Открытое занятие в старшей группе «Путешествие к дедушке Фольклору»
план-конспект занятия (старшая группа)
Открытое занятие в старшей группе « Улыбка»
Тема: « Путешествие к дедушке Фольклору»
Цель: формирование представлений детей о фольклоре.
Задачи:
Образовательные: способствовать формированию представлений о характерных чертах русского фольклора, закреплять знания о жанрах и видах устного народного творчества; обеспечить формирование умений сочинять загадки; способствовать созданию условий для формирования дружелюбного отношения между сверстниками.
Развивающие : содействовать развитию интереса к пониманию смысла образных выражений; обеспечить развитие любознательности, воображения, мышления.
Воспитательные : побуждать детей ценить культурное наследие русского народа.
Материалы и оборудование: конвертика - 2, рисунок солнца, мольберт, яблочки с загадками, 4 конверта, пазлы с русскими народными сказками - «Гуси-Лебеди», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь»; бубен.
Методические приемы: сюрпризный момент – письмо на конверте от дедушки Фольклора; мотивация – «Помочь дедушке Фольклору разбудить царство и освободить солнце от волшебных чар злого колдуна»; беседа о фольклоре, жанрах фольклора; пословицы и поговорки о дружбе; отгадывание русских народных загадок; сочинение загадки о солнце; чтение скороговорок и чистоговорок; сочинение небылиц, рассказывание русских народных сказок; физкультминутка «Солнышко»; русская народная игра «Дедушка-сапожник».
Ход занятия.
(Дети вместе с воспитателем входят в зал и приветствуют взрослых)
Встанем рядом полукругом,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет, и добрый день!»
Если каждый улыбнётся-
Утро доброе начнётся.
-ДОБРОЕ УТРО!
- Сегодня утром , когда я пришла в детский сад, на пороге лежал вот такой конвертик. . На нем что-то написано. Давайте прочитаем.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам дедушка Фольклор. Мне нужна ваша помощь. Злой колдун заколдовал солнце в моем царстве и все вокруг уснуло. Помогите мне освободить солнце и разбудить мое царство. Впереди вас ждет много испытаний. Я надеюсь, что вы справитесь с ними. Желаю вам удачи!»
- Вот такое необычное послание. Очень интересное имя у дедушки – Фольклор. Ребята, а вы знаете, что такое фольклор? Кто его сочинял? (ответы детей)
- Правильно, ребята. Фольклор - это сказки, загадки, потешки, пословицы, поговорки, колыбельные, хороводные песни, прибаутки, скороговорки, считалки, игры. Сочинил их русский народ.
Как на Руси уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,
Сам народ для себя песни – шутки слагал.
Наши дедушки, бабушки нам говорили
Как плясали они, хороводы водили.
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,
Своих деток учили петь ещё с колыбели.
- Итак, сегодня мы отправимся на помощь к дедушке Фольклору. Вы готовы? Нам необходимо освободить его царство от волшебных чар злого колдуна. Пусть выглянет солнышко и разбудит все вокруг. Но разбудить царство и справиться со всеми испытаниями смогут лишь дружные ребята. Вы такие? (ответы детей)
День солнечный когда рядом друзья,
Жизнь красива с танцами, песнями,
С близкими друзьями всегда.
- Давайте это проверим. Назовите мне пословицы о дружбе («Человек без друзей, что дерево без корней», «Старый друг лучше новых двух», «Крепкую дружбу и топором не разрубишь», «Нет друга – ищи, а найдешь – береги» и другие).
- Ребята, объясните мне значение пословицы «Человек без друзей, что дерево без корней» (ответы детей).
- Теперь я вижу, что вы дружные ребята и сможете победить волшебные чары злого колдуна.
- Я предлагаю полететь на ковре-самолете. В путь! (дети садятся на ковер, закрывают глаза; воспитатель располагает мольберт с солнцем на ковре).
- Вот мы и прилетели в царство дедушки Фольклора. Наша первая остановка «Загадки». Посмотрите, ветер разбросал по поляне (ковру) яблочки, но они не простые. На каждом из них загадка. Если разгадаем, повесим его на дерево.
1. Красное коромысло через реку повисло. (радуга)
2. Согнута в дугу, летом на лугу, зимой на крюку (коса)
3. Люди ждут меня, зовут, а приду к ним – прочь бегут (дождь)
4. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит (ежик)
5. Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладет (карандаш)
6. Летом бежит, а зимой стоит (река)
7. Если б не было его, не сказал бы ничего (язык)
8. Кланяется, кланяется, придет домой – растянется (топор)
Ребята мы все загадки отгадали. Молодцы! Но чтобы солнышко поскорее выглянуло – давайте с вами отгадаем загадку .Вышло утром ,засияло .День прошел – оно упало .Без него мрак за оконцем, оно нас греет .(солнце).Что за блин весит на небе ,раскидал лучи на нас .Греет, сушит ,жарит , слепит .Ночь пришла и он погас.(солнце).Молодцы ребята.
Раньше люди придумывали заклички и звали солнышко. Давайте мы солнышко позовём. Встанем в хоровод, солнышко будем звать.
«Солнышко, солнышко, покажись!
Красное, красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас, ребят, обогрей!
Солнышко, солнышко, снарядись!
Красное, красное, покажись!
Выйди из-за тучи,
Подари свой лучик!»
- Посмотрите, ребята, потихоньку начинает подниматься солнышко. Царство просыпается. Можно идти дальше.
- Следующая остановка «Скороговорки и чистоговорки». Разомнем наши язычки! Всех скороговорок не переговоришь, а мы попробуем. Ребята, проговорите скороговорки, которые вы знаете? (ответы детей)
- «На горе Арарат вырос крупный виноград»
- «Белые бараны били в барабаны»
- «Раз дрова, два дрова, три дрова»
- «У ежа ежата, у ужа ужата»
- «Течет речка, печет печка».
«У киски в миске сливки скисли»
Справились со скороговорками. Ребята, а я знаю скороговорку про солнце - «Глядят подсолнухи на солнышко, а солнышко на подсолнушки». Давайте повторим все вместе и запомним ее.
Ребята, а давайте придумаем чистоговорки сами?
У нас есть картинки (Коза, оса, жук, туча, ёж, свеча)
(/Воспитатель показывает мнемотаблицу и предлагает детям придумать чистоговорки самим)/
Су-су-су – я боюсь осу.
Са-са-са – на цветке сидит оса;
Жу-жу-жу – на траве лежу;
Жу-жу-жу – жуку кофточку вяжу.
За-за-за – здесь привязана коза.
Воспитатель: Молодцы! Как у вас здорово получается!
- Солнышко освобождается от злых чар, а мы идём дальше. Следующая остановка – «Небылицы». Поиграем в игру «Я задам вопрос, а ты ответишь».
Дети составляют небылицы.
( Солнышко поднимается всё выше.)
- А теперь давайте немного отдохнем и поможем солнышку подняться ещё выше.
Физкультминутка «Солнышко»
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх, потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки, руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется. (Хлопаем в ладоши)
А под солнышком нам
Весело живется. (Гладим по щекам, улыбаемся)
- Молодцы, ребята. Следующая остановка – «Сказки». Посмотрите, на столах лежат конверты. Давайте раскроем их и посмотрим что там.
- Перед вами пазлы с русскими народными сказками. («Гуси-Лебеди», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь»)
- Я предлагаю вам разделиться на команды и собрать пазлы. А затем назвать сказку, которая пряталась в вашем конверте (дети выполняют задание).
- Ребята, вы отлично справились с заданием! Наша следующая остановка – русские народные игры. В старину любили играть в игру «Дедушка сапожник». Давайте и мы поиграем. Сначала надо выбрать водящего. Кто знает считалку про солнце? (ответы детей - «1, 2, 3, 4, 5- надо солнышку вставать, 6, 7, 8, 9, 10- солнце спит ,на небе месяц, разбегайся кто куда, завтра новая игра»)
Дети: Дедушка-сапожник, сшей нам сапоги!
Сапожник: Погодите, дети, потерял очки!
Дети: Дедушка-сапожник, сколько с нас возьмёшь?
Сапожник: Два рубля с полтиной, пятачок и грош.
Дети: Дедушка-сапожник, ты с ума сошёл!
Сапожник: Погодите, дети, я очки нашёл!
(Дети играют в игру)
- Ребята, посмотрите, солнце поднялось высоко. Мы справились со всеми заданиями и разбудили царство дедушки Фольклора.
- Мы совершили увлекательное путешествие в царство дедушки Фольклора. Пора нам возвращаться обратно в детский сад. Усаживаемся на ковер – самолет и полетели.
Вот мы и прилетели обратно в наш детский сад. Посмотрите , ребята, я нашла ещё один конвертик. Давайте посмотрим что там: (на экране появляется дедушка Фольклор) «Дорогие ребята. Вы прошли нелегкий путь, но смогли справиться со всеми испытаниями. Спасибо вам за помощь и получите вкусный сюрприз, который находится в волшебном сундучке».
Воспитатель. Ребята, вы отлично справились с заданием! Мы с вами прошли нелегкий путь. Как в народе говорят: «Кончил дело – гуляй смело!
(Дети говорят « Досвидание» гостям и уходят)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_puteshestvie_k_dedushke_folkloru.docx | 19.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие в старшей группе « Улыбка»
Тема: « Путешествие к дедушке Фольклору»
Цель: формирование представлений детей о фольклоре.
Задачи:
Образовательные: способствовать формированию представлений о характерных чертах русского фольклора, закреплять знания о жанрах и видах устного народного творчества; обеспечить формирование умений сочинять загадки; способствовать созданию условий для формирования дружелюбного отношения между сверстниками.
Развивающие : содействовать развитию интереса к пониманию смысла образных выражений; обеспечить развитие любознательности, воображения, мышления.
Воспитательные : побуждать детей ценить культурное наследие русского народа.
Материалы и оборудование: конвертика - 2, рисунок солнца, мольберт, яблочки с загадками, 4 конверта, пазлы с русскими народными сказками - «Гуси-Лебеди», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь»; бубен.
Методические приемы: сюрпризный момент – письмо на конверте от дедушки Фольклора; мотивация – «Помочь дедушке Фольклору разбудить царство и освободить солнце от волшебных чар злого колдуна»; беседа о фольклоре, жанрах фольклора; пословицы и поговорки о дружбе; отгадывание русских народных загадок; сочинение загадки о солнце; чтение скороговорок и чистоговорок; сочинение небылиц, рассказывание русских народных сказок; физкультминутка «Солнышко»; русская народная игра «Дедушка-сапожник».
Ход занятия.
(Дети вместе с воспитателем входят в зал и приветствуют взрослых)
Встанем рядом полукругом,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет, и добрый день!»
Если каждый улыбнётся-
Утро доброе начнётся.
-ДОБРОЕ УТРО!
- Сегодня утром , когда я пришла в детский сад, на пороге лежал вот такой конвертик. . На нем что-то написано. Давайте прочитаем.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам дедушка Фольклор. Мне нужна ваша помощь. Злой колдун заколдовал солнце в моем царстве и все вокруг уснуло. Помогите мне освободить солнце и разбудить мое царство. Впереди вас ждет много испытаний. Я надеюсь, что вы справитесь с ними. Желаю вам удачи!»
- Вот такое необычное послание. Очень интересное имя у дедушки – Фольклор. Ребята, а вы знаете, что такое фольклор? Кто его сочинял? (ответы детей)
- Правильно, ребята. Фольклор - это сказки, загадки, потешки, пословицы, поговорки, колыбельные, хороводные песни, прибаутки, скороговорки, считалки, игры. Сочинил их русский народ.
Как на Руси уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,
Сам народ для себя песни – шутки слагал.
Наши дедушки, бабушки нам говорили
Как плясали они, хороводы водили.
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,
Своих деток учили петь ещё с колыбели.
- Итак, сегодня мы отправимся на помощь к дедушке Фольклору. Вы готовы? Нам необходимо освободить его царство от волшебных чар злого колдуна. Пусть выглянет солнышко и разбудит все вокруг. Но разбудить царство и справиться со всеми испытаниями смогут лишь дружные ребята. Вы такие? (ответы детей)
День солнечный когда рядом друзья,
Жизнь красива с танцами, песнями,
С близкими друзьями всегда.
- Давайте это проверим. Назовите мне пословицы о дружбе («Человек без друзей, что дерево без корней», «Старый друг лучше новых двух», «Крепкую дружбу и топором не разрубишь», «Нет друга – ищи, а найдешь – береги» и другие).
- Ребята, объясните мне значение пословицы «Человек без друзей, что дерево без корней» (ответы детей).
- Теперь я вижу, что вы дружные ребята и сможете победить волшебные чары злого колдуна.
- Я предлагаю полететь на ковре-самолете. В путь! (дети садятся на ковер, закрывают глаза; воспитатель располагает мольберт с солнцем на ковре).
- Вот мы и прилетели в царство дедушки Фольклора. Наша первая остановка «Загадки». Посмотрите, ветер разбросал по поляне (ковру) яблочки, но они не простые. На каждом из них загадка. Если разгадаем, повесим его на дерево.
1. Красное коромысло через реку повисло. (радуга)
2. Согнута в дугу, летом на лугу, зимой на крюку (коса)
3. Люди ждут меня, зовут, а приду к ним – прочь бегут (дождь)
4. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит (ежик)
5. Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладет (карандаш)
6. Летом бежит, а зимой стоит (река)
7. Если б не было его, не сказал бы ничего (язык)
8. Кланяется, кланяется, придет домой – растянется (топор)
Ребята мы все загадки отгадали. Молодцы! Но чтобы солнышко поскорее выглянуло – давайте с вами отгадаем загадку .Вышло утром ,засияло .День прошел – оно упало .Без него мрак за оконцем, оно нас греет .(солнце).Что за блин весит на небе ,раскидал лучи на нас .Греет, сушит ,жарит , слепит .Ночь пришла и он погас.(солнце).Молодцы ребята.
Раньше люди придумывали заклички и звали солнышко. Давайте мы солнышко позовём. Встанем в хоровод, солнышко будем звать.
«Солнышко, солнышко, покажись!
Красное, красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас, ребят, обогрей!
Солнышко, солнышко, снарядись!
Красное, красное, покажись!
Выйди из-за тучи,
Подари свой лучик!»
- Посмотрите, ребята, потихоньку начинает подниматься солнышко. Царство просыпается. Можно идти дальше.
- Следующая остановка «Скороговорки и чистоговорки». Разомнем наши язычки! Всех скороговорок не переговоришь, а мы попробуем. Ребята, проговорите скороговорки, которые вы знаете? (ответы детей)
- «На горе Арарат вырос крупный виноград»
- «Белые бараны били в барабаны»
- «Раз дрова, два дрова, три дрова»
- «У ежа ежата, у ужа ужата»
- «Течет речка, печет печка».
«У киски в миске сливки скисли»
Справились со скороговорками. Ребята, а я знаю скороговорку про солнце - «Глядят подсолнухи на солнышко, а солнышко на подсолнушки». Давайте повторим все вместе и запомним ее.
Ребята, а давайте придумаем чистоговорки сами?
У нас есть картинки (Коза, оса, жук, туча, ёж, свеча)
(/Воспитатель показывает мнемотаблицу и предлагает детям придумать чистоговорки самим)/
Су-су-су – я боюсь осу.
Са-са-са – на цветке сидит оса;
Жу-жу-жу – на траве лежу;
Жу-жу-жу – жуку кофточку вяжу.
За-за-за – здесь привязана коза.
Воспитатель: Молодцы! Как у вас здорово получается!
- Солнышко освобождается от злых чар, а мы идём дальше. Следующая остановка – «Небылицы». Поиграем в игру «Я задам вопрос, а ты ответишь».
Дети составляют небылицы.
( Солнышко поднимается всё выше.)
- А теперь давайте немного отдохнем и поможем солнышку подняться ещё выше.
Физкультминутка «Солнышко»
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх, потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки, руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется. (Хлопаем в ладоши)
А под солнышком нам
Весело живется. (Гладим по щекам, улыбаемся)
- Молодцы, ребята. Следующая остановка – «Сказки». Посмотрите, на столах лежат конверты. Давайте раскроем их и посмотрим что там.
- Перед вами пазлы с русскими народными сказками. («Гуси-Лебеди», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь»)
- Я предлагаю вам разделиться на команды и собрать пазлы. А затем назвать сказку, которая пряталась в вашем конверте (дети выполняют задание).
- Ребята, вы отлично справились с заданием! Наша следующая остановка – русские народные игры. В старину любили играть в игру «Дедушка сапожник». Давайте и мы поиграем. Сначала надо выбрать водящего. Кто знает считалку про солнце? (ответы детей - «1, 2, 3, 4, 5- надо солнышку вставать, 6, 7, 8, 9, 10- солнце спит ,на небе месяц, разбегайся кто куда, завтра новая игра»)
Дети: Дедушка-сапожник, сшей нам сапоги!
Сапожник: Погодите, дети, потерял очки!
Дети: Дедушка-сапожник, сколько с нас возьмёшь?
Сапожник: Два рубля с полтиной, пятачок и грош.
Дети: Дедушка-сапожник, ты с ума сошёл!
Сапожник: Погодите, дети, я очки нашёл!
(Дети играют в игру)
- Ребята, посмотрите, солнце поднялось высоко. Мы справились со всеми заданиями и разбудили царство дедушки Фольклора.
- Мы совершили увлекательное путешествие в царство дедушки Фольклора. Пора нам возвращаться обратно в детский сад. Усаживаемся на ковер – самолет и полетели.
Вот мы и прилетели обратно в наш детский сад. Посмотрите , ребята, я нашла ещё один конвертик. Давайте посмотрим что там: (на экране появляется дедушка Фольклор) «Дорогие ребята. Вы прошли нелегкий путь, но смогли справиться со всеми испытаниями. Спасибо вам за помощь и получите вкусный сюрприз, который находится в волшебном сундучке».
Воспитатель. Ребята, вы отлично справились с заданием! Мы с вами прошли нелегкий путь. Как в народе говорят: «Кончил дело – гуляй смело!
(Дети говорят « Досвидание» гостям и уходят)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект комплексно-интегрированного занятия в средней группе "Путешествие к дедушке Лесовичку"
Воспитатель с детьми отправляется в волшебный лес к старичку Лесовичку. Помочь отыскать дорогу к Лесовичку помогают лесные жители. Дети отгадывают загадки, выполняют различные задания и оказываются в ...
конспект занятия в старшей группе "Путешествие в страну фольклора"
конспект интегрированного занятия в старшей группе "Путешествие в страну фольклора"...
Конспект интегрированного занятия для родителей в старшей группе «Путешествие в страну фольклора»
Цели:Образовательные: Познакомить с характерными чертами русского народного фольклора; закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества.Развивающие: Развивать любознательность, реч...
Конспект занятия по фольклору в подготовительной группе "Путешествие в страну фольклора".
Конспект по фольклору....
Сценарий развлечения для детей старших групп «Путешествие по сказкам дедушки Корнея»
Цель: 1) показать детям удивительный мир сказок К.И.Чуковского, их мудрость и красоту, понимать юмор произведений К.И. Чуковского;2) активизировать речь детей, воспитывать интонационную выразите...
Конспект открытого интегрированного занятия по фольклору в подготовительной группе «Путешествие в страну фольклора»
Программное содержание:1. Познакомить с характерными чертами русского народного фольклора.2. Закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества.3. Развивать любознательность, речевые умен...