Семинар для родителей "Творческое сотрудничество на основе театрализованной деятельности родителей и детей"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике по теме
Предварительный просмотр:
Сегодня наш родительский клуб открывает «Театральный сезон»
«Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин.
Хочется добавить - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир.
Театральное искусство, близко и понятно детям ведь в основе театра лежит игра. Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Сегодня мы с вами будем создавать наш театр.
Мы – новая труппа, мы большинство незнакомы друг с другом, мы незнаем о творческих дарований каждого из нас , мы все со своими ожиданиями, притязаниями и надеждами. Как сложится наша новая труппа, насколько дееспособена и творчески она будет работать зависеть от каждого из нас.
Начнем со знакомства
Имя-характеристика «Снежный ком »
Легенда.
Я хочу вас познакомить с одной старинной легендой:
«Как-то вечером группа паломников готовилась остановиться на ночлег, когда внезапно вокруг них засиял небывалый свет. Они поняли, что к ним снизошло небесное существо. С трепетом ждали они важного божественного послания, которое было предназначено, как они считали, именно для них.
Наконец раздался голос: «Соберите как можно больше камешков. Положите их во вьючные мешки. Путешествуйте в течение дня, и к следующему вечеру вы обретете радость и печаль».
Покинув место стоянки, кочевники выражали разочарование и злились друг на друга. Они ожидали откровения, касающегося великой вселенской истины, которая поможет им принести в мир богатство, здоровье и смысл существования. Но вместо этого им дали какое-то незначительное задание, в котором они не видели никакого смысла. Однако, памятуя о сиянии, исходившем от посетившего их существа, каждый из них, недовольно ворча, положил по нескольку камешков в свой мешок.
Они проехали целый день и вечером, разбивая лагерь, заглянули в свои вьюки и обнаружили, что камешки превратились в алмазы. Люди обрадовались, что у них появились алмазы. Попечалились, что не взяли больше камешков.»
Так и для каждого из нас любое произошедшее с нами событие может превратиться для нас в драгоценный камень личного опыта, а может так и остаться серым булыжником, мимо которого мы равнодушно прошли.
Для того чтобы хотя бы приблизительно осознать как мы обращаемся со своим детьми, близкими личным опытом в течение всего сегодняшнего тренинга вам предлагается собирать волшебные камни (фишки): после каждого упражнения вы будете брать и складывать в свою копилку один из камней, если вы считаете, что во время упражнения вы пробрели важный для Вас личный опыт или вложили в его выполнение достаточно усилий.»
Динамическое упражнение «Мы с тобой похожи».
Участникам дается следующее пояснение: «Вы уже получили определенное представление об актерах нашей труппы. Теперь Ваша задача увидеть еще многое, что Вас объединяет». Участникам предлагается по сигналу ведущего как можно быстрее объединятся в группы по определенному признаку. Ведущим предлагаются полярные признаки, для того чтобы все участники распределялись на 2 группы. Примерные признаки: «Светлые волосы – темные волосы»; «одеты в брюки – одеты в платья, юбки»; «одноцветная одежда – цветная одежда»; «короткая стрижка – длинные волосы»; «наличие украшений – отсутствие украшений» и т.д.
Игра «Иностранец»
Вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Спросите с помощью жестов, как найти кинотеатр, кафе, почту.
Упражнения
1. С помощью мимики выразите горе, радость, боль, страх, удивление.
2. Покажите, как вы сидите у телевизора (захватывающий фильм), за шахматной доской, на рыбалке (клюет).
Игры со скороговорками
Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз). Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.
Варианты скороговорок:
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Король – орел, орел-король.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берут на себя родители, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но, уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности.
Домашний театр - это совокупность театрализованных игр и разнообразных видов театра.
Для домашнего пользования доступны - кукольный, настольный, теневой театры.
Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготавливая своими руками из разных материалов, например, папье-маше, дерева, картона , ткани , ниток, старых носков, перчаток. К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать и ребенка. В дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок.
Только представьте, сколько творчества, смекалки, уверенности в себе потребует это занятие от крохи. А еще, что уважаемые родители мы тренируем? - тренировка мелкой моторики, развитие речи, художественного вкуса и фантазии, познание нового и интересного, радость совместной деятельности с близкими людьми, гордость за свои успехи… Действительно, создание домашнего кукольного театра - настолько развивающая и многогранная деятельность, что стоит не пожалеть на это времени и сил.
Скажите пожалуйста: а нужно ли посещать театр в наше время? Да еще с маленьким ребенком? Есть Интернет, кабельное телевидение. Не надо забывать, что театрализованные постановки помогли и помогают решать многие актуальные проблемы в воспитании дошкольника:
- формирование правильного эстетического вкуса;
- развитие коммуникативных способностей;
- влияние на развитие речи, памяти, внимания, воображения;
- помогает решить конфликт в процессе игры;
- создание положительного эмоционального настроя;
- помогает нравственному воспитанию.
Занимаясь с детьми театром, мы сделаем их жизнь интересной и содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, представлениях дети смогут использовать в повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие «Развитие диалогической речи детей с ОНР на основе театрализованной деятельности»
В пособии представлены: Этапы развития диалогических умений. Примерный план распределения произведений по возрасту детей и лексическим темам. Практический материал....
Деловая игра «Ёж, ёж, ты куда идёшь?» (направленная на развитие связной речи на основе театрализованной деятельности у детей с ОНР используя су-джок терапию).
Кроме логопедических занятий по формированию грамматического строя речи и развития связной речи, не менее важная форма работы- это использование различных видов творчества, культурно-досуговой деятель...
Мастер-класс «Творческое сотрудничество педагога с детьми на основе театрализованной деятельности»
Мастер-класс для педагогов...
Система развития выразительности речи детей дошкольного возраста на основе театрализованной деятельности
Система развития выразительности речи детей дошкольного возраста на основе театрализованной деятельности...
Развитие диалогической речи у детей с ОНР на основе театрализованной деятельности.
Особенности развития диалогической речи у детей с ОНР У детей с общим недоразвитием речи на фоне системных речевых нарушений задерживается развитие психических процессов и не форми...
Доклад «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театрализованному искусству» (на семинаре – практикуме для воспитателей ДОУ ГКПД по теме: «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»)
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребёнка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительн...
Консультация для родителей "Психолого-педагогические основы театрализованной деятельности"
В статье отражены аспекты психологии и педагогики, которые делают театрализованную деятельность актуальнейшим и эффективным средством развития детей дошкольного возраста....