Рабочая программа кружка по художественно-эстетическому развитию «Волшебная кисточка»
рабочая программа по рисованию

Ирина Анатольевна Коваленко

Актуальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной). Главное на занятиях «Волшебная кисточка» – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облачко, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно…  В процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям. Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности: эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №20 «Белочка» общеразвивающего вида

        ПРИНЯТО

от_________________   года

Педагогическим советом                            

протокол № _____________                        

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий  МБДОУ №20 «Белочка»

приказ №______ от________________                                                                                                                                                                                              

_____________________ Н.А. Шилова

   

Рабочая программа

 кружка

 по художественно-эстетическому развитию

«Волшебная кисточка»

                                                                                     Воспитатель: Коваленко И.А.

                                                                                     Срок реализации: 1 год

        

2021-2022гг.

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………...
  2. Актуальность………………………………………………………….
  3. Цель и задачи………………………………………………………….
  4. Основные принципы………………………………………………....
  5. Особенности программного материала кружка………………….
  6. Основные этапы реализации………………………………………..
  7. Работа с родителями………………………………………………….
  8. Возрастные особенности детей 3 – 7 лет…………………………...
  9. Виды и техники нетрадиционного рисования……………………
  10.  Планируемые результаты освоения программы………………..
  11.  Диагностика владения нетрадиционными техниками рисования в подготовительной к школе группе…………………………………
  12.  Перспективный план кружковой работы………………………...
  13.  Заключение…………………………………………………………….
  14.  Список литературы…………………………………………………..

Пояснительная записка

                                                                                    Это правда! Ну чего же тут скрывать?

                                                                                    Дети любят, очень любят рисовать!

                                                                                    На бумаге, на асфальте, на стене

                                                                                    И в трамвае на окне.

                                                                                                                             Э. Успенский

     Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами - практиками, я

заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

    Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность программы

  Актуальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной). Главное на занятиях «Волшебная кисточка» – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облачко, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно…  В процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям. Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности: эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному.

 Цель программы

  Развитие художественно-творческих способностей детей через освоение нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Задачи программы:

Развивающие:

- развивать у детей коммуникативные, речевые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
- развивать интерес к нетрадиционным техникам рисования.
- развивать форму и цветовосприятие, чувство композиции, мелкую моторику рук, ассоциативное мышление, воображение.
- развивать творческую активность, поддерживать потребность в самовыражении.

 Образовательные:

- знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (с использованием разных материалов).
- учить получать различные оттенки красок основных цветов.
- обучать использованию различных материалов.
- формировать умение отображать впечатления от окружающего мира в изодеятельности.
- побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами.   --- придумывать и создавать композиции, образы.
- поощрять и поддерживать детские творческие работы.

  Воспитательные:

- формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
- воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
- воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

 Коррекционные задачи: 

- развивать мелкую и крупную  моторику.

- развивать зрительно-двигательное восприятие.

- развивать умение правильно передавать форму предметов, цвет, величину.

- развивать пространственное представление детей.

- закреплять умение самостоятельно получать цвет и его оттенки.

- формировать представление о теплых и холодных тонах.

- развивать творческие способности, речь, активизировать словарь.

 

  Данная программа предполагает варианты разрешения следующих проблем:

- приобщение детей к творчеству.

- знакомство детей с различными техниками рисования.

- знакомство детей с различными материалами.

При составлении данной программы учитывались основные принципы:

  • Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей).
  • Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.).
  • Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей).
  • Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий).
  • Принцип динамичности (от самого простого к более сложному).
  • Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала).
  • Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений).
  • Принцип сотрудничества (совместная работа с родителями).

Особенности программного материала кружка

- В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и последующим обучением. 
- Методы обучения, используемые в образовательном процессе, соответствуют возрастным особенностям детей.

- Раскрывает значение нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в работе с детьми для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
- Знакомит детей с техническими приёмами и способам нетрадиционного рисования с использованием различных материалов.
- Учит понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит.
- Раскрывает значение нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в работе с детьми для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
- Знакомит детей с техническими приёмами и способами  нетрадиционного рисования с использованием различных материалов.
- Побуждает детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать композиции, образы.
- Поощряет и поддерживает детские творческие находки.

Срок реализации: 1 год

Общее количество занятий в год -29.

. НОД проводится 1 раз в неделю, включает в себя небольшую теоретическую часть с показом образца действий воспитателем, практическую часть (овладение детьми новой НТР или закрепление, или творческое применение освоенной НТР), упражнения для развития моторики, организация мини-выставок.

Основные этапы реализации:
На 1 этапе – репродуктивном, ведется активная работа с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

На 2 этапе – конструктивном, ведется активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник, в умении передавать выразительный образ.

На 3 этапе – творческом, дети самостоятельно используют нетрадиционные техники для формирования выразительного образа в рисунках.

План работы с родителями

1-й квартал:

  1. Консультация для родителей: «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка».
  2. Анкетирование родителей на тему:  «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности».
  3. Беседа после анкетирования «Как правильно создать условия для занятий по рисованию дома».
  4. Консультация «Развитие мелкой моторики дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования».
  5. Папка – передвижка «Чем и как можно рисовать».
  6. Выставка детских работ «Здравствуй, осень золотая!».
  7. Вернисаж детских работ «Портрет моей мамы».

2-й квартал:

  1. Консультация «Как развивать интерес ребёнка к рисованию».
  2. Привлечь родителей группы к пополнению уголка по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, нитки, свечи, пробки, коктельные трубочки, салфетки, пластиковые вилки и т.д.
  3. Наглядная информация: «Нетрадиционное рисование в детском саду» (описание техних).
  4. Беседа с родителями «Роль дыхания в процессе речи». Развивающие дыхательные упражнения (игры с мыльными пузырями).
  5. Пополнение картотеки пальчиковых игр.
  6. Выставка детских работ «Зимушка-зима».

3-й квартал:

  1. Беседа «О чём думает ребёнок, когда рисует?»
  2. Консультация «Учите детей фантазировать».
  3. Советы – рекомендации «Использование выразительных средств  для изображения весны в рисунке».
  4. Совместная выставка рисунков с родителями на тему: «Весенние фантазии».
  5. Психология детского рисунка: каким цветом рисует ваш ребнок?».
  6. Итоговая выставка детских работ «Наше творчество».

Анкета для родителей.

Уважаемые родители, уделите несколько минут своего времени и ответьте на вопросы анкеты.

1. Интересуетесь ли вы тем, чем сегодня занимался ваш ребенок в ДОУ?

______________________________________________________________________

2. Чем ребенок любит заниматься дома?

Рисовать.

Лепить

Вырезать из бумаги.

Играть в игрушки

Другой вариант ответа.__________________________________________________

3. Считаете ли Вы, что у вашего ребенка есть творческие способности? Какие?

______________________________________________________________________

4.Какими изобразительными материалами любит рисовать ребенок?

Карандаши

Краски.

Цветными восковыми мелками.

Фломастерами.

Другой вариант ответа.____________________________________________________

5.Какие темы наиболее часто изображает ребенок?

_________________________________________________________________________

6.Как используются детские работы?

Собираются и хранятся

Устраиваются выставки.

Периодически рассматриваются с ребёнком.

Свой вариант ответа.______________________________________________________

7.Обращается ли к вам ребенок за помощью в процессе рисования: необходим совет по теме, выбору материалов, расположению рисунка на листе и прочее?

_____________________________________________________________________________

8.Рисует ли кто-нибудь в семье (взрослые, братья, сестры, помогают ли они ребенку)?

_____________________________________________________________________________

9.Рассказывает ли ребенок о своем рисунке, ждет ли похвалы, поощрения?

_____________________________________________________________________________

10.Использует ли ребёнок в рисовании нетрадиционные способы (ладошками, пальчиками, ватными палочками, пластиковыми вилками  и др.)?

Да (какие?)_______________________________________________________.

11.Проявляет ли ребёнок интерес к рисованию?

_________________________________________________________________________

12.Посещаете ли с ребенком выставки, музеи?

__________________________________________________________________________

13.Смотрите ли с ребенком телепередачи, посвященные знакомству с изобразительным искусством?

_____________________________________________________________________________

14.Ваши пожелания в работе по изодеятельности.

______________________________________________________________________________

Возрастные особенности детей 3 – 4 лет

   В 3-4 года у малыша формируются основные представления о форме, цвете, размере. Он способен сравнивать настоящие предметы с их изображениями. Поначалу ребёнка интересует сам процесс творчества, но затем ему становится важно и качество картинки. Он старается нарисовать предмет как можно более натуральным. Спросите кроху, какой цвет он выбрал и почему, что у него получилось на рисунке, он с удовольствием поделится с вами своими мыслями.

  Как правило, к 4 годам дети интересуются различными техниками рисования, пробуют всевозможные материалы, умеют держать кисть и карандаш. Они знают основные цвета и их оттенки, могут их назвать и правильно подобрать подходящие по картинке. Малыш в 3-4 года может проводить горизонтальные и вертикальные линии, изображать с помощью них железную дорогу, забор или дождик. Он знаком с основными геометрическими фигурами, может нарисовать колобка, домик, флажок. Умеет наносить узоры на предметы, делать мазки, пятна, например, на чашку или сарафан. Ребёнка вполне можно начинать учить создавать простые сюжеты и композиции, как в лесу светит солнышко или ёжик бежит по травке. Конечно, о серьёзных результатах говорить пока не стоит, ведь малыш ещё только осваивает простейшие приёмы рисования: штриховку, штамповку, закрашивание, рисование пальчиками, ватными палочками, спонжиком, и т.д.

Возрастные особенности детей 4 – 5 лет

  В 4-5 лет значительно проявляется развитие изобразительной деятельности. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Продолжает развиваться воображение.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

 Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.

Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.

  Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал.

У детей продолжает развиваться восприятие, но они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

  Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

  Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

  Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

  В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

  К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Виды и техники нетрадиционного рисования.

   Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приёмы.

Дети старшего дошкольного возраста могут освоить следующие техники нетрадиционного рисования:

Кляксография с трубочкой.

Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг.

Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона.
Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Тычок жёсткой полусухой кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, плотная бумага.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пластиковыми вилками.

Принцип рисования вилкой очень простой, опускаете вилку обратной стороной в краску, после делаете отпечаток на листе бумаге.

Материал: вилка (удобней одноразовая).

Бумага для рисования, краски.

Рисование солью.

Средства выразительности: объемность, фактура, цвет.

Материалы: лист бумаги, клей  ПВА, соль, краски, кисточки.

Способ получения изображения:

- на рисунок наносим клеем, а затем посыпаем соль на клей. Через минуту лишнюю соль стряхнуть,  и начинаем раскрашивать кистью точечно, краска расплывается по рисунку.

 - нанесите клей ПВА на заготовленный узор, рисунок.  Посыпьте все солью и даем немного подсохнуть. Затем стряхиваем излишки над тарелкой и оставляем до полного высыхания.

- и в завершении, берем акварельные краски или разведенную гуашь и наносим ее на солевые разводы, делаем это аккуратно.

Пластилинография. 

 Отщипываются кусочки пластилина и размазываются на листе картона по уже заготовленному контуру, накладывая «мазки» один на другой. Можно придать большую выразительность, смешивая кусочки пластилина разного цвета.

Рисование по фольге

 Рисование на фольге не только увлечет ребенка, а также поможет развить мелкую моторику и внимание. Лист обыкновенной тонкой фольги положите на картон, зафиксируйте, сверху расположите трафарет. Переведите карандашом выбранную картинку на фольгу.  Лучше, чтобы она была крупной.

Мыльные пузыри.

Средства выразительности: цвет, фактура, пятно.
Материалы: гуашь, жидкое мыло, вода, трубочка для коктейля, плотный лист бумаги.
Способ получения изображения: в крышке смешать 5 ст. л. гуаши, 1 ст. л. мыла, 1 ч. л. воды. Опустите в смесь трубочку и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Взять лист бумаги, и осторожно прикоснуться ею к пузырям, как бы перенося их на бумагу.

Оттиск смятой бумагой.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения
: ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и кусочки бумаги.

Оттиск фруктами и овощами.

Средства выразительности: цвет, пятно.
Материалы: любые фрукты или овощи, разрезанные пополам, блюдце с гуашью, плотная бумага.
Способ получения изображения: ребенок окунает фрукт в блюдце с краской и наносит отпечаток на бумагу.

Пуантилизм (рисование тычком). 

Средства выразительности: цвет, пятно.
Материалы: емкость с гуашью, ватная палочка, лист бумаги.
Способ получения изображения: ребенок окунает в емкость с краской, ватную палочку и наносит изображение на лист. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. При необходимости изображение дорисовывается кистью.

Оттиск «воздушно-пупырчатой пленкой».

  Бумага для акварели, широкая кисточка, краски акриловые или гуашь, пузырчатая плёнка. Расстила плёнку на столе пузырьками вверх и  намазываем краской. Наделайте больше отпечатков с использованием разных цветов. Потом их можно доработать красками или использовать как цветную бумагу для аппликаций.

Монотипия пейзажная.

 Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка.

Способ получения изображения: ребёнок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Рисования зубной щеткой.

 Зубная щетка - один из замечательных нетрадиционных инструментов для рисования! Благодаря жестковатым, густым, ровно расположенным щетинкам она позволяет быстро и легко тонировать бумагу или наносить элементы рисунка с разной плотностью густоты краски. Тем самым создается эффект объемности изображения, сочетать более светлые и темные оттенки. А если щетка содержит остатки ранее нанесенной краски, то спектр полутонов и оттенков расширяется и простой рисунок дошкольника выглядит, как картина художника.

  Основные применяемые технологии:

- Здоровьесберегающие технологии.
- Личностно-ориентированная технология.
- Игровые технологии
- Технология исследовательской деятельности
- ИКТ

Планируемые результаты освоения программы:

К концу учебного года ребёнок:

  • активен в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе.
  • уверенно использует способы нестандартного раскрашивания.
  • умеет экспериментировать с изобразительными материалами.
  • ожидает чёткие объяснения педагогом знакомого способа в рисовании.
  • проявляет фантазию, художественное творчество.
  • умеет передавать личное отношение к объекту изображения.
  • умеет наносить мазки краски узкой и широкой кистью.
  • умеет узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их.
  • умеет правильно использовать кисти и пластилин в работе.
  • умеет использовать трафареты и печати при работе.
  • умеет убирать за собой рабочее место.

 

Диагностика владения нетрадиционными техниками рисования в подготовительной к школе группе

   При оценивании педагог использует сложившийся определенный образ ребёнка, т.е сведения, которые накопились за время кружковой работы.

Диагностика владения нетрадиционными техниками рисования

Уровни развития

Качественные характеристики

Высокий уровень

2 балла

По собственной инициативе в соответствии с замыслом использует нетрадиционные техники рисования (НТР). Экспериментирует с изобразительными и нетрадиционными материалами для создания художественного образа.

Средний уровень

1 балл

НТР использует фрагментарно, чаще всего после подсказок педагога. Экспериментирует с материалами в основном по предложению педагога.

Низкий уровень

0 баллов

НТР использует только под руководством педагога. Не умеет и не желает экспериментировать с изоматериалами для создания художественного образа.

 

Диагностика проводится 1 раз в год, в мае.

Перспективный план кружковой работы

Месяц

Тема

Способы

Цель

Октябрь

«Осенний лист»

Пластилинография.

Картон, контур кленового листа, пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки для рук.

Цель: научить изображать «Осенний лист» способом пластилинографии.

Задачи: закреплять приемы надавливания и размазывания

- учить смешивать различные цвета

- поддерживать желание доводить начатое дело до конца

- развивать мелкую моторику

- воспитывать навыки аккуратности.

«Осеннее дерево»

Оттиск «воздушно-пупырчатой пленкой».

Кисточки для рисования, листы альбомные, краски (коричневая, оранжевая, красная, желтая), стаканчик с водой, пузырчатая пленка для каждого ребенка.

Цель: формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники – рисование с помощью упаковочной пузырчатой пленки.

Задачи:

- познакомить с новой нетрадиционной техникой рисования

- развивать интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге

- способствовать развитию интереса к художественно-творческой деятельности

- развивать творческие способности и экспериментирование

- воспитывать чувство прекрасного

- закрепить знания о признаках осени

- повторить строение дерева.

 «Фрукты»

Оттиск фруктами.

Фрукты: яблоки, лимоны, груши, баночки водой,  акварельные краски, гуашь, кисти, салфетки.

Цель: познакомить детей с новым способом нетрадиционного рисования с использованием оттиска, печатка половинок фруктов.

Задачи:

-продолжать закреплять изображения нетрадиционным способом рисования «печатание половинки» фруктов.

 -аккуратно использовать краску при работе.
-развивать интерес к нетрадиционному способу рисования

-развивать мелкую моторику рук и интерес к процессу рисования
-воспитывать отзывчивость, доброжелательность, аккуратность, самостоятельность.  

«Игрушки» (мишка, зайка, белочка).

Оттиск смятой бумагой.

Гуашь, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, салфетки.

Цель: знакомство детей с техникой рисования мятой бумагой.

Задачи:

-учить детей рисовать животных методом «оттиск смятой бумагой»

 -наносить рисунок по всей поверхности; передавать в рисунке особенности внешнего вида животных,

-развивать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму для изображения животных

-развивать воображение и восприятие окружающего мира, познавательных способностей.

Ноябрь

«Рыбки»

Рисование ватными палочками.

Бумага, ватные палочки, гуашь, вода, кисти.

Цель: создание тематического рисунка.
Задачи:
- обучать практическим навыкам работы ватными палочками
- развивать фантазию, а так же мелкую моторику и пространственное воображение
- воспитывать любовь к животным и бережное отношение к природе.

 «Портрет мамочки»

 Кляксография.

Альбомный лист А4, ластик, простой карандаш, цветные карандаши, краски, коктельная трубочка, салфетки.

Цель: воспитывать у детей чувства привязанности и любви к самому близкому человеку – мамочке.

Задачи:

-формировать представления о жанре портрета.

-продолжать учить рисовать портрет, передавая черты лица, прическу, используя для рисования цветные карандаши (прическа способом кляксографии).

-развивать память, творческое воображение.

-воспитывать чувство любви к матери через приобщение к произведениям искусства.

-вызвать у детей эмоциональное отношение к образу матери.

Домашние птицы. «Петушок»

Рисование вилкой.

Альбомный лист с контуром курочки гуашь желтого и красного цвета, одноразовые вилки, ватные палочки.

Сюжетные картинки с изображением петушков.

Цель: формировать умения рисовать петушка нетрадиционными способами.  

Задачи:

-образовательная: учить детей рисовать петушка нетрадиционными (необычными) способами: пластиковой вилкой,  пальчиками, тычками, кистью (способом примакивания).

-развивающая: развивать мелкую моторику при работе с пальчиковыми красками, а также развивать творчество обучающихся.

-воспитывающая: воспитывать любовь к домашней птице и эстетическое восприятие природы.

Домашние животные.

«Собака»

Рисование пальчиком, тычком.

Картинки с изображением собак, гуашь, альбомные листы с изображением собаки, салфетки, жесткие кисти.

Цель: формирование умения передавать в рисунке образ щенка.

Задачи: 

- учить детей рисовать щенка, совершенствовать умение рисовать кистью разными способами: методом тычка, рисовать концом кисти мелкие пятнышки

- развивать чувство цвета, формы, композиции, творческие способности, эстетическое восприятие, мелкую моторику рук, внимание, мышление, воображение  

- воспитывать аккуратность, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца

- совершенствовать умение детей рассматривать работы, радоваться достигнутому результату.

Декабрь

Зимующие птицы

«Снегирь»

Рисование – пуантилизм.

Картинки с изображением снегиря, гуашь, ватные палочки,

листы бумаги белого цвета, беличьи кисточки, салфетки.

Цель:

- развивать интерес и положительное отношение к нетрадиционной технике рисования – пуантилизм рисование ватными палочками.

Задачи:

- учить детей наносить краску ватными палочками

- уточнять и закреплять знания цветов

- развивать эстетический вкус

- воспитывать доброжелательное отношение к птицам.

«Дикие животные»    «Ежик»

Рисование вилкой.

Игрушка ёжик, белый лист бумаги, кисть, краски «гуашь»,
одноразовые вилки, банка с водой, ватные палочки, ножницы, клей, цветная бумага
.

Цель: знакомство с нетрадиционной техникой рисования (рисование пластиковой вилкой).

Задачи:  

- расширять знания детей о еже: внешний вид, повадках, среде обитания

- овладение техникой рисования вилкой, передовая характерные особенности ежа по силуэту; развивать фантазию, творческое воображение

- способствовать развитию речи, как средства общения

- воспитывать интерес к творчеству в целом и к нетрадиционному виду рисования в частности

- воспитывать желания узнавать новое

- воспитывать уверенность в себе и своих возможностях.

«Ель»

Рисование вилкой.

Листы бумаги А4, гуашь, пальчиковая гуашь, одноразовые пластиковые вилки, влажные салфетки, блюдца.

Цель: познакомить детей с новой техникой творческой деятельности – рисование вилкой.

Задачи:

-развивать эстетическое восприятие окружающего мира

- познакомить с новой нетрадиционной техникой методом рисования вилкой

- развивать мелкую моторику пальцев рук

- развивать речь, мышление

- развитие творческого мышления и воображения при создании рисунка нетрадиционным методом

- воспитание аккуратности, самостоятельности, внимательности при работе с гуашью и вилкой.

«Зимнее дерево».

Рисование солью.

Цветные листы картона, клей, кисточки, салфетки, соль, детские ложечки, прозрачные кружки с водой.

Цель: закреплять умение передавать в художественной деятельности красоту зимнего пейзажа с использованием нетрадиционного материала.

Задачи:

-учить детей рисовать зимний пейзаж солью

-развивать познавательную активность и эстетическую восприимчивость

-воспитывать интерес к изобразительной деятельности, необычным способом

-развивать любознательность, познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования

-продолжать знакомить с нетрадиционными приемами рисования.

Январь

«Мои фантазии»

Рисование на фольге.

Фольга, гуашь, кисти, бумага, трафареты.

Цель: познакомить детей с техникой рисования на фольге.
Задачи: 

- совершенствовать изобразительные навыки и умения детей
- способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук

- развивать фантазию
- воспитывать аккуратность.

Северное сияние. «Белый медведь»

Комбинированная техника рисования (мелки, сжатая бумага, рисование тычком).

Картон черного цвета, шаблон белого медведя – Умки. Гуашь белого, голубого, зеленого, розового или фиолетового цветов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Простой карандаш, кисть с жестким ворсом. Хозяйственные губки.

Цель:  научить комбинировать нетрадиционные техники рисования..

Задачи:
- познакомить с самым ярким явлением природы Севера - полярным (северным) сиянием
- учить получать нежные, светлые, неяркие оттенки путем смешивания цветов с белилами и разбавления водой
- учить рисовать по трафарету
- развивать чувство фактурности и объемности;
- воспитывать интерес к познанию природы, желание любоваться красивыми явлениями и отражать впечатления в изобразительном творчестве.

«Новогодние игрушки для елки»

Пластинография

Пластилин разных цветов, доска для лепки, стеки, пластиковый лист, картон с контурным рисунком, салфетки тряпочные, салфетки влажные, вода, пайетки для украшения работ.

Цель: воплощение творческого замысла посредством выполнения работы в нетрадиционной технике - рисование пластилином (пластилинография).

 Задачи:

- учить создавать выразительный и интересный сюжет, используя нетрадиционную технику исполнения работы – рисование пластилином.

- развивать у них интерес к художественной деятельности

- закрепить умение использовать в работе ранее усвоенные приемы лепки (скатывание, оттягивание, прищипывание, размазывание, надавливание)

- совершенствовать технические и изобразительные навыки и умения

- формировать у детей умение работать с пластилином самостоятельно

- развивать творческие способности детей в процессе выполнения работы,  стимулировать воображение и фантазию ребенка

- развивать мелкую моторику и координацию движения рук, глазомер, художественное восприятие и эстетический вкус, фантазию

- воспитывать аккуратность и усидчивость   в процессе работы с пластилином.

Февраль

 «Кораблик»

Монотипия

Альбомы, краски, кисти, баночки для воды, простой карандаш.

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – монотипией.

Задачи:

Образовательная:

-показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатка.

Развивающая:

-развивать творческое мышление, воображение и восприятие

-развивать цветовосприятие

-развивать познавательный интерес в процессе рисования

Воспитательная:

-вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками

-вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования.

«Пингвины и полярное сияние"

Смешивания нетрадиционных техник рисования
Белый картон или бумага для черчения формата А4,
лист белой бумаги для принтера. Акварель, восковые мелки или пастель.
Кисти для рисования, кисть для клея, клей ПВА.

Цель: создание рисунка в стиле смешивания нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
-научить создавать композиционный рисунок
- развивать мелкую моторику рук
- воспитывать внимание, усидчивость, доводить начатое дело до конца.

 «Зима»

Рисование мятой бумагой.

Листы тонированной бумаги, гуашь, палитра для «макания комочков» бумаги, кисти, баночки с водой, тряпочки.

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисованиярисование мятой бумагой.

Задачи: 

-совершенствовать навыки рисования зимнего дерева, используя нетрадиционную технику изображения

- развивать фантазию и умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимнего дерева средствами рисунка (цвет, форма)

- развивать наблюдательность, воображение, способность видеть красоту и разнообразие зимней природы

- воспитывать самостоятельность, активность и аккуратность в работе

- воспитывать бережное заботливое бережное отношение детей к природе, способность любоваться ее красотой.

«Волшебное дерево»

Кляксография,

Тонированные листы бумаги, гуашь,  трубочки для коктейля, спонжики.

Цель: познакомить детей с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности.

Задачи:

- закрепить умения детей рисовать  в нетрадиционной технике

рисования « кляксография», методом «тычка» - формировать умение передавать цветовую гамму

∙вызвать желание детей передавать свои впечатления от восприятия

предметов в изодеятельности, подводить их к осознанию выразительного образа

- развивать воображение, внимание, память и мышление

- развивать дыхательную систему.

Март

Мамин праздник

«Цветы»

Рисование с помощью упаковочной пузырчатой пленки.

Пузырчатая пленка. Ножницы,  краски, лист бумаги.

Цель: формировать у детей дошкольного возраста умение использовать в работе необычную изобразительную технику – рисование с помощью упаковочной пузырчатой пленки.

Задачи:

- познакомить с новой нетрадиционной техникой рисования - рисование с помощью упаковочной пузырчатой пленки

- развивать интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге

- способствовать развитию интереса к художественно-творческой деятельности

- развивать творческие способности и экспериментирование

- воспитывать чувство прекрасного.

«Одуванчики»

Отпечаток втулкой.

Цель: вызвать интерес детей к овладению нетрадиционной техникой рисования (отпечаток втулкой ).

Задачи: 

- учить детей создавать рисунок с помощью различных материалов

- развивать чувство композиции, координацию движений рук и глаз, внимание и усидчивость.

- совершенствовать мелкую моторику рук и тактильного восприятия.

- развивать желание создавать интересные, необычные, красивые рисунки

- воспитывать чувство прекрасного, желание видеть красоту в окружающем пейзаже. 

«Мое настроение»

Рисование мыльными пузырями.

Альбомные листы, трубочки для коктейля,

карандаши, фломастеры, разноцветный мыльный раствор в баночках.

Цель: познакомить детей с новым способом рисования мыльными пузырями.

Задачи:

- развивать воображение, фантазию

- поощрять детское творчество, инициативу

- формировать умение находить в своем необычном рисунке художественный образ,  дополнять его нужными деталями

- развивать ассоциативное воображение детей, цветовосприятие

- поощрять детское творчество, инициативу.

«Сказочный страус»

 Рисования зубной щеткой.

Зубная щетка, гуашь, баночка с водой, цветная бумага, клей.

Цель: создание условий для развития творческих способностей у детей, через нетрадиционную технику рисования зубной щеткой.

Задачи:

- развитие мелкой моторики, развитие воображения.

 - формировать умение создавать эффект объемности изображения, передавать колючую или пушистую фактуру предмета.

«Сирень в вазе»

Различные виды техники нетрадиционного рисования.

Акварельная бумага для рисования, краски акварельные, кисти, простые карандаши, мятая бумага, , ватные палочки, вода в стаканчиках, влажные салфетки, бумажные салфетки,

Цель: учить детей использовать различные виды техники нетрадиционного рисования,  создавать образ цветущей ветки сирени.

Задачи:

-  учить рисовать сирень, передавая  характерные особенности - пышные соцветия, применяя печатание мятой бумагой и ватными палочками

- продолжать учить красиво располагать рисунок по всей поверхности листа

 - развивать навыки смешивания красок для получения нужного оттенка; учить делать набросок простым карандашом

- развивать художественный вкус, пространственное воображение, фантазию, трудолюбие, способствовать развитию мелкой моторики рук, координации движений

- воспитывать аккуратность, умение помогать друг другу при необходимости. 

Апрель

«Космос»

 Набрызг

Листы бумаги А4, акварельные краски, кисти, баночки с водой, трафареты ( круги разных размеров), салфетки. иллюстрации о космосе.

Цель: уточнять и обобщать знания детей о космосе, развивать умение воплощать увиденное в рисунке,  продолжить работу по ознакомлению детей с новыми техниками рисования и применению их на практике, познакомить с техникой «набрызг»

Задачи:

Образовательные

-продолжать формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развивать творческое воображение, чувство композиции

-создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками

- учить работать в технике «набрызг»

Развивающие

- развивать умение рисовать используя нетрадиционные методы рисования

- развивать эстетический вкус, интеллектуальные и художественные способности
Воспитательные

- воспитывать интерес к космосу, к работе с нетрадиционными методами рисования

- создавать условия для творческого развития детей.

«Бабочка»

Набрызг.

Набор гуашевых красок, кисти, стакан с водой, салфетки, фартуки, шаблоны бабочек, карандаши.

Цель: познакомить с новым способом изображения бабочки – «набрызг».

Задачи:        

- с помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности

- формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному летнему настроению.

- развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Перелетные птицы

« Лебедь»

Рисование ладошками.

Альбомный лист, гуашь в баночках, кисточки, салфетки.

Цель: закрепить рисование в нетрадиционной технике рисования ладошкой.

Задачи:

- продолжать развивать умение использовать ладонь как изобразительное средство, окрашивать ее краской и делать отпечаток

 - закрепить умение дополнять изображение деталями

- формировать представления о весне и ее признаках; уточнение и расширение словаря по теме

 - развивать связную речь.

- вызвать эстетическое чувство к природе.

«Салют в честь Дня Победы»

Рисование солью.

Цветной картон (черного и синего цвета, клей ПВА, баночки с водой, кисточки, крупная соль, акварель.

Цель: формировать положительное отношение к празднику Победы.

Задачи: 

- познакомить детей с новой техникой рисования, рисование солью. Учить подбирать красивые цветосочетания для создания задуманного образа. Развивать мелкую моторику. Воспитывать уважение к участникам войны.

   Май

Рисование по замыслу

Способ по желанию ребенка.

  Развивать воображение, активизировать мыслительную деятельность, интерес к использованию разных техник рисования.

   Воспитывать эстетический вкус.

                           

                             Диагностика

Заключение

    Каждая из нетрадиционных техник - это маленькая  игра для ребенка. Их использование позволяет чувствовать детям себя раскованнее и смелее.

   Занятия по изобразительной деятельности с  использованием нетрадиционных материалов и техник способствуют развитию у ребенка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания, усидчивости, изобразительных навыков и умений, творческого воображения и доставляют детям большую радость и удовольствие!

                                              Список используемой литературы

  1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
  2. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2012 г.
  3. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.
  4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.– М., 2010
  5. Рузанова Ю. В. Развитие моторики у дошкольников нетрадиционной изобразительной деятельности. – С П б.; КАРО, 2007г.
  6. . Т.В. Смирнова «Учимся рисовать пластилином» для детей 5-7 лет. ФГОС ДО; Учитель; 2019г
  7. Утробина К. К., Утробин Р. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М.; «Издательство ГНОМ и Д», 2004г.
  8. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – г. Ярославль; Академия развития: Академия холдинг, 2004г.
  9. Шаляпина И. А «Нетрадиционное рисование с дошкольниками; Сфера; 2019гШвайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа художественно-эстетической направленности т.о. "Золотая игла", Занятие-игра по теме "Вьющиеся розы ,вышитые ленточкой".

Данная программа представляет собой разработанный курс художественно-эстетического направления, ручная вышивка, изготовление картин,салфеток, подушечек и разнообразных изделий украшающих интерье...

Рабочая программа "Художественно эстетического развития" "Музыка" 3-4 года

Рабочая прграмма  "Музыка"  для 2 младшей группы детского сада...

Рабочая программа «Художественно – эстетическое развитие дошкольников через бисероплетение»

Представлен перспективный план кружка "Бисеринка" для детей старшей и подготовительной групп....

Рабочая программа «Художественно – эстетическое развитие дошкольников через тестопластику»

Представлен перспективный план кружка "Чудеса тестопластики" для работы с детьми среднего дошкольного возраста...

Рабочая программа "Художественно-эстетическое развитие"

Изобразительная деятельность(Лепка, рисование, апликация)...

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности (изодеятельность) «Волшебная кисточка»

Программадополнительного образованияхудожественно-эстетической направленности(изодеятельность) «Волшебная кисточка»...