Дополнительная образовательная программа по "Инженерии" на 2024-2025 у.г. в старших группах
рабочая программа (старшая группа)
Экономика страны сегодня нуждается в модернизации, которая кажется невозможной без высококвалифицированных кадров для промышленности и развития инженерного образования.
Для выполнения этой стратегической задачи необходима подготовка высококвалифицированных специалистов, ориентированных на интеллектуальный труд, способных осваивать и самостоятельно разрабатывать высокие наукоемкие технологии, внедрять их в производство. Современный инженер должен не только осуществлять трансфер научных идей в технологию и затем в производство, но и создать всю цепочку «исследование - конструирование - технология - изготовление - доведение до конечного потребителя - обеспечение эксплуатации».
Новизна программы. Данная программа разработана на основе Парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» авторы: Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В., которая ориентирована на раннее инженерно- техническое профориентационную направленность.
Вырастить такого специалиста возможно, если начать работу с детства. Теоретическим основанием такой работы является Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования (далее - Концепция-2015). Концепция разработана в Центре профессионального образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования». Авторы: В. И. Блинов, И. С. Сергеев, при участии Е. В. Зачесовой, Е. Ю. Есениной, И. В. Кузнецовой, П. Н. Новикова, Н. С. Пряжникова, Г. В. Резапкиной, Н. Ф. Родичева, А. Г. Серебрякова, О. В. Яценко.
Актуальность: Необходимость в современном технологически развитом мире, формирования мотивации на профессиональную техническую деятельность с дошкольного возраста. Разные конструкторы стимулируют практическое, логическое, интеллектуальное мышление, тем самым дети находят разные варианты решений конструирования и достижения целей, учатся видеть результат своей работы практически и теоретически.
Педагогическая целесообразность: Подготовка детей к изучению технических наук - это одновременно и обучение, и техническое творчество, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом людей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением.
Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности учащихся и развивать их в этом направлении. Это позволит выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов - от воспитанников детского сада до студентов.
Подобная преемственность становится жизненно необходимой в рамках решения задач подготовки инженерных кадров. Ведь, по данным педагогов и социологов, ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до 7-8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой.
Однако реализация модели технологического образования требует соответствующих определенному возрасту методик.
Для дошкольников это техническая пропедевтика, подготовка к школе с учетом требований ФГОС. Это своего рода подготовительный курс к занятиям техническим творчеством в школьном возрасте.
Основа любого творчества - детская непосредственность. Важно начинать занятия в том возрасте, в котором дети ощущают потребность творить гораздо острее взрослых, и важно всеми силами поощрять эту потребность.
Психологам и педагогам давно известно, что техническое творчество детей улучшает пространственное мышление и помогает в дальнейшем, при освоении геометрии и инженерного дела, не говоря о том, что на фоне интересных занятий с современным оборудованием видеоигры и смартфоны могут потерять свою привлекательность в детских глазах. Тем более что мозг формируется, если есть внешние стимулы, и чем больше их будет, тем лучше для мозга. Поэтому очень важно, чтобы дети исследовали мир физически, а не виртуально.
Объединить теорию и практику возможно, если при изучении различных предметов использовать игровое и учебное оборудование. Кроме того, использование такого оборудования будет способствовать выявлению одаренных детей, стимулировать их интерес и развитие навыков практического решения актуальных образовательных задач.
Содержание данного направления ограничивается только конструированием и математикой, тогда как технические науки - понятие более широкое и вместе с тем конкретное.
Найти место в структуре образовательного процесса дошкольной образовательной организации (в полном соответствии с ФГОС ДО) обучению основам технических наук - задача абсолютно новая и сложная, требующая детальной, глубокой работы по изучению и построению принципиально нового содержания образования на дошкольной ступени образования.
Вместе с тем необходимо отметить, что планируемая педагогическая деятельность не ограничит детей в выборе профессии, не сузит общеобразовательную подготовку, поскольку осуществляться она будет в полном соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, который всегда выступает регулятором, ограничителем и вместе с тем мощной направляющей содержания образования на дошкольном уровне.
Цель Программы: Формирование у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Задачи Программы:
- формировать основы технической грамотности воспитанников;
- развивать технические и конструктивные умения в специфических для дошкольного возраста видах детской деятельности;
3) обеспечить освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами (в виде игрового оборудования);
- оценить результативность системы педагогической работы, направленной на формирование у воспитанников, в соответствии с ФГОС ДО, предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования.
Принципы: Основополагающими принципами образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в парциальной программе являются принципы, сформулированные и обоснованные В. Т. Кудрявцевым. .
Первый принцип - общность приоритетов творческого развития. При решении специфических задач развития творческого потенциала ребенка основное внимание уделяется развитию реализма воображения, умения видеть целое прежде частей, формированию надситуативно-преобразовательного характера творческих решений (творческой инициативности), мысленно-практическому экспериментированию.
Реализм воображения - способность к образно-смысловому постижению общих принципов строения и развития вещей - таких, как они есть на самом деле или какими могут быть.
Для детей необычное, незнакомое, парадоксальное - ключ к познанию, практическому освоению и оценке обычного и знакомого, а не наоборот.
Умение видеть целое прежде частей - это способность осмысленно синтезировать разнородные компоненты предметного материала воедино и «по существу», на основе общего принципа, до того, как этот материал будет подвергнут анализу и детализации.
Инициативно-преобразовательный характер творческих решений - это способность к проявлению инициативы в преобразовании альтернативных способов решения проблемы, к поиску новых возможностей решения, к постановке новых целей и проблем.
Мысленно-практическое экспериментирование - это способность к включению предмета в новые ситуационные контексты - так, чтобы могли раскрыться формообразующие (целостнообразующие) свойства, присущие ему.
Второй принцип образовательной деятельности - ориентация на универсальные модели творчества в ходе развития творческих способностей детей.
Третий принцип - проблематизация детского опыта. Источником психического развития ребенка является не само по себе присвоение социокультурного, общечеловеческого опыта (познавательного, эстетического, двигательного, коммуникативного и др.), а его специфическое преобразование. Одной из форм такого преобразования выступает проблематизация этого опыта.
Проблематизация - особое инициативное действие (взрослого и ребенка), в результате которого те или иные нормативные компоненты социокультурного опыта приобретают незавершенный, неопределенный, «неочевидный», проблемный характер.
Объектом такого действия могут стать сами предметы культуры, социально выработанные способы оперирования этими предметами, эталоны их восприятия и осмысления (рационального понимания и эмоциональной оценки), модели построения человеческих отношений по поводу предметов. Проблематизация - не только условие полноценного освоения социокультурного опыта, но и движущая сила психического развития растущего человека.
Это дает основание рассматривать проблему (проблемную задачу) в качестве единицы развивающего программного содержания. Примерами подобных единиц могут служить такие разновидности проблем, как загадки и парадоксы, эстетические образы с противоречивым, неопределенным и многозначным содержанием, образы-«перевертыши», особые творческие коммуникативно-речевые и лингвистические задачи и др.
Четвертый принцип - полифонизм, многообразие форм воплощения ребенком своего творческого замысла. Так, один и тот же эстетический или познавательный образ может быть не только выражен, но и достроен средствами рисования, конструирования, различных игр и др. Принцип полифонизма обеспечивает, таким образом, целостность культурного содержания, которое дети осваивают в образовательном процессе.
Эти четыре принципа В. Т. Кудрявцева легли в основу разработки особого алгоритма, технологии проведения занятия по формированию у детей старшего дошкольного возраста готовности к изучению технических наук.
Отличительная особенность данной дополнительной программы.
Отличительной особенностью Программы является то, что наряду с дошкольниками, посещающими общеразвивающие группы, занимаются и дети группы компенсирующей направленности (логопедическая группа) с ограниченными возможностями здоровья. Содержание программы построено по определенным разделам, в соответствии с тематическим планированием образовательной деятельности дошкольного учреждения. Таким образом, программа включает региональный компонент, что способствует патриотическому воспитанию, любви к своей Родине, бережному отношению к природе.
Возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной образовательной Программы: 5-7 лет.
Срок реализации программы:
Форма обучения: Форма обучения очная (согласно Закону РФ «Об образовании в РФ»№273-ФЗ гл. 2,ст.17, п.2).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_po_inzhenerii_na_2024-2025_uch._g._starshie_gr.pdf | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа педагогов образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования на территории Новосибирской области Старшая группа 2016-2017 учебный год
Рабочая программа педагогов образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования . Старшая группа...
Дополнительная образовательная программа по развитию логиго - математических способностей детей старшего дошкольного возраста с признаками одарённости "Занимательная математика"
Цель программы: развитие логико-математических способностей одарённых детей посредством математических игр и упражнений и задач....
Дополнительная образовательная программа по логоритмике «Топ-топ, хлоп-хлоп!» второй группы раннего возраста «Умка»
СОДЕРЖАНИЕ1.Пояснительная записка22.Актуальность программы43.Цель и задачи программы54.Учебно-тематический план65.Методы и приемы обучения66.Содержание занятий77.Структура занятий88.Перспективное план...
Перспективный план по дополнительной образовательной программе по лего-конструированию «Лего-мастер» в средней группе
Перспективное планирование по дополнительной образовательной программе по лего-конструированию «Лего-мастер»....
Дополнительная образовательная программа по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Финансовая азбука»
Содержание:Пояснительная записка……………………………………………………&helli...
Дополнительная образовательная программа по экспериментально-исследовательской деятельности "Юные волшебники"(старшая группа, дети 5-6 лет)
Дополнительная образовательная программа по экспериментально-исследовательской деятельности "Юные волшебники"(старшая группа, дети 5-6 лет)...