Самообразование на тему «Нейроигры – как средство активизации и стимулирования речевой активности у детей»
проект
Самообразование на тему «Нейроигры – как средство активизации и стимулирования речевой активности у детей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_22-23.docx | 26.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательная учреждение №8 детский сад «Родничок»
Самообразование на тему «Нейроигры – как средство активизации и стимулирования речевой активности у детей»
Выполнила учитель-логопед: Сыроватская Н.В.
г. Якутск 2022-2023 уч. г.
«Нейроигры – как средство активизации и стимулирования речевой активности у детей»
Актуальность.
По мнению специалистов, в последние годы отмечается рост числа детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Согласно международной статистике, нарушения речи имеются у 17,5% детей дошкольного возраста. И чем раньше они будут диагностированы, тем эффективнее будет лечение. Причины нарушений речи зависит от многих факторов: повреждение цнс, которые возникают в течение первых месяцев жизни ребенка, пренатальном и перинатальном периодах, а также изменением образа жизни современных детей. Гаджеты, телевизор, компьютерные игры, соцсети, сделали детей малоподвижными, вытеснили игры на свежем воздухе, подвижные игры и, как следствие, сократилась двигательная активность детей, а это все то, что помогает детям компенсировать все нарушенные процессы в мозге.
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.
Как мы все знаем игра – является ведущей деятельностью ребёнка с рождения и до младшего школьного возраста. Она ненавязчиво учит социальным нормам, развивает умения и навыки ребёнка. В игре у малыша растёт интерес и мотивация к занятиям. Именно поэтому нейропсихологические игры, являются одним из способов коррекции дисфункций у детей. Их используют нейропсихологи на коррекционно-развивающих занятиях с детьми.
Так как в начале учебного года, в нашей группе было много детей с задержкой речи, я решила изучить эту тему.
И так, что же такое нейроигры?
Нейропсихологические игры – это тот инструмент, который сможет скорректировать психические дисфункции у детей в возрасте 3-12 лет.
Применение нейроигр позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, приводя, к гармонизации баланса жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом.
Цель: изучение и использование нейроигр и кинезиологических упражнений в работе с младшими дошкольниками.
Задачи:
-реализовать федеральный государственый стандарт в работе с дошкольниками;
-использовать современные технологии и методы работы в младшей группе;
-познакомить детей с нейроиграми как мотивационной готовности к познанию и исследованию;
-активизировать познавательные и мыслительные процессы младших дошкольников.
С помощью нейропсихологических игр у детей сформируется:
-Развитию памяти, внимания, пространственных представлений, моторики;
-Развитию межполушарного взаимодействия;
-Повышению умственной работоспособности;
-Оптимизации интеллектуальных процессов;
-Совершенствованию способности к концентрации внимания;
-Стабилизации эмоционального фона;
-Оптимизации мышечного тонуса, снятию телесных зажимов;
-Оздоровлению организма, мобилизации ресурсов;
-Ребенок становится более самостоятельным и уверенным;
- Повышается работоспособность;
-Повышается развитие двигательной и пространственной сферы;
-Повышается самооценка ребенка;
-Повышается развитие мелкой моторики, памяти, мышления, внимания.
Основные вопросы:
- изучение методической литературы по использованию нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений;
- актуальность применения в образовательном процессе с дошкольниками;
- цели и задачи нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений в обучении детей дошкольного возраста;
- этапы работы по внедрению нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений в образовательный процесс;
- особенности нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений для детей дошкольного возраста;
- роль родителей в деятельности детей по нейропсихологических игр;
- изучение педагогический опыт других воспитателей, педагогов-логопедов, педагогов-психологов;
- внедрение инновационной деятельности в образовательный процесс с детьми младшего дошкольного возраста.
Этапы работы:
1. Изучение методической литературы
2. Обогащение предметно-развивающей среды
- Разработка картотек «Нейропсихологические игры», «Кинезиологические упражнения»
- Создание иллюстрированного альбома «Кинезиологические сказки»
3. Взаимодействие с дошкольниками
- Подбор нейропсихологических игр в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
- Включение нейропсихологических игр в режимные моменты и непосредственно-образовательную деятельность в соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников.
- Работа с иллюстрированной картотекой.
4. Взаимодействие с родителями
- Индивидуальные и групповые консультации для родителей: «Что такое – нейроигры?» «Нейропсихологические игры– это просто и весело»
- Оформление стенда для родителей папками-передвижками: «нейроигры в повседневной жизни», «Кинезиологические игры», «Что такое –нейропсихологические игры?»
- Помощь родителей в создании картотеки «Нейропсихологические игры»
5. Ожидаемые результаты
Для себя:
- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
-умение активизировать познавательные, социально-коммуникативные способности и умения;
- применять полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.
Для воспитанников:
- Повышение стрессоустойчивости организма
- Высокая способность к произвольному контролю
- Развитая координация движений, точное выполнение движений
- Высокая познавательная активность
- Развитые память, внимание, творческое мышление.
Этапы реализации самообразования
Первый этап (организационно-теоретический)
Период
Реализация
Сентябрь-Октябрь
изучение возможностей внедрения нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений в образовательный процесс с младшими дошкольниками, анализ имеющихся условий, повышение квалификации, сбор информации
Второй этап (накопительно-практический)
Ноябрь-Май
Практическое осуществление деятельности по внедрению нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений:
- Подбор необходимого оборудования, материалов, изготовление картотек с нейроиграми и подбор комплексов кинезиологических упражнений.
- Создание предметно-пространственной среды и оборудования для проведения игр и упражнений .
- Создание авторских нейроигр.
- создание картотеки кинезиологических сказок;
- Консультация для родителей “Нейропсихологические игры для детей”, «Польза нейропсихологических упражнений для дошкольников», «Кинезиологические упражнения с детьми дома».
Третий этап (заключительный)
Май
Отчет о проделанной работе.
Список литературы
1. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М. : ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
2. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М. : Аркти, 2008. – 60 с.
3. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М. : ТЦ «Сфера», 2008. – 41с.
4. Васильева Л. Ф. Теоретические основы прикладной кинезиологии. - Москва, изд-во ВИС, 2003 г. - 84 с: ил.
5. Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кинезиологические упражнения как средство активизации и стимулирования речевой деятельности
Кинезиологические упражнения как средство активизации и стимулирования речевой деятельности...
Тема по самообразованию "Нейроигры - средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №97» Тема по самообразова...
Конспект занятия, направленного на стимулирование речевой активности у детей двухлетнего возраста с ЗРР.
Конспект занятия, направленного на интериоризацию регуляторных функций компонентов речи и стимулирование речевой активности у детей двухлетнего возраста с ЗРР....
ПЛАН и ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ «Моделирование как средство активизации и развития речи детей дошкольного возраста»
Понимая важность этой проблемы, я выбрала актуальную тему для самообразования «Моделирование как средство активизации и развития речи детей дошкольного возраста»Цель с...
: "Нейроигры - средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей дошкольного возраста"
Материалы по самообразованию учителя-логопеда...
Выступление на педсовете. Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей.
Выступление на педсовете.Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей....
План по самообразованию "Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"
Тема: "Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"Актуальность.В современном обществе сложн...