Семинар для родителей «Школа эффективного родителя»
план-конспект урока по теме
Тренинг как форма работы с родителями, разработка тренинга
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematika_besed_i_konsultaciy_dlya_roditeley.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий коллективного мероприятия с родителями
Семинар для родителей
«Школа эффективного родителя»
Цель: Развитие рефлексивности, самосознания, повышение психолого-педагогических знаний о роли семьи в развитии ребенка.
1. Вводная беседа. В течение 5 минут в произвольной форме следует объяснить цель встречи, рассказать о структуре работы.
2. Упражнение-знакомство «Мячик».
Цель: Выявление ожиданий участников и представлений о себе.
Материал: Мячик.
Содержание: Все участники сидят в кругу. Ведущий берет мяч, называет свое имя, семейное положение, свои черты характера и биофизические данные, которые он хотел бы озвучить, свои ожидания от встречи. Затем мяч передается по кругу.
3. Упражнения «Ассоциации».
Цель: Включение в процесс саморазвития и совершенствования семейных отношений.
Материал: Лист бумаги, ручка на каждого участника.
Содержание: Участникам раздаются листы бумаги и ручки. Они пишут и читают свои ассоциации:
- Если семья – это постройка, то она…
- Если семья – это музыка, то она…
- Если семья – это цвет, то она…
- Если семья – это геометрическая фигура, то она…
- Если семья – это настроение, то оно…
Проводится обсуждение ассоциаций.
4. Упражнение «Парад стереотипов».
Цель: Осознание опасности стереотипного мышления.
Материал: Доска и маркеры.
Содержание: На доске записываются представления участников о ролях, которые должны исполнять в семье муж и жена. Проводится обсуждение каждого пункта. Участников подводят к выводу, что стереотипное мышление и поведение часто приводит к конфликтам в семье.
Тематика бесед и консультаций для родителей
средней группы
- Адаптация ребенка в детском саду (Проблема общения и вхождения ребенка в детский состоявшийся коллектив).
- Причины детской агрессивности.
- Как относиться к капризам детей.
- Гиперактивный ребенок. Как его воспринимать и правильно наладить общение.
- Играйте в развивающие игры (Практикум по играм, развивающим память, мышление, внимание).
- Научим ребенка говорить правильно.
- Показатели познавательного развития ребенка.
- Во что поиграть с ребенком (Проблемы детской игры).
- Кризисы возрастного развития ребенка.
- Математика глазами родителей (Участие родителей в формировании элементарных математических представлений у детей).
- Развиваем мелкую моторику руки (Методы и приемы).
- Развиваем познавательный интерес.
Психология
Проблемы современного общества,
связанные с подготовкой ребенка к школе:
1) Проблема преемственности дошкольного и начального образования:
На данный момент существует некоторое несоответствие способностей, формируемых дошкольным образованием, требованиям современной школы.
2) Проблема физической готовности ребенка к обучению в школе: Проблема физического здоровья является очень актуальной для современного общества, так как увеличивается количество часто болеющих детей, детей с различными заболеваниями.
3) Отсутствие мотивационной готовности ребенка к школе – нежелание ребенка идти в школу, учиться. Данная проблема очень распространена, так как формирование мотивации вопрос весьма сложный и требует долгой и кропотливой работы.
4) Слабое развитие интеллектуально-познавательной сферы: данная проблема чаще всего связана с задержкой психического развития у ребенка, с неблагоприятной семейной обстановкой, которая ведет к педагогической запущенности, с психофизическим здоровьем.
5) Слабое развитие произвольной сферы: в современном обществе растет количество гиперактивных детей с дефицитом внимания. Эта проблема так же тесно связано с физическим, психическим и психологическим здоровьем дошкольников.
6) Недостаточное развитие коммуникативной сферы. Это проблема детей необщительных, замкнутых в себе, не умеющих общаться.
Картотека
«Психологическая готовность к школе»
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Ось-89, 2001. – 48 с.
- Вербовская Е.В., Шуваева Н.Ю. Успех. Готовимся к школе. – М.: Просвещение, 2012. – 48 с.
- Гризик Т.И., Карабанова О.А., Соловьева Е.В. Как подготовить ребенка к школе. Методическое пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2012. – 198 с.
- Демчук О.В. Программа курса для дошкольников «Адаптация к школе»//Образовательный процесс. – 2000. – №6. – С. 33-36
- Денякина Л.М., Песняева Н.А. Проблема предшкольного образования//Справочник старшего воспитателя. – 2008. – №5. – С. 30-41
- Ильина С.К. Семинар для родителей «Мамина школа»//Воспитатель ДОУ. – 2008. – №1. – С. 86-93
- Концепция организации, содержания и методов обеспечения подготовки детей к школе//Справочник старшего воспитателя. – 2007. – №1. – С. 4-16
- Малыхина М.В. Готовим ребенка к школе. Пособие для родителей. – М.: Просвещение, 2012. – 64 с.
- Полынова В.К., Нифонтова С.Н., Дмитриенко З.С. Осуществление преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием//Справочник старшего воспитателя. – 2008. – №2. – С. 61-75
- Прохорова Г.А. Готовимся к школе. Проверяю себя. – М.: Просвещение, 2012. – 48 с.
- Рунова М.А., Петрунина С.В. Физическая готовность детей к школьному обучению//Справочник старшего воспитателя. – 2008. – №1. – С. 30-36
- Федосова Н.А., Коваленко Е.В., Дадонова И.А. Преемственность. Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет. – М.: Просвещение, 2012. – 160 с.
Аннотация по статье
С.К. Ильиной «Семинар для родителей «Мамина школа»
//Воспитатель ДОУ. – 2008. – №1. – С. 86-93
Статья Светланы Константиновны Ильиной, почетного работника общего образования Российской Федерации, посвящена проблеме готовности ребенка к обучению в школе. Она адресована родителям дошкольников и представлена как семинар для родителей, но в ней освящены такие аспекты проблемы, которые могут быть интересны и педагогам, работающим с детьми.
Автор представляет следующие аспекты проблемы: отсутствие преемственности между дошкольными учреждениями, родителями и школами, риск дезадаптации ребенка в школе, слабое развитие речи и памяти дошкольников, физическую готовность ребенка к школе.
Интересным является то, что Светлана Константиновна выделяет готовность к школе родителей: способность к самопожертвованию и оказанию помощи, способность обходиться без наказаний, криков, не сердиться, не унижать, не обижать ребенка, не сравнивать его с другими детьми.
Наиболее информативным в статье является то, что автор выделяет сензитивные периоды в развитии способностей детей:
3 года – речевые способности
4 года – пространственные представления
5 лет – математические и музыкальные способности
6-7 лет – спортивные и двигательные способности
8-9 лет – второй период развития языковых (лингвистических) способностей
10-11 лет – широкие познавательные способности.
Практическая ценность статьи заключается в практических рекомендациях для родителей: а) по способствованию лучшей адаптации ребенка в школе; б) по построению правильного обучения ребенка, в) по его физическому развитию; г) по его подготовке к школе.
Таким образом, данная статья имеет теоретическую и практическую ценность, и может обогатить знания не только родителей, но и педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Может быть использована воспитателями в консультативной работе с родителями.
Методика развития детской речи
Речевые игры
- Словесная подвижная игра «Зайцы и лиса»
Цель: Автоматизация звуков «с» и «з» в тексте.
Материал: Стихотворение
Возрастная группа: Средняя группа
Ход игры: По числу играющих по краям площадки чертятся норки или ставятся стулья. Дети (зайчики) стоят у своих норок. Один из играющих – лиса. Зайчики произносят текст:
Серый зайка прыгает
Возле мокрых сосен
Страшно в лапы лисоньки,
Лисоньки попасть…
Зайки выбегают из норок и скачут на обеих ногах. Затем они образуют хоровод и прыгают по кругу. Раздаются слова воспитателя:
Зайки, ушки навострите,
Влево, вправо поглядите,
Не идет ли кто?
Зайцы оглядываются по сторонам, увидев лису, которая потихоньку пробирается к ним, кричат: «Лиса!» - и разбегаются по норкам. Лиса ловит зайцев. Игра повторяется.
Рефлексия: Игра прошла эмоционально, весело, динамично. Детям очень понравилась. В ходе игры практически все дети выучили стихотворение на автоматизацию звуков «с» и «з».
- Настольно-печатная игра «Признаки»
Цель: Расширение словарного запаса признаков предметов.
Материал: 50 карточек-пазлов, объединенных в 10 блоков. Карточки представляю собой яркие динамичные изображения предметов, растений и животных, совместимые по 5 штук.
Возрастная группа: Средняя группа
Ход игры: Каждому ребенку раздаются сначала большие карточки с изображением животных. Получив карточку, дети должны по очереди назвать животное и описать его словами-признаками (большой, хитрый, злой, страшный и т.д.). Далее раздаются маленькие карточки (логически связанные с большими карточками). Дети должны самостоятельно присоединить их к большим пазлам и назвать их общий признак (колючий, полосатый, черный, длинный и т.д.).
Рефлексия: Детям было интересно присоединять маленький пазл к большому, хотя они не сразу понимали логическую связь между ними, иногда не могли назвать общий признак и им требовалась помощь. В процессе игры многие дети вели себя несдержанно, выкрикивали признаки предметов хаотично.
- Игра с игрушками «Чай Танечке»
Цель: Развитие звуковой культуры речи.
Материал: Кукольный чайный сервиз, четыре куклы, печенье, булочки, калачи из пластилина или соленого теста.
Возрастная группа: Средняя группа
Ход игры: Дети сидят перед столом воспитателя. На нем стоит кукольный стол с чайным сервизом, вокруг которого на стульчиках сидят четыре куклы. Воспитатель говорит: «Дети, давайте дадим куклам ласковые имена». Дети их называют: «Танечка, Олечка, Анечка, Ирочка». Затем воспитатель вызывает одного ребенка и предлагает ему налить чай из чайника в чашку Танечки. Ребенок свои действия сопровождает словами: «Я беру чайник и наливаю чай в чашку Танечке. Даю Танечке печенье». Посадив ребенка на место, воспитатель спрашивает других детей: «Что делал Ваня?» Дети отвечают. Затем вызывается другой ребенок, и ему предлагается выполнить задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагогов с родителями»
Семинар-практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагогов с родителями» Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников...
Выступление на семинаре г.Елабуги 2014 Эффективные формы взаимодействия воспитателя с родителями.
обмен опытом...
Семинар-практикум с педагогами.Эффективное общение с родителями.
Цель семинара-практикума: повышение уровня профессионального мастерства педагогов МДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Активная форма проведения семира позволяет наиболее полно...
городской семинар!!! « Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников: атмосфера понимания и эффективного общения».
городской семинар!!! « Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников: атмосфера понимания и эффективного общения»....
Семинар на тему:«Организация эффективной работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
laquo;Организация эффективной работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»...
Семинар-практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»
1. Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы. Я очень рада всех вас приветствовать и надеюсь, что мы отлично пообщаемся, потому что сегодня мы будем тренировать ...
Семинар для педагогов «Принципы эффективного взаимодействия педагогов с родителями»
Искусство общаться - один из важнейших факторов успеха в педагогической практике. В процессе общения педагога и родителей важно все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информац...