Рабочая программа художественно-эстетической направленности т.о. "Золотая игла", Занятие-игра по теме "Вьющиеся розы ,вышитые ленточкой".
рабочая программа по конструированию, ручному труду по теме
Данная программа представляет собой разработанный курс художественно-
эстетического направления, ручная вышивка, изготовление картин,
салфеток, подушечек и разнообразных изделий украшающих интерьер.
В занятиях ручного вышивания заложен высокий воспитательный
потенциал. Раскрывая огромную духовную ценность изделий народ
ных мастеров, программа формирует эстетический вкус воспитанников,
расширяет их кругозор, позволяет им овладеть техническими знаниями,
развивает их трудовые умения и навыки. Педагог имеет возможность
вести творческую и практическую подготовку к труду, к выбору профес
сии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pyasnit_raboch.odt | 40.23 КБ |
vyushch_rozy1.docx | 834.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Направленность программы.
Данная программа представляет собой разработанный курс художест венно-эстетического направления, ручная вышивка, изготовление картин,
салфеток, подушечек и разнообразных изделий украшающих интерьер.
В занятиях ручного вышивания заложен высокий воспитательный
потенциал. Раскрывая огромную духовную ценность изделий народ
ных мастеров, программа формирует эстетический вкус воспитанников,
расширяет их кругозор, позволяет им овладеть техническими знаниями,
развивает их трудовые умения и навыки. Педагог имеет возможность
вести творческую и практическую подготовку к труду, к выбору профес
сии.
У обучающихся по данной программе формируются следующие знания:
- об основных законах цветоведения;
- о правилах пользования инструментами и приспособлениями;
- о правилах безопасной работы с иголками и ножницами, и т. д.;
- переводить рисунок на ткань;
- основные характерные особенности местного народного искусства;
- основы орнамента и композиции;
- о вышивальных швах и узлах выполненых на хлапчатобумажных тканях с подбором ниток или лент;
- рисование пейзажей на ткани;
- процесс изготовление вышитого материала;
- об интегрирующей связи с другими предметами и образовательными программами.
Актуальность программы.
Рукоделье всегда и у всех народов было в большом почёте.
Вышивка является одним из древнейших видов украшения тканей и
самым распространённым и любимым видом рукоделья.
Древний Вавилон был известен своими вышивками. На Руси вышивка бытовала ещё в домонгольский период (по свидетельству археологов).
В стародавние времена по обрядам русского крестьянства перед
свадьбой устраивали выставку изделий и по числу и качеству судили
о мастерстве и трудолюбии невесты. На протяжении столетий вышивка
выполнялась шелком, золотом, серебром, драгоценными камнями ,
жемчугом и бисером.
Вышивка не забывается, наоборот, с каждым годом растёт популярность этого вида декоративно-прикладного искуства. Она всегда разнообразна, красива, практична. Игривость, кокетливость или строгость
выбранного рисунка и место его расположения могут сделать стиль
предмета одежды вульгарным, смешным, изысканым или элегантным,
соответствовать молодёжному, детскому, взрослому, интиллегентному
облику или диссонировать с ним.
Вышитый узор превращает даже самую простую ткань в подлин-
ное произведение искусства. Это и привлекает наших девочек-подрост
ков заниматься этим увлекательным видам декоративно-прикладного
искуства. Хорошо, когда сделанные ради удовольствия вещи – целесо-
образны и красивы. Этому чудестному занятию посвящается программа
«Золотая игла».
Актуальность программы заключается в художественно-эстетичес
ком развитии обучающихся, предусматривает знакомство и изучение
лучших традиций вышивок народов России, к знанию родного края,
создание изделий для украшения быта, интерьера. На занятиях под
ростки получают знания, умения и навыки вышивальщицы, знакомятся
с красотой и неповторимостью вышитых изделий.
Цель программы:
Создать условия для раскрытия потенциальных творческих
способностей каждого ребёнка, через творческий поиск, развивать
художественный вкус, умение анализировать, создавать своими руками.
В связи с поставленной целью
Задачи прграммы:
Обучать приёмам и технике вышивания;
Обучать основам цветоедения;
Обучать приёмам безопасной работы с инструментами и
приспособлениями ;
Обучать приёмам и способам размещения и расчёта рисунков в изделии;
Обучать правильно переносить рисунок на ткань;
Обучать технологии вышивания;
Обучать творчески использовать полученные умения и практические
навыки.
Развивать художественный вкус, фантазию, эстетический вкус.
Поддерживать и развивать творческую инициативу детей.
Приобщать к народным традициям.
Воспитывать потребность мыслить, сочинять, создавать произведения
искуства на основе и с учётом индивидуальных особенностей
воспитанников;
Воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, внимание,
доброжелательность и коллективизм.
Отличительные особенности программы.
В занятиях ручного вышивания заложен высокий воспитательный
потенциал. Раскрывая огромную духовную ценность изделий народ
ных мастеров, программа формирует эстетический вкус воспитанников,
расширяет их кругозор, позволяет им овладеть техническими знаниями,
развивает их трудовые умения и навыки. Педагог имеет возможность
вести творческую и практическую подготовку к труду, к выбору профес
сии.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том,
чтобы этот вид искусства развивает творческие способности детей и
подростков в декораттивно-прикладном искустве с учётом современных
условий жизни, дизайна, быта, семьи.
Одним из разделов программы, 2-го года обучения, является
вышивание лентами, который придпологает расширение кругозора,
повышение квалификации и заинтерисованности детей на занятии.
На третьем году обучения подростки закрепляют уже полученные
знания, навыки и умения, продолжают овладевать более сложными
приёмами художественной вышивки. Где новизна данной образователь
ной программы заключается в том, что дети овладевают искусттвом
трёхмерной вышивки – комбинирования различных видов изобразитель
ного искусства в одном проекте. Это вышивание рельефных картин
с применением объемных деталей – шероховатое вышитое полотно
изумительно сочетается и в то же время контастирует с гладкой
акварелью.
Важный аспект в обучении – сочетание индивидуального подхода,
удовлетворяющего познавательные потребности, и задания групповые,
которые объединяют их в коллектив.
Программа составленна так, что, получая общие знания, умения и
навыки, подросток имеет свободный выбор занятия, самовыражаясь
в своих работах, проявляя личное творчество. Обучаясь и воспитываясь
в благоприятной среде, он приобретает качества, необходимые для
полноценного развития.
Благоприятно влияют на воспитанников посещение музеев,
выставочных залов, просто прогулки на природе.
Возраст обучающихся. Срок реализации данной программы.
Программа разработанна для детей в возрасте от 9-15 лет.
Программа рассчитана на три года обучения. Включает в себя теорети-
ческую и практическую основу мастерства, особенности технологичес
кого процесса.
Для детей и подростков первого года обучения предусматривается
два занятия в неделю по 2 часа, за год 144 часа. Для детей второго
и третьего года обучения предусматривается 2 занятия по 3 часа или
3 занятия по 2 часа 3 раза в неделю. Всего за год 216 часов.
Наполняемость групп от 8-15 человек.
Формы и режимы занятий.
Программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и
индивидуальную. Каждое занятие по темам программы, как правило,
включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.
Оснавная часть материала отводится практическому выполнению
вышивания изделий.
Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов.
Во время занятий применяется поурочный, тематический и итоговый
контроль.Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении
творческих индивидуальных заданий, применении полученных на
занятиях знаний. Выполнение задания в группе обычно проходит не
равномерно: одни уже выполнили работу, другие только начинают.
Поэтому неоходимы как групповые, таки и индивидуальные занятия.
Наиболее подходящая форма оценки – организованный просмотр выпол
ненных образцов изделий. Он позволяет справедливо и объективно
оценить работу каждого, сравнить. Сделать соответствующие выводы,
порадоваться не только своей, но и общей удаче. Втечении всего
периода обучения педагог ведёт индивидуальное наблюдение за
тврческим развитием каждого обучаемого. Занятия не предпологают
отметочного контроля знаний, поэтому целесообразней применять
различные критерии, такие как
- текущая оценка достигнутого самим ребёнком;
- оценка законченой работы;
- участие в выставках, конкурсах;
- реализация творческих идей.
Ожидаемые результаты обучения.
Работа творческой группы третьего года обучения имеет большое
воспитательное значение для развития у школьников художественого
вкуса, интереса к искуству, традициям, профессиональной ориентации.
Вся работа направленна на достижение развития творческой активности
учащихся.
В конце курса учащиеся должны:
- знать историю развития вышивания;
- вышивать творческие работы;
- вышивать разнообразие швов;
- уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе;
- совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки.
Учебно-тематический план
( 1-ый год обучения )
№ | Наименование учебных дисциплин, курсов, разделов и тем
| Всего часов
| Теория | Практика |
1 | Введение. | 4 | 2 | 2 |
2 | История ручной вышивки. | 2 | 2 | -- |
3 | Освоение простейших швов. | 18 | 4 | 14 |
4
| Цвет и цветовая гармонии в технике вышивания. | 2 | 2 | -- |
5 | Выбор ткани и ниток. | 2 | – | 2 |
6 | Перевод рисунка на ткань. | 2 | – | 2 |
7 | Выполнение изделий швами. | 106 | 24 | 82 |
8
| Посещение выставок, встреч с интересными людьми. | 8 | – | 8 |
9 | Итоговое занятие. | 2 | – | 2 |
10
| Итого:
| 144
| 34
| 110
|
Содержание разделов.
1.Вводное занятие.
Программа, содержание работы и задачи кружка. Демонстрация
изделий, выполненых кружковцами и рукадельницами. Рабочее место
вышивальщицы: освещение, расположение. Инструменты и приспосо
бления, используемые на занятии, хранение. Соблюдение правил
труда и организации своего места работы.
« Правила безопасности работы с инструментами и приспосблениями».
Наличие каждого приспособления, правила пользования, место
хранения. Практические советы пользования электроприборами.
Показ обращения с инструментами и приспосблениями. Правила
запяливания ткани. Обучение умения вставлять нить в иглу.
- Из истории ручной вышивки.
Тема « Ручная вышивка, раздел народного творчества». Время
развития вышивки. Что вышивали и чем. Искусные рукадельницы.
История появления напёрстка на руси. Рассматривание образцов,
картин.
3. Освоение основных приёмов простейших швов.
1)Тема «Освоение приёмов закрепление нити в начале и в
конце». Оразец, показ приёмов, закрепление нити на ткани.
Объяснение, ошибки, выбор иглы, определение длинны нити.
Исполнение на ткани, помощь преподавателя.
- 2) Тема « Изучение простейших швов»
Виды швов, показ схем, образцов, изделий. Обучение правильно
держать иглу. Определение количества нитей из пасмы для вышива
ния. Правила вышивки простых швов. Ход рабочей нити при работе,
последовательность выполнения, Расчёт длинны стежка в зависимос
ти от толщины ткани.
3) Тема « Шов вперёд иглу»
Что представляет собой этот шов. Показ схемы, образцов,
объяснение, исполнение на ткани. Способы исправления некачествен
ного стежка. Помощь преподавателя.
4) Тема « Шов за иглу»
Что представляет собой этот шов. Показ схемы, образцов,
объяснение, исполнение на ткани. Способы исправления некачествен
ного стежка. Помощь преподавателя.
5) Тема « Стебельчатый шов»
Что представляет собой этот шов. Показ схемы, образцов,
объяснение, исполнение на ткани. Способы исправления некачествен
ного стежка. Помощь преподавателя.
6) Тема « Тамбурный шов»
Что представляет собой этот шов. Показ схемы, образцов,
объяснение, исполнение на ткани. Способы исправления некачествен
ного стежка. Помощь преподавателя.
7) Контрольный урок « Умелые руки не знают скуки» – конкурс
на красивый шов.
4. Цвет и цветовая гармония в технике вышивки.
Что такое цвет, спектральный ряд. Яркость, тёплые и холодные тона.
5. Выбор ткани и ниток.
Краткие сведения о тканях и нитках, их назначении. Разнообразие
видов ниток, из чего состоят, как пользоваться. Подбор ниток в
соответствии с номером иглы и видом ткани.
6. Перевод рисунка на ткань.
Инструменты и приспособления , необходимые для перевода рис
унка на ткань. Подбор рисунков, ткани. Обьяснение. Расположение
рисунка на изделии. Приёмы и способы ошибок при переводе.
7.Выполнения изделий простейшими швами.
1) Тема « Картина».
Что такое картина, образцы. Знакомство с технткой выполнения
картин с использования простых швов. Перевод рисунка, подбор
цветных нитей. Демонстрация технологической карты. Определение
наиболее рационального хода рабочей нити.
2) Тема « Обработка вышитых изделий».
Правила обработки изделий после вышивания. Предупреждение
о стирании и глажении изделия. Показ и исполнение.
3) Тема « Подушечка».
Разнообразие подушечек. Подбор рисунка, ткани, цветных нитей.
Перевод рисунка на ткань. Демонстрация технологической карты.
Определение наиболее рационального хода рабочей нити.
Вышивание « Подушечек». Обработка изделия.
4) Тема « Прихватка Рыбка»
Что такое прихватка, её предназначение, образцы. Подбор рисунка,
ткани, цветных нитей. Перевод рисунка на ткань. Демонстрация
технологической карты. Определение наиболее рационального хода
рабочей нити. Вышивание « Прихватки – Рыбки». Обработка изделия.
5) Тема « Салфетка»
Что такое салфетка, её предназначение, образцы. Объяснение.
Разнообразие салфеток. Подбор рисунка, ткани, цветных нитей.
Перевод рисунка на ткань. Составление технологической карты.
Определение наиболее рационального хода рабочей нити.
Вышивание « салфетки ». Обработка изделия.
8. Экскурсии, выставки, встречи с интересными людьми.
9. Итоговое занятие. Организация и обсуждение выставки
работ воспитанников.
Предпологаемые результаты первого года обучения.
Обучающиеся должны:
знать –
простейшие виды швов и их выполнение на хлопчатобумажных
тканях с подбором соответствующих ниток; материалы, применяемые
в вышивке, их назначение; правила пользования; правила
устранения дефектов в вышивке; процесс изготовления вышитого
материала;
уметь –
делать зарисовки на бумаге с обрасцов народной вышивк переводить
рисунок на ткань; выполнять изучаемые швы; заканчивать и
начинять вышивать на ткани в разных видах швов; оприделять
расхот ткани для различных изделий; место расположения
декоративного оформления; заканчивать работу.
Учебно-тематический план.
2й год обучения.
№№ пп | Наименование учебных дисцыплин, курсов разделов и тем. | Количество |
часов | в неделю |
Всего часов | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие. |
3 |
3
|
--
|
2 | Подготовка к вышивке. Местный народный промысел вышивка. | 27 | 9 | 18 |
3 | Освоение сложных швов. | 33 | 6 | 27 |
4 | Освоение техники вышивки лентами. | 27 | 6 | 21 |
5 | Вышивание изделий.
| 117 |
-- | 117 |
6 | Экскурсии, выставки, встречи. | 6 | 6 | -- |
7 | Итоговое занятие.
| 3 | -- | 3 |
Всего: | 216 | 30 | 186 |
Содержание разделов.
1. Вводное занятие
Знакомство учащихся с прграммой и содержанием работы.
Демонстрация изделий, выполненых кружковцами в пршлые годы.
2. Из истории народной вышивки.
« Местный народный промысел – Вышивка».
1.История развития народной вышивки. Рассматривание образцов
картин
Рассказ о местной вышивке, беседа. Экскурсия к местной рукадельнице
2.Инструменты и приспособления
Правила техники безопасности труда и личной гигиены, предупрежде
ние травматизма.
3.Тема «Цвет в вышивке»
Повторение спектрального ряда, тёплые и холодные тона. Изучение
цветового тона, насыщенность, дополнительные цвета, гармоничное
сочетание.
- Тема «Орнамент и композиция в вышивке»
Что означает орнамент. Рапорт узора. Что используется в орнаменте.
Разновидности орнамента. Образцы природы в орнаменте русских
мастериц. Понятие композиция. Построение и направление композиции
различных форм. Составление с детьми композиции.
5.Тема « Увеличение рисунка»
Что необходимо для увеличения рисунка. Правила копирования.
Обьяснение. Увеличениеобучающимися рисунка.
6.Тема «Обработка вышитых изделий»
Обьяснение. Правила обработки изделия после вышивания.
Предупреждение о стирании и глажении изделия. Показ и исполнение.
3. Освоение сложных швов.
1.Тема « Ёлочка»
Что представляет этот шов. Показ схемы, образцов, обьяснение,
исполнение на ткани. Способы исправления некачественного стежка.
Помощь преподавателя.
2.Тема « Шов Козлик»
Что представляет этот шов. Показ схемы, образцов, обьяснение,
исполнение на ткани. Способы исправления некачественного стежка.
Помощь преподавателя.
3.Тема « Петельный шов»
Что представляет этот шов. Показ схемы, образцов, обьяснение,
исполнение на ткани. Способы исправления некачественного стежка.
Помощь преподавателя.
Ознакомление с гладьевыми швами.
1.Тема « Виды швов в ручной вышивке»
Какие виды швов. Что такое гладь в вышивке. Различие приёмов и
способов исполнения. Расматривание образцов изделий.
2.Тема « Владимирские швы»
Что такое Владимирские швы. Показ схем, обьяснение. Приёмы и
способы выполнения Владимирских швов, варианты швов. Показ
образцов. Анализ народных орнаментов. Зарисовка карандашом
Владимирских швов. Выполнение образца, способы исправления
некачественного стежка.
3.Тема « Александровская гладь»
Что такое Александровская гладь. Показ схем, обьяснение. Приёмы
и способы выполнения Александровской глади, варианты швов.Показ
образцов. Анализ народных орнаментов. Зарисовка карандашом
Александровской глади. Выполнение образца, способы исправления
некачественного стежка.
4.Тема « Счётная гладь»
Что такое Счётная гладь. Показ схем, обьяснение. Приёмы и
способы выполнения Счётной глади, варианты швов. Показ
образцов. Анализ народных орнаментов. Зарисовка карандашом
Счётной глади. Выполнение образца, способы исправления
некачественного стежка.
5.Тема « Ришелье»
Чем различаются виды вышивок. Показ схем, обьяснение. Приёмы
и способы выполнения Ришелье, варианты швов. Показ образцов.
Анализ народных орнаментов. Зарисовка карандашом выбранного
вида. Выполнение образца, способы исправления некачественного
стежка.
6.Тема « Бисерное шитьё»
Что такое бисерное шитьё. Приёмы и способы бисерного выши
вания. Показ образцов. Выполнение образца, способы исправления
некачественного стежка.
4. Освоение техники вышивки лентами.
Знакомство с материалами используемыми при вышивании лентами.
Разметка расположения деталей и контура узора, перевод рисунка.
Прямое копирование. Наметка на кальке. Профессиональные
советы.
Просмотр специальной литературы с целью изучения швов и
техник вышивания лентами. Разбор техники вышивки
лентами. Закрепление ленты на ткани. Ключ к вышиванию лентами.
Пошаговое выполнение работы. Узлы и швы применяемые при
вышивании лентами.
5.Вышивка изделий.
Вышивание картин по выбору воспитанников по предложенным темам.
Тема « Уютный дом» , « Мастарская Деда Мороза». Показ образцов.
Обьяснение. Подбор рисунка, выбор цветных ниток. Вышивание
изделий. Обработка вышитых изделий.
Тема « Картина». Показ образцов. Знакомство техникой вышива
ния картин счетной гладью. Обьяснение. Подбор рисунка, выбор
цветных ниток. Вышивание изделий. Обработка изделий.
Тема «Салфетка – цветы». Виды салфеток, показ образцов.
Подбор образца и рисунка, тканей и различных цветов ниток.
Применение в салфетке различных швов. Перевод и вышивание
изделия. Контроль над качеством исполнения работы, аккуратность.
- Экскурсии, выставки, встречи.
Знакомство с народными умельцами ст. Полтавской, с лучшими
образцами художественной вышивки. Посещение музеев с карти
нами и вышивками. Закрепление материала об основных видах
декоративно- прикладного творчества. Участие в тематических
выставках.
- Итоговое занятие.
Организация выставки творческих работ воспитанников выполнен
ных в течение учебного года.
Предпологаемые результаты второго года обучения.
Обучающиеся должны:
знать –
основные характерные особенности местного народного искусства;
правила выполнения технического рисунка; основы композиции;
основные виды швов и выполнение на ткани с подбором ниток;
виды материалов и приспособлений для вышивания;
исправление деффектов и причины их возникновения;
особенности орнамента и техники исполнения вышивки того,
что можно вышить для быта.
уметь –
делать зарисовки на бумаге образцов народной вышивки;
выполнять технические рисунки, уметь переводить рисунок на ткань;
выполнять более сложные швы;
определять расход ткани для различных изделий;
составлять из различных рисунков композиции;
аккуратно и правильно выполнять ручную вышивку, соблюдая
последовательность выполнения всех операций;
выполнять творческую работу, картины счётной глади;
правильно и качественно оформить работу.
Методическое обеспечение программы.
В программе ипользуются следующие методы обучения:
-- Объяснительно- иллюстративный ( рассказ, беседа, объяснение,
наблюдение, демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций,
изделий.)
– Репродуктивный ( выполнение действий на занятиях на уровне
подражания, тренировочные упражнения по образцам, выполнение
практических заданий.)
– Изучение развития ребёнка ( наблюдение за развитием личности
ребёнка, беседы, анализ творческой деятельности учащегося ит.д.)
В ходе работы на занятиях дополнительного образования создаётся
необычная среда и атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки
и направленности на успех. Весь процесс учебной деятельности
направлен на развитие творческих способностей ребёнка, радостных
переживаний познания, реализации себя в выбранно деятельности, что способствует наиболее эффективному процессу. Создание
благоприятных условий ведёт к мотивации познаний, творчеству,
профессиональному самооопределению, повышению уровня само-
оценки ребёнка.
Дидактический материал для программы.
1. Плакаты по изучению темы «Швы» с изображением швов и
стежков.
2. Папка с информационным и декоративным материалом по
учебным темам « Коллекция швов», « Объёмная вышивка»,
« Рельефные картины».
3. Методические пособия, раздаточный и информационный
материал по изучению тем: « Подушечка», « Картина», «Салфетка
цветы», « Сапожок для Деда Мороза», « Прихватка- рыбка»,
« Вышивание лентами», « Композиционное решение росписи»,
« Объёмные детали в вышивке», « Цветоведение», « Орнамент и
композиция узора в вышивке», « Вышивка лентами».
4. Композиционный альбом с образцами рисунков цветов для
вышивания гладью.
5. Опросники для зачётов по темам.
6. Сценарии открытых занятий.
7. Реферат « История вышивки народного прикладного искусства»
8. Реферат « Художественная ценность искусства вышивания
мастериц -рукадельниц 18-19вв.».
9. Выставочный стенд лучших работ воспитанников.
10. Методические рекомендации « Гимнастика для глаз», « Прак-
тические советы для начинающих».
11. Дидактические игры по темам программы.
12. Карты- схемы.
13.Сценарии мероприятий «Викторина-история русской вышивки»
« Рождественские посиделки», « В гостях у сказки».
14.Иллюстрации и репродукции картин из книг и журналов.
15.Использование в работе дисков DVD, видеокассет.
16.Инструменты и приспособления, необходимый материал.
17.Сценарии диспутов, конкурсов.
18.Фотографии и репродукции картин.
Используемая литература.
1.Андреева И. «Рукоделье». – М.: «Большая Росийская
Энциклопедия», 1993 г. – 197 с
2. Ананьева А. «Вышивание. Гладь. Решелье. Аппликация».И.ф.:
Этерна, 2005 г. – 156с
3.Бушелева Б. «Поговорим о воспитании». – М.: Просвещение,
1989 г. – 266с
4. Ветерман Г. «Дизайн вашей квартиры». – С-ПБ, 1994 г. – 84с
5.«Вышивание, вязание, поделки из кожи». – М.,Знание,1993г. –93с
6. Давыдова Ю.Д. «Роспись по шёлку» И.ф.: Феникс, 2006 г. – 187с
7. «Журнал мод» – рукоделье, вязание, вышивка. 2005-2006 г. –50с
8. Жадко Е. «Вышивка пейзажей». И.ф.: Феникс, 2006 г. – 157с
9. «От А до Я. Вышивка лентами, секреты мастерства». И .ф.
Ниола21 -й век. 2005 г. – 120с
10. Кот Никол. «Искусство вышивки: секреты мастерства». И. ф.
Контэнт. 2004 г. –
11. Кочетов А.И. «Педагогическая основа самовоспитания». -М.,
1984 г. – 319с
12. Ковалёв А.В. «Личность воспитывает себя». -М., 1983 г. –256с
13. Кочетов А.И. «Самовоспитание подростка». -М., 1983 г. –242с
14. Макаренко А.С. «Лекции о воспитании детей» -Мн.:Народная
асвета, 1978 г.
15. Хелен Пирс «Объёмная вышивка – 2». И.ф. Ниола 21-й век,
2005 г - 84с
16.Плотникова Т.Ф. «Занимательная вышивка». ИКТЦ «Лада», 2008г
– 116с
17. Пронин А.В. «Посмотрим на себя со стороны». -Мн.:Полымя,
1989 г. – 111с
18. Хямяляйнен Ю. «Воспитание родителей». -М.: Просвещения
1993 г. – 112с
Литература для обучающихся.
1.Андреева И. «Рукоделье». – М.: «Большая Росийская
Энцеклопедия», 1993 г. – 197 с
2. Ананьева А. «Вышивание. Гладь. Ришелье. Аппликация».И.ф.:
Этерна, 2005 г. – 156с
3. Ветерман Г. «Дизайн вашей квартиры». – С-ПБ, 1994 г. – 84с
4.«Вышивание, вязание, поделки из кожи». – М.,Знание,1993г. –93с
5. «Журнал мод» – рукоделье, вязание, вышивка. 2005-2006 г. –50с
6. Жадко Е. «Вышивка пейзажей». И.ф.: Феникс, 2006 г. – 157с
7. «От А до Я. Вышивка лентами, секреты мастерства». И .ф.
Ниола21 -й век. 2005 г. – 120с
8. Кот Никол. «Искуства вышивки: секреты мастерства». И. ф.
Контэнт. 2004 г. –
9. Хелен Пирс «Объёмная вышивка – 2». И.ф. Ниола 21-й век,
2005 г - 84с
10.Плотникова Т.Ф. «Занимательная вышивка». ИКТЦ «Лада», 2008г
– 116с
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования детей Центр внешкольной работы
Открытый урок
по теме: « Вьющиеся розы вышитые ленточной».
Форма проведение: занятие-игра.
Подготовила ПДО: Дробышева
Ольга Викторовна
Т.О. «Золотая игла»
Ст. Полтавской.
Ст. Полтавская 2013г.
Форма проведение: занятие-игра.
Пояснительная записка
Занятия вышивкой помогают развить мелкие мышцы кистей рук воспи-
танниц, что ведёт к развитию речи, способствуют развитию внимания,
усидчивости.
Ребёнок, пережив незабываемый, счастливый опыт творчества, не может оставаться прежним. Открыть для себя неповторимость работы с нитками и лентами различных техник, постичь структуру, свойства, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций. Эмоциональная память об этом будет заставлять его искать новые творческие подходы, в которых педагог обязан раскрыть секреты мастерства ленточной вышивки. На основании полученных знаний воспитанницы углублять эстетические познания в народном декоративно-прикладном искусстве.
Вышивка настолько вдохновляющее занятие, что если заинтересовать
воспитанниц, то они непременно сумеют проявить в себе творческие способности вышивания.
Результат занятия: воспитанницы освоят новую для них технику выполнения розы «паутинка ».
Поэтические и исторические данные о происхождении цветка розы
помогут развивать у подростка любовь к природе, раскроют чувство прекрасного.
Предварительно на предыдущих занятиях вышивальщицы перевели рисунок, вышили стебельчатым швом веточки, зелёные листочки из лент техникой «ленточный стежок».
Количественный состав участников занятия 12-15 человек.
Продолжительность занятия 45 мин.
Рекомендуется хорошо освещённое помещение.
Цель занятия: Освоить технику выполнения розы «паутинка».
Задачи:
1.Научить приёмам ленточной вышивки «Вьющиеся розы»,
через технику выполнения « паутинка».
2. Углубить эстетические познания в народном декоративно- прикладном искусстве.
3. Развить уверенность в своих творческих способностях, интерес
к вышиванию.
4.Воспитать (воспитывать(?)) любовь к природе, чувство прекрасного.
Ожидаемый результат:
Участники занятия ЗНАЮТ | Участники занятия УМЕЮТ |
Поэтические и исторические данные о происхождении розы. | |
Освоят новую для них технику выполнения розы «паутинка ». Процесс изготовления вышивки. | Выполнять плетение лентой розы «паутинка ». |
Какой вид ленточной техники сегодня выполняли | Воспитанницы углублять эстетические познания в народном декоративно-прикладном искусстве |
Материалы необходимые при вышивании техники «паутинка». |
Оборудование: ножницы, ткань, ленточки, нитки, иглы для лент, игольницы, схема букета, фото образца, карточки с схемой выполнения розы.
Оформление кабинета: выставка творческих работ учащихся из
лент, образец картина лентами «Вьющаяся роза».
План проведения занятия
№ | Этап занятия | Оперативные задачи педагога | Способы, приёмы организации деятельности |
1 | Организационный момент. Приветствие группы. Мобилизация внимания | Проверка готовности к занятию. Настроить на предстоящую работу, создать доброжелательную атмосферу | Беседа |
2 | Знакомство детей с темой занятия, её целью и задачами. | Знакомство с тематикой занятия, с предстоящей деятельностью | Рассказ |
3 | Вступление. Исторические данные | Поэтические и исторические данные о происхождении цветка розы | Рассказ Выполнение упражнения группой сопровождается командами педагога |
4 | Знакомство с техникой выполнения розы «паутинка». | Помочь овладеть приёмами ленточной вышивки «Вьющиеся розы», через технику выполнения «паутинка». | Показ поэтапной работы и объяснение техники выполнения, обращаю внимание на ошибки |
5 | Техника безопасности труда при работе с ножницами и иглами. | Повтор правил Техники Безопасности | группа повторяет |
6 | Выполнение практической части: роза «паутинка». | Помочь овладеть навыками ленточной вышивки. | Каждый выполняет технику «паутинка», индивидуальная работа с учащимися, помощь, консультация |
7 | Подведение итогов занятия. | Развить уверенность в своих творческих способностях, интерес к вышиванию. | Педагог выделяет лучшие, поощряет детей, задаёт вопросы по теме |
8 | Анализ работы с детьми | Каждый участник занятия выбирает «лучшее», демонстрирует его группе закрепляя навык | Беседа, анализ занятия, самоанализ каждого участника , педагог и воспитанники благодарят друг друга, прощаются |
План-конспект занятия
Организационный момент.
Мобилизация внимания.
Педагог: Здравствуйте. Я рада приветствовать вас на занятии. Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Они очень хотят с вами познакомиться, полюбоваться вашими работами, какие вы рукодельницы! Наша «Золотая иголочка» поможет рассказать о проделанной работе, о картине представленной на выставку.
Педагог: Ребята, проверьте, всё ли мы приготовили? (проверка готовности к занятию). По-моему вы забыли приготовить иголочки.
Дети обнаруживают, что для работы им не хватает иголок. Вместо
иголок на столе обнаруживают конверт. На конверте надпись «Ребятам
из творческого объединения «Золотая игла» и Ольге Викторовне от
Иголочки».
Дети раскрывают конверт и читают письмо:
-Дорогие ребята! К сожалению, я не могу вам помочь рассказать о картине. Меня
заперли за семью замками. Вы освободите меня, если выполните семь заданий, в
которых вы раскроете секреты мастерства вышивания лентами розы «паутинка» . Я
верю, что у вас получится, и мы опять будем вместе.
Раздаётся стук в дверь, и детям передают коробку, в которой за семью
печатями заперта Иголочка. Дети рассматривают коробку и видят, что
около каждой печати прикреплён свиток. Разворачивают первый свиток,
а в нём – задание от Иголочки.
Задание №1. – Ольга Викторовна расскажите о королеве всех цветов – Розе.
Педагог: Роза – Царица цветов.
О ней поют поэты всех веков.
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот свиток алых лепестков,
Раскрывшейся благоуханной чашей. С Маршак.
Для выражения всех радостей, для утешения всех горестей до сих пор не нашлось лучше розы. Розы играют такую роль в жизни человека, что кажется, если бы они вдруг почему-либо исчезли, то жизнь наша померкла бы, поблёкла, обесцветилась.
Родословная розы уходит в глубокую древность: этот ярко цветущий кустарник был известен ещё за 3,5 тысячелетия до нашей эры. С древнейших времён перед красотой цветка преклонялись все народы, особенно в странах Востока. Самые первые сведения о розе встречаются в древнеиндийских
сказаниях, утверждающих, что каждый человек, принёсший царю розу может просить у него всё, что пожелает.
Но родина «королевы цветов» считается Персия (Иран). По персидски роза называется Гуль. Гулистан значит «сад роз». С давних пор Персия называется Гулистаном. Персы выращивали розы в садах и внутренних дворах, украшали ими комнаты, купальни. Они – радость, выражения наших чувств, влечение сердца и поисков разума. Стоит произвести слово «Роза», как сразу станет легче дышать, всё вокруг заиграет красками, а когда
упиваешься их запахом, то ощущаешь как бы предвкушение блаженства. Они должны быть во всяком доме как талисман, как дар Божий «счастья».
После рассказа педагог снимает первую печать и предлагает открыть следующий свиток. Далее аналогично выполняется следующие шесть заданий.
Задание №2 - Ребята! На предыдущих занятиях вы вышивали оформление вокруг
букета, то есть детали в веточке «Вьющиеся розы». Это нераскрывшиеся бутоны роз,
зелёные листки, стебли розы. Какие швы и техники вышивки использовали при выполнения оформления.
Воспитанницы закрепляют материал, изученный на предыдущих занятиях.
(Стебельчатый шов – стебли, ленточный стежок – листья и нераскрывшиеся
бутоны, перекрученный шов «петля»- чашечка для нераскрывшегося бутона.)
Задание №3 -Ребята, вспомните самое главное правило вышивальщиц. Сосчитайте
до трёх и скажите хором вслух.
(- Чтобы руки были чистыми).
Задание №4 -Расскажите технику безопасности с колющими и режущими предметами.
Дети отвечают:
- Передавать ножницы кольцами вперёд.
-Не держи ножницы лезвием вверх.
- Не оставляй ножницы с открытым лезвием.
- Не режьте ножницами на ходу.
- Иголку хранить в игольнице.
- Нельзя перекусывать нитку зубами, так как она может
поранить зубы.
- Не пользуйся ржавой иглой, так как она может
сломаться и поранить руку.
Задание №5 - Ольга Викторовна расскажите вышивальщицам выполнения розы техника «паутинка», а вы внимательно запоминайте.
Демонстрируется презентация розы «паутинка» и поэтапная
объяснение , наглядный показ педагога.
Задание №6 -Как называется техника розы выполнила Ольга Викторовна?
Каким цветом можно выполнить такую розу?
Дети отвечают: техника «паутинка». Выбирают цвет роз.
Задание №7 - Выполните все вместе физкультминутку.
Ребёнок вместе со всеми проводит физкультминутку:
Стали прямо, подтянулись и другу улыбнулись
Ничего что мало места, разомнёмся для начала
Три хлопка над головой, три щелчка перед собой
По коленям бьём ладошкой, прыгаем на правой ножке
Наконец одновременно прыгаем на двух ногах,
И сначала ещё раз. (2 раза)
Педагог: Смотрите, наша коробочка открывается, значит, все
Задания вы выполнили. Вот наша Иголочка в подушечке свободна.
Раздаются иголки для лент воспитанницам.
Свёрток с подписью: « Спасибо, вышивальщицы, за добрые сердца.
Теперь у каждого из вас есть я, и вы обязательно сможете вышить розу из ленты.
Дети отвечают. Педагог: - Правильно «паутинка».
Выполнение практической части: роза «паутинка».
Педагог: Подготовьте иглу с подходящей по цвету ниткой. На конце
нитки сделайте узелок. Выполните окружность с точками. Подготовьте
иглу с подходящей по цвету лентой. Закрепите ленту на иголке и закрепите ленту на изнаночной стороне центра розы и приступайте к работе.
Каждый выполняет технику «паутинка». Во время практической
части обращаю внимание на ошибки, привлекаю к их исправлению.
Помогаю затрудняющимся, провожу индивидуальную работу
с учащимися для качественного выполнения работы.
Подведение итогов занятия.
Педагог предлагает игольницу с Иголочкой учащимся. Ребёнок рассказывает о своей работе, выполненной розе и представленной на выставке, а Иголочка ему помогает. Педагог выделяет лучшие и поощряет похвалой.
Анализ работы.
Вопросы задаёт педагог:
1.Из какого материала выполнена работа?
2. Какой вид ленточной техники сегодня выполняли?
3. Назовите, какие виды вышивки лентами вы знаете?
4. Сложно ли выполнить розу?
5. Как вы сами оцениваете работу?
Дети отвечают на вопросы.
Методические рекомендации:
При подборе материалов желательно использовать:
- Швейные нитки в тон шёлковой ленты или мулине в два сложения.
- Вышивать нитками иглой 9№.
- Вышивать лентами 4мм – иглой №22.
- Закреплять нитки нужно хорошо, что бы во время вышивания
лентой нитки не выдернулись.
- Вместо шила использовать иглу №22.
- Чем больше прямых стежков – тем крупнее роза.
Во время проведения практической части урока лучше включить
негромкую релаксационную мелодию. Это повышает мотивацию выполнения практической работы и успокаивает подростков в случае,
когда у них не сразу все получается. Так же включить негромкую
ритмичную музыку при проведении физкультминутки. Выполните все вместе два раза.
Дидактические материалы.
Раздаточные материалы: схема букета, фото образца, карточки со схемой выполнения розы. Образец картина лентами «Вьющаяся роза». Выставка творческих работ учащихся из лент. Поэтапная презентация выполнения розы «паутинка».
Литература.
1. Афонасьева В.В. Вышивка лентами от А до Я. Издательский дом
«Ниола В 21-й век», 2005г;
2. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и приданиях. 2001г;
3. Поляков В. Детская энциклопедия. Цветы от А до Я. Издание для досуга
2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа художественно-эстетической направленности: «Мастерилка!»
Цели рабочей программы- Создать условия для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность....
Рабочая программа художественно-эстетического направления по изобразительной деятельности «Цветной мир» на 2016-2017 уч.год
Учебная программа по образовательной области «Художественное творчество» «Цветной мир» (рисование, аппликация) является компилятивной, и базируется на программе художественного воспитания, обучения и ...
Дополнительная образовательная рабочая программа художественно-эстетической направленности для детей подготовительного к школе возраста «Алмазная мозайка»
Дополнительная образовательная рабочая программа (далее Программа) «Алмазная мозайка» разработана на основе дополнительной образовательной программы МБДОУ «ЦРР – д/...
Рабочая программа художественно- эстетического направления кружок «Волшебное тесто» с детьми подготовительной группы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯКРУЖОК «ВОЛШЕБНОЕ ТЕСТО» С ДЕТЬМИ 6 -7 ЛЕТ,ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ...
Рабочая программа художественно – эстетической направленности кружка по театрализованной деятельности ЛАПУШКИ (для детей 5-6 лет.).
Кружок по театрализованной деятельности....
Рабочая программа (художественно-эстетическое направление) "Наш веселый оркестр"
Рабочая программа (художественно-эстетическое направление) "Наш веселый оркестр"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Художественно-эстетическая область» направление «Музыкальное образование»
Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в МКДОУ...