СЕМИНАР ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
консультация

ЕЛЬЧИНА АНАСТАСИЯ ФЕДОРОВНА

«Развитие межполушарного взаимодействия
у детей дошкольного возраста
как основа интеллектуального развития»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЕМИНАР ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Тема: «Развитие межполушарного взаимодействия
у детей дошкольного возраста
как основа интеллектуального развития»

Форма проведения:

Теоретическая часть

Практическая часть

Рефлексия

Материалы: картон, маркеры, пластилин.

Теоретическая часть

Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на нашем семинаре-практикуме, на котором вы узнаете, я надеюсь, что-то интересное и новое. Для начала я предлагаю вам небольшую игру-перекличку.

Крикните громко и хором, друзья,

Детей своих все вы любите? (да)

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

Я вас понимаю… Как быть нам тогда?

Проблемы детей решать нужно нам? (да)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь нам? (нет)

Последнее спрошу вас я:

Активными все будем? (да)

Тема нашего семинара «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».

Цель: раскрыть суть технологии межполушарного взаимодействия у детей, и ее роли в развитии дошкольников. Повысить мотивацию на использование кинезиологических методов для последующего применения в практической деятельности. Сегодня мы с вами рассмотрим деятельность больших полушарий головного мозга, и попробуем применить знания на практике. Надеюсь, что вам будет интересно и познавательно.

В последнее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей, и даже в продаже появились специальные пособия, тренажеры, прописи для развития межполушарного взаимодействия.

       Попробуем разобраться: что же такое межполушарные связи, зачем они нужны, и как их развивать.

Как же «подружить» две половинки мозга ребёнка? Ответ прост – играть в особенные игры, заниматься «гимнастикой мозга». Современная психолого-педагогическая практика предлагает множество игр и упражнений для развития межполушарного взаимодействия у детей. Необходимо лишь подобрать оптимальный комплекс упражнений, направленный на решение той или иной задачи.

Комплексы нейродинамической гимнастики для дошкольников построены на основе кинезиологических упражнений, мануальных и психомоторных игр. Эти интегрирующие упражнения пробуждают систему “интеллект-тело” и приводят её в готовность к обучению. Главная идея, которую пропагандируют кинезиологи, такова – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Все мы знаем, что наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свою работу.

Левое полушарие отвечает за логическое мышление, оперирует фактами и терминами, выполняет различные мыслительные операции. Что же делает правое полушарие? А правое полушарие – это наша интуиция, образное мышление, фантазия и творческие способности.

Левополушарных людей в природе большинство. Правое же полушарие практически бездействует. А то, что не используется, со временем деградирует. У значительной части взрослого населения такая функция правого полушария, как воображение, практически не используется — взрослые разучились мечтать и фантазировать. Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.

Главным инструментом при выполнении «гимнастики мозга» являются руки. Действуя двумя руками, развиваются оба полушария. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия необходимо выполнять, каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Сначала выполнять упражнения будет сложно, поэтому торопиться не надо, когда начнет получаться, можно увеличивать темп. Эти упражнения будут полезны не только детям, но и взрослым, даже если межполушарные взаимодействия сформированы. 

Практическая часть.

Для начала я предлагаю вам выполнить несколько простых, но действенных упражнений на развитие межполушарных связей, в ходе которых задействуются оба полушария мозга.

Перекрестные телесные движения, упражнения на координацию и ловкость. Например, всем известное упражнение  «Ухо – нос»

Взяться левой рукой за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно опустить руки и хлопнуть в ладоши. Изменить положение рук с точностью до наоборот. Вы готовы? Начинаем.

Кинезиологические упражнения. 

«Кольцо»

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец с другими последовательно. Сначала в одном порядке, затем в обратном. Делать сразу двумя руками. Если ребенку трудно сразу двумя, то можно сначала правой, потом левой, а потом соединить. Кажется, что легко и просто, но выполнив несколько раз, пальцы начинают сбиваться. Когда выполняете это упражнение, то на руки смотреть не надо.

Детям очень нравятся кинезиологические упражнения в речевом сопровождении. Ритм речи, особенно ритм стихов способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей.

«Кулак, ладошка» 

Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук.
«Вот ладошка, вот кулак,
все быстрее делай так».

«Оладушки»

Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая – на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая – ладонью вверх, левая – ладонью вниз. По мере усвоения – движения ускорять.

«Мы играли в ладушки – жарили оладушки.

Так пожарим, повернем – и опять играть начнем».

«Кулак – ребро – ладонь» 

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола: выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При затруднениях в выполнении можно помогать себе командами (кулак – ребро – ладонь, произнося их вслух или про себя.)

               Таких простых, но очень действенных упражнений очень много. И как я уже говорила, что сейчас в продаже есть специальные тренажеры для развития межполушарного взаимодействия. Но я предлагаю вам изготовить простые, но полезные в развитии ребенка пособия. Для этого нам понадобятся самые обычные материалы: картон, цветная бумага, пластилин, маркеры, клей.

«Проведи по линиям» 

Итак, берем листок бумаги и чертим на нем маркерами любые зеркальные линии, лабиринты, спирали. Обозначаем начало и конец дорожки

значком разного цвета. Пособие готово.

Задания для ребенка:

- проведи по линии правой рукой;

- проведи по линии левой рукой;

- проведи по линии двумя руками одновременно;

- проведи по линии указательным пальцем (большим, средним, безымянным, мизинцем) правой руки;

- проведи по линии указательным пальцем (большим, средним, безымянным, мизинцем) левой руки;

- провести по линии указательными пальцами (большими, средними, безымянными, мизинцами) обеих рук.    

           

Для «хождения по дорожкам» можно использовать мелкие игрушки, фишки, крышечки и др. Можно найти в Интернете и распечатать готовые картинки с аналогичными заданиями или так же, сделать самостоятельно, используя картинки с разными персонажами.

Давайте сделаем еще одно пособие, с помощью которого можно выполнять несколько разных упражнений.

         Для этого лучше взять более толстый картон, обводим ладошки ребенка на лист бумаги, на кончики нарисованных пальцев прилепляем по кусочку пластилина. Затем делаем из пластилина колбаски (можно в форме пирамидки, лабиринта и пр.), под ними – маленький кружок пластилина. И так же из пластилина создаем знак бесконечности. Пособие готово.

Задания для ребенка:

- поставить пальцы рук на ладошки, постучать указательными (средними, безымянными и т.д.) пальцами обеих рук по кусочку пластилина. На кончики нарисованных ладошек можно вместо пластилина приклеить изображения животных, птиц, сказочных героев и пр. Педагог дает задание: - Зайчики прыгают два раза. Ребенок должен постучать одновременно теми пальцами

обеих рук, которые находятся на данной картинке;

- упражнение «Ритм». Ребенок кладет руки на лист с ладошками и повторяет

за педагогом заданный ритм, ударяя пальцами  обеих рук;

- провести пальцами обеих рук по лабиринту (пирамидке) между полосками,

сверху вниз и в обратном направлении;

- провести пальцами обеих рук по «восьмерке» в разных направлениях.

Рефлексия.

        Уважаемые родители! Я благодарю вас за продуктивную работу и творчество. Надеюсь, в ходе семинара вы получили представления о многообразии игровых упражнений и вариантов их использования  для развития межполушарного взаимодействия у детей. Я искренне желаю, чтобы эти игры, упражнения и пособия помогли вам в работе с детьми.

Упражнение «Класс! Окей!»

Пожалуйста, оцените представленный материал.

Если вы сегодня узнали что-то новое для себя, покажите жест «Класс!» правой рукой.

Если вам на семинаре было психологически комфортно – жест «Окей!» левой рукой.

Всем творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для родителей «Школа эффективного родителя»

Тренинг как форма работы с родителями, разработка тренинга...

Семинар для родителей (из опыта родителей) "Умеем ли мы общаться".

Целью моей работы является выявление способностей общения между родителями....

Семинар для родителей: « Обучение родителей методам развития мелкой моторики у детей, как компонента коррекционной работы по развитию речи».

В моей публикации вы узнаете немного нового о мелкой моторике, для чего она нужна и какая от неё польза. А ваш ребёнок с  удовольствием будет играть в предложенные инры, и при этом получать больш...

Передача родителям способов игры с детьми. (Семинар для родителей)

Полноценного развития игра детей достигает лишь, когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все ее основные компоненты. Так, при сюжетно-ролевой игре он...

Семинар для родителей "Родителям о правах ребенка"

Семинар , который знакомит родителей с правами и обязанностями детей, нормативно-правовой базой. С помощью теста помогает определить "Какой вы родитель?!...

Семинар-практикум «Родитель- заказчик, спонсор, партнер? Тема: «Родитель- заказчик, спонсор, партнер?

Цель:способствовать формированию у педагогов  потребности  тесного  взаимодействия  с семьями  воспитанников и вовлечения  родителей  в жизнедеятельность ДОУ;соверше...