ТВОРЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ "ДЫМКОВСКОЕ ЧУДО"
проект (средняя группа)

Махова Елена Александровна

Управление образования

Сергиево-Посадского городского округа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад комбинированного вида № 30 »

141300, Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Толстого 3-А

Тел.  8(496) 549-03-47, факс 8(496)549-03-48

Email: dou301960@ yandex. ru.

 

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

«ДЫМКОВСКОЕ ЧУДО»

 

 

Разработала воспитатель  высшей квалификационной категории: Махова.Е.А.

 

 

г. Сергиев Посад.

2022г.

 

Творческий проект

в средней группе

«ДЫМКОВСКОЕ ЧУДО»

Вид проекта: долгосрочный

Продолжительность: 2 месяца

С  15 сентября по 15 ноября

Участники проекта:

дети средней группы,

воспитатели, родители воспитанников.

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Развитие гармоничной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно - прикладного народного творчества переоценить невозможно. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях.

В наше время самой актуальной темой является, научить детей доброте, терпению, умению сопереживать, помогать другим людям. Перспективный путь – воспитывать наших детей на русских народных традициях, на истории нашего народа. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев, русским фольклором. Это позволяет детям почувствовать себя частью великого русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Знакомство с народным промыслом, изготовление игрушек, игры с поделками расширят кругозор детей, приобщат их к изобразительному искусству, помогут развить интерес детей к традициям и истории русского народа.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народными промыслами - дымковской игрушкой, росписью.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  • Познакомить с дымковской игрушкой, с элементами дымковской росписи.
  • Формировать навык использования материалов для рисования.        
  • Учить видеть красоту дымковской игрушки.
  • Развивать художественный вкус в результате изготовления поделок.
  •  Развивать познавательную активность, творческие способности, внимание,  любознательность.
  • Учить создавать изображения по мотивам дымковской росписи.
  •  Развивать моторику рук и тонких движений пальцев.
  •  Развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй,

    диалогическую речь, социальную и языковую компетентность, навыки 

     общения.

  • Воспитывать любовь к народно-прикладному искусству, к народномутворчеству.
  • Воспитывать уважение к работе мастеров.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

ПЕРВЫЙ ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

  • Выбор темы, её актуальность;
  • Изучение методической литературы по теме проекта;
  • Составление плана работы по проекту;
  • Создание развивающей предметно – пространственной среды;
  • Подбор наглядно – иллюстративного материала;
  •  Накопление информации и материалов по теме проекта;
  • Создание в группе уголка Дымковских игрушек;
  • Подбор художественной литературы по теме проекта;
  • Создание картотек дидактических  подвижных игр, загадок, стихов,   по теме проекта;
  • Разработка  бесед, конспектов познавательных и творческих занятий;
  • Консультации родителей по теме: «Знакомство с дымковской игрушкой»

 

ВТОРОЙ ЭТАП – РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

  • Познавательная деятельность

Беседы:«История дымковской игрушки»

 «Игрушки не простые - глиняные, расписные»

«Какими цветами и узорами расписаны дымковские игрушки».

Чтение сказок, рассказов, стихов.

Отгадывание загадок.

Раскрашивание раскрасок.

Рассматривание красочных иллюстраций.

  • Продуктивная деятельность:

Декоративное рисование на тему:

«Украсим юбку дымковской барышни»,

«Дымковская лошадка».

Лепка на тему:«Дымковская уточка»

  • Игровая деятельность :

Дидактические игры:«Какая игрушка лишняя? Почему?», «Какими  узорами  украсим барыню?»,  «Повтори узор»,«Найди вторую половинку», «Каким цветом раскрасим игрушку?», «Из чего сделана игрушка?», «Чем украсим коня?», «Назови игрушку», «Дорисуй  узор».

  • Подвижные  игры:

«Карусель»,

«Золотые ворота»,

«Ручеек»,

 « Горелки»,

«Платок».

 

ТРЕТИЙ ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

  • Обобщение результатов работы.
  • Оформление выставки рисунков на тему: «Дымковские игрушки».
  • Составление картотек дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр, стихов, загадок для детей среднего возраста по теме проекта.
  • Презентация материалов проектной деятельности.

                                                                                                                                                               САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

  • Рассматривание  красочных иллюстраций по теме проекта;
  • Раскрашивание и рисование по теме проекта.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

  • Чтение рассказов, стихов, отгадывание загадок, просмотр презентаций по теме проекта;
  • Рассматривание дымковских игрушек, иллюстраций;
  • Совместное художественное творчество.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО  ПРОЕКТУ

  • Консультация для родителей «Знакомство с дымковской игрушкой»
  • Мастер – класс  «Дымковская игрушка»
  • Оформление  выставки «Дымковская игрушка»

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

  • В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что в результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов группы у детей сформируется интерес к дымковской игрушке.
  • Они усвоят цвета данной росписи, смогут называть все ее элементы.
  • Узнают приемы рисования и научатся составлять узоры.
  • Дети получат первоначальные представления о декоративно – прикладном искусстве, расширят кругозор с помощью стихов, загадок, игр.
  • Родители воспитанников проявят интерес к реализации проекта и будут его использовать в домашних условиях.

 

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ:

«ДЫМКОВСКОЕ ЧУДО»

 

Тема

Программное содержание

 

Беседы

«История дымковской игрушки»

«Игрушки не простые - глиняные, расписные»

«Какими цветами и узорами расписаны дымковские игрушки».

Пр.сод.: Способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к  народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народ­ного декоративно-прикладного искусства для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оце­нок; формировать представления о некото­рых художественных ремеслах, знания о том, какими материалами и инструмента­ми пользуются мастера (для изготовления игрушек нужны: глина, гончарный круг, печь, чтобы обжигать изделие, особые краски для росписи).

 

Развитие речи

«Дымковская игрушка»

Пр.сод.: Расширять представления детей о дымковской игрушке; продолжать знакомить с понятием "лепка", "обжиг", "роспись"; упражнять в образовании имён существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов; уточнить произношение звука (л, ль). Активизировать употребление в речи названий элементов дымковской росписи; совершенствовать диалогическую речь. продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями, расширять словарный запас детей.

 

Декоративное рисование «Украсим юбку дымковской барышни»

Пр.сод.:Закреплять знания детей о дымковской игрушке, ее многообразии, характерных признаках, особенностях узоров и элементах (круги, кольца,

 точки, полосы); учить украшать орнаментами

бумажные фигурки, использовать в работе навыки рисования знакомых элементов

 

Декоративное рисование «Дымковская лошадка»

Пр.сод.: Учить детей декоративному рисованию и дымковской росписи; развивать творческие способности детей, чувство цвета, мелкую моторику и координацию рук, игровые навыки.

 

Лепка

«Дымковская уточка»

Пр.сод.: Дать детям представления о дымковской глиняной игрушке; учить украшать уточку по образцу и по показу; развивать художественно – эстетические способности; учить передавать посредством пластилинографии дымковские узоры;  отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев; закрепить умение расплющивать шарики на поверхности силуэта уточки; воспитывать интерес к русской народной игрушке, желание лепить самостоятельно и аккуратно.

 

Дидактические игры

«Какая игрушка лишняя? Почему?»,

«Найди вторую половинку»,

«Из чего сделана игрушка?», «Назови игрушку», «Дорисуй  узор».

Пр.сод.: Закреплять знания детей о дымковских игрушках, элементах дымковской росписи, умение детей располагать узор в соответствии с формой шаблона, развивать зрительное внимание, память, обучать рассматриванию узоров.

 

Подвижные игры

«Карусель»

«Золотые ворота», «Ручеек»,« Горелки», «Платок»

Пр.сод.: Развивать двигательные навыки детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения, знакомить с русскими народными играми. 

 

Чтение сказок

«Сказочная повесть о появлении дымковской игрушки»

«Козлик - золотые рожки»

Пр.сод.: приобщать детей к художественной литературе через чтение сказок; воспитывать интерес к устному народному творчеству

 

 

Раскрашивание раскрасок

«Дымковские игрушки»

Пр.сод.:Развивать мелкую моторику, внимание, память, закрепить знание цвета, формы, воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность.

 

РЕЗУЛЬТАТ ДАННОЙ РАБОТЫ

  • В ходе реализованного проекта у детей сформировался интерес к дымковской игрушке.
  •  Они усвоили цвета данной росписи, могут узнавать и называть все элементы дымковской росписи. Знают различные приемы рисования и научились составлять узоры.
  • Дети получили первоначальное представление о декоративно – прикладном искусстве, расширили кругозор с помощью стихов, загадок и различных игр.
  • Накопление положительного опыта взаимодействия семьи и педагогов ДОУ, повышение педагогической компетенции родителей; активное участие родителей в жизни своего ребёнка;

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.   Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 30», 2021г.;

  1. Традиционная глиняная игрушка Русского Севера. Раздел Ш. Вятская игрушка, М., 2009.

3.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет.сада.- М.: Просвещение, 1986.

4.Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры.-М.: ЦГЛ,2005.

5.Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов ДОУ/ Авт.сост. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А. Маркеева, О.Н.   6.Слепцова И. С., Морозов И.А. Не робей, воробей! Детские игры, потешки, забавушки Вологодского края. – М.: Вологодский научно-методический центр народного творчества, 1995.

7.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие: Спб.: Детство – Пресс, 2006г.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »

В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы,  И.А Лыковой «Цветные ладошки»,      пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...

Проект в средней группе "Чудо-огород"

Долгосрочный проект в средней группе на тему: "Чудо-огород"...

Творческо – игровой педагогический проект в средней группе по речевому развитию «В гостях у сказки»

Актуальность проекта: Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к д...

Краткосрочный познавательный проект в средней группе «Чудо-огород на подоконнике растет»

Проект – в переводе с греческого – это путь исследования, т.е. специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творче...

Педагогический проект для старших дошкольников «Чудо - пуговка»

Вы можете стать кем угодно, и никтоне заметит этого. Но если у вас отсутствуетпуговица, каждый обратит на это внимание.Э. М. Ремарк.          Мы живем во в...