Конспект НОД по познавательному развитию «Человек. Части тела» в старшей групп.
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект НОД по познавательному развитию «Человек. Части тела» в старшей групп.
Цель: поддержание имеющегося у детей интереса к собственному телу, его строению и функционированию, бережного отношения к своему организму и здоровью.
Задачи:
- развивать познавательный интерес к человеку;
- закрепить представления детей о строении человеческого тела, об основных органах чувств человека и их значении, уточнить и закрепить знания детей о частях тела; обогатить словарный запас дошкольников;
- развивать внимание, мышление, тактильные ощущения, слуховое и зрительное восприятие;
- расширять словарный запас, развивать связную речь детей;
- воспитывать бережное отношение детей к собственному организму;
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением человека без ушей, глаз, носа, рта, детские музыкальные инструменты (бубен, погремушка, свисток, колокольчик), коробка с секретами.
Раздаточный материал: муляжи овощей и фруктов; баночки с запахами чеснока, лука, мандарина; кусочки лимона, соленого огурца, дольки шоколада на шпажках.
Оборудование: коробка, мешочек, маркеры, схема тела человека, разные комплекты геометрических фигур для игры, стакан с тёплой и холодной водой, схема строения тела человека с внутренними органами.
Методические приемы: пальчиковая гимнастика, игровые упражнения, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, дыхательная гимнастика, беседа, вопросы к детям, использование наглядного материала, побуждение к ответам, поощрение.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, поприветствуем друг друга.
-Дружно за руки, возьмёмся, и друг другу улыбнёмся!
На доске ряд картинок: девочка, мальчик, мужчина, женщина, бабушка, дедушка.
Воспитатель:
- Кто нарисован на этих картинках?
-Как можно назвать, одним словом?
-Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами начинаем увлекательное путешествие в страну, которая называется «Человек». Вы узнаете много интересного и удивительного про себя, своих друзей. Ребята, посмотрите друг на друга, как вы думаете, все люди одинаковые или разные? Ответ детей.
- Чем мы все похожи? Ответы детей.
- А чем различаемся? Ответы детей.
Все люди разные: есть пожилые и молодые, взрослые и дети.
- Это очень интересно. Давайте начнём знакомиться со своим телом. Из каких же частей состоит тело человека?
Игра «Покажи что назову»
Быть у каждого должна
Очень "умной" голова.
Я верчу ей как умею.
Голова сидит на шее.
Животик, спинка, грудь,
Их вместе всех зовут - туловище.
Руки - чтоб ласкать, трудиться,
Воды из кружечки напиться.
На руке сидят мальчики
Очень дружные пальчики.
Бегут по дорожке
Резвые ножки.
Спотыкнулся через Генку
И ушиб себе коленку.
Воспитатель: Названия частей тела вы знаете, а загадки про них сумеете отгадать?
Живет мой братец за горой –
Не может встретиться со мной. (Глаза)
Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
Пять братьев годами равные,
А ростом разные. (Пальцы)
Всю жизнь ходят наперегонки,
А обогнать друг друга не могут. (Ноги)
- Молодцы! Сегодня для вас я принесла коробочку с секретами. Один из них – чудесный мешочек.
Игра «Чудесный мешочек»
Дети по очереди определяют на ощупь, что находится в мешочке, достают предмет, называют его.
Воспитатель: С помощью чего вы определили содержимое мешочка?
(с помощью рук).
Для чего человеку нужны руки? (с помощью рук мы одеваемся, держим предметы, рисуем и т.д.).
Руки – наши главные помощники
Воспитатель: Ребята, рассмотрите внимательно предметы, которые вы достали из мешочка. Какого они цвета? (Помидор – красный, лимон – желтый, огурец – зеленый и т.д.)
А с помощью чего вы определили цвет предметов? (с помощью глаз)
Для чего человеку нужны глаза? (С помощью глаз человек видит предметы, их цвета, форму, размеры. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении и т.д.) Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире.
На портрете дорисовываются глаза.
Воспитатель: А что нужно делать, чтобы наши глаза были здоровыми? (Беречь глаза, тренировать – делать гимнастику для глаз, есть продукты, содержащие витамины и т.д.)
Воспитатель: А еще в моем чемоданчике есть замечательные вещи. Сейчас вы их услышите. (Дети, сидя спиной, угадывают издаваемые звуки бубна, погремушки, свистка, колокольчика).
-Ребята, встаньте в круг, поиграем в «Жмурки».
Выбирают двоих играющих. Одному завязывают глаза платком, другому дают бубенцы. Затем ведут вокруг них хоровод:
Трынцы – брынцы бубенцы,
Позолочены концы.
Кто на бубенцах играет –
Того жмурка не поймает!
После этих слов игрок с бубенцами начинает в них звонить и ходить в круге, а жмурка стараться его поймать. Как только жмурка его поймает, их заменяют другие игроки, и игра продолжается.
Воспитатель:
- Хорошо мы поиграли! Ребята, проходите, садитесь на свои места.
- С помощью чего вы слышали звуки? (с помощью ушей)
- А как нужно заботиться об ушах? (мыть, чистить, надевать головной убор, если холодно и т.д.)
- Хорошо.
Воспитатель: В моем чемоданчике есть кое-что съедобное. Попробуйте угадать что, но для этого нужно закрыть глаза. Пусть ваши глазки отдохнут.
Дети пробуют продукты на вкус кусочки лимона, соленого огурца, дольки шоколад и определяют, что это и какой вкус имеет (кислый,соленый,сладкий)
Воспитатель: С помощью чего вы определили, что это за продукты и какие они на вкус? (С помощью языка)
Значит, язык - еще один наш помощник.
На портрете дорисовывается рот.
Воспитатель: Ещё в моём секретном чемоданчике есть загадочные баночки с запахом. Попробуйте угадать, чей запах «спрятался» в каждом из них.
Игра «Отгадай по запаху»
Дети определяют продукт (чеснок, лук, мандарин) и называют его.
Воспитатель: С помощью чего вы угадали, что находится в баночках?
(С помощью носа)
А для чего человеку нужен нос? (Чтобы дышать; нос охраняет наш организм от пыли и микробов и т.д.)
А еще он нужен для того, чтобы красиво говорить. Зажмите носик пальцами и повторите ни-на. Что получилось? А теперь скажите ма-ма.
Воспитатель: О носике тоже надо заботиться, ведь он так нам помогает.
- А теперь, замрете, и прислушайтесь к своему организму. Что еще вы чувствуете и слышите?
Дети: Мы слышим свое дыхание.
Воспитатель: Правильно, ребята, у человека есть важный орган, который работает без перерыва. Что это за орган? (варианты ответов детей)
- Это легкие у человека их два. (Показывает на схеме). Через нос и дыхательные пути воздух попадает в лёгкие. Может ли человек прожить без дыхания?
Дети: Нет.
Воспитатель: Давайте попробуем, на несколько секунд задержать дыхание. Не получается? Значит, человек не может жить без дыхания. Ребята во время вдоха мы вдыхаем определенное количество воздуха. У всех оно разное и зависит от объема легких. У взрослых он больше, а у детей меньше. Хотите посмотреть какой объем легких у вас? (Да).
Практическое упражнение с шариком.
Воспитатель: В этом нам поможет воздушный шарик. Наберите, больше воздуха в легкие, затем выдохните его в воздушный шарик и сразу зажмите. (Дети выполняют задание) Теперь мы знаем у кого какой объем легких.
- Ребята, положите руку на грудную клетку, как я. Давайте тихонечко посидим и прислушаемся к себе. Чувствуете, как внутри что-то стучит?
- Что же это такое?
Дети: Это сердце.
Воспитатель: Сердце очень важный орган. Увидеть его мы не можем, но можем услышать, если приложим руку к грудной клетке.
- Как выглядит сердце? (воспитатель показывает на схеме орган - сердце). Сердце человека размером чуть больше его кулака. Сожмите свой кулачок, и мы увидим, у кого какое сердце. Ребята вы знаете, как работает сердце? (ответы детей)
Воспитатель: Сердце работает и днем, и ночью без отдыха. Оно как насос перегоняет кровь по всему организму.
- Ребята, давайте поиграем.
Подвижная игра «Собери человечка».
Воспитатель: Перед вами набор геометрических фигур, необходимо собрать из геометрических фигурок человечка. Я считаю 1, 2, 3, 4, 5 начинаем мы играть. ( Игра повторяется).
Воспитатель: Ребята, чем покрыто наше тело? (ответы детей, кожей). Потрогайте друг друга, вы чувствуете прикосновение? Сейчас я дам вам прикоснуться к двум стаканам, что вы чувствуете? (горячий и холодный стакан).
- А сейчас попробуйте тихонечко ущипнуть себя. Что вы чувствуете? (боль).
- Что может чувствовать кожа? (тепло, холод, прикосновения, боль.)
- Правильно. Скажите ребята, нашли бы мы с вами хоть одну часть тела, которая была бы не нужна человеку? (все части тела человеку необходимы).
- Ребята, сегодняшнее путешествие в страну «Человек» подошло к концу.
Вы молодцы. Вы сегодня хорошо отвечали на все вопросы и справились со всеми заданиями. Если вам сегодня было интересно, и занятие наше понравилось, подойдите к столу, возьмите смайлик, который улыбается, а если не понравилось, было не интересно, то возьмите грустный смайлик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
нод по познавательному развитию | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию «Человек. Части тела» в старшей групп.
Цель: поддержание имеющегося у детей интереса к собственному телу, его строению и функционированию, бережного отношения к своему организму и здоровью.
Задачи:
- развивать познавательный интерес к человеку;
- закрепить представления детей о строении человеческого тела, об основных органах чувств человека и их значении, уточнить и закрепить знания детей о частях тела; обогатить словарный запас дошкольников;
- развивать внимание, мышление, тактильные ощущения, слуховое и зрительное восприятие;
- расширять словарный запас, развивать связную речь детей;
- воспитывать бережное отношение детей к собственному организму;
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением человека без ушей, глаз, носа, рта, детские музыкальные инструменты (бубен, погремушка, свисток, колокольчик), коробка с секретами.
Раздаточный материал: муляжи овощей и фруктов; баночки с запахами чеснока, лука, мандарина; кусочки лимона, соленого огурца, дольки шоколада на шпажках.
Оборудование: коробка, мешочек, маркеры, схема тела человека, разные комплекты геометрических фигур для игры, стакан с тёплой и холодной водой, схема строения тела человека с внутренними органами.
Методические приемы: пальчиковая гимнастика, игровые упражнения, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, дыхательная гимнастика, беседа, вопросы к детям, использование наглядного материала, побуждение к ответам, поощрение.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, поприветствуем друг друга.
-Дружно за руки, возьмёмся, и друг другу улыбнёмся!
На доске ряд картинок: девочка, мальчик, мужчина, женщина, бабушка, дедушка.
Воспитатель:
- Кто нарисован на этих картинках?
-Как можно назвать, одним словом?
-Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами начинаем увлекательное путешествие в страну, которая называется «Человек». Вы узнаете много интересного и удивительного про себя, своих друзей. Ребята, посмотрите друг на друга, как вы думаете, все люди одинаковые или разные? Ответ детей.
- Чем мы все похожи? Ответы детей.
- А чем различаемся? Ответы детей.
Все люди разные: есть пожилые и молодые, взрослые и дети.
- Это очень интересно. Давайте начнём знакомиться со своим телом. Из каких же частей состоит тело человека?
Игра «Покажи что назову»
Быть у каждого должна
Очень "умной" голова.
Я верчу ей как умею.
Голова сидит на шее.
Животик, спинка, грудь,
Их вместе всех зовут - туловище.
Руки - чтоб ласкать, трудиться,
Воды из кружечки напиться.
На руке сидят мальчики
Очень дружные пальчики.
Бегут по дорожке
Резвые ножки.
Спотыкнулся через Генку
И ушиб себе коленку.
Воспитатель: Названия частей тела вы знаете, а загадки про них сумеете отгадать?
Живет мой братец за горой –
Не может встретиться со мной. (Глаза)
Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
Пять братьев годами равные,
А ростом разные. (Пальцы)
Всю жизнь ходят наперегонки,
А обогнать друг друга не могут. (Ноги)
- Молодцы! Сегодня для вас я принесла коробочку с секретами. Один из них – чудесный мешочек.
Игра «Чудесный мешочек»
Дети по очереди определяют на ощупь, что находится в мешочке, достают предмет, называют его.
Воспитатель: С помощью чего вы определили содержимое мешочка?
(с помощью рук).
Для чего человеку нужны руки? (с помощью рук мы одеваемся, держим предметы, рисуем и т.д.).
Руки – наши главные помощники
Воспитатель: Ребята, рассмотрите внимательно предметы, которые вы достали из мешочка. Какого они цвета? (Помидор – красный, лимон – желтый, огурец – зеленый и т.д.)
А с помощью чего вы определили цвет предметов? (с помощью глаз)
Для чего человеку нужны глаза? (С помощью глаз человек видит предметы, их цвета, форму, размеры. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении и т.д.) Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире.
На портрете дорисовываются глаза.
Воспитатель: А что нужно делать, чтобы наши глаза были здоровыми? (Беречь глаза, тренировать – делать гимнастику для глаз, есть продукты, содержащие витамины и т.д.)
Воспитатель: А еще в моем чемоданчике есть замечательные вещи. Сейчас вы их услышите. (Дети, сидя спиной, угадывают издаваемые звуки бубна, погремушки, свистка, колокольчика).
-Ребята, встаньте в круг, поиграем в «Жмурки».
Выбирают двоих играющих. Одному завязывают глаза платком, другому дают бубенцы. Затем ведут вокруг них хоровод:
Трынцы – брынцы бубенцы,
Позолочены концы.
Кто на бубенцах играет –
Того жмурка не поймает!
После этих слов игрок с бубенцами начинает в них звонить и ходить в круге, а жмурка стараться его поймать. Как только жмурка его поймает, их заменяют другие игроки, и игра продолжается.
Воспитатель:
- Хорошо мы поиграли! Ребята, проходите, садитесь на свои места.
- С помощью чего вы слышали звуки? (с помощью ушей)
- А как нужно заботиться об ушах? (мыть, чистить, надевать головной убор, если холодно и т.д.)
- Хорошо.
Воспитатель: В моем чемоданчике есть кое-что съедобное. Попробуйте угадать что, но для этого нужно закрыть глаза. Пусть ваши глазки отдохнут.
Дети пробуют продукты на вкус кусочки лимона, соленого огурца, дольки шоколад и определяют, что это и какой вкус имеет (кислый,соленый,сладкий)
Воспитатель: С помощью чего вы определили, что это за продукты и какие они на вкус? (С помощью языка)
Значит, язык - еще один наш помощник.
На портрете дорисовывается рот.
Воспитатель: Ещё в моём секретном чемоданчике есть загадочные баночки с запахом. Попробуйте угадать, чей запах «спрятался» в каждом из них.
Игра «Отгадай по запаху»
Дети определяют продукт (чеснок, лук, мандарин) и называют его.
Воспитатель: С помощью чего вы угадали, что находится в баночках?
(С помощью носа)
А для чего человеку нужен нос? (Чтобы дышать; нос охраняет наш организм от пыли и микробов и т.д.)
А еще он нужен для того, чтобы красиво говорить. Зажмите носик пальцами и повторите ни-на. Что получилось? А теперь скажите ма-ма.
Воспитатель: О носике тоже надо заботиться, ведь он так нам помогает.
- А теперь, замрете, и прислушайтесь к своему организму. Что еще вы чувствуете и слышите?
Дети: Мы слышим свое дыхание.
Воспитатель: Правильно, ребята, у человека есть важный орган, который работает без перерыва. Что это за орган? (варианты ответов детей)
- Это легкие у человека их два. (Показывает на схеме). Через нос и дыхательные пути воздух попадает в лёгкие. Может ли человек прожить без дыхания?
Дети: Нет.
Воспитатель: Давайте попробуем, на несколько секунд задержать дыхание. Не получается? Значит, человек не может жить без дыхания. Ребята во время вдоха мы вдыхаем определенное количество воздуха. У всех оно разное и зависит от объема легких. У взрослых он больше, а у детей меньше. Хотите посмотреть какой объем легких у вас? (Да).
Практическое упражнение с шариком.
Воспитатель: В этом нам поможет воздушный шарик. Наберите, больше воздуха в легкие, затем выдохните его в воздушный шарик и сразу зажмите. (Дети выполняют задание) Теперь мы знаем у кого какой объем легких.
- Ребята, положите руку на грудную клетку, как я. Давайте тихонечко посидим и прислушаемся к себе. Чувствуете, как внутри что-то стучит?
- Что же это такое?
Дети: Это сердце.
Воспитатель: Сердце очень важный орган. Увидеть его мы не можем, но можем услышать, если приложим руку к грудной клетке.
- Как выглядит сердце? (воспитатель показывает на схеме орган - сердце). Сердце человека размером чуть больше его кулака. Сожмите свой кулачок, и мы увидим, у кого какое сердце. Ребята вы знаете, как работает сердце? (ответы детей)
Воспитатель: Сердце работает и днем, и ночью без отдыха. Оно как насос перегоняет кровь по всему организму.
- Ребята, давайте поиграем.
Подвижная игра «Собери человечка».
Воспитатель: Перед вами набор геометрических фигур, необходимо собрать из геометрических фигурок человечка. Я считаю 1, 2, 3, 4, 5 начинаем мы играть. ( Игра повторяется).
Воспитатель: Ребята, чем покрыто наше тело? (ответы детей, кожей). Потрогайте друг друга, вы чувствуете прикосновение? Сейчас я дам вам прикоснуться к двум стаканам, что вы чувствуете? (горячий и холодный стакан).
- А сейчас попробуйте тихонечко ущипнуть себя. Что вы чувствуете? (боль).
- Что может чувствовать кожа? (тепло, холод, прикосновения, боль.)
- Правильно. Скажите ребята, нашли бы мы с вами хоть одну часть тела, которая была бы не нужна человеку? (все части тела человеку необходимы).
- Ребята, сегодняшнее путешествие в страну «Человек» подошло к концу.
Вы молодцы. Вы сегодня хорошо отвечали на все вопросы и справились со всеми заданиями. Если вам сегодня было интересно, и занятие наше понравилось, подойдите к столу, возьмите смайлик, который улыбается, а если не понравилось, было не интересно, то возьмите грустный смайлик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия по познавательному развитию «Человек. Части тела»
Конспект итогового занятия по познавательному развитию «Человек. Части тела» в старшей группе...
Конспект ООД по познавательному развитию "Человек - часть природы"
Тема: «Человек – часть природы» Программные задачи:· Учить выполнять элементарные правила поведения в природе.·...
Конспект по познавательному и речевому развитию «Человек. Части тела» в старшей группе
развивать познавательный интерес ;закрепить представления детей о строении человеческого тела,...
Конспект НОД по познавательному развитию «Изучаем свое тело» для средней группы
Конспект НОД по познавательному развитию «Изучаем свое тело» для средней группы...
Конспект итогового занятия по познавательному развитию «Человек. Части тела» в старшей группе
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательно-исследовательская, речевая. Интегративные задачи:развивать познавательный интерес к человеку;закрепить представления ...
Конспект занятия по познавательному развитию «Человек. Части тела»
Цель: поддержание имеющегося у детей интереса к собственному телу, его строению и функционированию, бережного отношения к своему организму и здоровью....
Конспект занятия по познавательному развитию «Человек. Части тела»
Цель:развивать познавательный интерес к человеку;закрепить представления детей о строении человеческого тела, об основных органах чувств человека и их значении, уточнить и закрепить знания детей о час...