Проектная деятельность «ЧИСТЮЛИ» во второй младшей группе
проект (младшая группа)
Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. У детей старшего дошкольного возраста, 5—7 лет, следует совершенствовать уже приобретенные навыки и следить за неукоснительным и правильным их выполнением. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chistyuli.docx | 144.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Новочеремшанский детский сад «Дубочек»
Проектная деятельность
«ЧИСТЮЛИ»
во второй младшей группе
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА «ЧИСТЮЛЯ» УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
Воспитатель: Заводская Евгения Валерьевна
Дети: Воспитанники 2-ой младшей группы
(возраст воспитанников 3-4 года).
Родители воспитанников группы.
Срок реализации проекта: Сентябрь-октябрь 2023г.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Ожидаемые результаты: привитие культурно-гигиенических навыков.
этап Начальный
Цель: Формулировка проблемы, темы по культурно-гигиеническому воспитанию. Данный этап позволил определить проблему, тему и выбор участников данного проекта.
этап Планирование
Цель: Формулировка цели, задач и методов для их достижения. Определение критериев оценки результатов. Использованная форма работы позволила получить первый результат. Разработана теоретическая часть проекта и оформлена в соответствии с требованиями.
этап Принятие решения
Цель: Выбор оптимального варианта планов деятельности. Работа с информацией, синтез и анализ идей позволил выбрать оптимальный вариант плана деятельности.
этап Выполнение
Цель: Реализация проекта в образовательную практику. Заявленные формы работы оказались результативными: беседы, занятия, конкурсы, самостоятельная деятельность детей, работа с родителями, поисковая деятельность. Теоретические основы проекта были реализованы в практику, проект оформлен. Презентационные - срок ноябрь
этап Оценка результатов
Цель: подведение итогов. Участие проектной группы в коллективном анализе проекта и самооценке позволил сделать выводы о достигнутых результатах (успехах и неудачах).
ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА: Развитие культурно-гигиенических навыков ребенка – первый шаг в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
Познавательное развитие
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора о здоровье и ЗОЖ человека.
Речевое развитие
Использование художественных произведений для обогащения и закрепления КГН.
Художественно-эстетическое развитие
Использование средств, продуктивных видов деятельности, музыкальных произведений для обогащения и закрепления КГН.
Физическое развитие
Формирование первичных представлений о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдение общепринятых норм и правил поведения в части КГН.
Социально-коммуникативное развитие
Формирование первичных представлений о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдение общепринятых норм и правил поведения в части КГН. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.
Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. У детей старшего дошкольного возраста, 5—7 лет, следует совершенствовать уже приобретенные навыки и следить за неукоснительным и правильным их выполнением. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь.
При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих. Если взрослые после утренней гимнастики принимают душ, то и ребенок считает естественным его обязательность. В семье, где родители, старшие братья и сестры не сядут за стол, предварительно не вымыв руки, и для малыша это становится законом. Но общий правильный уклад жизни в семье еще не гарантирует усвоение ребенком всех доступных ему навыков.
Их воспитанию приходится уделять специальное внимание. Прежде всего, следует обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки. Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он научается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок все сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста. Хорошо сформированные навыки выполняются ребенком легко и быстро, по собственной инициативе, без напоминаний. Если он и забудет о каком-либо из них, например, прибежит и сядет за стол, не вымыв руки, то малейшего намека, напоминания оказывается достаточно, чтобы он (даже несколько смущенно) исправил свою ошибку. Но если у ребенка соответствующие навыки не сформированы, то выполнение их требует от него больших усилий. Нередко возникают малоприятные и для родителей, и для него «переговоры»: «Ваня, ты забыл вымыть руки». - «Они у меня чистые». - «Все равно перед обедом надо вымыть». - «Я их недавно мыл» ... После ночного сна и утренней гимнастики ребенку полезнее всего принять душ. Он моет руки, лицо и освежает все тело под струями воды. Температура воды (как при всех общих водных процедурах) вначале должна быть близкой к температуре тела. К концу приема душа ее можно снизить на 2° по сравнению с началом, потом опять повысить и снова снизить. Если же душа в квартире нет, детей с 3-4 лет следует приучать по утрам мыться до пояса.
Необходимо, чтобы после душа или умывания ребенок вытерся насухо. Раз в неделю ребенка моют особенно тщательно (в этот день моют и голову с мылом). Если ребенок ежедневно не принимает душ или ванну, то его надо купать 2 раза в неделю. В дошкольном возрасте дети должны и могут усвоить, что мыть руки надо перед едой, после пользования уборной, по возвращении с прогулки, игры с животными и всегда, когда они грязные. Ноги надо мыть не только перед ночным сном (даже если нельзя было принять общую водную процедуру), но и перед дневным. Особенно важно это правило соблюдать летом. К навыкам личной гигиены, которые ребенок должен усвоить в дошкольном возрасте, относится и уход за полостью рта. С трехлетнего возраста ребенка следует научить полоскать рот, с четырех лет - правильно чистить зубы (сверху вниз - вверх, с наружной и внутренней стороны) перед ночным сном. Утром после сна достаточно полоскать рот. Полоскать рот теплой водой надо и после еды. Волосы следует причесывать не реже двух раз в день (и своей собственной расческой!). А всегда ли у вашего ребенка в кармашке чистый носовой платок? Умеет ли он сам замечать непорядки в одежде - развязался шнурок, расстегнулась пуговка - и сразу их устранять? Вытирает ли он ноги, входя в помещение?
Привычку быть чистым и опрятным воспитать у ребенка, в общем, несложно. Здесь важна, прежде всего, ваша последовательность. Если вы обращаете внимание на то, что руки у малыша грязные, и моете их, если вы всегда вытираете ему лицо, когда он измазался едой, если не позволяете ходить ему с грязным носом, малыш через какое-то время начинает ощущать необходимость привести себя в порядок. И пока он не приведет себя в порядок - сам или с помощью взрослого, он испытывает своеобразное неудобство. Порой родители жалуются, что малыш сопротивляется попыткам взрослых содержать его в чистоте. О том, чтобы он сам привыкал выполнять гигиенические процедуры, речь здесь и не идет. Но с чего бы это малышу не нравилось умываться и купаться? Скорее всего, ему не раз причиняли неприятные ощущения, а то и боль, когда купали и умывали.
Надо стараться, чтобы купание и умывание были приятны малышу. Если в глаза ему попадает мыло, если на него воду льют такой сильной струей, что он захлебывается, если вода слишком холодна или слишком горяча, то не удивительно, что один лишь вид ванночки будет вызывать плач. Если же вода ласкает, если взрослые бережны, ничего, кроме приятных ощущений, купание вызвать не может. То же и с умыванием. Вода должна быть комнатной температуры, рукава малышу нужно засучить, чтобы вода туда не заливалась (это не очень приятно). Постепенно предоставляйте ребенку все большую самостоятельность в умывании. Естественно, вы покажете, как правильно мыть руки и лицо, как правильно намыливать их, как вытереться после умывания. А почему малыш не любит сморкаться? Возможно, ему однажды сделали больно, сильно сжав нос? Между тем почти с самого начала второго года можно приучить ребенка к носовому платку, и если вы всегда вытираете ему грязный нос, после 2 лет он сам будет просить сделать это. В кармане него всегда должен быть чистый носовой платок! Ребенок будет становиться старше, и вы получите большую возможность взывать к его собственной сознательности. Он должен понять, что умываться надо не только утром и вечером или перед едой, но и всякий раз, когда измазался.
«Посмотри, какие у тебя ручки грязные, ты испачкал их глиной», «Нет, я книжку тебе дать не могу, у тебя грязные руки - надо их вымыть, а то ты испачкаешь книжку». Так же тщательно следите за чистотой и опрятностью одежды ребенка. На третьем году жизни это должно стать и заботой самого малыша. Даже если он еще не в состоянии заметить непорядок в одежде, он должен привыкать устранять его - самостоятельно или с вашей помощью. Запачкалось платье у девочки - предложите принести чистое и переодеться с вашей помощью. Расстегнулась пуговица - пусть застегнет что касается мокрых штанишек, то ваша задача номер один не допускать, чтобы ребенок привыкал к тому, что они мокрые. Напротив, надо постараться, чтобы это стало ему неприятным. Тогда у него будет достаточно серьезная побудительная причина стремиться к опрятности. Намоченные штаны вы смените немедленно и обратите на это внимание малыша (разумеется, без тени упрека или хотя бы вышучивания).
ПРОДУКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
- Разработка конспектов занятий и тематических бесед по теме «Чистота и здоровье»; Составление картотеки дидактических игр по воспитанию и развитию у младших дошкольников культурно-гигиенических навыков;
- Картотека художественно-словесного материала по воспитанию и развитию у младших дошкольников культурно-гигиенических навыков;
- Оформление паспорта здоровья группы;
- Мониторинг и итоговое диагностическое исследование сформированности культурно-гигиенических навыков;
- Оформление стенда «Детский сад день за днем» с непосредственным творческим участием детей;
- Открытое мероприятие «Мы красивые, чистые, аккуратные!» (занятие с элементами театрализованной деятельности);
- Сроки реализации проекта: 1 месяц
ПОЭТАПНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА.
Исследовательский этап:
Определение темы проекта. Отвечаем на вопросы:
- что мы умеем, знаем?
- чему мы должны научиться и как мы будем это делать?
- что мы будем делать в начале, а что в конце?
Подготовительный этап.
- Интригующее начало: приход Феи Чистоты
- Определение взрослым цели проекта, его мотивация.
- Привлечение детей к участию в планировании деятельности.
Основной этап.
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОДЕРЖАНИЕ ЦЕЛЬ.
КОММУНИКАЦИЯ:
- развитие речи:
«К нам в гости пришла Фея Чистоты»
Цель: познакомить с феей, вызвать положительный, эмоциональный отклик на знакомство с персонажем.
«Мойдодыр» К. И. Чуковского
Цель: учить слушать новую сказку, следить за развитием действия, сопереживать герою произведения, развивать внимание, память, формировать культурно-гигиенические навыки.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Цель: развивать речь детей посредством малых фольклорных форм, обогащать словарный запас, формировать нравственные качества ребенка: сострадание, желание прийти на помощь, вызвать желание быть аккуратным и чистоплотным.
Чтение потешек «Водичка – водичка», «Расти коса», «Мальчик в садик приходил», «Выходи водица», «Ой лады, лады, лады не боимся мы воды…»; «Кран откройся»; К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»; Д. Крупская «Чистота»; А Барто «Девочка чумазая»; Е. Благинина «Аленушка»; С. Капутикян «Хлюп, хлюп»,; Н. Найдёнова «Наши полотенца», «Спать пора» П. Воронько, В. Берестов «Новый бант», З. Александрова «Что взяла, клади на место», В. Маяковской «Что такое хорошо, что такое плохо», И. Горюновой «Этикет для карапузов»
Гигиена: «Теплою водою» (потешка), И. Демьянов «Замарашка»,А. Кондратьев «Зеркало»,Р. Сеф «Мыло»,Э. Мошковская «Уши», Г. Лагздынь «Солнце рано утречком», И. Токмакова «Гном», Р. Куликова «Мыло», «Жил в лесу енот чистюля».
Прием пищи: Г. Лагздынь «Куклу кормили?», «Просто объеденье!»,О. Дриз «Ну и каша!», Э. Мошковская «Маша и каша», С. Капутикян «Кто скорее допьет?», «Ножками потопали» (потешка), А. Прокофьев «Вечером», И. Токмакова «Ай да суп!».
Опрятность: «Уж я косу заплету» (потешка), «Где мой пальчик?» (потешка), «Мне уже четыре года» (потешка), «Завяжу потуже шарф» (потешка), В. Бардадым «Вот как Галю одевали», Г. Лагздынь «Одевали малыша», С. Капутикян «Пожалейте нас!», Э. Успенский «Мальчик стричься не желает», Э. Мошковская «Митя и рубашка», Е. Благинина «Как у нашей Ирки».
Бережное отношение к вещам и игрушкам: К. Жанэ «Братишки», А. Шибаев «Подружки», И. Муравейка «Я сама!», М. Александрова «Что взяла, клади на место!», А. Барто «Лошадка», Е. Благинина «Приходите, поглядите», Н. Глазкова «Танечка-хозяйка», «Мальчик Петя».
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
«Мыло» (лепка)
«Веселые ладошки» (рисование)
«Полотенце» (аппликация)
«Платочки» (рисование ватными палочками»
«Платье для куклы» (рисование пластилином»
КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ:
«Научим куклу Катю умываться»
Цель: обогащать словарь детей, уточнить название и назначение предметов, находящихся в умывальной комнате: кран, по которому льется вод; мыло- смывает грязь; полотенце – вытирать насухо руки, лицо; зеркало – помогает проверить чисто ли ваше личико. Учить правильно называть предметы, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе. Воспитывать вежливость, умение уступить друг другу, помогать друг другу.
БЕСЕДЫ:
«Как Маша и Миша учились мыть руки»
Цель: формировать представление о названиях и назначениях умывальных принадлежностей, формировать навыки правильной последовательности умывания.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:
«Картинки половинки»
Цель: развивать целостное восприятие, формировать умение отвечать на вопросы
«Чудесный мешочек»
Цель: учить узнавать предмет на ощупь.
«Что нужно кукле»
Цель: учить по описанию находить нужный предмет.
«Чего не стало»
Цель: развивать внимание, память.
«Разложи мыло в мыльницы»
Цель: учить находить предмет, подходящий по форме.
«Разноцветные салфетки»
Цель: учить группировать предметы по цвету.
-Дидактическое упражнение «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки»,
«Научим (зайку, куклу) правильно чистить зубки.
-Самомассаж кистей рук «Гномик»
Дид. игра «Кукла Маша идёт на прогулку», «Поможем кукле раздеться»,
«Причешем куклу Машу», «Что лишнее», «Найди и назови», наст. игры
«Весёлые шнурочки», «Волшебные верёвочки», «Застёжки-шнурочки»,
«Волшебные пуговки», с/р игра «Парикмахерская»
ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ:
«Чья картинка», «Лото»,
«Что сначала, что потом», «Делай так»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
Наглядная информация для родителей на тему:
«Как ухаживать за молочными зубами»
«Как приучить ребёнка быть аккуратным»
Итоговый этап.
- Знает последовательность умывания и чистки зубов.
- Владеет навыками умывания. Умеет чистить зубы.
- Осознанное выполнение действий культурно-гигиенических навыков и переносит в игру усвоенные знания и навыки.
ИГР-ЭТЮДЫ для детей младшего дошкольного возраста, удобные в использовании при проведении воспитателем режимных моментов.
Игра-этюд «Я сама!»
Педагог читает детям стихотворение И. Муравейка «Я сама!» и предлагает движениями изобразить то, о чем в нем говорится. Затем педагог и ребенок читают стихотворение по ролям.
- Давай будем одеваться…
- Я сама! Я сама! (Ребенок одевается.)
- Пойдем, будем умываться…
- Я сама! Я сама! (Умывается.)
- Ну идем хоть причешу я…
- Я сама! Я сама! (Причесывается.)
- Ну давай хоть накормлю я…
- Я сама! Я сама! (Делает вид, что жует.)
Вопросы к детям:
- Правильно ли поступает девочка?
- Почему вы так решили?
- А как вы поступаете, когда вам предлагают помощь?
Игра-этюд «Митя и рубашка»
Педагог вносит рубашку Мити-замарашки. Показывает детям.
Педагог. Дети, как вы думаете, чья эта рубашка? Как можно назвать такого мальчика? Почему рубашка стала такой? Послушайте стихотворение Э. Мошковской «Митя и рубашка».
Педагог читает стихотворение. Затем предлагает детям инсценировать его.
Педагог. Это Митина рубашка.
Ребенок. На, рубашка, простоквашку!
Педагог. Съела маслица она,
Съела кашку из пшена
И подливку из барашка…
(Выразительные движения: ребенок рассматривает свои грязные руки, вытирает их о свою одежду).
Ребенок. Ты сыта, моя рубашка?
Вопросы к детям:
- Как надо есть за столом?
- Кто покажет Мите, как надо правильно есть?
Конспект НОД «Чистота залог Здоровья»
Цель: Формирование представлений детей о значении чистоты для здоровья человека.
Задачи: Закреплять навыки детей в умывании, в знании предметов гигиены и их назначении.
Воспитывать у детей желание всегда быть красивыми, чистыми, аккуратными.
Закрепить представления детей о том, что причиной некоторых заболеваний являются микробы.
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Ход занятия
Доктор приходит в группу перед вторым завтраком Доктор: Здравствуйте ребята.
Дети: Здравствуйте
Доктор: Я смотрю вы кушать собираетесь? Дети: Да
Доктор: А ручки вы мыли? Дети: Да
Доктор: Молодцы, но я всё же проверю, покажите мне свои руки. Доктор осматривает руки детей.
Доктор: А почему нужно мыть руки? Дети: На руках есть микробы
Доктор: Правильно
Художественное слово
Там, где грязь, живут микробы Мелкие – не увидать.
Их, микробов очень, много, Невозможно сосчитать.
Тьма невидимых зверюшек Жить предпочитают в нас. Если грязными руками
Кушать или трогать рот, Непременно от микробов Сильно заболит живот.
Доктор: Посмотрите, что у меня есть, это мячик. А что на нём Дети: Микробы
Доктор: давайте с ним поиграем
Доктор передаёт мячик детям, к мячику на липучке прикреплены
«микробы», дети передают мяч друг другу, оставляя у себя в руке
«микроба», если кому-то не хватило, то можно предложить детям пожать руки, и передать «микроба». Во время игры доктор комментирует, как микробы попадают на руки друг от друга и от предметов.
Доктор: А теперь давайте проверим знаете ли вы как мыть руки? Дидактическая игра «Как мыть руки»
Дети последовательно раскладывают карточки
Доктор: Молодцы, вижу вы знаете как правильно мыть руки. А утром когда вы просыпаетесь, что нужно сделать?
Дети: Умыться, одеться, сделать зарядку.
Физкультминутка Утром рано умывались, Полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались. Вот здоровья в чём секрет,
Всем друзьям, физкультпривет.
Доктор: Скажите, а расчёска нам нужна? Дети: Да
Доктор: Для чего?
Дети: Расчёсывать волосы
Доктор: Ну ка, покажите мне, как вы умеете расчёсывать волосы. Доктор даёт расчёску девочке.
Ребёнок причёсывается
Доктор: Я приготовил для вас задание
Дидактическая игра «Пригодится - не пригодится»
В контейнере лежат различные предметы, дети должны определить, какие предметы необходимы для поддержания чистоты тела, и как их используют, а какие предметы лишние.
Доктор: Хорошо ребята, вы справились с моим заданием, и помните, чтобы быть здоровыми нужно заниматься спортом, закаляться, хорошо и правильно кушать, следить за чистотой, мыть руки после туалета, после прогулки, перед едой, чистить зубы утром и вечером, следить за своей одеждой.
Доктор: Ребята сейчас вам пора за стол, но не забудьте вымыть руки, ведь мы поиграли с игрушками, а значит, на руках уже могут быть микробы. После еды не забывайте полоскать рот, а я к вам ещё приду. До свидания ребята!
Конспект НОД по ЗОЖ во второй младшей группе на тему:
«Чистота - залог здоровья»
Цель: формировать у детей навыки здорового образа жизни, учить заботиться о своем здоровье.
Задачи: закреплять знания детей в умывании, в знании предметов туалета и их назначении; развивать любознательность, наблюдательность; воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки.
Методы и приемы: игровой - создание проблемной ситуации; словесный-художественное слово - чтение стихотворения «о Здоровье», загадывание загадок; наглядный – показ способа действия.
Оборудование:
тазик с водой, мыло, зубная щетка, расческа, полотенце, персонаж Степашка.
Предварительная работа: рисование красками на тему: «Витамины для ребят», лепка «Витамины», чтение К. Чуковского «Мойдодыр, рассматривание иллюстраций с предметами личной гигиены, создание игровых ситуаций по пользованию предметами личной гигиены, отгадывание загадок.
Ход НОД:
Организационный момент:
Чтение стихотворения о «Здоровье»
Чтоб здоровье сохранить, Организм свой укрепить, Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня. Следует, ребята, знать
Нужно всем подольше спать. Ну а утром не лениться–
На зарядку становиться! Чистить зубы, умываться, И почаще улыбаться,
Чтобы ни один микроб Не попал случайно в рот, Руки мыть перед едой Нужно мылом и водой.
Кушать овощи и фрукты, Рыбу, молокопродукты- Вот полезная еда,
Витаминами полна! На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши!
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами поговорим о нашем здоровье. А как вы думаете, что нужно делать, чтобы быть здоровым? (Делать зарядку, гулять на улице, мыть руки, кушать овощи, фрукты)
Воспитатель: Правильно, ребята! (Сюрпризный момент: стук в дверь.)
Воспитатель: Ребята, кто это к нам пришел, давайте посмотрим. (Входит Степашка, здоровается с детьми)
Дети: Здравствуй, Степашка!
Степашка: Дети, я слышал, что сегодня у вас необычное мероприятие, решил прийти к вам в гости; можно я послушаю, о чем вы будете говорить, и что будете делать?
Воспитатель: Конечно, Степашка, оставайся у нас. Скажи, пожалуйста, а почему ты такой грязный?
Степашка: (Смотрится в зеркало) Ой, и правда мое личико грязное. Я не знаю, что мне делать? (плачет).
Воспитатель: Степашка, не плачь, мы тебе поможем, правда, ребята? (Дети: Да!)
Воспитатель: Послушайте внимательно:
Если руки наши в ваксе, Если на нос села клякса,
Кто тогда наш первый друг
Снимет грязь с лица и рук? ...(Вода)
Воспитатель: Правильно! Воспитатель ставит перед детьми тазик с водой. Вода, самое первое, что нам нужно, чтобы умыться, а что еще нам нужно? Слушайте внимательно.
Воспитатель: Ускользает, как живое, Но не выпущу его я,
Дело ясное вполне-
Пусть отмоет руки мне… (Мыло)
Воспитатель: Молодцы! Слушайте дальше. У нее с утра дела,
чистить зубы добела. (Зубная щётка) И махровое, и гладкое бывает,
Кто помылся, тот о нем не забывает Взрослого, младенца
Вытирает…(Полотенце)
Воспитатель: Какие вы молодцы, все знаете. Ребята отгадаем последнюю загадку:
Хоть зубаста, но не кусаюсь,
Как, друзья, я называюсь? (Расческа)
Воспитатель: Все загадки отгадали. А теперь ребята, давайте, поможем нашему гостю стать чистым. (Воспитатель Степашке закатывает рукава,
мочит в тазике ручки, затем намыливает, потом смывает мыло, моет личико.)
Воспитатель: Вот мы помыли ручки и личико, что нам нужно теперь сделать? Скажи, нам Катюша?
Дети: Вытереть насухо личико и ручки. Вот так (Показывает)
Воспитатель: Спасибо, Катюша!
Воспитатель: А что нам нужно теперь сделать?
Дети: Взять расческу и расчесать волосы.
Воспитатель: Правильно. (Воспитатель расчесывает волосы Степашке) Посмотрите, дети, какой красивый стал Степашка!
Степашка: (Смотрится в зеркало) Спасибо, вам дети, что помогли мне.
Воспитатель: И тебе спасибо, что ты пришел к нам в гости, а сейчас мы поиграем
Малоподвижная игра «Зайка серый умывается»
Дети становятся перед воспитателем полукругом, и все вместе произносят: «Зайка серый умывается, зайка в гости собирается. Вымыл носик, вымыл хвостик, вымыл ухо, вытер сухо!». В соответствии с текстом стихотворения дети выполняют движения, прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед – «направляются в гости.
Воспитатель: Ребята вы молодцы всё знаете. С какими предметами нужно дружить, чтобы быть чистыми и красивыми? (Ответы детей)
Воспитатель: Степашка, тебе понравилось у нас в гостях? (Степашка еще раз благодарит детей за помощь, прощается и уходит)
Конспект занятия «Чистота – та же красота!»
Задачи.
Образовательные: закреплять знания детей в умывании; в знании предметов туалета и их назначении; закрепить знания о свойствах воды; развивать творческое воображение; закреплять знания о пользе овощей и фруктов.
Развивающие: вызвать интерес к выполнению культурно – гигиенических навыков, побудить детей к постоянному их соблюдению; развивать наблюдательность, любознательность; развивать умение отгадывать загадки: развивать речь, обогащать их словарь.
Воспитательные: воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивыми, чистыми, аккуратными, уважительно относиться к своему телу.
Словарная работа: чистый, грязный, опрятный, неопрятный, причёсанный, непричёсанный, микробы, расчёска, мыло, полотенце, зубная щётка, мочалка, чистота, здоровье.
Оборудование: посылка, конверт, зонтик, предметы личной гигиены, музыкальное сопровождение, макет Мойдодыра.
Раздаточный материал: маркеры по количеству детей.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, у нас сегодня необычный день, к нам пришли гости, а гости это всегда радость и улыбки, давайте улыбнёмся и поздороваемся с ними.
(Дети входят в группу, приветствуют гостей.) Воспитатель.
Ребята, сегодня утром нам кто-то принёс необычную посылку. Давайте с вами посмотрим, что там лежит. (Открываем, достаём конверт и зонт.) Читает: «Дорогие ребята, пишет вам из волшебной страны здоровья, хорошо вам известный Мойдодыр. Нашу прекрасную, чистую страну захватил Грязнуля. Он отобрал у наших жителей всё мыло. Дорогие друзья, поспешите к нам скорее на помощь. Попасть в нашу страну вы можете с помощью волшебного зонта. Его нужно раскрыть и сказать вот такие слова: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу, раз, два, три зонтик лети». Ваш Мойдодыр.
Воспитатель. Ребята, поможем жителям страны здоровья, избавить их от Грязнули?
Дети. Да, поможем.
Воспитатель. Тогда, сейчас мы с вами отправимся в путешествие. Давайте вспомним, на чём можно путешествовать? (На корабле, на самолёте, на вертолёте, на машине, на автобусе…) Верно, но Мойдодыр предлагает нам совершить своё путешествие при помощи зонта. Но, перед тем, как сказать волшебные слова давайте станем в круг.
Мы проснулись рано утром, (Шагают на месте.)
Потянулись бодро, шумно. (Поднимаются на носки, разводят руки через стороны вверх.)
Чтобы сон ушёл, зевнули,
Головой слегка тряхнули. (Выполняют наклоны влево- вправо. отводят руки к плечам.)
Разбудил нас бег на месте. (Бегут на месте.) .
К ванне побежали вместе. (Выполняют упражнение " пружинка". руки на поясе.)
Умывались и плескались. Зубы вычистить пытались. (Выполняют круговые движения ладонями около лица) .
Причесались аккуратно. (Гладят ладонями голову от макушки к вискам.) Приоделись все опрятно. (Выполняют руками 2 раза движения6 от груди вниз опускают руки к бёдрам, пальцы рук сжаты в кулачки.)
Не хотим мы больше спать,
Будем Мойдодыру помогать выполняют упражнение "пружинка", хлопают в ладоши.
Воспитатель. Ну, а сейчас в путь дорогу. Становитесь все под зонтик. Давайте все вместе произнесём волшебные слова: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу, раз, два, три зонтик лети!».
Звучит музыка. (Начало из мультфильма «Мойдодыр».)
Воспитатель. Кажется, мы прилетели. Посмотрите, в какую красивую страну мы попали. Давайте сядем на полянку. (Деревья, цветы на ковре.) (Появляется мальчик Грязнуля.)
Грязнуля: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель. Здравствуй, мальчик. А ты кто? Грязнуля:
Одеяло убежало, Улетела простыня,
И подушка как лягушка ускакала от меня. Воспитатель. Ребята, вы узнали кто это?
Дети. Это Грязнуля из стихотворения Корнея Чуковского «Мойдодыр». Мальчик, а почему ты такой грязный?
Грязнуля: А, я мальчик Грязнуля и чистым быть не хочу. Воспитатель.
Да ты можешь заболеть, у тебя такие грязные руки и лицо. Ребята, а что это значит?
Дети. У него много микробов.
Воспитатель. Ребята, а что нужно делать чтобы не было микробов? Дети. Мыть руки и умываться.
Воспитатель. Ребята, а когда нужно мыть руки?
Дети. После улицы, после сна, после посещения туалета, перед едой, после игры.
Воспитатель.
Грязнуля, а ты умеешь мыть руки? (Грязнуля плюёт на руки и растирает.)
Ребята, давайте расскажем Грязнуле, как нужно мыть руки. (Ребята рассказывают по схеме - правило мытья рук.)
Нужно засучить рукава. Открыть несильно кран. Смочить водой руки.
Взять мыло и намылить руки круговыми движениями до образования пены.
Затем положить мыло в мыльницу и всё хорошо смыть водой. Закрыть кран.
Вытереть руки насухо полотенцем.
Давайте покажем теперь Грязнуле как нужно мыть руки.
МОЕМ РУКИ
Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда!
(Энергично потираем ладошку о ладошку.) Брызги – вправо, брызги – влево!
Мокрым стало наше тело!
(Сжали в кулак пальцы, а затем с силой выпрямляем пальчики, как бы стряхивая воду.)
Полотенчиком пушистым Вытрем ручки быстро.
(Энергичными движениями «вытираем» поочередно руки.) А теперь давайте встанем и покажем, как нужно умываться.
«Кран откройся, нос умойся. Мойтесь сразу оба глаза.
Мойтесь ушки, мойся шейка. Шейка мойся хорошенько.
Мойся, мойся, обливайся. Грязь смывайся, грязь смывайся».
Воспитатель. Ребята, а что может случиться, если не мыть руки? Чем опасны грязные руки?
Дети. Можно заболеть, потому что на грязных руках живут микробы. Воспитатель. Ребята, а где ещё могут жить микробы?
Дети. На грязных овощах, фруктах, в песке, в земле, на любых предметах. Воспитатель. А чего боятся микробы?
Дети.
Мыло и воды.
«Часто врач спешит на помощь, где едят немытый овощ, Там живот болит, озноб, а всему виной – микроб.
Он малюткой – невидимкой ждёт на ягодах в корзинке,
Вдруг малыш в один присест горсть немытых ягод съест»? (1-ый ребёнок.)
Воспитатель. А, чтобы овощи и фрукты съесть их нужно мыть или нет ? Дети. Нужно, потому, что на фруктах и овощах, как на руках живут грязные микробы.
«Хороша морковка с грядки! И сочна, и ароматна,
Вымой прежде корнеплод, чем отправить его в рот».
«Чтобы ни один микроб не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой нужно с мылом и водой». (2-ой ребёнок.)
Воспитатель. Ну, что Грязнуля, теперь ты освободишь нам Мойдодыра. Грязнуля: Для этого вы должны отгадать мои загадки и тогда Мойдодыр будет с вами.
А загадки в этом мешочке. (Достаёт мешочек с загадками и предметами личной гигиены.)
Загадки:
Воспитатель по одному достаёт предметы и рассматривает вместе с детьми.
- Ускользает, как живое, но не выпущу его я.
Белой пеной пенится, руки мыть не ленится. (Мыло.)
- для чего нужно мыло?
- Какое мыло? (Розовое, ароматное, гладкое, душистое.)
- Вытирало я, старалось после бани паренька.
Все помялось, все промокло, нет сухого уголка. (Полотенце.)
- Для чего нужно полотенце?
- Какое полотенце? (Большое, мягкое, красивое, махровое, пушистое.)
- Хвостик из кости, а на спинке - щетинки. (Зубная щетка.)
- Для чего нужна зубная щётка?
- Какая зубная щётка? (Синяя, жёсткая, с белыми щитинками.)
- Резинка Акулинка пошла гулять по спинке.
Собирается она вымыть спинку докрасна. (Мочалка.)
- Для чего нужна мочалка?
- Какая мочалка? (Мягкая, жёлтая.)
- Целых двадцать пять зубков для вихров и хохолков. (Расческа.)
- Для чего нужна расчёска?
- Какая расчёска? (Большая, пластмассовая, красная.)
Воспитатель. Ребята, скажите это вещи, которыми может пользоваться только один человек или несколько?
Дети. Один человек. – Они называются – личные вещи, вещи – личной гигиены! Нельзя давать их другому человеку, даже если он твой друг, папа, мама, или братишка.
Воспитатель.
- А еще ребята есть много пословиц о чистоте. В здоровом теле - здоровый дух.
Кто аккуратен, тот людям приятен. Чаще мойся, воды не бойся.
Мыло серо, да моет бело.
Будет мыло пениться, грязь куда-то денется. Чаще руки мой, грязь вся смоется водой.
Где чистота, там и здоровье.
Ребята, а как вы себе представляете микробов, какие они? Дети. Маленькие, кусачие, страшные.
Воспитатель. Самое главное они невидимые, но очень опасные.
Воспитатель. Ребята, давайте поиграем в игру «Кран открывается - микробы убираются!» (У меня в руке кран с водой. Пока он закрыт – микробы двигаются, а как только я подниму кран «Открою его», все микробы
приседают и не двигаются, как будто больше их нет.) (Воспитатель приглашает поиграть и Грязнулю.)
Воспитатель. А, давайте нарисуем микробы так, как вы их себе представляете.
Дети рисуют микробов (коллективная работа – фломастерами). Воспитатель.
Ребята, посмотрите, какие микробы страшные и их так много, но мы с вами знаем, чего боятся микробы.
А боятся микробы – ВОДЫ. (Хором.)
Воспитатель. Ребята, а где же Грязнуля?
Появляется чистый Грязнуля с Мойдодыром. (Песня из мультфильма
«Мойдодыр».)
Я – великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр, Умывальников начальник И мочалок командир.
Вот теперь тебя люблю я, Вот теперь тебя хвалю я, Наконец- то ты Грязнуля Мойдодыру угодил!
Воспитатель. Ребята, мы помогли освободить Мойдодыра. Помогли Грязнули стать чистым мальчиком, а теперь нам пора возвращаться в свою группу. Подойдите все ко мне и встанем под зонтик. Давайте вспомним волшебные слова и произнесём их: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу, раз, два, три, зонтик лети». (Звучит песня из мультфильма
«Мойдодыр».)
Воспитатель. Вот мы и в группе. Дети вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей.)
Мне тоже понравилось с вами путешествовать, вы так много знаете о том, как беречь здоровье, умеете отгадывать загадки и дружно играть.
Спасибо вам!
Конспект занятия «Как мы помогли девочке чумазой» Задачи:
- формировать умение детей с помощью воспитателя составлять предложения о мыле с опорой на схему;
- побуждать детей участвовать в диалоге;
Словарная работа: прилагательные (мягкое, пушистое, махровое, душистое, белое, мыльное, жесткая).
Предварительная работа с детьми: рассматривание мыла разной формы, цвета и размера; чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр».
Оборудование: кукла девочка чумазая; мыло, полотенце; графическая схема составления описательного рассказа о мыле; изображения предметов личной гигиены на картинках; мольберт, мыльные пузыри.
Ход занятия Воспитатель:
Раз, два, три, четыре, пять. Будем мы сейчас играть.
Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Ты мой друг и я твой друг, Сколько тут друзей вокруг!
Сюрпризный момент: в гости к ребятам приходит кукла девочка чумазая. Воспитатель:
Ах ты девочка чумазая, Где ты руки так измазала? Черные ладошки,
На локтях – дорожки. А. Барто
Девочка (слова девочки произносит воспитатель): Играла на улице вот и испачкала.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на куколку. Ай, ай, ай! Какая грязная! Как же быть, разве можно так ходить? (Ответы детей.) Вот видишь, девочка чумазая, что тебе советуют ребята. Нужно пойти и умыться. А что тебе поможет в этом? Дети, подскажите.
Дети: Мыло, вода.
На столе у воспитателя коробочка, из которой он вынимает мыло.
Воспитатель: Что это? Дети: Мыло.
Воспитатель: Ребята, а вы сегодня умывались?
Затем проговаривает потешку, сопровождая движениями:
(Дети повторяют движения воспитателя, имитируя мытье рук, ушей и т.д.)
Ручки мыли? Мыли. А ушки мыли? Мыли. Носик мыли? Мыли. А щечки? Мыли.
Все помыли, ничего не забыли.
А теперь мы чистые, зайчики пушистые.
По Г. Лагздынь
(Повторить потешку 2-3 раза.)
Воспитатель:- Молодцы, ребята! Мы все любим мыло. А вот девочка Мила мыло не любила.
Чистоговорка «Мыло» (повторить 3-4 раза)
Воспитатель медленно проговаривает слова чистоговорки, интонационно выделяя гласные [Ы] - [И] в словах.
Мама мыла Милу мылом. Мила мыла не любила.
Речевое упражнение «Кран откроем»
Воспитатель сообщает детям, что собирается познакомить их с новой песенкой:
- Это особенная песня, ее даже не поют, а чуть насвистывают. Послушайте: «С-с-с». Попробуйте негромко спеть вместе со мной. Это трудная песня. Не все сразу научатся петь ее правильно, но пусть никто не огорчается.
Воспитатель еще раз предлагает спеть песенку хором, после чего ее исполняет каждый ребенок индивидуально.
- Когда открываешь кран и пускаешь воду, то кажется, что, струя тоже поет – насвистывает эту же песенку. Будем считать, что «с-с-с» - это песня воды.
По приглашению воспитателя дети поют длинную «свистящую» песенку (на одном выдохе, хоровое и несколько индивидуальных произношений).
- Холодная вода соединилась с горячей и стала какой? (Теплой.)
- Теперь мы можем умыть нашу куколку. Щечки, шейку мы потрем и водичкой обольем.
- Ой, руки у нас мокрые! Чем мы вытрем ручки? (Полотенцем. Дети имитируют вытирание рук полотенцем.)
Воспитатель: Вот какая чистая стала наша кукла.
Девочка: Спасибо вам, ребята! Теперь я всегда буду чистой и опрятной, буду любить мыло.
Беседа по вопросам
Ребята, у вас есть дома мыло?
Какого цвета может быть мыло? (Белого, зеленого, розового и др.)
Какой формы может быть мыло? (Круглым, квадратным, прямоугольным, овальным.)
Для чего нам нужно мыло? (Чтобы быть чистым, отмыть грязь.)
- Правильно, ребята! А еще мыло бывает душистое, детское, туалетное, банное, жидкое, твердое – в зависимости от назначения. Ребята, давайте вместе расскажем о мыле по этой схеме.
Совместное составление описательного рассказа о мыле с опорой на графическую схему.
На мольберте выставляется схема составления описательного рассказа о мыле (по Т. А. Ткаченко).
Примерный вариант рассказа:
- Это мыло.
- Оно красного цвета.
- Мыло прямоугольной формы.
- Мыло нужно, чтобы отмывать грязь.
Воспитатель просит детей рассказать по графической схеме, помогает им, хвалит за проявление самостоятельности в составлении рассказа.
- Молодцы, ребята! Наше мыло с укором говорит всем грязнулям, которые забыли умыться:
Ты бы, грязнуля, вспомнил про мыло – Мыло тебя наконец бы отмыло.
Я. Аким
- Что говорит мыло грязнуле? (Дети отвечают.) Физкультминутка «Будем прыгать и скакать» Раз, два, три, четыре, пять.
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок – Раз, два, три.
(Наклоны туловища влево-вправо.) Наклонился левый бок –
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки поднять вверх.)
И дотянемся до тучки. Сядем на дорожку, (Присесть на пол.)
Разомнем мы ножки. Согнем правую ножку – (Сгибать ноги в коленях.) Раз, два, три.
Согнем левую ножку –
Ноги высоко подняли
(Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали
(Движения головой.)
И все дружно вместе встали.
(Встали.)
ИТОГ занятия. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность "Мамин праздник" вторая младшая группа
Подготовка к маминому празднику начинается задолго до мероприятия. Эпогеем проведенной работы выступает, конечно же, утренник. Как он пройдет, как выступят дети, с каким настроением уйдут мамы, какова...
Проектная деятельность с детьми второй младшей группы "Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры"
У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов - авторитет, достойно завоеванный русс...
Конспект проведения проектной деятельности с детьми второй младшей группы "Неделя игры и игрушки"
Проект «Неделя игры и игрушки» Отчет работы по проекту «Неделя игры и игрушки», проведенной во второй младшей разновозрастной группе №2 «Солнышко» ГБОУ Школа №1996 Дошкольное С.П. «Кнопочка»...
Проектная деятельность для детей второй младшей группы "Чистюли"
Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воз...
Консультация для родителей «Проектная деятельность с детьми второй младшей группы, имеющих тяжёлые нарушения речи»
Метод проекта подходит для развития связной речи у детей с ТНР. Он позволяет раскрыть и проявить себя детям, имеющим речевые проблемы, повысить самооценку, преодолеть робость и застенчивость, пр...
Проектная деятельность с детьми второй младшей группы "Огород на подоконнике"
Формирование у детей интереса к опытно- исследовательской деятельности по выращиванию огородных растений в комнатных условиях....
Проектная деятельность «Осенняя пора». Вторая младшая группа
С развитием информационных технологий и повышенной занятости родителей дети ограничены в общении с природой, и имеют слабые представления о мире природы, о процессах, происходящих в определённые време...