Практико-ориентированный проект "Модель развивающей предметно-пространственной среды в группе"
проект

Курилова Снежана Викторовна

Правильно организованная развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику использовать свои способности, стимулировать проявление самостоятельности, инициативности и творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sreda.docx38.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по социально-личностному развитию детей № 46 «Снегири»

Практико-ориентированный проект

«Модель развивающей предметно-пространственной среды в группе»

Проект разработала:

Курилова Снежана Викторовна,

воспитатель МБДОУ № 46

2023 год

Практико-ориентированный проект

«Модель развивающей предметно-пространственной среды в группе»

Актуальность. Развивающая предметно-пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами.  В такой среде дошкольник включается  в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности.

Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику использовать свои способности, стимулировать проявление самостоятельности, инициативности, творчества.

Предметная среда обеспечивает разные виды деятельности ребенка – дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности. При этом доминантным видом деятельности в дошкольном учреждении является игровая деятельность. Игры готовят детей к школе; закладывают фундамент личностных качеств, необходимых каждому человеку.

Развивающая предметно-пространственная среда способствует развитию творческого воображения детей при создании игрового замысла; формированию культуры взаимоотношений. Ее содержание влияет на тематику игр, выбор и использование ролей.

Зачем нужна развивающая предметно-пространственная среда воспитателю?

1. Она является эффективным вспомогательным средством для воспитателя при поддержке индивидуальности и целостного развития ребенка до школы.

2. Развивающая среда строится с целью предоставления детям наибольших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.

3. Служит для воспитателя специальным пространством организации деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.

4. Способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику использовать свои способности, стимулировать проявление самостоятельности, инициативности, творчества.

Функция педагога заключается в том, чтобы, используя развивающую предметно-пространственную среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание   в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит  обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника. Воспитатель должен использовать разнообразнее приемы, методы и формы организации образовательного процесса в специально сконструированной предметно-развивающей среде.

Выявление проблемы.

     На сегодняшний день перед нами встала проблема создать необходимые условия для гармоничного развития детей старшего дошкольного возраста, изменить традиционные способы организации РППС, которые в большей степени, были связаны с организацией на ребенка как на объект педагогического воздействия. Главная сложность состоит в том, чтобы построить предметную среду группы с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком. При этом необходимо сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников. Всё это подтолкнуло нас к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию РППС.

          Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – создание развивающей предметно-пространственной среды, отвечающей требованиям ФГОС ДО.

Создавая развивающую среду в группе, мы постарались гибко и вариативно использовать пространство, отказались от жёсткой закреплённости центров и уголков. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.

Цель: конструирование развивающей предметно-пространственной среды для осуществления процесса целостного становления личности воспитанника на каждом этапе его развития в дошкольном учреждении.

Задачи проекта.

Для работы с детьми:

1.        Создавать условия для удовлетворения потребностей дошкольников в определенный момент его развития.

2.        Давать возможность ребенку проявлять  любознательность, инициативность, самостоятельность в познании окружающего мира без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного в условиях обогащённой среды.

3.        Организовать образовательное пространство с учетом возрастных особенностей детей и принципов построения среды.

Для работы с родителями.

1. Привлечь  родителей к совместной деятельности по реализации проекта.

Для педагога.

1. Координировать деятельность всех участников проекта по его реализации.

2. Сконструировать и наполнить развивающую предметно-пространственную среду с соответствующим содержанием.

3. Обеспечивать эффективность использования развивающей предметно-пространственной  среды  в развитии личности ребенка, его способностей, самостоятельности и инициативности.

Вид проекта:

- по составу участников – групповой;

- по целевой установке – практико-ориентированый;

- по срокам реализации – долгосрочный (1 год).

Время реализации проекта: сентябрь 2023 – август 2024 года.

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители воспитанников.

Этапы реализации проекта:

Этапы проекта

Содержание деятельности

1 этап – организационный

1. Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.

2. Изучение современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста.

3. Анализ имеющихся условий, определение актуальных проблем по организации РППС.

4. Разработка способов оснащения развивающей предметно-пространственной среды.

5. Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.

6. Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности.

7. Анализ материальной базы ДОУ для усовершенствования развивающей среды.

8. Составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц.

2 этап – основной

1. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды с учетом требований ФГОС ДО.

2. Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков.

3. Создание РППС в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими нормам.

3 этап – заключительный

1. Создание насыщенной предметно-пространственной среды.

2. Описание опыта построения развивающей предметно-пространственной среды.

3. Оформление фото-выставки.

Предполагаемый результат.

1. Педагогами изучены новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников.

2. Организована развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов.

3. У педагогов сформированы понятия: развивающая предметно-пространственная среда, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС.

4. Родители содействуют созданию комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Приложение 1

Общая информация о группе.

Характеристика помещения.

Помещение

Оборудование

Фактическое кол-во

Приёмная

Шкафчики с определением индивидуальной принадлежности (фотографии).

30 шт.

Скамейки

4 шт.

Информационные стенды (папки – передвижки) для родителей.

- антропометрические данные;

- визитная карточка группы;

- памятка для родителей;

- информация об организации образовательного процесса (реализации ОППДО);

- режим дня;

- расписание НОД.

3 шт.

Выставка детского творчества:

- продуктивная деятельность (рисование, аппликация);

- продуктивная деятельность (лепка).

1шт.

Выносной материал (меняется по сезону).

+

Умывальная (туалетная) комната.

Инвентарь для хозяйственно-бытового труда.

-

Перечень оборудования в групповом помещении

Игровая деятельность.

Уголок конструирования

1. Крупный строительный конструктор.

2. Средний строительный конструктор.

3. Мелкий строительный конструктор.

4. Тематические строительные наборы (для мелких персонажей): город, мосты, крестьянское подворье (ферма), зоопарк, крепость, домик, гараж, бензозаправка, маяк.

5. Конструкторы типа «Лего».

6. Металлический конструктор.

7. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, макеты деревьев и кустарников).

8. Схемы построек и алгоритм их выполнения, рисунки, фотографии, чертежи.

9. «Автосервис»: транспорт мелкий, средний, крупный. Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, подъемный кран); корабль, лодка, самолет, вертолет, ракета-трансформер, железная дорога, луноход.

10. Сборно-разборные автомобиль, самолет, корабль.

 

Уголок безопасности

1. Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов из дерматина, чтобы можно было складывать и убирать.

2. Мелкий транспорт.

3. Макеты домов, деревьев, набор дорожных знаков, светофор.

4. Небольшие игрушки (фигурки людей).

Творческая мастерская

1. Восковые и акварельные мелки, цветной мел, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, фломастеры, шариковые ручки, сангина, пастель, глина, пластилин.

2. Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани, нитки, самоклеющаяся пленка.

3. Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки, клише, трафареты, клейстер, палитра, банки для воды, салфетки (15х15, 30х30), подставки для кистей, доски (20х20), розетки для клея, подносы, щетинные кисти.

4. Материал для нетрадиционного рисования: сухие листья,  шишки, колоски, тычки и т.п.

5. Образцы декоративного рисования, схемы, алгоритмы изображения человека, животных и т.д.

Книжный уголок

1. Стеллаж или открытая витрина для книг, стол, два стульчика, мягкий диван.

2. Детские книги по программе и любимые книги детей, детские журналы, детские энциклопедии, справочная литература по всем отраслям знаний, словари и словарики, книги по интересам, по истории и культуре русского и других народов.

3. Иллюстративный материал в соответствии с рекомендациями программы.

4. Альбомы с видами достопримечательностей Москвы.

 Музыкальный уголок

 

1. Музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистульки, барабан, игрушечное пианино, бубен, губная гармошка, гармошка.

2. Магнитофон.

3. Аудиокассеты с записью детских песен, музыки М. Глинки, П. Чайковского, Р. Шумана, В. Моцарта, С. Прокофьева, Л. Бетховена, С. Рахманинова и др.

 Спортивный уголок

1. Мячи большие, малые, средние.

2. Обручи.

3. Толстая веревка или шнур.

4. Флажки.

5. Гимнастические палки.

6. Кольцеброс.

7. Кегли.

8. «Дорожки движения» с моделями и схемами выполнения заданий.

9. Мишени на ковролиновой основе с набором дротиков и мячиков на «липучках».

10. Детская баскетбольная корзина.

11. Длинная и короткая скакалки.

12. Бадминтон.

13. Городки.

14. «Летающие тарелки».

15. Мешочек с грузом малый и большой.

16. Серсо.

17. Гантели детские.

 Театрализованный уголок

 

 

 

 

 

1. Ширма, две маленькие ширмы для настольного театра.

2. Костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок.

3. Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный (куклы би-ба-бо), настольный, пальчиковый).

4. Атрибуты для теневого театра

5. Наборы масок (сказочные, фантастические персонажи).

6. Корона, кокошник (2-4 шт.).

7. Магнитофон.

8. Аудиокассеты с записью музыки для спектаклей.

 

 Уголок сюжетно-ролевых игр

1. Кукольная мебель: стол, стулья, диванчик, шкаф.

2. Набор для кухни: плита, мойка, стиральная машина.

3. Посуда: набор чайной посуды (средний и мелкий), набор кухонной посуды (средний),набор столовой посуды (средний).

4. Куклы в одежде мальчиков и девочек (средние).

5. Коляски для кукол (2 шт.)

6. Комплекты одежды и постельных принадлежностей для кукол.

7. Атрибуты для ряженья (шляпы, очки, бусы, шарфы, сарафаны, юбки и т.п.)

8. Набор мебели «Школа».

9. Атрибуты для игр «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «Повар», «Моряки», «Летчики», «Строители», «Зоопарк».  Игры с общественным сюжетом: «Библиотека», «Школа», «Вокзал», «Банк».

Уголок познавательного развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Счетный материал: игрушки, мелкие предметы, предметные картинки.

2. Комплекты цифр для магнитной доски и ковролинового полотна. 

3. Занимательный и познавательный математический матери-ал: доски-вкладыши, рамки-вкладыши, логико-математические игры: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Геоконт-конструктор» и др.

4. Схемы и планы: групповая комната, кукольная комната, схемы маршрутов от дома до детского сада, от детского сада до библиотеки и др.

5. Наборы геометрических фигур для ковролинового полотна и магнитной доски.

6. Наборы объемных геометрических фигур.

7. «Волшебные часы»: модели частей суток, времен года, месяцев, дней недели.

9. Счеты напольные и настольные.

10. Счетные палочки.

11. Учебные приборы: линейки (10 шт.), сантиметры, ростомер для детей и кукол, набор лекал.

12. Мозаики, пазлы, игры типа «Танграм», бусы, различные игрушки со шнуровками и застежками.

13. Набор проволочных головоломок; головоломки объемные (собери бочонок и т.п.), в том числе со схемами последовательных преобразований; игры-головоломки на комбинаторику («15»); головоломки-лабиринты.

14. Часы песочные (на разные отрезки времени); часы механические с прозрачными стенками (с зубчатой передачей).

15.Весы рычажные равноплечные (балансир) с набором разновесов.

16. Наборы таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы).

17. Настольно-печатные игры.

18. Наборы моделей: деление на части (2-8).

19. Разнообразные дидактические игры.

20. Наборы картинок для иерархической классификации (уста-новления родо-видовых отношений): виды животных; виды растений; виды ландшафтов; виды транспорта; виды строи-тельных сооружений; виды профессий; виды спорта и т.п.

21. Наборы «лото» (8-12 частей), в том числе с соотнесением реалистических и условно-схематических изображений.

22. Серии картинок (6-9) для установления последовательности событий (сказочные и реалистические истории, юмористические ситуации).

23. Наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов: раньше – сейчас (история транспорта, история жилища, история коммуникации и т.п.).

24. Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей).

25. Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия, ошибки (смысловые).

26. Разрезные сюжетные картинки (8-10 частей), разделенные прямыми и изогнутыми линиями.

27. Иллюстрированные книги и альбомы познавательного характера.

Центр дидактических игр

1. Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки).

2.  Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки или магниты).

3. Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.).

4. Игры для совершенствования грамматического строя речи.

5. Разнообразные дидактические игры

Экологический центр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверхностью из пластика; пластиковый коврик, халатики, нарукавники.

2. Природный материал: глина, камешки, ракушки, минералы, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п.).

3. Сыпучие продукты: горох, манка, мука, соль, сахарный песок, крахмал.

4. Емкости разной вместимости (набор мелких стаканов, набор прозрачных сосудов разных форм и объемов), ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, сообщающиеся сосуды.

5. Разнообразные доступные приборы: разные лупы, микроскоп, цветные и прозрачные «стеклышки» (из пластмассы), набор стеклянных призм (для эффекта радуги), компас, бинокли.

6. Различные часы.

7. Набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта.

8. Набор для опытов с магнитом.

9. Вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками), флюгер, воздушный змей, ветряная мельница (модель).

10. Оборудование и материалы для кулинарных экспериментов из овощей и фруктов.

11. Медицинские материалы: пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл, соломки для коктейля.

12. Коллекции минералов, тканей, бумаги, семян и плодов, растений (гербарий).

13. Схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов.

14. Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки, тряпочки, фартуки.

 Календарь природы:

1. Картина сезона, модели года, суток.

2. Календарь погоды на каждый месяц, где дети схематично отмечают состояние погоды на каждый день.

3. Календарь наблюдения за птицами – ежедневно схематично отмечают  птиц, которых видели.

4. Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».

5. Дневник наблюдений – дети зарисовывают опыты, эксперименты, наблюдения.

В центре организуются выставки поделок из природного материала, овощей, фруктов. Находятся макеты леса, поля, луга, водоема, муравейника, парка, зоопарка, макеты природных ландшафтов разных регионов (Арктики, пустыни, тропического леса), моря, гор, природных достопримечательностей родного края.

       

Центр краеведения

1. Альбомы: «Наша семья», «Наш город» (образование, культура, спорт, медицина,  промышленность);  «Наша республика» (медицина, спорт, культура, образование, промышленность); «Народы Красноярья», (города, костюмы, песни, национальная кухня).

2. Предметы искусства других национальностей.

3. Предметы одежды и быта других национальностей.

4. Художественная литература разных национальностей.

5.Традиции, обычаи, фольклор.

6. Флаг, герб и другая символика России.

7. Макет «Город Канск» (плоскостной и объемный), макет или план детского сада.

8. Аудио- и видеокассеты: «Моя Родина», «Город Канск» и др.

9. Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т.д.

10. Куклы в национальных костюмах.

11. Альбом одежды («всех времен и народов»).

12. Выставки работ родителей и детей: «Мы живем в Канске», «Моя Родина».

13. Рукоделие: вышивка, ткачество, вязание и т.д.

Уголок уединения

Место, отгороженное от всех ширмой или занавеской.

Приложение 3

Планируемые мероприятия

по обогащению развивающей предметно-пространственной среды.

Мероприятия

Ответственный

Срок

Приобретение мелкого конструктора, конструктор типа «Лего», металлический конструктор, сборно-разборные автомобили, самолет, корабль, магнитофон, мячи, обручи, куклы, коляски, набор мебели «Школа», занимательный и познавательный математический материал, счетные палочки, набор лекал, набор проволочных головоломок, настольно-печатные игры, разнообразные дидактические игры, тематические строительные наборы (ферма, зоопарк, гараж, бензозаправка, маяк).

Воспитатели-родители

ноябрь

2023 года

Изготовление:  образцы декоративного рисования, схемы, алгоритмы – изображения человека, животных и т. п.; иллюстрированный материал в соответствии с рекомендациями программы; пополнить уголок краеведения (материалы и оборудование национально-регионального компонента); ширмы для настольного театра; атрибуты для теневого театра; корона; кокошник; атрибуты для театра; наборы объёмных геометрических фигур; наборы таблиц и карточек с предметными и условно схематическими изображениями; материал для познавательной деятельности.

Воспитатели-  родители

  декабрь  2023 год –

январь 2024 год

Пополнение уголка экспериментирования, экологии.

Воспитатели-  родители

январь-февраль

2024 год

Создание уголка уединения.

Воспитатели- родители

март

2024 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Развивающая среда. Предметно-пространственная, образовательная среда в группе

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его способностей, интересов и у...

Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....