Рабочая программа «Художественно – эстетическое развитие дошкольников через бисероплетение»
рабочая программа (старшая группа) на тему

титова ирина юрьевна

Представлен перспективный план кружка "Бисеринка" для детей старшей и подготовительной групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_biser.docx39.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 общеразвивающего вида «Березка» города Заринска

Рабочая программа кружковой работы

Тема: «Художественно – эстетическое развитие дошкольников через бисероплетение»

Разработчик: Титова И.Ю.,

вос-ль I кв. кат.

Заринск 2014

I Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

        Творческое начало и безграничная фантазия заложены в каждом ребенке. Для реализации своих идей маленький человек очень часто выбирает бисер, который привлекает его не только яркостью красок, разнообразием форм и размеров, но и простотой выполнения самых причудливых изделий. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превращаться в веселую игрушку, нарядное украшение или сувенир. Такое занятие доступно даже для маленьких и неумелых рук.            

            Работы по бисероплетению привлекают детей своими результатами.  Поделка, сделанная ребенком, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Игрушка, прошедшая через руки ребенка, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.

       Дополнительная образовательная программа «Бисеринка» является прикладной, носит практико-ориентировочный характер и направлена на овладение детьми основных приемов бисероплетения. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, развития познавательной активности и творческой самореализации.

       А самое главное -  работа с бисером вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то яркое, необыкновенное. Процесс выполнения требует от ребенка многих действий, к которым дети плохо подготовлены. В ходе систематического труда рука приобретает  уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действии. Постепенно образуется система специальных навыков и умений.

Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Программа носит рекомендательный характер, т.е. тема занятий  может изменяться в зависимости от возрастных возможностей, материального обеспечения, интересов и требований детей.  

Цель программы: создать условия для художественно – эстетического развития дошкольников через бисероплетение.

Задачи:

Образовательные:

Углублять и расширять знания об истории и развитии бисероплетения. Осваивать простые техники бисероплетения, навыки безопасного

пользования различными материалами (бисер, проволока, ножницы).

Активизировать познавательную и творческую деятельность.

Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Развивающие:

Развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности.

Формировать эстетический и художественный вкус.

Воспитательные:

Прививать интерес к культуре своегонарода, к истокам народного творчества.

Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам.

Принципы и подходы реализации программы

  1. Знакомство с историей бисера, прошлым и настоящим культуры своего народа.
  2. Развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах.
  3. Единство развития и воспитания дошкольников.
  4. Сотрудничество участников образовательного процесса и доступность обучения.
  5. Учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка.
  6. Принцип успешности.
  7. Учет возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития.
  8. Последовательность усложнения учебного материала на основе ранее полученных знаний.
  9. Интеграция всех образовательных областей.
  10. Наглядность: объяснение всех приемов на демонстрационном материале, использование пособий со схемами выполнения изделий, готовых образцов работ.

1.2 Планируемые результаты освоения рабочей программы

После освоения рабочей программы детиготовы и способны:

  1. С интересом рассказывать об истории бисероплатения;
  2. Любоваться красотой изделий.
  3. Называтьматериалыи их назначение (бисер, стеклярус, пайетки, леска, проволока, нитки, резинка, гипс);
  4. Пользоваться  ручными инструментами и приспособлениями(ножницы);
  5. Соблюдать правила безопасности труда при работе с указанными инструментами.
  1. Организовать рабочее место  в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
  2. Использовать для изготовления изделий из бисераосновные приёмы бисероплетения, условные обозначения;
  3. Изготавливать украшения,  плоские и объёмные фигурки животных, а также цветы и деревья из бисера на основе изученных приёмов, выполнять отдельные элементы и сборку изделий;
  4. Свободно пользоваться схемами;
  5. Под руководством преподавателя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по схеме изделия, рисунку.

Форма отчетности: оформление выставок детского творчества.


II Содержательный раздел

2.1 Календарно – тематическое планирование

Первый год обучения

Месяц

Тема

События,

мероприятия

Предполагаемый результат

Октябрь

«Знакомство с бисером»

 «Нитка - браслет»

1.        Чтение        рассказа «Немножко    об    истории».

2.        Рассматривание материала   и    инструментов    для    занятия бисероплетением.

3.        Пальчиковая     игра«Дружат      в      нашемсадике...»

4.        Упражнение «Соберибраслет».

Украшение для кукол

« Бусы»

1.Д/упр.    «Большой маленький».

2.Упр.   «Назови,   неошибись».

3.Пальчиковая    игра«Гости».

4.Упр. «Собери бусы».

Украшение для кукол

«Веточка рябины»

1.3агадки:

«Ветки голые стучат, Галки черные кричат, В тучах редкая просинь, Наступила...(осень)» «Сидит - зеленеет, Падает - желтеет, Лежит - чернеет.

(лист)»

2.Рассматривание готового изделия, обсуждение.

3.Рассматривание схемы.

4.Пальч. игра «Дом».

5.Изготовление веточки.

Заготовки для будущего деревца

«Рябинка»

1.Чтение стих-я «Осень, облетает весь наш бедный сад...»

2.Беседа «Строение дерева».

3. Мин. отдыха «Деревце».

4.Изготовление веточек

«Кто больше».

5. Создание деревца.

Дерево «Рябинка»

Ноябрь

«Веселые игрушки»

(пчелка, мышка)

1.Загадки про пчелу, мышку.

2.Показ техники плетения.

3.Изготовление игрушек.

4.Физ.пауза «Пчелки полетели».

Выставка игрушек

Декабрь

«Елочные игрушки. Шары.»

1.Беседа «Что такое Новый год?»

2.Рассматривание елочных игрушек.

З.Пальч. игра «Гости».

4.Изготовление елочных игрушек.

Украшение елочки в группе

Январь

 «Елочка - красавица»

1.Чтение стих-ий о зиме.

2.Рассматривание картин зимнего леса.

3.Показ приема изготовления веток дерева.

4.Подбор материала.

Коллективная работа

Февраль

«Брелок дляпапы. Рыбка.»

1. Беседа «Мой папа».

2. Чтение схемы.

3. Выполнение мозаичного плетения.

4. Пальч. игра «Семья».

Подарок папе

Март

«Цветы для мамы»

1.Беседа «Мамин праздник».

2. Чтение стих-я «Если был бы я девчонкой». 3.Изготовление лепестков.

4. Сборка цветка.

5.Муз.пауза под пр-е П.И.Чайковского «Вальс цветов».

Подарок маме

Украшение «Паучок»

1.Загадки про насекомых.

 2.Рассматривание изделия.

3.Беседа «Разнообразие насекомых».

Брошь

«Гусеница»

1.Рассматривание картинок.

2.Самомассаж «Ласковые пальчики».

3.Техника параллельного плетения.

Выставка работ

Апрель

«Бабочки»

1.Беседа «Чудесное превращение гусеницы»

2.Рассматривание схем.

3. П/и «Бабочки».

Выставка работ

Май

Панно «Весеннее настроение»

1.Беседа «Природа весной».

2.Рассматривание иллюстраций.

3.Изготовление поделок для панно, используя в своей работе изученные способы плетения (солнце, бабочка, цветы).

Выставка детского творчества


Второй год обучения

Месяц

Тема

События,

мероприятия

Предполагаемый результат

Октябрь

«Осень на Алтае» (коллективное изделие «Осеннее дерево»)

1.Беседа «Деревья осенью».

2.Рассматривание иллюстраций, фотографий осенней природы края.

3.Коммуникативная игра «Пожелаем друг другу здоровья».

4.Игра малой подвижности «Ветер дует нам в лицо».

5.Изучение техники плетения «Петелька».

Коллективная работа

Ноябрь

«Букет для мамы. Незабудки»

1.Словесная игра «Я люблю свою маму за то, что…»

2.Слушание сти-я Е.Благининой «Посидим в тишине».

3.Дид.игра «Угадай цветок».

4. Техника плетения «Петелька».

5.Физ. минутка «Спал цветок».

Подарок для мамы к празднику «День матери».

Декабрь

Елочная игрушка «Дед Мороз»

1.Беседа «Что такое Новый год».

2.Рассматривание игрушечного Деда Мороза.

3.Изучение техники плетения объемных фигур.

4.Музыкальная разминка под песенку «Если б не было зимы»

Украшение елочки в группе.

Январь

 «Заснеженное дерево»

1.Рассматривание фотографий «Деревья зимой».

2. Слушание стих-я С.Есенина «Белая береза».

3. Изучение техники плетения «кисточками».

4.Физ.пауза «Ветер дует нам в лицо».

Коллективная работа

Февраль

Панно «Рыбки в аквариуме»

1.Д/и «Что за рыба».

2.Пальчиковая игра «Рыбки».

3.Техника параллельного плетения.

4. Плетение из стекляруса.

5. Игра малой подвижности «Караси и щука».

Коллективная работа

Март

«Алтайские первоцветы»

1.Загадки про цветы.

2.Рассматривание картинок «Первоцветы».

3.Музыкальный этюд «Пробуждение цветка».

4.Изучение техники французского плетения.

Оформление букета.

Апрель

«Насекомые»

(божья коровка, сороконожка – задира, любопытный червячок)

1.Слушание стих-я Е.Благининой «Мы не заметили жука».

2.Рассматривание картинок «Насекомые».

3.Физ.пауза «Червячки».

4.Чтение схемы для плетения божьей коровки.

5.Техника «Параллельное плетение».

Выставка работ

Май

Украшения для девочек «Брошь»

1.Беседа «Женские украшения».

2.Рассматривание иллюстраций русских народных украшений.

3.Изучение техники плетения «Крестик».

4.Знакомство с пайетками.

5.Игра малой подвижности «Как живешь?».

Выставка детских поделок «Маленькие мастерицы».

2.2 Способы и направления поддержки детской инициативы:

  1. Персональные и совместные выставки детей.
  2. Участие в городском конкурсе «Город мастеров».

2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

  1. Консультация «Речь на кончиках пальцев».
  2. Папка – передвижка «Когда часы 12 бьют».
  3. Мастер-класс в рамках недели семьи «Бусинка к бусинке».
  4. Совместные посиделки в рамках дня открытых дверей.
  5. Помощь родителей в приобретении необходимого материала.

III Организационный раздел

3.1 Материально – техническое обеспечение

            Просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, с достаточным освещением.

Полочки для хранения наглядных пособийи готовых изделий.

     

 Материалы

* Бисер различного размера и качества. Существует несколько видов бисера: круглый, граненый и рубка. Помимо формы и размера бисер различается по способу окраски - он может быть прозрачным или матовым, прозрачным с окрашенным изнутри отверстием или с перламутровым блеском

* Стеклярус разной длины. Это стеклянные или пластмассовые трубочки с отверстием внутри.  

* Бусины, разнообразные материалов: плодов, семян, ракушек.

* Леска  и резинка для плетения браслетов

*Проволока медная или металлическая, окрашенная в разные цвета. Толщина проволоки диктуется формой изделия и размерами используемого материала, но в основном нужна проволока от 0,2 до 1 мм в диаметре. 

* Нитки или специальная бумага для декорирования стеблей. Нитки понадобятся шелковые или мулине, соответствующие по цвету зелени листьев. Бумагу лучше брать гофрированную или папиросную. Можно использовать также специальную флористическую ленту.

* Алебастр для заливки.

* Клей ПВА для закрепления концов ниток и бумаги.

* Различные по форме горшочки для цветов, рамочки, плетеные корзинки для создания объемных цветочных композиций или настенных украшений.

Инструменты.

Для выполнения работ из бисера на проволоке необходимы следующие инструменты  

* Плоские с низкими бортиками тарелочки;

* Плотная шероховатая ткань;

* Ножницы для бумаги и ниток,для отрезания проволоки.


3.2Место реализации программы в режиме дня

* Курс обучения бисероплетению планируется на два учебных года. Данная программа рассчитана на детей 5-7 лет.

* Дни занятий кружка воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием непосредственной образовательной деятельности.

*Содержание рабочей программы реализуется во вторую половину дня.

* Каждый ребёнок занимается в кружке 1раз в неделю. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребёнка регулируется индивидуально.

* Продолжительность с группой:

Старшая группа – 20 – 30 минут;

Подготовительная группа – 30 – 40 минут.

3.3Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды

        В группе организован уголок творчества, который содержит весь необходимый материал для самостоятельного творчества детей.


Список литературы

  1. Т.Кузьмина «Бисер для девочек».-М.:ООО ТД «Издательство Мир книг»;ООО Издательство «Ниола-Пресс», 2010.
  2. Т.Кузьмина «Деревья из бисера». ».-М.:ООО ТД «Издательство Мир книг»;ООО Издательство «Ниола-Пресс», 2010. ».-М.:ООО ТД «Издательство Мир книг»;ООО Издательство «Ниола-Пресс», 2010.
  3. Т.Кузьмина «Игрушки из бисера». ».-М.:ООО ТД «Издательство Мир книг»;ООО Издательство «Ниола-Пресс», 2010.
  4. М.Ляукина «Бисер».
  5. Ж/н «Дошкольная педагогика» ноябрь, 2008г.
  6. Е.Г.Расина «Бисер. Первые шаги».


Список детей

  1. Коньшина Полина
  2. Эрлих Юля
  3. Калягина Алена
  4. Смирнова Вика
  5. Слободчикова Диана
  6. Митских Даша

Отчет по работе кружка «Бисеринка за 2014-2015 уч. год.

        Кружок «Бисеринка» велся 2 год. Посещали его 6 детей.

        Для осуществления кружковой деятельности был разработан перспективный план на весь год.

        За время посещения кружка дети продолжали знакомиться с разными видами бисера и необходимыми для работы материалами. В течение занятий ребята научились выполнять изделия, используя различные техники плетения: низание, петелька, параллельное плетение, французское плетение, крестик.

        Для большей заинтересованности детей бисероплетением в группе был создан уголок творчества «Бусинка», в котором был собран материал, необходимый для работы: картотека схем, мини – библиотека и выставлены уже готовые изделия.

Во время занятий мною использовались художественные произведения, пальчиковые игры. Для снятия напряжения с глаз выполнялась гимнастика для глаз.

Во время работы соблюдалась техника безопасности.

Ребята в течение всего времени посещения кружка были увлечены изготовлением поделок, которые они дарили на праздниках своим родителям, педагогам ОУ, участвовали в городском конкурсе «Город мастеров». Считаю, что работа с бисером благотворно влияет на развитие мелкой моторики рук, обогащает речь детей и побуждает детей к самостоятельному художественному творчеству, способствует развитию эстетических чувств. Также данный вид деятельности вносит вклад в гендерное воспитание детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Художественно эстетического развития" "Музыка" 3-4 года

Рабочая прграмма  "Музыка"  для 2 младшей группы детского сада...

Рабочая программа «Художественно – эстетическое развитие дошкольников через тестопластику»

Представлен перспективный план кружка "Чудеса тестопластики" для работы с детьми среднего дошкольного возраста...

Рабочая программа "Художественно-эстетическое развитие"

Изобразительная деятельность(Лепка, рисование, апликация)...

Программа по художественно-эстетическому развитию дошкольников через тестопластику "Ловкие ладошки"

Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция, но в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Солёное тесто – очень популярный в после...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников через стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

В данной статье рассматриваются аспекты художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, автор обращается к поиску эффективных педагогических условий, методо...