Программа начинающий инженер
рабочая программа (средняя группа)

1.1. Пояснительная записка

Программа по конструированию носит техническую направленность.

Деятельность – это первое условие развития у обучающегося познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде технической направленности.

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. Конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.

Разнообразие конструкторов позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и различных образовательных возможностей.  Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Воспитанники учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nachinayushchiy_inzhener.docx39.53 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации Ямальского района.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ярсалинский детский сад «Солнышко»

Принято

на заседании педагогического совета

Детского сада «Солнышко»

Протокол № _ от «_» _ 2023 г.

«Утверждаю»

Заведующая Детским садом «Солнышко»

_______________________ О.Е. Чечикова

         от «_» июня 20232 г.

приказ № _

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа направленная на интеллектуальное развитие

«Начинающий инженер» для детей 4-5 лет

(срок реализации – 1 год)

Педагог

дополнительного

образования

(информатика)

Стеценко П.А.

Яр-Сале 2023г.

Содержание.

Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»  

  1. Пояснительная записка.                                                                                3
  2. Цель и задачи программы                                                                             4

1.3 Содержание программы                                                                               4

1.4 Планируемые результаты                                                                            6

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий

  1.  Календарный учебный график                                                                     7
  2.  Условия реализации программы                                                                  8
  3.  Формы аттестации                                                                                         8
  4.  Оценочные материалы                                                                                  9
  5.  Методические материалы                                                                             9
  6.  Список литературы                                                                                        9

Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»

1.1. Пояснительная записка

Программа по конструированию носит техническую направленность.

Деятельность – это первое условие развития у обучающегося познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде технической направленности.

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. Конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.

Разнообразие конструкторов позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и различных образовательных возможностей.  Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Воспитанники учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Визуализация 3D-конструкций – это пространственная система познаний окружающего мира. В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:

  1. Формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти;
  2. Развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз;
  3. Активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.

Программа составлена с учетом методических рекомендаций Л.Г. Комаровой «Строим из ЛЕГО»

Актуальность: конструирование значимо в свете внедрения   ФГОС, так как:

  • являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое и физическое развитие);
  • позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
  • объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Данная программа направленна на формирование познавательной активности, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

Срок реализации программы 1 год, с 35 общим количеством образовательных часов необходимых для освоения.

Форма обучения – очная.

Организация образовательного процесса носит групповой характер согласно программе развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ярсалинского детского сада «Солнышко» на 2020-2025 годы.

Занятия с детьми средней группы (4-5 лет) проводятся 1 раза в неделю 15-20 минут.

1.2. Цели и задачи программы

Цель: Создание благоприятных условий для развития познавательного интереса и первоначальных конструкторских умений, на основе конструирования у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Личностные:

Формировать умения и навыки конструирования, приобретение первого опыта при решение конструкторских задач.

Образовательные:

Развивать у дошкольников мелкую моторику, речь, умение работать в больших и малых группах. Развивать творческую активность, внимание, память, воображение, логическое и творческое мышление;

Метопредметные:

Воспитание коммуникативной активности, ответственности, дисциплины и усидчивости.

1.3. Содержание программы

Учебно–образовательный план

Тема блока

Кол-во часов

1

Строительные блоки

2

2

Яркие краски

4

3

От мала до велика

5

4

Наши герои

4

5

Строения

3

6

Животный мир

3

7

Транспорт

4

8

Окружающий мир

3

9

Закон физики

5

10

Свободная игровая деятельность детей

2

Содержание учебно-образовательного плана

Кол-во часов

Строительные блоки

Строительные блоки.

Цель: познакомить детей различными видами конструкторов

2

Яркие краски

Сборка змейки прямой и изогнутой

Цель: Изучение направлений (право, лево, вперед, назад)

1

Башни. Цвета и размеры

Цель: развить навык сравнения предметов

1

Где чья квартира

Цель: изучение координатной плоскости

2

От мала до велика

Цифровая лаборатория «Колибри»

Цель: развить навык сравнения предметов

2

Трубопровод

Цель: развитие речи, изучение законов физики

3

Наши герои

Мой любимый мульт герой

Цель: развитие речи

1

Наш рост

Цель: изучение мер длинны и их соотношение

2

Что такое хорошо, а что такое плохо

Цель: воспитание нравственных норм

1

Строения

Конструируем башни

Цель: формирование конструкторских навыков

1

Изучаем вес тела

Цель: изучение влияние массы на объект

1

Коттедж

Цель: развитие навыка прогнозирования результата

1

Животный мир

Хищник или травоядное

Цель: развитие речи

1

Что едят домашние животные

Цель: изучение движения жидкостей

1

Дикие животные

Цель: Развитие аналитических навыков

1

Транспорт

Простые механизмы

Цель: развитие конструкторских навыков

1

Катится или скользит

Цель: развитие аналитических навыков

1

Передача энергии

Цель: изучение законов физики

2

Окружающий мир

Чем полезно дерево

Цель: формирование экологических представлений

1

Воздух и его свойства

Цель: изучение законов физики

2

Закон Физики

Экспериментирование: изучение законов физики

Цель: развитие навыка совместной работы, расширение знаний о законах физики

5

Свободная игровая деятельность

Свободная игровая деятельность детей с использованием конструкторов

Цель: развитие творческих способностей

2

1.4 Планируемые результаты работы.

Для наилучшего усвоения детьми программы, необходимо строить работу на диагностической основе. Критериями оценки усвоения программы служит самостоятельность ребенка в работе: ребенок практически не справляется с выполнением поставленной перед ним задачи даже с помощью взрослого – это говорит о низком уровне развития; на среднем уровне – справляется с помощью взрослого, а на высоком – выполняет задание самостоятельно. Диагностика проводится в начале и в конце учебного года.  

Целевые ориентиры на этапе завершения программы:

• Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – создание новой конструкции, постановке новых заданий, скорость работы по образцу.

• Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в конструкторской деятельности.

• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.

• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; уверенно манипулирует средними и большими деталями конструктора.

• Ребенок способен к волевым усилиям, может сохранять усидчивость и работоспособность до достижения конечного результата.

• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Планируемые результаты:

  1. формирование устойчивого интереса конструированию
  2. формирование элементарных знаний законов физики
  3. формирование навыка творческого воображения
  4. формирование навыка прогнозирования
  5. формирование стремления довести дело до конца
  6. формирование навыка проектной групповой работы

Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

  1. Календарный учебный график

Месяц

Содержание темы

Кол-во часов

Сентябрь

Строительные блоки.

1

Железо, пластик, дерево

1

Сборка змейки прямой и изогнутой

1

Башни. Цвета и размеры

1

Октябрь

Где чья квартира

1

Плоский домик

1

Цифровая лаборатория «Колибри»

1

Ящики + машина + балки

1

Ноябрь

Трубопровод: текучесть воды

1

Трубопровод: давление

1

Что значит «Намокло»

1

Мой любимый мульт герой

1

Декабрь

Наш рост

1

Соотношение частей тела

1

Что такое хорошо, а что такое плохо

1

Конструируем башни

1

Январь

Изучаем вес тела

1

Коттедж

1

Хищник или травоядное

1

Февраль

Поливаем огород

1

Что едят домашние животные

1

Дикие животные

1

Простые механизмы

1

Март

Катится или скользит

1

Что такое «энергия тела»

1

Передача энергии

1

Чем полезно дерево

1

Апрель

Воздух и его свойства

1

Что такое «запах»

1

Экспериментирование – магнитное поле

1

Наша звездная система

1

Май

Наша галактика

1

Экспериментирование – давление

1

Экспериментирование – электричество

1

Свободная игровая деятельность

1

2.2 Условия реализации программы

  1. Конструктор  dauer «Автодорога»
  2. Конструктор  dauer «Весёлые горки»
  3. Конструктор  dauer «Железная дорога»
  4. Конструктор Голубая стрела «Железная дорога»
  5. Конструктор Комбогород «Блочный город –конструктор»
  6. Конструктор Wee Ve «Пожарная станция»
  7. Lego Duplo «Зоопарк»
  8. Lego Duplo «Службы спасения»
  9. Lego Duplo «Строительная техника»
  10. Lego Duplo «Обеденная зона»
  11. Lego Duplo «Набор труб»
  12. Интерактивная панель «Колибри»
  13.  Лото – Геометрические фигуры
  14. Цветные счетные палочки
  15. Математический планшет 2в1
  16. Электро-викторина «Смекалочка»

Методическое обеспечение:

  1. Книга идей 365 штук из кубиков LEGO – сборник инструкций и игр
  2. Инженерные кадры России. От детского сада до производства – инженерная книга. Сборник лучших проектов.
  3. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие.
  4. Проект как путешествие: размышления мамы и педагога.

2.3 Формы аттестации

Для определения готовности детей к работе с конструктором и усвоению программы «Начинающий инженер», 2 раза в год проводится диагностика с учётом индивидуальных особенностей детей на основе диагностической карты.

По окончанию тематического раздела проводится выставка детских работ, с предоставлением фотоотчета.

2.4 Оценочные материалы

Высокий уровень развития:        

Самостоятельно, быстро и без ошибок выбирает необходимые детали; с точностью проектирует по образцу; конструирует по условию, понимает основные законы физики, умеет прогнозировать результат,

Средний уровень развития:

Самостоятельно,  без ошибок в медленном темпе выбирает необходимые детали, присутствуют неточности, проектирует по образцу, пользуясь помощью педагога; конструирует  в медленном темпе, допуская ошибки, знает некоторые законы физики, ошибается в прогнозировании результата,

Низкий уровень развития:

Без помощи педагога не может выбрать необходимую деталь, не видит ошибок при проектировании; проектирует,  только под контролем педагога; не понимает последовательность действий при проектировании; конструирует  только под контролем педагога, не знает законов физики, не может прогнозировать результат.

2.5 Методические материалы:

1.Подгрупповые занятия (объединяет детей, связанных по интересам).

2.Парная работа (основной целью является взаимообучение).

4.Индивидуальная работа (ребенок склонен для себя что-то открыть).

5.Самостоятельная деятельность (дети применяют свое творчество, фантазию, могут становиться героями придуманных сюжетов).

6.Работа с родителями.

Все занятия разделены на 3 части:

Часть 1. Вводная

Задача:Настроить детей на активную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, подготовить пальцы и глаза к работе, помочь детям определиться с деятельностью на занятии.

Содержание:разминка для пальцев и глаз.

Часть 2. Основная

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят непосредственно конструкторская деятельность, беседа, игровая деятельность, коллективная работа

Часть 3. Завершающая

Цель: создание у каждого участника положительного настроя как результата работы на занятии, снятие мышечного напряжения.

Содержание: релаксационные упражнения, рефлексия.

2.6 Список литературы:

1. Вылегжанина И.В. «Проект как путешествие: размышление мамы и педагога/ Инна Витальевна Вылегжанина. – Киров: О – Краткое, 2021. – 84 с.

2. Комарова Л.Г. «Строим из ЛЕГО»Моделирование логических отношений  и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО». М. «Линка- Пресс».2019.

3. Наука. Энциклопедия.–М., «РОСМЭН», 2020 г.

4. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введенияФГОС. Пособие для педагогов.ИПЦ Маска, 2019г.

Интернет–ресурсы:

https://mirera.ru 

https://www.раор.рф 
http://int-edu.ru

https://nsportal.ru

https://s-ba.ru

https://mirera.ru
http://iclass.home-edu.ru/course/category.php?id=15/http://insiderobot.blogspot.ru/

http://www.tetrixrobotics.com/
http://creative.lego.com/en-us/games/firetruck.aspx?ignorereferer=true


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Юный инженер" ,2017 г.

Работа кружка включает в себя два направления: 1. Конструирование; Каждый ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель, исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуютс...

программа кружковой работы по инженерии

Характерная черта нашей жизни – нарастание темпа изменений. Мы живем в мире, который совсем не похож на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать. Сегодняшним дошкольника...

Дополнительная программа дошкольного образования по художественно- эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста по конструированию и моделированию «Юный инженер»

Перспективно- тематическое планированиеНаправления: «Конструктивно-модельная деятельность»Старший дошкольный возрастДетское конструирование – это один из видов художественно-изо...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ ФРЁБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ» «НОВОГОДНЯЯ ГИРЛЯНДА»

Этот конспект составлен в соответствие с ФГОС на основе примерной основной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. Содержание и материал занятия...

Конспект по парциальной программе «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» на тему: «Домик для Юшеньки».

Программное содержание:Образовательные задачи: учить детей  строить дом из лего  по образцу.Развивающие задачи: развивать координацию движения  рук и мелкую моторику, повторение красног...

2022г. Пояснительная записка к рабочей программе "Развивайка", разработанной на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»

Рабочая программа «Развивайка» разработана на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», Т.В.Воловец...

Применение парциальных программ разной направленности в работе с детьми раннего возраста на основе парциальной программы «От Фребеля, до робота. Растим будущих инженеров»

Цель: Обеспечить условия для развития сенсорных эталонов и возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской, творческой деятельности детей раннего возраст...