Рабочая программа «Художественно – эстетическое развитие дошкольников через бисероплетение»
рабочая программа (старшая группа) на тему
Представлен перспективный план кружка "Бисеринка" для детей старшей и подготовительной групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_biser.docx | 39.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 общеразвивающего вида «Березка» города Заринска
Рабочая программа кружковой работы
Тема: «Художественно – эстетическое развитие дошкольников через бисероплетение»
Разработчик: Титова И.Ю.,
вос-ль I кв. кат.
Заринск 2014
I Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Творческое начало и безграничная фантазия заложены в каждом ребенке. Для реализации своих идей маленький человек очень часто выбирает бисер, который привлекает его не только яркостью красок, разнообразием форм и размеров, но и простотой выполнения самых причудливых изделий. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превращаться в веселую игрушку, нарядное украшение или сувенир. Такое занятие доступно даже для маленьких и неумелых рук.
Работы по бисероплетению привлекают детей своими результатами. Поделка, сделанная ребенком, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Игрушка, прошедшая через руки ребенка, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.
Дополнительная образовательная программа «Бисеринка» является прикладной, носит практико-ориентировочный характер и направлена на овладение детьми основных приемов бисероплетения. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, развития познавательной активности и творческой самореализации.
А самое главное - работа с бисером вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то яркое, необыкновенное. Процесс выполнения требует от ребенка многих действий, к которым дети плохо подготовлены. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действии. Постепенно образуется система специальных навыков и умений.
Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Программа носит рекомендательный характер, т.е. тема занятий может изменяться в зависимости от возрастных возможностей, материального обеспечения, интересов и требований детей.
Цель программы: создать условия для художественно – эстетического развития дошкольников через бисероплетение.
Задачи:
Образовательные:
Углублять и расширять знания об истории и развитии бисероплетения. Осваивать простые техники бисероплетения, навыки безопасного
пользования различными материалами (бисер, проволока, ножницы).
Активизировать познавательную и творческую деятельность.
Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Развивающие:
Развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности.
Формировать эстетический и художественный вкус.
Воспитательные:
Прививать интерес к культуре своегонарода, к истокам народного творчества.
Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам.
Принципы и подходы реализации программы
- Знакомство с историей бисера, прошлым и настоящим культуры своего народа.
- Развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах.
- Единство развития и воспитания дошкольников.
- Сотрудничество участников образовательного процесса и доступность обучения.
- Учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка.
- Принцип успешности.
- Учет возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития.
- Последовательность усложнения учебного материала на основе ранее полученных знаний.
- Интеграция всех образовательных областей.
- Наглядность: объяснение всех приемов на демонстрационном материале, использование пособий со схемами выполнения изделий, готовых образцов работ.
1.2 Планируемые результаты освоения рабочей программы
После освоения рабочей программы детиготовы и способны:
- С интересом рассказывать об истории бисероплатения;
- Любоваться красотой изделий.
- Называтьматериалыи их назначение (бисер, стеклярус, пайетки, леска, проволока, нитки, резинка, гипс);
- Пользоваться ручными инструментами и приспособлениями(ножницы);
- Соблюдать правила безопасности труда при работе с указанными инструментами.
- Организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
- Использовать для изготовления изделий из бисераосновные приёмы бисероплетения, условные обозначения;
- Изготавливать украшения, плоские и объёмные фигурки животных, а также цветы и деревья из бисера на основе изученных приёмов, выполнять отдельные элементы и сборку изделий;
- Свободно пользоваться схемами;
- Под руководством преподавателя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по схеме изделия, рисунку.
Форма отчетности: оформление выставок детского творчества.
II Содержательный раздел
2.1 Календарно – тематическое планирование
Первый год обучения
Месяц | Тема | События, мероприятия | Предполагаемый результат |
Октябрь | «Знакомство с бисером» «Нитка - браслет» | 1. Чтение рассказа «Немножко об истории». 2. Рассматривание материала и инструментов для занятия бисероплетением. 3. Пальчиковая игра«Дружат в нашемсадике...» 4. Упражнение «Соберибраслет». | Украшение для кукол |
« Бусы» | 1.Д/упр. «Большой маленький». 2.Упр. «Назови, неошибись». 3.Пальчиковая игра«Гости». 4.Упр. «Собери бусы». | Украшение для кукол | |
«Веточка рябины» | 1.3агадки: «Ветки голые стучат, Галки черные кричат, В тучах редкая просинь, Наступила...(осень)» «Сидит - зеленеет, Падает - желтеет, Лежит - чернеет. (лист)» 2.Рассматривание готового изделия, обсуждение. 3.Рассматривание схемы. 4.Пальч. игра «Дом». 5.Изготовление веточки. | Заготовки для будущего деревца | |
«Рябинка» | 1.Чтение стих-я «Осень, облетает весь наш бедный сад...» 2.Беседа «Строение дерева». 3. Мин. отдыха «Деревце». 4.Изготовление веточек «Кто больше». 5. Создание деревца. | Дерево «Рябинка» | |
Ноябрь | «Веселые игрушки» (пчелка, мышка) | 1.Загадки про пчелу, мышку. 2.Показ техники плетения. 3.Изготовление игрушек. 4.Физ.пауза «Пчелки полетели». | Выставка игрушек |
Декабрь | «Елочные игрушки. Шары.» | 1.Беседа «Что такое Новый год?» 2.Рассматривание елочных игрушек. З.Пальч. игра «Гости». 4.Изготовление елочных игрушек. | Украшение елочки в группе |
Январь | «Елочка - красавица» | 1.Чтение стих-ий о зиме. 2.Рассматривание картин зимнего леса. 3.Показ приема изготовления веток дерева. 4.Подбор материала. | Коллективная работа |
Февраль | «Брелок дляпапы. Рыбка.» | 1. Беседа «Мой папа». 2. Чтение схемы. 3. Выполнение мозаичного плетения. 4. Пальч. игра «Семья». | Подарок папе |
Март | «Цветы для мамы» | 1.Беседа «Мамин праздник». 2. Чтение стих-я «Если был бы я девчонкой». 3.Изготовление лепестков. 4. Сборка цветка. 5.Муз.пауза под пр-е П.И.Чайковского «Вальс цветов». | Подарок маме |
Украшение «Паучок» | 1.Загадки про насекомых. 2.Рассматривание изделия. 3.Беседа «Разнообразие насекомых». | Брошь | |
«Гусеница» | 1.Рассматривание картинок. 2.Самомассаж «Ласковые пальчики». 3.Техника параллельного плетения. | Выставка работ | |
Апрель | «Бабочки» | 1.Беседа «Чудесное превращение гусеницы» 2.Рассматривание схем. 3. П/и «Бабочки». | Выставка работ |
Май | Панно «Весеннее настроение» | 1.Беседа «Природа весной». 2.Рассматривание иллюстраций. 3.Изготовление поделок для панно, используя в своей работе изученные способы плетения (солнце, бабочка, цветы). | Выставка детского творчества |
Второй год обучения
Месяц | Тема | События, мероприятия | Предполагаемый результат |
Октябрь | «Осень на Алтае» (коллективное изделие «Осеннее дерево») | 1.Беседа «Деревья осенью». 2.Рассматривание иллюстраций, фотографий осенней природы края. 3.Коммуникативная игра «Пожелаем друг другу здоровья». 4.Игра малой подвижности «Ветер дует нам в лицо». 5.Изучение техники плетения «Петелька». | Коллективная работа |
Ноябрь | «Букет для мамы. Незабудки» | 1.Словесная игра «Я люблю свою маму за то, что…» 2.Слушание сти-я Е.Благининой «Посидим в тишине». 3.Дид.игра «Угадай цветок». 4. Техника плетения «Петелька». 5.Физ. минутка «Спал цветок». | Подарок для мамы к празднику «День матери». |
Декабрь | Елочная игрушка «Дед Мороз» | 1.Беседа «Что такое Новый год». 2.Рассматривание игрушечного Деда Мороза. 3.Изучение техники плетения объемных фигур. 4.Музыкальная разминка под песенку «Если б не было зимы» | Украшение елочки в группе. |
Январь | «Заснеженное дерево» | 1.Рассматривание фотографий «Деревья зимой». 2. Слушание стих-я С.Есенина «Белая береза». 3. Изучение техники плетения «кисточками». 4.Физ.пауза «Ветер дует нам в лицо». | Коллективная работа |
Февраль | Панно «Рыбки в аквариуме» | 1.Д/и «Что за рыба». 2.Пальчиковая игра «Рыбки». 3.Техника параллельного плетения. 4. Плетение из стекляруса. 5. Игра малой подвижности «Караси и щука». | Коллективная работа |
Март | «Алтайские первоцветы» | 1.Загадки про цветы. 2.Рассматривание картинок «Первоцветы». 3.Музыкальный этюд «Пробуждение цветка». 4.Изучение техники французского плетения. | Оформление букета. |
Апрель | «Насекомые» (божья коровка, сороконожка – задира, любопытный червячок) | 1.Слушание стих-я Е.Благининой «Мы не заметили жука». 2.Рассматривание картинок «Насекомые». 3.Физ.пауза «Червячки». 4.Чтение схемы для плетения божьей коровки. 5.Техника «Параллельное плетение». | Выставка работ |
Май | Украшения для девочек «Брошь» | 1.Беседа «Женские украшения». 2.Рассматривание иллюстраций русских народных украшений. 3.Изучение техники плетения «Крестик». 4.Знакомство с пайетками. 5.Игра малой подвижности «Как живешь?». | Выставка детских поделок «Маленькие мастерицы». |
2.2 Способы и направления поддержки детской инициативы:
- Персональные и совместные выставки детей.
- Участие в городском конкурсе «Город мастеров».
2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
- Консультация «Речь на кончиках пальцев».
- Папка – передвижка «Когда часы 12 бьют».
- Мастер-класс в рамках недели семьи «Бусинка к бусинке».
- Совместные посиделки в рамках дня открытых дверей.
- Помощь родителей в приобретении необходимого материала.
III Организационный раздел
3.1 Материально – техническое обеспечение
Просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, с достаточным освещением.
Полочки для хранения наглядных пособийи готовых изделий.
Материалы
* Бисер различного размера и качества. Существует несколько видов бисера: круглый, граненый и рубка. Помимо формы и размера бисер различается по способу окраски - он может быть прозрачным или матовым, прозрачным с окрашенным изнутри отверстием или с перламутровым блеском
* Стеклярус разной длины. Это стеклянные или пластмассовые трубочки с отверстием внутри.
* Бусины, разнообразные материалов: плодов, семян, ракушек.
* Леска и резинка для плетения браслетов
*Проволока медная или металлическая, окрашенная в разные цвета. Толщина проволоки диктуется формой изделия и размерами используемого материала, но в основном нужна проволока от 0,2 до 1 мм в диаметре.
* Нитки или специальная бумага для декорирования стеблей. Нитки понадобятся шелковые или мулине, соответствующие по цвету зелени листьев. Бумагу лучше брать гофрированную или папиросную. Можно использовать также специальную флористическую ленту.
* Алебастр для заливки.
* Клей ПВА для закрепления концов ниток и бумаги.
* Различные по форме горшочки для цветов, рамочки, плетеные корзинки для создания объемных цветочных композиций или настенных украшений.
Инструменты.
Для выполнения работ из бисера на проволоке необходимы следующие инструменты
* Плоские с низкими бортиками тарелочки;
* Плотная шероховатая ткань;
* Ножницы для бумаги и ниток,для отрезания проволоки.
3.2Место реализации программы в режиме дня
* Курс обучения бисероплетению планируется на два учебных года. Данная программа рассчитана на детей 5-7 лет.
* Дни занятий кружка воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием непосредственной образовательной деятельности.
*Содержание рабочей программы реализуется во вторую половину дня.
* Каждый ребёнок занимается в кружке 1раз в неделю. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребёнка регулируется индивидуально.
* Продолжительность с группой:
Старшая группа – 20 – 30 минут;
Подготовительная группа – 30 – 40 минут.
3.3Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды
В группе организован уголок творчества, который содержит весь необходимый материал для самостоятельного творчества детей.
Список литературы
- Т.Кузьмина «Бисер для девочек».-М.:ООО ТД «Издательство Мир книг»;ООО Издательство «Ниола-Пресс», 2010.
- Т.Кузьмина «Деревья из бисера». ».-М.:ООО ТД «Издательство Мир книг»;ООО Издательство «Ниола-Пресс», 2010. ».-М.:ООО ТД «Издательство Мир книг»;ООО Издательство «Ниола-Пресс», 2010.
- Т.Кузьмина «Игрушки из бисера». ».-М.:ООО ТД «Издательство Мир книг»;ООО Издательство «Ниола-Пресс», 2010.
- М.Ляукина «Бисер».
- Ж/н «Дошкольная педагогика» ноябрь, 2008г.
- Е.Г.Расина «Бисер. Первые шаги».
Список детей
- Коньшина Полина
- Эрлих Юля
- Калягина Алена
- Смирнова Вика
- Слободчикова Диана
- Митских Даша
Отчет по работе кружка «Бисеринка за 2014-2015 уч. год.
Кружок «Бисеринка» велся 2 год. Посещали его 6 детей.
Для осуществления кружковой деятельности был разработан перспективный план на весь год.
За время посещения кружка дети продолжали знакомиться с разными видами бисера и необходимыми для работы материалами. В течение занятий ребята научились выполнять изделия, используя различные техники плетения: низание, петелька, параллельное плетение, французское плетение, крестик.
Для большей заинтересованности детей бисероплетением в группе был создан уголок творчества «Бусинка», в котором был собран материал, необходимый для работы: картотека схем, мини – библиотека и выставлены уже готовые изделия.
Во время занятий мною использовались художественные произведения, пальчиковые игры. Для снятия напряжения с глаз выполнялась гимнастика для глаз.
Во время работы соблюдалась техника безопасности.
Ребята в течение всего времени посещения кружка были увлечены изготовлением поделок, которые они дарили на праздниках своим родителям, педагогам ОУ, участвовали в городском конкурсе «Город мастеров». Считаю, что работа с бисером благотворно влияет на развитие мелкой моторики рук, обогащает речь детей и побуждает детей к самостоятельному художественному творчеству, способствует развитию эстетических чувств. Также данный вид деятельности вносит вклад в гендерное воспитание детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Художественно эстетического развития" "Музыка" 3-4 года
Рабочая прграмма "Музыка" для 2 младшей группы детского сада...
Рабочая программа «Художественно – эстетическое развитие дошкольников через тестопластику»
Представлен перспективный план кружка "Чудеса тестопластики" для работы с детьми среднего дошкольного возраста...
Рабочая программа "Художественно-эстетическое развитие"
Изобразительная деятельность(Лепка, рисование, апликация)...
Рабочая программа "Художественно-эстетическое развитие"(музыка)
Музыкальная деятельность...
Рабочая программа "Художественно-эстетическое развитие"
методическая разработка...
Программа по художественно-эстетическому развитию дошкольников через тестопластику "Ловкие ладошки"
Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция, но в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Солёное тесто – очень популярный в после...
Художественно-эстетическое развитие дошкольников через стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
В данной статье рассматриваются аспекты художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, автор обращается к поиску эффективных педагогических условий, методо...