Самообразование на тему «Нейроигры – как средство активизации и стимулирования речевой активности у детей»
проект

Самообразование на тему «Нейроигры – как средство активизации и стимулирования речевой активности у детей»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_22-23.docx26.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательная учреждение №8 детский сад «Родничок»

Самообразование на тему «Нейроигры – как средство активизации и стимулирования речевой активности у детей»

Выполнила учитель-логопед: Сыроватская Н.В.

г. Якутск 2022-2023 уч. г.

«Нейроигры – как средство активизации и стимулирования речевой активности у детей»

Актуальность.

      По мнению специалистов, в последние годы отмечается рост числа детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Согласно международной статистике, нарушения речи имеются у 17,5% детей дошкольного возраста. И чем раньше они будут диагностированы, тем эффективнее будет лечение. Причины нарушений речи зависит от многих факторов: повреждение цнс, которые возникают в течение первых месяцев жизни ребенка, пренатальном и перинатальном периодах, а также изменением образа жизни современных детей. Гаджеты, телевизор, компьютерные игры, соцсети, сделали детей малоподвижными, вытеснили игры на свежем воздухе, подвижные игры и, как следствие, сократилась двигательная активность детей, а это все то, что помогает детям компенсировать все нарушенные процессы в мозге.

     Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.

Как мы все знаем игра – является ведущей деятельностью ребёнка с рождения и до младшего школьного возраста. Она ненавязчиво учит социальным нормам, развивает умения и навыки ребёнка. В игре у малыша растёт интерес и мотивация к занятиям. Именно поэтому нейропсихологические игры, являются одним из способов коррекции дисфункций у детей. Их используют нейропсихологи на коррекционно-развивающих занятиях с детьми.

  Так как в начале учебного года, в нашей группе было много детей с задержкой речи, я решила изучить эту тему.

И так, что же такое нейроигры? 

Нейропсихологические игры – это тот инструмент, который сможет скорректировать психические дисфункции у детей в возрасте 3-12 лет.

Применение нейроигр позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, приводя, к гармонизации баланса жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом.

Цель: изучение и использование нейроигр и кинезиологических упражнений в работе с младшими дошкольниками.

Задачи:

-реализовать федеральный государственый стандарт в работе с дошкольниками;

-использовать современные технологии и методы работы в младшей группе;

-познакомить детей с нейроиграми как мотивационной готовности к познанию и исследованию;

-активизировать познавательные и мыслительные процессы младших дошкольников.

С помощью нейропсихологических игр у детей сформируется:

-Развитию памяти, внимания, пространственных представлений, моторики;

-Развитию межполушарного взаимодействия;

-Повышению умственной работоспособности;

-Оптимизации интеллектуальных процессов;

-Совершенствованию способности к концентрации внимания;

-Стабилизации эмоционального фона;

-Оптимизации мышечного тонуса, снятию телесных зажимов;

-Оздоровлению организма, мобилизации ресурсов;

-Ребенок становится более самостоятельным и уверенным;

- Повышается работоспособность;

-Повышается развитие двигательной и пространственной сферы;

-Повышается самооценка ребенка;

-Повышается развитие мелкой моторики, памяти, мышления, внимания.

Основные вопросы:

- изучение методической литературы по использованию нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений;

- актуальность применения в образовательном процессе с дошкольниками;

- цели и задачи нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений в обучении детей дошкольного возраста;

- этапы работы по внедрению нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений в образовательный процесс;

- особенности нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений для детей дошкольного возраста;

- роль родителей в деятельности детей по нейропсихологических игр;

- изучение педагогический опыт других воспитателей, педагогов-логопедов, педагогов-психологов;

- внедрение инновационной деятельности в образовательный процесс с детьми младшего дошкольного возраста.

Этапы работы:

1. Изучение методической литературы

2. Обогащение предметно-развивающей среды

- Разработка картотек «Нейропсихологические игры», «Кинезиологические упражнения»

- Создание иллюстрированного альбома «Кинезиологические сказки»

3. Взаимодействие с дошкольниками

 - Подбор нейропсихологических игр в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

-  Включение нейропсихологических игр в режимные моменты и непосредственно-образовательную деятельность в соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников.

- Работа с иллюстрированной картотекой.

4. Взаимодействие с родителями

- Индивидуальные и групповые консультации для родителей: «Что такое – нейроигры?» «Нейропсихологические игры– это просто и весело»

- Оформление стенда для родителей папками-передвижками: «нейроигры в повседневной жизни», «Кинезиологические игры», «Что такое –нейропсихологические игры?»

- Помощь родителей в создании картотеки «Нейропсихологические игры»

5. Ожидаемые результаты

Для себя:

- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;

-умение активизировать познавательные, социально-коммуникативные способности и умения;

- применять полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.

Для воспитанников:

- Повышение стрессоустойчивости организма

- Высокая способность к произвольному контролю

- Развитая координация движений, точное выполнение движений

- Высокая познавательная активность

- Развитые память, внимание, творческое мышление.

Этапы реализации самообразования

Первый этап (организационно-теоретический)

Период

Реализация

Сентябрь-Октябрь

изучение возможностей внедрения нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений в образовательный процесс с младшими дошкольниками, анализ имеющихся условий, повышение квалификации, сбор информации

Второй этап (накопительно-практический)

Ноябрь-Май

Практическое осуществление деятельности по внедрению нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений:

- Подбор необходимого оборудования, материалов, изготовление картотек с нейроиграми и подбор комплексов кинезиологических упражнений.

- Создание предметно-пространственной среды и оборудования для проведения игр и упражнений .

- Создание авторских нейроигр.

- создание картотеки кинезиологических сказок;

- Консультация для родителей “Нейропсихологические игры для детей”, «Польза нейропсихологических упражнений для дошкольников», «Кинезиологические упражнения с детьми дома».

Третий этап (заключительный)

Май

Отчет о проделанной работе.

Список литературы

1. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М. : ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.

2. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М. : Аркти, 2008. – 60 с.

3. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М. : ТЦ «Сфера», 2008. – 41с.

4. Васильева Л. Ф. Теоретические основы прикладной кинезиологии. - Москва, изд-во ВИС, 2003 г. - 84 с: ил.

5. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кинезиологические упражнения как средство активизации и стимулирования речевой деятельности

Кинезиологические  упражнения как средство активизации и стимулирования речевой деятельности...

Тема по самообразованию "Нейроигры - средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №97»               Тема по самообразова...

Конспект занятия, направленного на стимулирование речевой активности у детей двухлетнего возраста с ЗРР.

Конспект занятия, направленного на интериоризацию регуляторных функций компонентов речи и стимулирование речевой активности у детей двухлетнего возраста с ЗРР....

ПЛАН и ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ «Моделирование как средство активизации и развития речи детей дошкольного возраста»

    Понимая важность этой проблемы, я выбрала актуальную тему для самообразования «Моделирование как средство активизации и развития речи детей дошкольного возраста»Цель с...

Выступление на педсовете. Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей.

Выступление на педсовете.Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей....

План по самообразованию "Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"

Тема: "Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"Актуальность.В современном обществе сложн...