Дополнительная образовательная программа по "Инженерии" на 2024-2025 у.г. в подготовительных группах
рабочая программа (подготовительная группа)

Илларионова Нелли Николаевна

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ДОП

1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ (ред. От 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федеральный закон РФ от 31.07.2020 г. №304-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3. Распоряжение правительства российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей до 2023 года».

4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. №629 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

5. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» утвержден Приказом министерства труда и социальной защиты РФ №652н от 22.09.2021).

6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые) (письмо МОиН РФ от 18 ноября 2015 г. №09-3242).

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

8. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,

9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин1.2.3685–21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».

11. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Пояснительная записка………….…………………………………………….....4

2. Учебно-тематический план обучения………….................................................14

3. Рабочая программа ……………………………………………………………...20

4. Методические и оценочные материалы………………………………………. 28

5. Список литературы………………………………………………………………33

6. Приложения………………………………………………………………………34

 

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной образовательной программы. Дополнительная образовательная программа «Инженерия» является программой технической направленности.

Экономика страны сегодня нуждается в модернизации, которая кажется невозмож-ной без высококвалифицированных кадров для промышленности и развития инженерного образования.

Для выполнения этой стратегической задачи необходима подготовка высококвали-фицированных специалистов, ориентированных на интеллектуальный труд, способных осваивать и самостоятельно разрабатывать высокие наукоемкие технологии, внедрять их в производство. Современный инженер должен не только осуществлять трансфер научных идей в технологию и затем в производство, но и создать всю цепочку «исследование - конструирование - технология - изготовление - доведение до конечного потребителя - обеспечение эксплуатации».

Адресат: учащиеся 5 – 7 лет

Актуальность программы. Необходимость в современном технологически развитом мире, формирования мотивации на профессиональную техническую деятельность с дошкольного возраста. Разные конструкторы стимулируют практическое, логическое, интеллектуальное мышление, тем самым дети находят разные варианты решений конструирования и достижения целей, учатся видеть результат своей работы практически и теоретически.

Отличительные особенности/Новизна программы. Данная программа составлена на основе Парциальной образовательной программы дошкольного образования «ОТ ФРЕБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ» под редакцией Волосовец Т.В., Карповой Ю.В., Тимофеевой Т.В.

Вырастить такого специалиста возможно, если начать работу с детства. Теоретиче-ским основанием такой работы является Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования (далее - Концеп-ция-2015). Концепция разработана в Центре профессионального образования ФГАУ «Фе-деральный институт развития образования». Авторы: В. И. Блинов, И. С. Сергеев, при участии Е. В. Зачесовой, Е. Ю. Есениной, И. В. Кузнецовой, П. Н. Новикова, Н. С. Пряжникова, Г. В. Резапкиной, Н. Ф. Родичева, А. Г. Серебрякова, О. В. Яценко.

Уровень освоения: базовый

Объем и срок освоения: 2 года. Учащиеся 5-6 лет занимаются 1 час в неделю, 6-7 лет – 2 часа в неделю.

Цель Программы: формирование у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Задачи:

1. формировать основы технической грамотности воспитанников;

2. обеспечить освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами (в виде игрового оборудования);

3. развивать технические и конструктивные умения в специфических для дошкольного возраста видах детской деятельности;

4. развивать усидчивость, внимание, мелкую моторику рук, умение анализировать свою работу.

5. воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира, техническими и архитектурными объектами.

6. воспитывать взаимопомощь, дружеские отношения, умение работать в команде.

Педагогическая целесообразность. Подготовка детей к изучению технических наук - это одновременно и обучение, и техническое творчество, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом людей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением.

Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности учащихся и развивать их в этом направлении. Это позволит выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов - от воспитанников детского сада до студентов.

Подобная преемственность становится жизненно необходимой в рамках решения задач подготовки инженерных кадров. Ведь, по данным педагогов и социологов, ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до 7-8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой.

Однако реализация модели технологического образования требует соответствующих определенному возрасту методик.

Для дошкольников это техническая пропедевтика, подготовка к школе с учетом требований ФГОС. Это своего рода подготовительный курс к занятиям техническим творчеством в школьном возрасте.

Основа любого творчества - детская непосредственность. Важно начинать занятия в том возрасте, в котором дети ощущают потребность творить гораздо острее взрослых, и важно всеми силами поощрять эту потребность.

Планируемые результаты:

В Концепции-2015 отмечается, что «непрерывность сопровождения профессионального самоопределения обеспечивается, прежде всего, формированием и последующим развитием набора профориентационных компетенций. На этапе дошкольного образования создаются условия для их формирования; в 1-7-х классах школы формируются основы этих компетенций; на всех последующих этапах образования эти компетенции активно используются оптантом при совершении серии “решающих” и “частных” профессионально-образовательных, профессиональных и карьерных выборов и продолжают непрерывно развиваться».

Поэтому для определения результатов освоения парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» авторы обратились к компетенциям инженера (Постановление Минтруда РФ «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» от 21.08.1998 г. № 37 с изменениями и дополнениями (специальность «Инженер»)) и скорректировали их с учетом возрастных возможностей детей старшего дошкольного возраста.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- размещение моделей и конструктивных материалов в предметно-пространственной среде группы;

- фотографирование детских объектов-моделей и детской деятельности по их созданию;

- выставки;

- конкурсы;

- проекты;

- фестивали

Организационно-педагогические условия реализации ДОП:

Язык реализации: русский

Форма обучения: очная (согласно Закону РФ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ гл.2, ст.17, п. 2).

Режим занятий, периодичность занятий (кол. часов и занятий в неделю): согласно сетке занятий в группах, 74 ак. часа в подготовительных группах, 2 раза в неделю. Продолжительность занятий в подготовительной группе: 30 минут.

Отличительная особенность данной дополнительной образовательной программы.

Отличительной особенностью Программы является то, что наряду с дошкольниками, посещающими общеразвивающие группы занимаются и дети группы компенсирующей направленности (логопедическая группа) с ограниченными возможностями здоровья. Содержание Программы построено по определенным разделам. Темы подбираются с учетом уровня развития детей, их интересов, возрастных и индивидуальных возможностей, особенностью владения речью, широты кругозора, ориентируясь на зону ближайшего развития каждого ребенка.

Содержание образовательной деятельности логически вписывается в традиционные темы нашего ДОУ, а также включает в себя региональный компонент: знакомит детей с бытом наших предков, их жилищами и жизнью в суровых условиях севера; с национальными играми настольными играми (тыксаан, хабылык, хаамыска), способствуя формированию нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников, любви к своей малой родине.

Содержание делает образовательный процесс интересным и занимательным для детей, формирует необходимые умения, опыт деятельности, необходимый для успешного обучения в начальной школе, а также формирует качества личности, являющиеся целевыми ориентирами в ФГОС ДО.

Основные формы занятий:

- образцы продукта (в виде готовой вещи или ее графического изображения);

- частично заданные в самом материале элементы (конструктивные узлы-модули, незавершенные наброски и пр.), ориентирующие на определенный результат (завершение продукта-вещи разной степени готовности);

- графические схемы создаваемого продукта (чертежи, пооперационные планы, вы-кройки, эскизы);

- словесное описание цели или условий, которым должен соответствовать будущий продукт.

Формы организации обучения дошкольников инженерии:

Техника безопасности: На каждом занятии уделяется особое внимание правилам безопасности в различных ситуациях, связанных с темой непосредственно образовательной деятельности. Эти правила дети либо придумывают, либо вспоминают, либо составляют, либо проговаривают, возможно, какие-то из них называет сам педагог. Желательно занести их в инженерную книгу как схему, как рисунок или в виде условных обозначений.

Схемы, карты, условные обозначения (работа детей с символическим материалом): В непосредственно образовательную деятельность (занятие) целесообразно поместить содержание, реализующее задачи обращения детей к знаковым формам мышления. По мнению Н. А. Коротковой, «именно эти содержания вместе с позицией педагога обеспечивают непосредственную подготовку ребенка к систематическому обучению в школе».

Кроме того, условные обозначения, символьный материал могут найти свое место в инженерной книге для обозначения детьми этапов работы или правил техники безопасности.

Стимулирование инициативы детей (поддержка детских идей): Педагоги обсуждают с детьми идеи, связанные с их играми, задавая вопросы и вводя новую информацию для развития мышления детей. Педагог замечает (прислушивается, наблюдает), чем интересуются дети, обсуждает это с детьми, показывает свою заинтересованность, не доминируя при этом в обсуждении, и дает детям возможность самим максимально раскрыть тему. Также педагог может разговаривать с детьми о своих интересах, делиться мыслями.

Педагог в случае затруднений ребенка может объяснить что-то, помогает ему, задает наводящие вопросы (предполагающие развернутый ответ), предлагает гипотезы, но не доминирует.

Баланс взрослой и детской инициативы достигается не за счет жесткого разделения сфер господства взрослого и свободы ребенка, а за счет гибкого проектирования партнер-ской деятельности, при которой обе стороны выступают как центральные фигуры образо-вательного процесса и где встречаются, а не противопоставляются педагогические интере-сы и интересы конкретной группы дошкольников.

Стимулирование проговаривания своих мыслей вслух (объяснение детьми хода своих рассуждений): Педагог должен проявлять интерес к деятельности детей. Необходимо использование разных ситуаций, чтобы побудить детей к общению. Для этого детям задают открытые вопросы:

«Что хочешь делать?» (формулировка замысла - цели и мотива);

«Из чего или на чем?» (выбор предмета или материала для преобразования);

«Чем будешь делать?» (подбор орудий или инструментов преобразования);

«В каком порядке?» (система поступков, преобразующих материал: что сначала, что потом).

Коммуникативная практика, осуществляемая на фоне конструктивно-модельной деятельности, требует словесного оформления замысла, его осознания и предъявления другим и задает социальные критерии результативности.

Конструирование/Эксперименталъная деятельность (+ стимулирование общения детей между собой):

Дети свободно выбирают рабочие места, перемещаются, чтобы взять тот или иной материал, инструмент.

Прежде всего, необходимо организовать общее пространство для работы - большой рабочий стол (или несколько рабочих столов).

Места детей не закреплены за ними жестко. Каждый может устроиться, где захочет, от раза к разу выбирая себе соседей сам. Дети могут свободно перемещаться по комнате, если им требуется какой-то инструмент, материал. Динамична и позиция воспитателя. На каждом занятии он располагается рядом с тем или иным ребенком, который требует его большего внимания, слабее других в данном типе работы или с этими материалами и инструментами.

Организованное таким образом общее рабочее пространство обеспечивает возмож-ность каждому участнику видеть действия других, непринужденно обсуждать цели, ход работы и получаемые результаты, обмениваться мнениями и открытиями («Смотри, как у меня!», «Я понял, как это сделано!»).

Начиная занятие, взрослый не обязывает и не принуждает к нему детей, а обращает их внимание на подготовленные материалы, выдвигает интересные идеи для работы.

Педагог обсуждает с детьми замыслы, анализирует вместе с ними образцы, комментирует шаги своей работы.

Взрослый ведет себя непринужденно, поясняя свои действия, принимая детскую критику и не препятствуя комментированию вслух, обсуждению дошкольниками их соб-ственной работы, обмену мнениями и оценками, спонтанно возникающей взаимопомощи.

Инженерная книга: Инженерная книга представляет собой подробный дневник всех занятий с детьми, в котором все этапы продвижения инженерного проекта, проблемы, задачи, решения описываются «детским языком». Для этого используются рисунки, схемы, простейшие чертежи.

В инженерной книге дети отмечают этапы работы над созданием модели, фиксируют правила техники безопасности, результаты своей деятельности.

В книгу можно как занести схематическое изображение хода конструктивно-модельной деятельности, так и зарисовать, какие материалы были выбраны, какие инструменты понадобились.

Книга должна вестись регулярно, отражать реальный, живой процесс работы над моделями, фиксируя различные аспекты детской деятельности по созданию моделей.

Плюсом является аккуратное оформление книги, наличие большого количества детских рисунков и условных обозначений, а также простейших чертежей.

Обсуждение построек, оценка деятельности (что хотели сделать - что получилось):

Наметив задачу для совместного выполнения, взрослый как равноправный участник предлагает возможные способы ее реализации. В самом процессе деятельности исподволь

он «задает» развивающее содержание (новые знания, способы деятельности и пр.), предлагает свою идею или свой результат для детской критики, проявляет заинтересованность в результате других, включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников, усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждения возникающих проблем.

Рассмотрим кратко влияние этих видов конструкторов на развитие ребенка и каче-ство образовательной деятельности.

  1. Игровой набор «Дары Фрёбеля». Целостность образовательного процесса в детском саду задавалась Ф. Фрёбелем через игру. Именно Фридрих Фрёбель придумал первый «конструктор», названный «Дары Фрёбеля» (специально разработанный предметный материал, представляющий собой набор разных типов игр для каждого возраста, позволяющий, по мысли Ф. Фрёбеля, в простой форме моделировать всё многообразие связей и отношений природного и духовного мира, осуществлять психолого-педагогическое (эмоциональное, речевое и пр.) сопровождение взрослым детской деятельности, придающее осмысленность предметным действиям).
  2. Конструкторы. Деятельность с конструкторами, в силу ее созидательного харак-тера, как ни одна из других форм активности ребенка создает условия для формирования целеполагания и произвольной организации деятельности, а именно - для формирования способности к длительным волевым усилиям, направленным на достижение результата (цели-замысла), в соответствии с внутренними или заданными извне стандартами каче-ства. В этом смысле деятельность с конструкторами закладывает у человека основы тру-долюбия.
  3. 3. Робототехника. В Распоряжении Правительства Российской федерации от 11 июня 2013 г. № 962-р «Стратегия развития индустрии детских товаров на период до 2020 года» отмечается, что «приоритетный рост отечественного производства может быть достигнут в сегменте развивающей продукции, ориентированной на систему дошкольного образования, игр-экспериментов для научно-технического творчества, робототехники, игр для детского творчества, игр для сезонного и активного отдыха, в том числе краеведческого характера, традиционной деревянной игрушки, крупноформатной пластмассовой игрушки и игрового оборудования для коллективного применения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon dop_po_inzhenerii_na_2024-2025_uch._g._podg._gruppy.pdf1.08 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения дополнительной образовательной деятельности для детей 6-7 лет в подготовительной группе по развитию речи по теме: "Поможем Незнайке"

Конспект проведения дополнительной образовательной деятельности для детей 6-7 лет в подготовительной группе по развитию речи по теме: "Поможем Незнайке"...

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Развитие речи. Формирование навыков выразительного чтения" (подготовительная группа)

Научить ребёнка владеть речью, как средством общения и культуры – главная задача. Это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывал трудностей в установлени...

Дополнительная образовательная программа по логоритмике «Топ-топ, хлоп-хлоп!» второй группы раннего возраста «Умка»

СОДЕРЖАНИЕ1.Пояснительная записка22.Актуальность программы43.Цель и задачи программы54.Учебно-тематический план65.Методы и приемы обучения66.Содержание занятий77.Структура занятий88.Перспективное план...

Перспективный план по дополнительной образовательной программе по лего-конструированию «Лего-мастер» в средней группе

Перспективное  планирование  по дополнительной образовательной программе по лего-конструированию «Лего-мастер»....

Дополнительная образовательная программа по экспериментально-исследовательской деятельности "Юные волшебники"(старшая группа, дети 5-6 лет)

Дополнительная образовательная программа по экспериментально-исследовательской деятельности "Юные волшебники"(старшая группа,  дети 5-6 лет)...

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму детей подготовительной группы детского сада". Мониторинг

quot;Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму дете...

Программа дополнительной образовательной деятельности "Раз ступенька, два ступенька" для детей подготовительной группы за 2023 - 2024 учебный год

Программа дополнительной образовательной деятельности "Раз ступенька, два ступенька" для детей подготовительной группы за 2023 - 2024 учебный год...