Педагогический проект для старших дошкольников «Гжельское чудо»
проект (старшая, подготовительная группа)
В современной программе темы по ознакомлению детей с народным творчеством, с истоками родной культуры, ее богатством, подлинной красотой затрагиваются поверхностно. В них отсутствует широкий спектр образовательных и воспитательных задач по декоративно-прикладному искусству. Проектная деятельность дает возможность всем участникам более глубоко погрузиться в изучение данной темы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gzhel.docx | 22.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №411» городского округа Самара
Россия, 443107, г. Самара, пос.Мехзавод, квартал 16, д. 22
тел.:957-39-98, тел. (факс): 957-02-73, e-mail:sad_411@mail.ru
Педагогический проект для старших дошкольников «Гжельское чудо»
Составила: Лазарева
Наталья Анатольевна
Самара, 2024
Педагогический проект для старших дошкольников «Гжельское чудо»
Тип проекта: среднесрочный, групповой, познавательно – творческий
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, узкие специалисты ДОУ.
Актуальность: сегодня, в век компьютеризации и высоких технологий, когда жизнь идет в стремительном ритме, очень важно уделять внимание для развития у ребенка доброты, радости, творчества. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, творчески проявить себя в ней, нужно принять его историю и культуру, развивая тем самым предпосылки к художественному творчеству.
В современной программе темы по ознакомлению детей с народным творчеством, с истоками родной культуры, ее богатством, подлинной красотой затрагиваются поверхностно. В них отсутствует широкий спектр образовательных и воспитательных задач по декоративно-прикладному искусству «Гжель». Проектная деятельность дает возможность всем участникам более глубоко погрузиться в изучение данной темы. Данный проект направлен на активизацию интереса дошкольников к изучению и выявлению особенностей культурного наследия своего народа. Знакомит с разнообразием форм и методов работы гжельских мастеров. Предоставляет детям возможность проявить свои творческие способности через разнообразные формы продуктивной деятельности, пополнить свой багаж знаний об особенностях росписи и изготовлении гжельских предметов в целом.
Цель: формировать и развивать нравственный, духовный и творческий потенциал на основе знакомства с гжельской росписью.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с гжельской росписью
- Формировать умение различать особенности цвета и узора гжельской росписи
- Обогащать впечатления детей произведениями современных поэтовв и композиторов по теме
Развивающие:
- Развивать художественное восприятие предметов народного промысла, творческие способности
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к русскому народному творчеству и уважение к труду людей
Ожидаемый результат:
- Дети могут рассказать об истории возникновения предметов данного народного промысла
- Могут составлять узоры, композиции по мотивам народной декоративной росписи
- У детей сформирован устойчивый интерес к народному прикладному искусству, уважение к труду мастеров
Схема реализации проекта
1 этап – подготовительный
- Анкетирование родителей
- Подбор и ознакомление с методической и художественной литературой
- Подбор наглядно – дидактического материала, дидактических и подвижных игр
2 этап – основной
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Беседы «Синее чудо Гжели», «Откуда пошла «Голубая Гжель»?», «Гжель – город мастеров», «Что такое творческое наследие»
- Рассматривание альбомов
- Виртуальная экскурсия «В сине-белую сказку Гжели»
- Просмотр презентации «Чудо на фарфоре»
- НОД 2голубая сказка Гжели», «Из чего же мастера изготавливали посуду»
Образовательная область «Речевое развитие»
- Чтение художественной литературы
- Разучивание частушек и стихов про Гжель
- Разучивание пословиц о труде
- Составление описательных рассказов «Гжельская посуда»
- Пересказ легенды – сказки «Откуда в Гжели синий цвет»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- НОД «Знакомство с искусством гжельской росписи», «Роспись тарелки»
- Конструирование из бумаги «Чайный сервиз»
- Рисование «Нежно-голубое чудо», «Гжельская роспись», орнамент на разделочной доске. «За чашкой чая не скучаем», рисование и роспись петушка
- Аппликация «Сказочный цветок»
- Пластилинография «Гжельская посуда»
- Дидактические игры «Узнай элементы узора», «Составь узор», «Назови виды росписи»
- Лепка «Тарелка»
- Слушание музыкальных произведений по теме
- Изготовление альбома «Рисуем Гжель»
- Раскрашивание в раскрасках «Гжельская роспись»
- Вырезание силуэтов изделий, соответствие их формам гжельской керамики, наклеивание и роспись их элементами орнамента
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Дидактические игры «Собери узор», «Разрезные картинки», «Найди лишнее», «Лото», «Найди пару»
- Драматизация р.н.с., где главный герой петушок (по выбору детей)
- Русская народная игра «Петушок»
- Подвижная игра «Чудо – птица»
- Беседа «Ремесла на Руси»
- Сюжетно-ролевая игра «Магазин народных промыслов», «Город Мастеров»
Образовательная область «Физическое развитие»
- Народные подвижные игры «Третий лишний», «Золотые ворота», «Гуси», «Колокольцы – бубенцы»
- Хороводные игры «Ручеек», «Гори, гори ясно»
Работа с родителями
- Родительское собрание «Важность ознакомления детей с истоками русской народной культуры и видами прикладного искусства»
- Консультации «Патриотическое воспитание дошкольников», «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»
- Памятка «Нетрадиционные техники рисования»
3 этап – заключительный
- Викторина «Что ты знаешь о Гжели?»
- Выставка рисунков
Итоги проектной деятельности
В ходе реализации проекта уровень творческих способностей детей значительно вырос. Дети стали различать виды декоративной росписи, научились создавать выразительные узоры не только на бумаге, но и на объёмных предметах. Благодаря совместной деятельности воспитателей и родителей появилось желание посещать музеи и выставочные залы.
Литература
1.Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2006
2. Боброва М. А. Небесная лазурь: М. А. Боброва //авторская сказка/ Дошкольное воспитание. – СПб.: 2006 №2
3. Лыкова И. А. Небесная Гжель: альбом для детского художественного творчества детей 3-7 лет: наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей/ И. А. Лыкова. – М.: Издательский дом Карапуз, 2008
4. Скоролупова О. Н. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народно-декоративным искусством (цикл занятий для тетей старшего дошкольного возраста) – Москва, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект в старшей группе "О дружбе и друзьях"
Материал отправлен на публикацмию в МЦКО г. МосквыАвторы: воспитатель Иванова Людмила Михайловнапедагог-психолог Фетисова Елена Евгеньевнастарший воспитатель Масленникова Екатерина Викторовна...
Педагогический проект для старшего дошкольного возраста "Дорогою добра"
Все чаще приходится сталкиваться с проявлением у детей душевной скудости, проистекающей от отсутствия или недостатка нравственности. Мы – педагоги, и – родители – хотим в будущем видеть детей «успешны...
Экологический проект для старшего дошкольного возраста "Чудо - огород на окошке растет".
Данный проект направлен на развитие экологической культуры дошкольника.Весна благодатная пора для ознакомления детей с ростом и развитием растений.В этом окажет помощь,создание огорода на окошке....
Педагогический проект по познавательно-исследовательской деятельности "Чудо магниты" (старшая группа)
Познавательско-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста -один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и...
Педагогический проект для старших дошкольников «Чудо - пуговка»
Вы можете стать кем угодно, и никтоне заметит этого. Но если у вас отсутствуетпуговица, каждый обратит на это внимание.Э. М. Ремарк. Мы живем во в...
педагогический проект в старшей группе"Книга - лучший друг" проект (старшая группа)
Во всём мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания к сожалению отходят на второй план, уступая место разнообразным устройствам: телевизорам и компьютерам.Не отрицая значени...
ТВОРЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ "ДЫМКОВСКОЕ ЧУДО"
Управление образованияСергиево-Посадского городского округаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение« Детский сад комбинированного вида № 30 »141300, Московская область...