Проект "Культура и традиции русского народа"
проект на тему
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимания культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры
Цель проекта: Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kultura_i_traditsii_russkogo_naroda.docx | 298.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность проекта
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.
Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А.С.Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.
В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своего поселка, не могут различать народные промыслы.
Проблема
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимания культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры
Цель проекта: Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры.
Задачи проекта
- Формировать знания и представления детей о культуре русского народа;
- Познакомить детей с социальным, культурным и природным разнообразием родного края;
- Формировать представление о родословной, родственных отношениях, расширять представление о семье.
- Развивать интерес к истории своего народа, к устному народному творчеству, к русским народным подвижным играм;
- Познакомить с историей возникновения ремёсел на Руси, с многообразием народных промыслов.
- Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.
- Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
- Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций; уважение к членам своей семьи, к старшему поколению, к труду людей, любовь к Родине.
- Привлечь родителей к сотрудничеству в воспитательно- образовательном процессе, в оказании помощи по созданию в группе предметно – развивающей среды, к активному совместному участию в праздниках, играх.
- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.
Ожидаемые результаты
- Расширение кругозора детей о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях русского народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
- Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, народу и любви к родному краю.
- Формирование представлений о культуре своего народа, обычаях; чувств национального достоинства; морально-нравственных ценностей: доброта, правда, красота, трудолюбие , храбрость и отвага.
- Развитие эмоционально-волевой сферы, патриотических чувств и любви к Родине, к своей истории, природе, народу.
- Развитие коммуникативных навыков: уважительное отношение к взрослым, сверстникам, малышам; чувство коллективизма.
- Обогащение словаря детей: потешками, закличками, пословицами, знанием предметов быта, элементов русского костюма и т.д.
- Разностороннее использование элементов русской народной культуры во всех областях и видах деятельности.
- Широкое использование всех видов фольклора.
- Повышение родительской компетенции.
Вид проекта: познавательно-творческий, открытый, коллективный.
Продолжительность проекта: долгосрочный (2 года) 2013-2015гг.
Участники проекта: Дети 5 - 7 лет, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель, логопед, инструктор по физическому воспитанию.
Интеграция образовательных областей
Воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за свою нацию, за прошлое своего народа, уважения к своей семье, приобщение к культуре русского народа посредством ознакомления с народными ремёслами и народным фольклором мы спланировали через интеграцию образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие (познавательные беседы, экскурсии к историческим местам нашего края, встречи с ветеранами, рассматривание альбомов; подвижные, словесные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры; совместная с родителями деятельность: экскурсии, субботники)
- Речевое развитие (развивающие занятия, рассказывание и инсценирование сказок, использование стихов, загадок, пословиц, былин)
- Познавательное развитие (циклы познавательных занятий, целевые прогулки, наблюдения)
- Художественно- эстетическое развитие (рассказы педагога, рассматривание иллюстраций и образцов народного творчества, выставки и галереи, открытки к праздникам, конструирование; развлечения, ярмарки, праздники, разучивание хороводов и музыкальных игр)
- Физическое развитие (подвижные игры, соревнования)
Оснащение проекта:
Методическое обеспечение. | ||
Комплексная программа | ПРИМЕРНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ /под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М.: Мозаика-Синтез, 2014г. | |
Области | Парциальные программы | Педагогические технологии |
Познавательное развитие | «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»- О.Л.Князева, М.Д. Маханева; «Детство-Пресс», 2006г. | « С чего начинается Родина?»- под редакцией Л.А. Кондрыкиной; Москва, 2005г |
Речевое развитие | «Развитие речи детей 6-7 лет», О.С.Ушакова, Москва, 2088г. | - «Ознакомление с художественной литературой». О.С. Ушакова. |
Художественно- эстетическое развитие | - «Изобразительная деятельность в детском саду», И.А. Лыкова. – Москва, Сфера, 2007г. - «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар», Э.Г. Чурилова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004 г. | -«Изобразительная деятельность в детском саду», Г.С. Швайко. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 г. - «Развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность». |
Физкультурное развитие | - Здоровый ребенок. Маханева М.Д. – М.: АРКТИ, 2004. | «Развитие мелкой моторики посредством художественно-творческой деятельности» |
Социально – коммуникативное развитие | Программа по начальному курсу социально-личностного развития детей дошкольного возраста «Познаю себя»(ОС - «ШКОЛА 2100») | - «Наследие. И быль, и сказка» - Е.Соловьева, Л. Царенко; Москва, Обруч, 2011г. -Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью./ Алешина Н.В. – М.ООО: «ЭЛИЗЕ ТРЭЙДИНГ», 2002. |
Техническое обеспечение | ||
| ||
Специальные помещения детского сада | ||
-Методический кабинет; -Кабинет учителя –логопеда ; -Спортивный зал; -Музыкальный зал; | ||
Печатные средства | ||
- методические пособия - дидактические пособия - современные энциклопедии и справочники - тематические альбомы - презентации - карты, схемы |
I. этап реализации проекта.
I. подготовительный этап.
№ | Вид деятельности | Цель деятельности | Сроки выполнения |
1 2 3 4 5 | Анализ работы по данной проблеме Изучение методических разработок Изучение литературы по данной проблеме. Проведение психолого-педагогической диагностики - диагностические задания; - анкетирование родителей; - тестовые работы; - наблюдения; - опросник детей; Разработка плана работы с детьми и родителями по работе над проектом. |
Выявить методы, приемы ознакомления дошкольников с культурой и традициями русского народа. | Сентябрь Октябрь 20013г Сентябрь Октябрь 2013г Октябрь 20013г |
II. основной этап.
План работы по осуществлению проекта с учетом Федеральных Государственных Образовательных Стандартов
Образовательная область | Форма работы | Цель деятельности | Сроки выполнения | Результат | |||
Работа с детьми | |||||||
Тема: МОЙ ДОМ – МОЯ СЕМЬЯ Задачи: - формировать представление о мире семьи; - актуализировать эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений; - развивать самопознание и воспитывать у ребенка уважение к себе. | |||||||
Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие | - НОД «Я и мое имя», «Я и моя семья», «Моя мама – лучше всех», «Моя семья». - Беседа на темы: «Ни кого роднее мамы и папы в целом мире нет», « О родне», «Где и кем работают твои родители», «Бабушкин портрет». - Рассматривание семейных альбомов; иллюстраций с изображением опасных предметов и ситуаций в быту. - Конструирование «Комната, в которой я живу». - НОД «Давайте познакомимся», «Мой портрет», «Мужчины и женщины в семье». - Дидактические игры: «Чем можно порадовать маму», «Туалетные принадлежности», «Кому, что нужно для работы», «Маленькие помощники». - Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Выходной в семье», «Телевидение - интервью о своей семье». - Разыгрывание этюдов - Решение проблемных ситуаций - Составление рассказов о семье - Чтение стихотворений: Я. Акима «Моя родня»; «Кто кому кто?»; «Мой братишка Мишка»; «Люблю»; Е. Григорьевой «Бабушка»; Э Успенской «Если бы я был девчонкой»; Б. Заходера «Повара»; Е.Серовой «Папа дома»; О. Высотской «Семья». - Обсуждение поговорок и пословиц о семье. - Игры: «Закончи предложение», «Подбери слово», «Вежливые слова». - Продуктивная деятельность: рисование «Портрет моей семьи», «Отдыхаем всей семьей»; изготовление подарков для членов семьи; раскрашивание раскрасок по теме «Профессии». 2. Слушанье и пение песен о членах семьи. - Пальчиковые игры: «Дом», «Семья» - Подвижные игры: «Мы веселые ребята» - Игровые упражнения «Что могут сделать умелые руки» | Развивать познавательную активность детей Углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем. Формировать нравственно –этические чувства, эстетическое восприятие, любовь к семье. Создание эмоционального комфорта. Развивать связную речь, интонационную выразительность Развивать творчество детей Развивать двигательную активность детей | В течение 2013- 2014 учебного года согласно календарному плану | «Генеалогическое дерево» | |||
Тема: НАША МАЛАЯ РОДИНА - П. ТУБИНСКИЙ Задачи: - познакомить с историей возникновения поселка; - показать значимые места поселка; - знакомить с природными зоны поселка; - воспитывать чувство восхищения красотой родного поселка, любовь и гордость за свою малую Родину. | |||||||
Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие | - Беседа на темы: «История моего поселка», «Мой поселок – моя малая Родина», «Моя улица» - Целевая прогулка «Поселок, в котором я живу» - Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Мой поселок» - Экскурсия «Любимое место в поселке». - Презентация «Путешествие в прошлое и настоящее родного поселка», - Экскурсия в сельскую библиотеку знакомство с летописью. - Сюжетно-ролевая игра «Мы идем на экскурсию…», «Поездка по городу», - Беседа о правилах поведения на улице и в общественном месте. - Дидактичесие игры «Улицы поселка», «Узнай здание по описанию», «Узнай, где я нахожусь», «Покажи, назови, расскажи», «Знаменитые люди поселка», «Что изменилось?». - Сюжетно – ролевые игры: «Путешествие по поселку», «Магазины родного поселка», «Почта», «Строители», «Перекресток» - Чтение стихотворений С. Маршака «Дом, который построил Джек», « Моя улица»; стихов о поселке, загадок. - Разучивание стихотворения З. Александровой «Родина». - Составление рассказов о поселке - Игры: «Закончи предложение», «Расскажи, а мы отгадаем», «Из чего построен дом» - Продуктивная деятельность: изготовление макета «Улицы родного поселка»; рисование «Моя улица», «Наш детский сад», «Мой поселок «самый, самый . - Слушанье песен - Конструирование из крупного строительного материала «Строим поселок» Пешие прогулки по поселку. | Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия; Развитие свободного общения с взрослыми и детьми Развитие интереса к художественно-творческой деятельности. Развитие двигательной активности | В течение 2013- 2014 учебного года согласно календарному плану | «Макет поселка» | |||
Тема: НАША РОДИНА – РОССИЯ Задачи: - расширять знания детей о родной стране; - познакомить детей с многонациональным составом населения России; - познакомить со столицей России; - познакомить с официальной символикой (гербом, флагом, гимном РФ) и неофициальной ( матрешка, балалайка, самовар); - формировать у детей целостное представление о природных зонах России; - воспитывать патриотические чувства, уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей. | |||||||
Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие | - Беседа на темы: «Наша Родина - Россия»; «Какие народы живут в России», «Государственные символы России», «Природа России» - Рассказ о неофициальных символах России ( матрешке, балалайке, самоваре) - Рассматривание карты России: «Что может рассказать карта о России»; иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах, блюд национальных промыслов народов России; - Просмотр слайдов на тему: «Природные зоны России» - Презентация «Путешествие в прошлое и настоящее главного города России», - НОД «Россия Родина – моя», Наша Родина –Россия, наш язык русский» - Сюжетно-ролевые игры «Защитники Родины», «Мы идем на экскурсию…», «Поездка по городу», - Беседа о правилах поведения на улице и в общественном месте. - Дидактичесие игры «Достопримечательности Москвы», «Что предмет расскажет о себе» - Ручной труд изготовление атрибутов для игры - НОД Рассматривание картины «Богатыри» - Дидактические игры «Военная техника», «Собери символику» - Чтение стихотворений известных писателей о Родине. - НОД Лепка « Русская матрешка» - Конструирование из крупного строительного материала «Кремлевские башни» - Рисование символики России. - Слушанье песен известных исполнителей о Родине - Спортивный праздник «Открытие олимпийских игр» - Подвижные игры | Формирование представлений у детей о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Воспитывать патриотических и интернациональных чувств, любовь к Родине. Обогащение обществоведческого словаря детей. Совершенствовать речь как средство общения. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности. Развитие двигательной активности | В течение 2013- 2014 учебного года согласно календарному плану | Альбомы (с символикой, презентации) | |||
Тема: РУССКИЙ БЫТ Задачи: - формировать представления о русском крестьянском быте, уважение к русской народной культуре; - познакомить детей с устройством русской избы; изготовить макет русской избы; - познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; - расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, венец, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук; - воспитывать патриотические чувства | |||||||
Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие | - НОД «История русского быта», «Русская изба», «Горница» - Рассматривание иллюстраций, презентаций на темы: «Старинные предметы домашнего быта», «Традиции русского народа», «Праздники»
- НОД: «Посиделки в горнице», «День рождения на Руси», «Что за зернышко такое, не простое – золотое» - Трудовая деятельность по изготовлению атрибутов для колядования (маски) - Сюжетно-ролевая игра «День рождения на Руси» - Чтение энциклопедий, рассказ воспитателя о русской избе - «Вечер загадок» (загадки о предметах быта) - Чтение пословиц, поговорок, сказок. - Пение народных мелодий: «Как у наших у ворот», «Ах вы, сени», «Ой встала я ранешенько» и т.д. - Слушанье русских народных мелодий - Конструирование и украшение русской избы - Лепка русского быта - Развлечение «Масленица» - Игра «Взятие снежной крепости» - Русские народные игры | Ознакомление детей с жилищем русских людей в старину представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках Приобщать детей к истокам русской культуры; расширять знания детей о труде крестьянина, праздниках Пополнять литературный багаж детей Приобщение детей к народному искусству Развитие двигательной активности | В течение 2013- 2014 учебного года согласно календарному плану | Создание мини- музея «Русского быта»; макет русской избы | |||
Тема: НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ, ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ. Задачи: -показать красоту национального костюма, выделить его элементы; -организовать выставку «Русский народный костюм»; -воспитывать интерес к национальному костюму, желание использовать в театрализованных представлениях. | |||||||
Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие | - Познавательные беседы «История русского костюма» - НОД « Отражение русских традиций в национальном костюме» - Театрализованная деятельность: обыгрывание сюжетов былин, сказок - Сюжетно-ролевые игры « Русские богатыри» - Изготовление головных уборов ( кокошников, колпаков) - Рассматривание и составление рассказов по репродукциям известных художников В. Васнецова «Богатыри», В.Сурикова « «Русская красавица» - Чтение художественной литературы ( сказки, былин, пословиц, поговорок) - Составление и разгадывание загадок - Слушанье народных мелодий русских композиторов: «Тридцать три богатыря», «Море» и др. - Рисование «Узоры для русских красавиц», «Узоры для русских богатырей» Народные подвижные игры, хороводы, игры- массового гулянья | Формировать представления детей о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках Привлечение детей к созданию развивающей среды группы (мини-музеев, выставок) Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества Развитие пред-посылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства Овладение подвижными играми с правилами | В течение 2013- 2014 учебного года согласно календарному плану | Тематические альбомы; куклы в национальных костюмах | |||
Тема: НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ. Задачи: -познакомить с народными промыслами: гончарное дело, резьба по дереву, изготовление игрушек; -создание выставки «Вот они, какие-куклы расписные». -воспитывать бережное отношение к народной игрушке. | |||||||
Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие | - НОД «История ложечки», «В гостях у мастеров», «В гостях у Матрешки» - Познавательные беседы « История тряпичной куклы» - Рассматривание познавательного материала, презентаций - Исследовательская деятельность с глиной - Изготовление тряпичных кукол, масок, костюмов - Сюжетно-ролевая игра «Музей» - Трудовая деятельность: вышивка орнаментов русского костюма - Чтение художественной литературы ( рассказов, сказок, стихов) - Рассматривание и составление рассказов по репродукциям картин известных художников. - Декоративное рисование «Павловские платки», «Разноцветная Хохлома», «Гжель» - Лепка « Хохломские мастера», Филимоновская игрушка» - Аппликация из ткани «Жостовский поднос» Подвижные, хороводные игры, игровые упражнения | Формировать представления детей о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках Привлечение детей к созданию развивающей среды группы (мини-музеев, выставок) Развитие речевого творчества, литературной речи. Развитие детского художественного творчества Развитие двигательной активности | В течение 2014- 2015 учебного года согласно календарному плану | Выставка «Какие разные куклы» Мини - музей « Город мастеров»; коллекции | |||
Тема: МАЛЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ФОРМЫ: ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ. Задачи: -познакомить с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками -разучить пословицы и поговорки, научить детей объяснять их значение; -вызвать у детей желание применять пословицы и поговорки в повседневной жизни, в нужных ситуациях. | |||||||
Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие | - Познавательные беседы о народных пословицах, поговорках - Рассматривание иллюстративного познавательного материала - Наблюдения в природе - Театрализованная деятельность (обыгрывание поговорок, пословиц) - Игровая деятельность: эмоциональны, дидактические, сюжетно-ролевые игры - Разучивание пословиц, поговорок, потешек, закличек - Рассматривание и составление рассказов по иллюстрациям художников изображенным к малым фольклорным формам - Придумывание рассказов по пословицам - Разучивание, инсценирование попевок, закличек - Лепка «Карусель» ( по сюжетным небылицам) - Развлечение с использованием народных потешек, загадок, игр, прибауток. | Развивать познавательную активность Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигатель-ной активности | В течение 2014- 2015 учебного года согласно календарному плану | Тематические альбомы малых фольклорных форм | |||
Тема: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. Задачи: -познакомить с русскими народными подвижными играми; -вызвать у детей интерес и желание играть в русские народные подвижные игры; -воспитывать чувство коллективизма. | |||||||
Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие | - Познавательные беседы, презентации «История народных подвижных игр» - Просмотр видеофильмов «Игры наших предков» - Изготовление атрибутов для народных подвижных, хороводных игр - Изготовление оборудования и атрибутов для оформления участка - Разыгрывание игр «Плетень», «Ярмарка», «Народные гулянья» - Чтение и разучивание хороводов, слов к играм, считалок -Рассматривание иллюстраций известных художников «Массовые гулянья», «Масленица» и др. - Слушанье музыкальных произведений ( песенок, закличек, хороводов) - Игры на музыкальных инструментах - Рисование «Моя любимая игра», «Мои впечатления от игры» - Игры –хороводы - Досуг «Русские игрища» | Развивать познавательный интерес к русским народным подвижным играм Привлекать детей к созданию развивающей среды Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях Воспитывать интерес к народному творчеству, к культурному прошлому родного народа Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельнос-ти | В течение 2014- 2015 учебного года согласно календарному плану | Картотека народных подвижных игр; оборудование участка в народном стиле | |||
Тема: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ. Задачи: -познакомить с многообразием русских народных сказок; -научить детей передавать характеры героев интонацией голоса, жестами, выражением лица и глаз; -развивать чувство юмора; -вызвать интерес к театрализованным представлениям. | |||||||
Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие | - Рассматривание иллюстративного материала, репродукций к русским народным сказкам - Беседы, просмотр материала познавательного характера - Экскурсии в сельскую библиотеку «Сказочные странички» - Сюжетно-ролевые игры «Театр», «Библиотека» - Изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых, театрализованных игр - Театрализованная деятельность: обыгрывание сказок, этюдов - Эмоциональные игры: «Изобрази страшного зверя», «Покажи движениями» и др. - Чтение художественной литературы (сказок, небылиц, былин) - Разучивание игровых диалогов, попевок, закличек - Самостоятельное составление сказок. - Рисование «Добрые сказочные герои», «Злые сказочные герои» - Лепка «Карусель» ( по сюжетным небылицам) -Слушанье музыкальных произведений; игры на музыкальных инструментах Разные виды игры | Развивать познавательную активность детей. Привлекать детей к созданию развивающей среды; создание эмоционального комфорта. Развивать связную речь, интонационную выразительность Формировать эстетическое отношение к произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности. Развитие двигательной активности | В течение 2014- 2015 учебного года согласно календарному плану | Выставка «Комната сказок»; показ театра |
Работа с семьей | ||
Формы работы | Цель | Сроки |
- Анкетирование родителей на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры». - Оформление наглядной информации для родителей в родительском уголке по устному народному творчеству. - Проведение родительских собраний на тему: «Приобщение детей к русской культуре и декоративно- прикладное творчество»; «Особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте». - Беседа за круглым столом: «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре». - Проведение консультаций для родителей: «Народные игры», «Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом», «Русские народные праздники», « Из истории русского народного костюма», « Русская народная игрушка» др. - Участие родителей в экскурсиях и целевых прогулок: в библиотеку; к известным памятным местам; в сельский клуб. - Совместные посиделки с родителями и детьми: «Я – семья – род – народ», «Русская народная песня» (колыбельная, частушки), «Русский самовар и чаепитие на Руси», «Без примет ходу нет (народные приметы). - Участие в подготовке и проведении праздников: «Масленица», «Рождество», «Пасха» и др. - Совместное посещение родителями, детьми и педагогами выставок, художественного и фото творчества. - Практические занятия по изготовлению театров, оборудования для игр на участке. -Участие в совместной проектной деятельности - Проведение совместной выставки «Народные игрушки своими руками». и др | Вовлечь родителей в воспитательно- образовательный процесс через знакомство с культурой родного народа. Знакомство родителей с народными календарными праздниками, обычаями, традициями. Развитие собственных традиций в совместной творческой деятельности | 1 раз в месяц 1 раз в квартал 1 раз в квартал Согласно по плану Согласно календарно-тематическому плану В течение учебного года |
III. заключительный этап.
№ | Вид деятельности | Цель деятельности | Сроки выполнения |
1 2 | Педагогический мониторинг Презентация проекта по приобщению детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры и традициям русского народа. | Выявить уровень сформированности знаний воспитанников о предметах народного быта, русских народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества. Обобщение опыта работы по приобщению детей дошкольного возраста истокам национальной культуры и традициям русского народа. | Май 2015г Май 2015г. |
Используемая литература
1. Ивановские ситцы: Альбом /Авт.- сост. Е.В. Арсеньева.- Л.: Художник РСФСР, 1983.
2. Картышова Л.В. Русский народный костюм: Универсальный подход. Серия «Народная культура как целостное мировоззрение». – Белые альвы, 2005.
3. Костюм в России 15 – начало 20 века. Из собрания государственного исторического музея Е.Р. Беспаловой – « АРТ - родник» Москва, 2000
4. Музей в детском саду: беседы, экскурсии, творческие мастерские / Под ред. Н.В. Микляевой, Н.Ф. Лагутиной – М.: ТЦ Сфера, 2011.
5. Попова Т.А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре. Для занятий с детьми 4 - 5 лет. М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2010
6. Русский праздничный нарядный костюм. Знакомство детей с русской народной культурой, фольклором, традициями и обычаями. Издательство МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2001.
7. Сокровища Государственного ордена Ленина Исторического музея. Русский костюм.
8. «Традиционные промыслы и ремёсла» Альманах. М.: ООО «Издательство Родникъ» 1997, №3 – Л.В. Беловицкий. Типология русского народного костюма.
9. Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.
ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу"
В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в на...
Консультация для родителей на тему: «Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.»
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников...
Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Обычаи и традиции русского народа»
Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Обычаи и традиции русского народа»...
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу
Традиции русского народа...
«Традиции русского народа. Роспись у славянских народов. «Жостовская роспись»»
Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.Задачи: учить детей, поэтапно наносить элементы жостовской росписи. Выделять элементы узора: цветы, бутоны, листья, т...