Программа начинающий инженер
рабочая программа (средняя группа)
1.1. Пояснительная записка
Программа по конструированию носит техническую направленность.
Деятельность – это первое условие развития у обучающегося познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде технической направленности.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. Конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Разнообразие конструкторов позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и различных образовательных возможностей. Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Воспитанники учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nachinayushchiy_inzhener.docx | 39.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации Ямальского района.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ярсалинский детский сад «Солнышко»
Принято на заседании педагогического совета Детского сада «Солнышко» Протокол № _ от «_» _ 2023 г. | «Утверждаю» Заведующая Детским садом «Солнышко» _______________________ О.Е. Чечикова от «_» июня 20232 г. приказ № _ |
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа направленная на интеллектуальное развитие
«Начинающий инженер» для детей 4-5 лет
(срок реализации – 1 год)
Педагог
дополнительного
образования
(информатика)
Стеценко П.А.
Яр-Сале 2023г.
Содержание.
Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»
- Пояснительная записка. 3
- Цель и задачи программы 4
1.3 Содержание программы 4
1.4 Планируемые результаты 6
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий
- Календарный учебный график 7
- Условия реализации программы 8
- Формы аттестации 8
- Оценочные материалы 9
- Методические материалы 9
- Список литературы 9
Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Программа по конструированию носит техническую направленность.
Деятельность – это первое условие развития у обучающегося познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде технической направленности.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. Конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Разнообразие конструкторов позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и различных образовательных возможностей. Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Воспитанники учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Визуализация 3D-конструкций – это пространственная система познаний окружающего мира. В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:
- Формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти;
- Развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз;
- Активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.
Программа составлена с учетом методических рекомендаций Л.Г. Комаровой «Строим из ЛЕГО»
Актуальность: конструирование значимо в свете внедрения ФГОС, так как:
- являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое и физическое развитие);
- позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Данная программа направленна на формирование познавательной активности, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
Срок реализации программы 1 год, с 35 общим количеством образовательных часов необходимых для освоения.
Форма обучения – очная.
Организация образовательного процесса носит групповой характер согласно программе развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ярсалинского детского сада «Солнышко» на 2020-2025 годы.
Занятия с детьми средней группы (4-5 лет) проводятся 1 раза в неделю 15-20 минут.
1.2. Цели и задачи программы
Цель: Создание благоприятных условий для развития познавательного интереса и первоначальных конструкторских умений, на основе конструирования у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Личностные:
Формировать умения и навыки конструирования, приобретение первого опыта при решение конструкторских задач.
Образовательные:
Развивать у дошкольников мелкую моторику, речь, умение работать в больших и малых группах. Развивать творческую активность, внимание, память, воображение, логическое и творческое мышление;
Метопредметные:
Воспитание коммуникативной активности, ответственности, дисциплины и усидчивости.
1.3. Содержание программы
Учебно–образовательный план
№ | Тема блока | Кол-во часов |
1 | Строительные блоки | 2 |
2 | Яркие краски | 4 |
3 | От мала до велика | 5 |
4 | Наши герои | 4 |
5 | Строения | 3 |
6 | Животный мир | 3 |
7 | Транспорт | 4 |
8 | Окружающий мир | 3 |
9 | Закон физики | 5 |
10 | Свободная игровая деятельность детей | 2 |
Содержание учебно-образовательного плана
Кол-во часов | ||
Строительные блоки | Строительные блоки. Цель: познакомить детей различными видами конструкторов | 2 |
Яркие краски | Сборка змейки прямой и изогнутой Цель: Изучение направлений (право, лево, вперед, назад) | 1 |
Башни. Цвета и размеры Цель: развить навык сравнения предметов | 1 | |
Где чья квартира Цель: изучение координатной плоскости | 2 | |
От мала до велика | Цифровая лаборатория «Колибри» Цель: развить навык сравнения предметов | 2 |
Трубопровод Цель: развитие речи, изучение законов физики | 3 | |
Наши герои | Мой любимый мульт герой Цель: развитие речи | 1 |
Наш рост Цель: изучение мер длинны и их соотношение | 2 | |
Что такое хорошо, а что такое плохо Цель: воспитание нравственных норм | 1 | |
Строения | Конструируем башни Цель: формирование конструкторских навыков | 1 |
Изучаем вес тела Цель: изучение влияние массы на объект | 1 | |
Коттедж Цель: развитие навыка прогнозирования результата | 1 | |
Животный мир | Хищник или травоядное Цель: развитие речи | 1 |
Что едят домашние животные Цель: изучение движения жидкостей | 1 | |
Дикие животные Цель: Развитие аналитических навыков | 1 | |
Транспорт | Простые механизмы Цель: развитие конструкторских навыков | 1 |
Катится или скользит Цель: развитие аналитических навыков | 1 | |
Передача энергии Цель: изучение законов физики | 2 | |
Окружающий мир | Чем полезно дерево Цель: формирование экологических представлений | 1 |
Воздух и его свойства Цель: изучение законов физики | 2 | |
Закон Физики | Экспериментирование: изучение законов физики Цель: развитие навыка совместной работы, расширение знаний о законах физики | 5 |
Свободная игровая деятельность | Свободная игровая деятельность детей с использованием конструкторов Цель: развитие творческих способностей | 2 |
1.4 Планируемые результаты работы.
Для наилучшего усвоения детьми программы, необходимо строить работу на диагностической основе. Критериями оценки усвоения программы служит самостоятельность ребенка в работе: ребенок практически не справляется с выполнением поставленной перед ним задачи даже с помощью взрослого – это говорит о низком уровне развития; на среднем уровне – справляется с помощью взрослого, а на высоком – выполняет задание самостоятельно. Диагностика проводится в начале и в конце учебного года.
Целевые ориентиры на этапе завершения программы:
• Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – создание новой конструкции, постановке новых заданий, скорость работы по образцу.
• Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в конструкторской деятельности.
• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.
• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; уверенно манипулирует средними и большими деталями конструктора.
• Ребенок способен к волевым усилиям, может сохранять усидчивость и работоспособность до достижения конечного результата.
• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Планируемые результаты:
- формирование устойчивого интереса конструированию
- формирование элементарных знаний законов физики
- формирование навыка творческого воображения
- формирование навыка прогнозирования
- формирование стремления довести дело до конца
- формирование навыка проектной групповой работы
Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
- Календарный учебный график
Месяц | Содержание темы | Кол-во часов |
Сентябрь | Строительные блоки. | 1 |
Железо, пластик, дерево | 1 | |
Сборка змейки прямой и изогнутой | 1 | |
Башни. Цвета и размеры | 1 | |
Октябрь | Где чья квартира | 1 |
Плоский домик | 1 | |
Цифровая лаборатория «Колибри» | 1 | |
Ящики + машина + балки | 1 | |
Ноябрь | Трубопровод: текучесть воды | 1 |
Трубопровод: давление | 1 | |
Что значит «Намокло» | 1 | |
Мой любимый мульт герой | 1 | |
Декабрь | Наш рост | 1 |
Соотношение частей тела | 1 | |
Что такое хорошо, а что такое плохо | 1 | |
Конструируем башни | 1 | |
Январь | Изучаем вес тела | 1 |
Коттедж | 1 | |
Хищник или травоядное | 1 | |
Февраль | Поливаем огород | 1 |
Что едят домашние животные | 1 | |
Дикие животные | 1 | |
Простые механизмы | 1 | |
Март | Катится или скользит | 1 |
Что такое «энергия тела» | 1 | |
Передача энергии | 1 | |
Чем полезно дерево | 1 | |
Апрель | Воздух и его свойства | 1 |
Что такое «запах» | 1 | |
Экспериментирование – магнитное поле | 1 | |
Наша звездная система | 1 | |
Май | Наша галактика | 1 |
Экспериментирование – давление | 1 | |
Экспериментирование – электричество | 1 | |
Свободная игровая деятельность | 1 |
2.2 Условия реализации программы
- Конструктор dauer «Автодорога»
- Конструктор dauer «Весёлые горки»
- Конструктор dauer «Железная дорога»
- Конструктор Голубая стрела «Железная дорога»
- Конструктор Комбогород «Блочный город –конструктор»
- Конструктор Wee Ve «Пожарная станция»
- Lego Duplo «Зоопарк»
- Lego Duplo «Службы спасения»
- Lego Duplo «Строительная техника»
- Lego Duplo «Обеденная зона»
- Lego Duplo «Набор труб»
- Интерактивная панель «Колибри»
- Лото – Геометрические фигуры
- Цветные счетные палочки
- Математический планшет 2в1
- Электро-викторина «Смекалочка»
Методическое обеспечение:
- Книга идей 365 штук из кубиков LEGO – сборник инструкций и игр
- Инженерные кадры России. От детского сада до производства – инженерная книга. Сборник лучших проектов.
- Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие.
- Проект как путешествие: размышления мамы и педагога.
2.3 Формы аттестации
Для определения готовности детей к работе с конструктором и усвоению программы «Начинающий инженер», 2 раза в год проводится диагностика с учётом индивидуальных особенностей детей на основе диагностической карты.
По окончанию тематического раздела проводится выставка детских работ, с предоставлением фотоотчета.
2.4 Оценочные материалы
Высокий уровень развития:
Самостоятельно, быстро и без ошибок выбирает необходимые детали; с точностью проектирует по образцу; конструирует по условию, понимает основные законы физики, умеет прогнозировать результат,
Средний уровень развития:
Самостоятельно, без ошибок в медленном темпе выбирает необходимые детали, присутствуют неточности, проектирует по образцу, пользуясь помощью педагога; конструирует в медленном темпе, допуская ошибки, знает некоторые законы физики, ошибается в прогнозировании результата,
Низкий уровень развития:
Без помощи педагога не может выбрать необходимую деталь, не видит ошибок при проектировании; проектирует, только под контролем педагога; не понимает последовательность действий при проектировании; конструирует только под контролем педагога, не знает законов физики, не может прогнозировать результат.
2.5 Методические материалы:
1.Подгрупповые занятия (объединяет детей, связанных по интересам).
2.Парная работа (основной целью является взаимообучение).
4.Индивидуальная работа (ребенок склонен для себя что-то открыть).
5.Самостоятельная деятельность (дети применяют свое творчество, фантазию, могут становиться героями придуманных сюжетов).
6.Работа с родителями.
Все занятия разделены на 3 части:
Часть 1. Вводная
Задача:Настроить детей на активную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, подготовить пальцы и глаза к работе, помочь детям определиться с деятельностью на занятии.
Содержание:разминка для пальцев и глаз.
Часть 2. Основная
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят непосредственно конструкторская деятельность, беседа, игровая деятельность, коллективная работа
Часть 3. Завершающая
Цель: создание у каждого участника положительного настроя как результата работы на занятии, снятие мышечного напряжения.
Содержание: релаксационные упражнения, рефлексия.
2.6 Список литературы:
1. Вылегжанина И.В. «Проект как путешествие: размышление мамы и педагога/ Инна Витальевна Вылегжанина. – Киров: О – Краткое, 2021. – 84 с.
2. Комарова Л.Г. «Строим из ЛЕГО»Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО». М. «Линка- Пресс».2019.
3. Наука. Энциклопедия.–М., «РОСМЭН», 2020 г.
4. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введенияФГОС. Пособие для педагогов.ИПЦ Маска, 2019г.
Интернет–ресурсы:
https://www.раор.рф
http://int-edu.ru
https://mirera.ru
http://iclass.home-edu.ru/course/category.php?id=15/http://insiderobot.blogspot.ru/
http://www.tetrixrobotics.com/
http://creative.lego.com/en-us/games/firetruck.aspx?ignorereferer=true
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Юный инженер" ,2017 г.
Работа кружка включает в себя два направления: 1. Конструирование; Каждый ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель, исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуютс...
программа кружковой работы по инженерии
Характерная черта нашей жизни – нарастание темпа изменений. Мы живем в мире, который совсем не похож на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать. Сегодняшним дошкольника...
Дополнительная программа дошкольного образования по художественно- эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста по конструированию и моделированию «Юный инженер»
Перспективно- тематическое планированиеНаправления: «Конструктивно-модельная деятельность»Старший дошкольный возрастДетское конструирование – это один из видов художественно-изо...
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ ФРЁБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ» «НОВОГОДНЯЯ ГИРЛЯНДА»
Этот конспект составлен в соответствие с ФГОС на основе примерной основной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. Содержание и материал занятия...
Конспект по парциальной программе «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» на тему: «Домик для Юшеньки».
Программное содержание:Образовательные задачи: учить детей строить дом из лего по образцу.Развивающие задачи: развивать координацию движения рук и мелкую моторику, повторение красног...
2022г. Пояснительная записка к рабочей программе "Развивайка", разработанной на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»
Рабочая программа «Развивайка» разработана на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», Т.В.Воловец...
Применение парциальных программ разной направленности в работе с детьми раннего возраста на основе парциальной программы «От Фребеля, до робота. Растим будущих инженеров»
Цель: Обеспечить условия для развития сенсорных эталонов и возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской, творческой деятельности детей раннего возраст...