Дополнительная образовательная программа по "Инженерии" на 2024-2025 у.г. в старших группах
рабочая программа (старшая группа)

Илларионова Нелли Николаевна

Экономика страны сегодня нуждается в модернизации, которая кажется невозмож­ной без высококвалифицированных кадров для промышленности и развития инженерно­го образования.

Для выполнения этой стратегической задачи необходима подготовка высококвали­фицированных специалистов, ориентированных на интеллектуальный труд, способных осваивать и самостоятельно разрабатывать высокие наукоемкие технологии, внедрять их в производство. Современный инженер должен не только осуществлять трансфер науч­ных идей в технологию и затем в производство, но и создать всю цепочку «исследование - конструирование - технология - изготовление - доведение до конечного потребителя - обеспечение эксплуатации».

Новизна программы. Данная программа разработана на основе Парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» авторы: Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В., которая ориентирована на раннее инженерно- техническое профориентационную направленность.

Вырастить такого специалиста возможно, если начать работу с детства. Теоретиче­ским основанием такой работы является Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования (далее - Концеп­ция-2015). Концепция разработана в Центре профессионального образования ФГАУ «Фе­деральный институт развития образования». Авторы: В. И. Блинов, И. С. Сергеев, при уча­стии Е. В. Зачесовой, Е. Ю. Есениной, И. В. Кузнецовой, П. Н. Новикова, Н. С. Пряжникова, Г. В. Резапкиной, Н. Ф. Родичева, А. Г. Серебрякова, О. В. Яценко.

Актуальность: Необходимость в современном технологически развитом мире,  формирова­ния мотивации на профессиональную техническую деятельность с дошкольного возраста. Разные конструкторы стимулируют практическое, логическое, интеллектуальное мышление, тем самым дети находят разные варианты решений конструирования и достижения целей, учатся видеть результат своей работы практически и теоретически.

Педагогическая целесообразность: Подготовка детей к изучению технических наук - это одновременно и обучение, и тех­ническое творчество, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом людей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением.

Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности учащихся и разви­вать их в этом направлении. Это позволит выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов - от воспитанников детского сада до студентов.

Подобная преемственность становится жизненно необходимой в рамках решения за­дач подготовки инженерных кадров. Ведь, по данным педагогов и социологов, ребенок, ко­торый не познакомился с основами технической деятельности до 7-8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой.

Однако реализация модели технологического образования требует соответствующих определенному возрасту методик.

Для дошкольников это техническая пропедевтика, подготовка к школе с учетом тре­бований ФГОС. Это своего рода подготовительный курс к занятиям техническим творче­ством в школьном возрасте.

Основа любого творчества - детская непосредственность. Важно начинать занятия в том возрасте, в котором дети ощущают потребность творить гораздо острее взрослых, и важно всеми силами поощрять эту потребность.

Психологам и педагогам давно известно, что техническое творчество детей улучшает пространственное мышление и помогает в дальнейшем, при освоении геометрии и инже­нерного дела, не говоря о том, что на фоне интересных занятий с современным оборудова­нием видеоигры и смартфоны могут потерять свою привлекательность в детских глазах. Тем более что мозг формируется, если есть внешние стимулы, и чем больше их будет, тем лучше для мозга. Поэтому очень важно, чтобы дети исследовали мир физически, а не виртуально.

Объединить теорию и практику возможно, если при изучении различных предметов использовать игровое и учебное оборудование. Кроме того, использование такого обору­дования будет способствовать выявлению одаренных детей, стимулировать их интерес и развитие навыков практического решения актуальных образовательных задач.

Содержание данного направления ограничивается только констру­ированием и математикой, тогда как технические науки - понятие более широкое и вместе с тем конкретное.

Найти место в структуре образовательного процесса дошкольной образовательной организации (в полном соответствии с ФГОС ДО) обучению основам технических наук - задача абсолютно новая и сложная, требующая детальной, глубокой работы по изучению и построению принципиально нового содержания образования на дошкольной ступени образования.

Вместе с тем необходимо отметить, что планируемая педагогическая деятельность не ограничит детей в выборе профессии, не сузит общеобразовательную подготовку, поскольку осуществляться она будет в полном соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, который всегда выступает регулятором, ограничителем и вместе с тем мощной направляющей содержания образования на до­школьном уровне.

Цель Программы: Формирование у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудова­ния в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Задачи Программы:

  1. формировать основы технической грамотности воспитанников;
  2. развивать технические и конструктивные умения в специфических для дошкольно­го возраста видах детской деятельности;

3) обеспечить освоение детьми начального опыта работы с отдельными технически­ми объектами (в виде игрового оборудования);

  1. оценить результативность системы педагогической работы, направленной на фор­мирование у воспитанников, в соответствии с ФГОС ДО, предпосылок готовности к изу­чению технических наук средствами игрового оборудования.

Принципы: Основополагающими принципами образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в парциальной программе являются принципы, сформулирован­ные и обоснованные В. Т. Кудрявцевым. .

Первый принцип - общность приоритетов творческого развития. При решении специ­фических задач развития творческого потенциала ребенка основное внимание уделяется развитию реализма воображения, умения видеть целое прежде частей, формированию надситуативно-преобразовательного характера творческих решений (творческой инициа­тивности), мысленно-практическому экспериментированию.

Реализм воображения - способность к образно-смысловому постижению общих принципов строения и развития вещей - таких, как они есть на самом деле или какими могут быть.

Для детей необычное, незнакомое, парадоксальное - ключ к познанию, практическо­му освоению и оценке обычного и знакомого, а не наоборот.

Умение видеть целое прежде частей - это способность осмысленно синтезировать разнородные компоненты предметного материала воедино и «по существу», на основе об­щего принципа, до того, как этот материал будет подвергнут анализу и детализации.

Инициативно-преобразовательный характер творческих решений - это способность к проявлению инициативы в преобразовании альтернативных способов решения пробле­мы, к поиску новых возможностей решения, к постановке новых целей и проблем.

Мысленно-практическое экспериментирование - это способность к включению пред­мета в новые ситуационные контексты - так, чтобы могли раскрыться формообразующие (целостнообразующие) свойства, присущие ему.

Второй принцип образовательной деятельности - ориентация на универсальные мо­дели творчества в ходе развития творческих способностей детей.

Третий принцип - проблематизация детского опыта. Источником психического раз­вития ребенка является не само по себе присвоение социокультурного, общечеловеческо­го опыта (познавательного, эстетического, двигательного, коммуникативного и др.), а его специфическое преобразование. Одной из форм такого преобразования выступает про­блематизация этого опыта.

Проблематизация - особое инициативное действие (взрослого и ребенка), в результа­те которого те или иные нормативные компоненты социокультурного опыта приобретают незавершенный, неопределенный, «неочевидный», проблемный характер.

Объектом такого действия могут стать сами предметы культуры, социально вырабо­танные способы оперирования этими предметами, эталоны их восприятия и осмысления (рационального понимания и эмоциональной оценки), модели построения человеческих отношений по поводу предметов. Проблематизация - не только условие полноценного ос­воения социокультурного опыта, но и движущая сила психического развития растущего человека.

Это дает основание рассматривать проблему (проблемную задачу) в качестве единицы развивающего программного содержания. Примерами подобных единиц могут служить такие разновидности проблем, как загадки и парадоксы, эстетические образы с противо­речивым, неопределенным и многозначным содержанием, образы-«перевертыши», осо­бые творческие коммуникативно-речевые и лингвистические задачи и др.

Четвертый принцип - полифонизм, многообразие форм воплощения ребенком свое­го творческого замысла. Так, один и тот же эстетический или познавательный образ может быть не только выражен, но и достроен средствами рисования, конструирования, различ­ных игр и др. Принцип полифонизма обеспечивает, таким образом, целостность культур­ного содержания, которое дети осваивают в образовательном процессе.

Эти четыре принципа В. Т. Кудрявцева легли в основу разработки особого алгоритма, технологии проведения занятия по формированию у детей старшего дошкольного возрас­та готовности к изучению технических наук.

Отличительная особенность данной дополнительной программы.

Отличительной особенностью Программы является то, что наряду с дошкольниками, посещающими общеразвивающие группы, занимаются и дети группы компенсирующей направленности (логопедическая группа) с ограниченными возможностями здоровья. Содержание программы построено по определенным разделам, в соответствии с тематическим планированием образовательной деятельности дошкольного учреждения. Таким образом, программа включает региональный компонент, что способствует патриотическому воспитанию, любви к своей Родине, бережному отношению к природе.

Возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной образовательной Программы: 5-7 лет.

Срок реализации программы:

Форма обучения: Форма обучения очная (согласно Закону РФ «Об образовании в РФ»№273-ФЗ гл. 2,ст.17, п.2).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon dop_po_inzhenerii_na_2024-2025_uch._g._starshie_gr.pdf1.01 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагогов образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования на территории Новосибирской области Старшая группа 2016-2017 учебный год

Рабочая программа педагогов образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования .   Старшая группа...

Дополнительная образовательная программа по развитию логиго - математических способностей детей старшего дошкольного возраста с признаками одарённости "Занимательная математика"

Цель программы: развитие логико-математических способностей одарённых детей посредством математических игр и упражнений и задач....

Дополнительная образовательная программа по логоритмике «Топ-топ, хлоп-хлоп!» второй группы раннего возраста «Умка»

СОДЕРЖАНИЕ1.Пояснительная записка22.Актуальность программы43.Цель и задачи программы54.Учебно-тематический план65.Методы и приемы обучения66.Содержание занятий77.Структура занятий88.Перспективное план...

Перспективный план по дополнительной образовательной программе по лего-конструированию «Лего-мастер» в средней группе

Перспективное  планирование  по дополнительной образовательной программе по лего-конструированию «Лего-мастер»....

Дополнительная образовательная программа по экспериментально-исследовательской деятельности "Юные волшебники"(старшая группа, дети 5-6 лет)

Дополнительная образовательная программа по экспериментально-исследовательской деятельности "Юные волшебники"(старшая группа,  дети 5-6 лет)...