Педагогический проект на тему: «Зимушка-зима в традициях русского народа»
проект (старшая, подготовительная группа)

Дудина Светлана Александровна

Данный проект позволяет познакомить детей с традиционными народными праздниками, развлечениями в зимний период; развивать коммуникативные качества детей посредством народных игр, забав; прививать любовь к красоте и мудрости русской речи; воспитывать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа; способствовать активному участию родителей в духовно-нравственном воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zimushka-zima_v_traditsiyah_russkogo_naroda.docx83.24 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №16 «Ягодка»

Педагогический проект на тему:

«Зимушка-зима в традициях русского народа»

http://mdou23-korkino.ucoz.ru/jpg/1345450018_detskii_risunok_pro_zimu.jpg

                                                                        

                                                                        Подготовила: воспитатель                    

                                                                                                                Дудина С.А.

Педагогический проект на тему:

«Зимушка-зима в традициях русского народа»

         Введение.

        Обоснование актуальности.

         Зима – это самое любимое время года для многих ребят, ведь она готовит столько забав и развлечений. Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействует человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга.

        Данный проект позволяет познакомить детей с традиционными народными праздниками, развлечениями в зимний период; развивать коммуникативные качества детей посредством народных игр, забав; прививать любовь к красоте и мудрости русской речи; воспитывать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа; способствовать активному участию родителей в духовно-нравственном воспитании детей.

        Проблема: отсутствие интереса у дошкольников к изучению культурных традиций своего народа.

Актуальность проекта. Актуальность проекта заключается в том, чтобы формировать у детей элементарные представления о зимних природных явлениях, забавах, традициях и праздниках русского народа. Только любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой родине. Но чтобы любить, надо знать. Любое воспитание начинается в семье. Чтобы семья стала крепкой и дружной ей нужны добрые традиции, связанные с народными праздниками и обычаями русского народа. Содействовать в  понимании добра и зла, нормы общения и человеческих отношений,  гармонизации развития личности ребёнка, формировании его самостоятельности и уверенности в любой деятельности.

         Цель: Расширение представлений детей о зиме. Формирование у детей представления о зимних природных явлениях, о русских традициях, забавах, праздниках, приобщение детей к ценностям русской народной культуры.

Задачи проекта: 

Образовательные:

- познакомить с историей возникновения праздников, народных традиций;

- расширить представление детей о сезонных изменениях в природе (изменение погоды, растений зимой, поведение зверей и птиц);

        - формировать представления детей о безопасном поведении    

     зимой во время прогулки;

       - знакомить детей с русским фольклором – русскими народными сказками, русскими народными мелодиями и песнями.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес;

- формировать умение заботиться о своем здоровье в зимнее время года;

- повышать интерес детей к участию в зимних забавах через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;

          - развивать речь, память, творческие способности дошкольников.

     Воспитательные:

         - воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать

 красоту зимней природы;

        - воспитывать интерес и любовь к истории русского народа, интерес и любовь к русской и национальной культуре, народному творчеству, обычаям, обрядам, народному календарю и народным играм;

         - воспитывать патриотические чувства у детей;

  - воспитывать любознательность и эмоциональную отзывчивость.

 Практические:

          - повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу; 

        - вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Вид проекта: познавательно – творческий, групповой.

        Продолжительность:

  Краткосрочный — с 01.12 2021г. по 30.01. 2022г.

Участники:

- дети группы «Дружные ребята»;

  -  воспитатели;

-  родители. 

Интеграция областей: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.        

Предполагаемый результат.

-знание детьми народных праздников, культуры и быта на Руси;

- понимание детьми значимости сохранения культуры русского народа;

- знание детьми русских народных сказок и песен, узнавание русских народных мелодий.

-Использование детьми в активной речи потешек, считалок, скороговорок, загадок, стихов.

-Приобщение родителей к проведению народных праздников с русскими традициями.

        Содержание проекта:

                Подготовительный этап

1.     Подбор и изучение необходимой литературы.

2.     Составление плана работы, подбор методик.

3.     Беседа с детьми, для выявления знаний о зимних изменениях в природе.

4.     Постановка проблемы, значимой для детей: какие праздники были у наших бабушек и дедушек. какие сказки слушали, где жили и какую одежду носили? 5.  Проведение информационно-просветительской работы среди родителей дошкольников. 

Основной этап

Направления деятельности

Тематика и содержание

Интеграция образовательных областей

Форма отчётности

Наблюдения с детьми

Птицы зимой (наблюдение за зимующими птицами, прилетающими к кормушке)

Деревья и кустарники зимой (наблюдение за деревьями)

Участок нашей группы (наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы: иней, снег, гололед, метель).

«Зачем нам зима?» (наблюдение за состоянием погоды)

« Снег идет, снег идет! Значит скоро Новый год!».

Познавательное развитие,

Социально-коммуникативное развитие

Фотоотчёт

Опыты и эксперименты, поиск

«Где прячутся листья?»

 «Какой бывает снег?»

Наблюдение за снегом (сыпучий, мягкий, липкий). Опыты со снегом и льдом («Куда делась лужица?», «Таяние сосульки», «Цветной снежок».).

Познавательное развитие.

Результаты опытов

Беседы:

Рассматривание сюжетных картин и иллюстраций

  • Восприятие художественной литературы

  • «Как образуется иней?», «Зима и дети. Зимние игры и забавы»
  • «Елкины иголки», «Как звери зимуют», «История елочной игрушки»,
  • «Может ли мороз убить дерево» «Скоро праздник Новый год»
  • «Где рождается снег?», «Как появился дед Мороз?», «Что такое Новый год
  • Беседа «Рождественские колядки» (рассказ о праздниках, которые проводятся в период зимних святок).

Обсуждение примет, пословиц и поговорок:

  • Солнце поворачивает на лето, а зима — на мороз. Спасибо, мороз, что снегу принес», «Сугробы снега на полях — урожай зерна в закромах», «Снег холодный, а от стужи укрывает». «В зимний холод — всякий молод»
  •  На тему: «Зимний лес», «Катаемся на санках», «Зимний пейзаж», «Дети и снеговик», «Зима глазами художников», «Зимние развлечения».  Рассматривание картин: Н.Крылов «Зимний вечер», И.Шишкин «Зима», К.Юон «Зима в лесу», К.Юон «Русская зима», И.Грабарь «Февральская лазурь»
  • Поэзия: «Поет зима, аукает…» С. Есенин
  • «Зима» И. Суриков
  • «Где зимуют почки?» Н. Павлова.
  • «Лес зимой» В. Бианки.
  • «Под снегом на лугу» Н. Павлова
  • «Снег – что это такое?» З. Трофимова.
  • О. Высотская «На санках», В. Берестов «Гололедица», А. Босев «Трое»,
  •  М. Познанская «Снег идет», Д. Чуяко
  • «Сосульки», Н. Мигунова
  • «Снежинки», А. Яшин «Покормите птиц зимой»,
  • А. Барто «Снег сегодня белый-белый…»;  М.Пришвин «Этажи леса», В.Бианки «Лес зимой», «Письмо простое и письмо с хитростью», Г.Скребицкий «На лесной полянке», В.Архангельский «Летят пушистые снежинки», Э.Успенский «Проказы старухи зимы», Н.Носов «На горке».
  • Сказки: Чтение русских народных сказок по желанию детей. «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Лиса и волк»,  «Снегурушка и лиса», «Заяц-хваста», «Два мороза». Приобщение детей к русскому фольклору.
  • Литературные сказки: «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович», «Снегурочка».

Речевое развитие,

 Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

Художественно-эстетическое развитие.

Подборка художественной литературы по теме, серия тематических картинок по безопасности, иллюстрации, художественные картины

Игровая деятельность

Дидактические игры: 

«Времена года», «Назови дерево», «Доскажи словечко», «Назови птиц», «Что зимой бывает?»

Настольно-печатные игры:

«Подбери картинку», «Найди отличия», «Разрезные картинки. Русская изба», «Заполни квадрат», « Собери Снеговика», «Разрезные картинки. Новогодняя открытка»

Речевое развитие,

 Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

Физическое развитие

Картотека игр, настольно-печатные игры

Образовательная деятельность

Интегрированное занятие: «Зимние посиделки»

Физкультурное развлечение: «В гостях у Снеговика»

Познавательное развитие «Наш друг Снеговик»

Развитие речи «Как спасаются звери от стужи зимой»

Музыка «Зимние праздники. Как на Святки пришли колядки»

Речевое развитие,

 Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие

развлечение

Художественно-эстетическое развитие: Музыкальная деятельность

(слушание)

  • «Зимняя сказка»
  • «Кабы не было зимы...»
  • «Весёлая зима»
  • «Новогодний ветер»
  •  «Вальс снежных хлопьев» из балета

 «Щелкунчик», муз. П.И. Чайковского

  • Прослушивание русских народных мелодий и песен.

Художественно-эстетическое развитие: Музыка

Аудиозаписи

Двигательная деятельность

Подвижные игры «Мороз - красный нос», «Два мороза»,

«Снежинки и ветер», «Птички в гнездышках», «Горелки», «Баба-Яга»

Игровые упражнения «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», «По снежному лабиринту». Скольжение по ледяным дорожкам.

Игра в снежки.

Физическое развитие

Картотека подвижных игр

Продуктивная деятельность

Работы по аппликации на темы: «Кружатся снежинки», «Укрась елочку»

Работы по рисованию на темы: «Деревья в снегу»,

  • «Любимая варежка»,

Лепка  на темы «Снеговик», «Новогодние игрушки», «Печенье «козюльки»

  •  Конструирование из бумаги: «Елочка в снегу».

Речевое развитие,

 Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

Художественно-эстетическое развитие.

Выставка детских работ

Работа с родителями (Информационный материал для родителей)

  • Буклет «Опыты и эксперименты с детьми дома», «Живи елочка»
  • Консультации: «Опыты и эксперименты с детьми зимой», «История происхождения елочной игрушки», «Роль родителей в возрождении русских традиций»,
  •  «18 января – всемирный день снеговика»,
  • Выставка детских поделок на тему «Зимушка - зима».

Взаимодействие с родителями

Консультации, совместное спортивное развлечение

        

Завершающий этап.

        Презентация проекта.

1. Спортивное развлечение «В гостях у Снеговика»

2. Интегрированное занятие «Зимние посиделки»

Выставка совместных работ детей и родителей «Зимушка – зима».

Методическое обеспечение проекта:

Материально – техническое:

Развивающая среда, природное окружение, дидактические игрушки, настольно – печатные игры, познавательная литература, мультимедийное оборудование,  видеомагнитофон.

Используемая литература:

  1. Теплюк С.Н. «Занятия на прогулке с малышами» М.: Мозаика-Синтез,2006.
  2. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду.» М.: «КАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008.
  3. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»
  4. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006.
  5. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Просвещение», 2005
  6.  М. Ф. Литвинова «Русские народные игры». Москва «Просвещение» 1986г.
  7. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему «Зимушка- зима»

Велика роль природы в духовной жизни общества. Природа – это вся Вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. С незапамятных времён человечество ценит пр...

Презентация проекта "Путешествие в прошлое. Знакомство с традициями русского народа"

Презентация проекта "Путешествие в прошлое. Знакомство с традициями русского народа"...

Педагогический проект на тему «Зимушка- зима».

Название проекта: «Зимушка- зима».Тип проекта: познавательныйВозраст детей: старшая и подготовительная группы.Сроки реализации: 08- 28 января 2018 года.Итоговое мероприятие: Спортивно- раз...

Педагогический проект на тему «Зимушка- зима».

Расширять представления детей о зиме как времени года, зимних праздниках, забавах....

Педагогический проект на тему: «Зимушка-зима»

Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса в ДОУ расширить, систематизировать и творчески применить представления дошкольников о сезонных изменениях в природе и в быту людей в зимнее...