Педагогический проект для старших дошкольников «Гжельское чудо»
проект (старшая, подготовительная группа)

Лазарева  Наталья Анатольевна

В современной программе темы по ознакомлению детей с народным творчеством, с истоками родной культуры, ее богатством, подлинной красотой затрагиваются поверхностно. В них отсутствует широкий спектр образовательных и воспитательных задач по декоративно-прикладному искусству. Проектная деятельность дает возможность всем участникам более глубоко погрузиться в изучение данной темы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gzhel.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №411»  городского округа Самара

Россия, 443107, г. Самара, пос.Мехзавод, квартал 16, д. 22

тел.:957-39-98, тел. (факс): 957-02-73, e-mail:sad_411@mail.ru

                                   

Педагогический проект для старших дошкольников  «Гжельское чудо»

Составила: Лазарева

Наталья Анатольевна

Самара, 2024

Педагогический проект для старших дошкольников  «Гжельское чудо»

        Тип проекта: среднесрочный, групповой, познавательно – творческий

        Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, узкие специалисты ДОУ.

        Актуальность: сегодня, в век компьютеризации и высоких технологий, когда жизнь идет в стремительном ритме, очень важно уделять внимание для развития у ребенка доброты, радости, творчества. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, творчески проявить себя в ней, нужно принять его историю и культуру, развивая тем самым предпосылки к художественному творчеству.

        В современной программе темы по ознакомлению детей с народным творчеством, с истоками родной культуры, ее богатством, подлинной красотой затрагиваются поверхностно. В них отсутствует широкий спектр образовательных и воспитательных задач по декоративно-прикладному искусству «Гжель». Проектная деятельность дает возможность всем участникам более глубоко погрузиться в изучение данной темы. Данный проект направлен на активизацию интереса дошкольников к изучению и выявлению особенностей культурного наследия своего народа. Знакомит с разнообразием форм и методов работы гжельских мастеров. Предоставляет детям возможность проявить свои творческие способности через разнообразные формы продуктивной деятельности, пополнить  свой багаж знаний об особенностях росписи и изготовлении гжельских предметов в целом.

        Цель: формировать и развивать нравственный, духовный и творческий потенциал на основе знакомства с гжельской росписью.

        Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с гжельской росписью
  • Формировать умение различать особенности цвета и узора гжельской росписи
  • Обогащать впечатления детей произведениями современных поэтовв и композиторов по теме

Развивающие:

  • Развивать художественное восприятие предметов народного промысла, творческие способности

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к русскому народному творчеству и уважение к труду людей

       Ожидаемый результат:

  • Дети могут рассказать об истории возникновения предметов данного народного промысла
  • Могут составлять узоры, композиции по мотивам народной декоративной росписи
  • У детей сформирован устойчивый интерес к народному прикладному искусству, уважение к труду мастеров

Схема реализации проекта

        1 этап – подготовительный

  • Анкетирование родителей
  • Подбор и ознакомление с методической и художественной литературой
  • Подбор наглядно – дидактического материала, дидактических и подвижных игр

         2 этап – основной

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Беседы «Синее чудо Гжели», «Откуда пошла «Голубая Гжель»?», «Гжель – город мастеров», «Что такое творческое наследие»
  • Рассматривание альбомов
  • Виртуальная экскурсия «В сине-белую сказку Гжели»
  • Просмотр презентации «Чудо на фарфоре»
  • НОД 2голубая сказка Гжели», «Из чего же мастера изготавливали посуду»

Образовательная область «Речевое развитие»

  • Чтение художественной литературы
  • Разучивание частушек и стихов про Гжель
  • Разучивание пословиц о труде
  • Составление описательных рассказов «Гжельская посуда»
  • Пересказ легенды – сказки «Откуда в Гжели синий цвет»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • НОД «Знакомство с искусством гжельской росписи», «Роспись тарелки»
  • Конструирование из бумаги «Чайный сервиз»
  • Рисование «Нежно-голубое чудо», «Гжельская роспись», орнамент на разделочной доске. «За чашкой чая не скучаем», рисование и роспись петушка
  • Аппликация «Сказочный цветок»
  • Пластилинография «Гжельская посуда»
  • Дидактические игры «Узнай элементы узора», «Составь узор», «Назови виды росписи»
  • Лепка «Тарелка»
  • Слушание музыкальных произведений по теме
  • Изготовление альбома «Рисуем Гжель»
  • Раскрашивание в раскрасках «Гжельская роспись»
  • Вырезание силуэтов изделий, соответствие их формам гжельской керамики, наклеивание и роспись их элементами орнамента

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  • Дидактические игры «Собери узор», «Разрезные картинки», «Найди лишнее», «Лото», «Найди пару»
  • Драматизация р.н.с., где главный герой петушок (по выбору детей)
  • Русская народная игра «Петушок»
  • Подвижная игра «Чудо – птица»
  • Беседа «Ремесла на Руси»
  • Сюжетно-ролевая игра «Магазин народных промыслов», «Город Мастеров»

Образовательная область «Физическое развитие»

  • Народные подвижные игры «Третий лишний», «Золотые ворота», «Гуси», «Колокольцы – бубенцы»
  • Хороводные игры «Ручеек», «Гори, гори ясно»

Работа с родителями

  • Родительское собрание «Важность ознакомления детей с истоками русской народной культуры и видами прикладного искусства»
  • Консультации «Патриотическое воспитание дошкольников», «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»
  • Памятка «Нетрадиционные техники рисования»

3 этап – заключительный

  • Викторина «Что ты знаешь о Гжели?»
  • Выставка рисунков

Итоги проектной деятельности

        В ходе реализации проекта уровень творческих способностей детей значительно вырос. Дети стали различать виды декоративной росписи, научились создавать выразительные узоры не только на бумаге, но и на объёмных предметах. Благодаря совместной деятельности воспитателей и родителей появилось желание посещать музеи и выставочные залы.

Литература

1.Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2006

2. Боброва М. А. Небесная лазурь: М. А. Боброва //авторская сказка/ Дошкольное воспитание. – СПб.: 2006 №2

3. Лыкова И. А. Небесная Гжель: альбом для детского художественного творчества детей 3-7 лет: наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей/ И. А. Лыкова. – М.: Издательский дом Карапуз, 2008

4. Скоролупова О. Н. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народно-декоративным искусством (цикл занятий для тетей старшего дошкольного возраста) – Москва, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект в старшей группе "О дружбе и друзьях"

Материал отправлен на публикацмию в МЦКО г. МосквыАвторы: воспитатель Иванова Людмила Михайловнапедагог-психолог Фетисова Елена Евгеньевнастарший воспитатель Масленникова Екатерина Викторовна...

Педагогический проект для старшего дошкольного возраста "Дорогою добра"

Все чаще приходится сталкиваться с проявлением у детей душевной скудости, проистекающей от отсутствия или недостатка нравственности. Мы – педагоги, и – родители – хотим в будущем видеть детей «успешны...

Экологический проект для старшего дошкольного возраста "Чудо - огород на окошке растет".

Данный проект направлен на развитие экологической культуры дошкольника.Весна благодатная пора для ознакомления детей с ростом и развитием растений.В этом окажет помощь,создание огорода на окошке....

Педагогический проект по познавательно-исследовательской деятельности "Чудо магниты" (старшая группа)

Познавательско-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста -один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает  окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и...

Педагогический проект для старших дошкольников «Чудо - пуговка»

Вы можете стать кем угодно, и никтоне заметит этого. Но если у вас отсутствуетпуговица, каждый обратит на это внимание.Э. М. Ремарк.          Мы живем во в...

педагогический проект в старшей группе"Книга - лучший друг" проект (старшая группа)

Во всём мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания к сожалению отходят на второй план, уступая место разнообразным устройствам: телевизорам и компьютерам.Не отрицая значени...

ТВОРЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ "ДЫМКОВСКОЕ ЧУДО"

Управление образованияСергиево-Посадского городского округаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение« Детский сад комбинированного вида № 30 »141300, Московская область...