательно- образовательный процесс через знакомство с культурой родного народа.

Знакомство родителей с народными календарными праздниками, обычаями, традициями.

Развитие собственных традиций в совместной творческой деятельности

1 раз в месяц

1 раз в

квартал

1 раз в квартал

Согласно

 по плану

Согласно календарно-тематическому плану

В течение учебного года

III. заключительный этап.

            Вид  деятельности

       Цель деятельности

Сроки выполнения

1

2

Педагогический мониторинг

Презентация проекта по приобщению детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры и традициям  русского народа.

Выявить уровень сформированности знаний воспитанников о предметах народного быта, русских народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества.

Обобщение опыта работы по приобщению детей дошкольного возраста истокам национальной культуры и традициям  русского народа.

 Май       2015г

Май 2015г.

Используемая литература

1.   Ивановские ситцы: Альбом /Авт.- сост. Е.В. Арсеньева.- Л.: Художник РСФСР, 1983.

2.   Картышова Л.В. Русский народный костюм: Универсальный подход. Серия «Народная культура как целостное мировоззрение». – Белые альвы, 2005.

3.   Костюм в России  15 – начало 20 века. Из собрания государственного исторического музея Е.Р. Беспаловой – « АРТ - родник» Москва, 2000

4.   Музей в детском саду: беседы, экскурсии, творческие мастерские / Под ред. Н.В. Микляевой, Н.Ф. Лагутиной – М.: ТЦ Сфера, 2011.

5. Попова Т.А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре. Для занятий с детьми 4 - 5 лет. М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2010

6. Русский праздничный нарядный костюм. Знакомство детей с русской народной культурой, фольклором, традициями и обычаями. Издательство МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2001.

7. Сокровища Государственного ордена Ленина Исторического музея. Русский костюм.

8. «Традиционные промыслы и ремёсла» Альманах. М.: ООО «Издательство Родникъ» 1997, №3 – Л.В. Беловицкий. Типология русского народного костюма.

9. Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М.:    ТЦ Сфера, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.

ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу"

В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской  культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в на...

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Обычаи и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Обычаи и традиции русского народа»...

«Традиции русского народа. Роспись у славянских народов. «Жостовская роспись»»

Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.Задачи: учить детей, поэтапно наносить элементы жостовской росписи. Выделять элементы узора: цветы, бутоны, листья, т...