Программа "Юный инженер" ,2017 г.
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yunyy_inzhener_3_n.docx | 45.47 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
Директор МБДОУ ЦРР
д/с №1 «Муравейник»
И.С.Семенова « __»____ _2017 г.
План-программа работы
кружка «Юный инженер»
для детей с 4-5 и 5-6 лет
Егорова Елена Васильевна
г. Коломна ,2017 г.
Пояснительная записка
Работа кружка включает в себя два направления:
1. Конструирование; Каждый ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель, исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивной деятельности, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Конструирование-это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием ребенка
Работа с мелкими частями конструктора позволяет дошкольниками быстрее и лучше овладеть техникой письма. Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности.
В процессе конструирования дошкольники приобретают такие личностные качества как: - дисциплинированность (мешая другим, мешаешь сам себе); - целеустремленность (начатое должно быть завершено); - самостоятельность (каждый старается сделать свою фигурку сам); - активность (работать с желанием, предлагать свои идеи, проявлять знания); - любознательность (нужно спрашивать о том, что интересно); - ответственность и воспитанность.
В дошкольном возрасте у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление, развиваются элементарные математические способности и логика. Конструирование как нельзя лучше этому способствует. Кроме того, благодаря использованию образовательных конструкторов мы можем выявить способных детей, стимулировать их интерес и развитие навыков практического решения актуальных образовательных задач. Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся
представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий осуществляется работа над развитием интеллекта, воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Воспитанники учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
2. Опыты и эксперименты для малышей; Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение ими представлений о взаимосвязи природы и человека. Огромную роль в этом направлении играет поисково –познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментирования. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире : вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делится своими впечатлениями, принимает участие в разговоре. Организация работы идет по двум взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами: живая природа, неживая природа. Все темы усложняются по содержанию, задачам, способом их реализации. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. В ходе экспериментирования дошкольники получают самые ценные и прочные знания, так как добывают их в ходе собственных творческих изысканий.
Опыты и эксперименты для малышей
Актуальность
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.
Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.
Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.
Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.
Цели:
- Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
- Развитие словаря
- Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира;
- Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.
Задачи:
- Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
- Формировать представления у детей о предметном мире.
- Сформировать представления о материалах: песок, глина, вода, материал, камни и, о природных явлениях: ветер, мороз, дождь, снег, туман, роса и т.д
- Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию
- Сопоставлять факты и выводы из рассуждений
- Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью
- Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия
Образовательные задачи:
- Познакомить детей со свойствами предмета исследования;
- Формировать умение делать открытия и выводы;
- Обучать плавному направленному выходу на предмет.
Развивающие задачи:
- Развивать экспериментальную деятельность;
- Развивать речь детей;
- Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;
- Развивать внимание, мышление, память
Воспитательные задачи:
- Воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия;
- Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.
- Воспитывать аккуратность в работе.
Методы:
- Проблемно-поисковый метод: активные действия ребенка по обследованию объектов.
- Наблюдения за объектом
- Просмотр иллюстраций
- Беседа с элементами дискуссии
- Познавательный рассказ воспитателя
- Чтение художественной литературы.
- Проведение опыта, эксперимента.
Программа рассчитана на 1 год обучения для детей 2 возрастов:
Одно занятие в неделю.
Продолжительность занятий:
- 20 минут для детей 4-5 лет
- 25 минут для детей 5-6 лет
Месяц | Тематический план занятий | |||
1 неделя (Егорова Е.В.) | 2 неделя Шеремет Е.А. | 3 неделя Малышева О.В. | 4 неделя Лиманова Ю.А. | |
Октябрь | «Путешествие в прошлое» (знакомство с бумагой, глиной, камнем и их свойствами) | «Дома, замки, дворцы» (конструктор - магнитный танграм) | «Песок и глина» (опыты) | «Машины» (Блоки Дьенеша, конструктор CLICS) |
Ноябрь |
- | В мире стекла и пластмассы» (знакомство с пластмассой и стеклом их свойствами (Егорова Е.В.) | «Удивительные свойства воздуха» (Опыты, эксперименты) | «Самолеты» (Игольчатый конструктор Bristle Blocks) |
Декабрь | «В гостях у Карандаша Карандашовича» (знакомство с деревянными предметами и их свойствами) | «Роботы» (мягкий модуль) | «Удивительные свойства воды» (опыты, эксперименты) | «Страна Пирамидия» (к-р WEDGITS) |
Январь | - | «Мосты» (конструктор CLICS) | «Волшебная ---рукавичка» (Магнит. действие магнита на предмет, эксперименты) | «Мебель для д/с» (деревянный конструктор) |
Февраль | На чем полетят человечки? (свойства резины и ткани) | «Корабли» (конструктор CLICS) | «Военная техника» (констр.CLICS) Лиманова Ю.А. | - |
Март | «Плавающие и тонущие предметы» (дерево и металл, опыты) | «Сельскохозяйственная техника» (Магнитный конструктор) | «Свойства дерева и металла» (опыты, эксперименты) | «Домашние животные» (Магнитный танграм, Блоки Дьенеша) |
Апрель | Чем и что можно измерять? (опыты) | «Город будущего» (Магнитный танграм) Блоки Дьенеша, к-р WEDGITS, CLICS) | «Почва - живая земля» (опыты, эксперименты) | Различные материалы и конструкции (Магнитный танграм) Блоки Дьенеша, к-р WEDGITS, CLICS) |
Перспективная тематическая программа, цели и задачи
Месяц | № п/п | Тема | Цели. | Задачи |
Октябрь | 1. | «Путешествие в прошлое» (знакомство с бумагой, глиной, камнем и их свойствами) | Познакомить детей со свойствами бумаги, глины, камня; | Развивать представления детей о свойствах бумаги, глины, камня Расширять словарный запас детей-(мнется, рвется, намокает,) умение согласовывать слова в предложении |
2 | «Дома, замки, дворцы» (конструктор - магнитный танграм) | Дать представления о сооружениях. Упражнять в различении и назывании основных геометрических фигур. | Развивать конструкторские навыки детей. Развивать фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий. | |
3 | «Песок и глина» (опыты) | Дать представление о свойствах песка, предметах сделанных из глины, определять качества песка и глины | Развивать умение узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает). | |
4 | «Машины» (Блоки Дьенеша, конструктор CLICS | Дать детям обобщенные представления о транспорте. Упражнять в его конструировании, в анализе образцов. Уточнить представления детей о геометрических фигурах. Развивать способность к плоскостному моделированию. | Формировать познавательно - исследовательский интерес методом исследования, умение согласовывать слова в предложении. Развивать конструкторские навыки детей | |
Ноябрь | 5. | В мире стекла и пластмассы» (знакомство с пластмассой и стеклом их свойствами | Познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы | Развивать умение различать предметы из пластмассы называть его свойства, любознательность и интерес к исследуемым предметам, пополнять словарь детей за счет свойств пластмассы и стекла (гладкая, легкая, цветная,хрупкая). |
6 | «Удивительные свойства воздуха» (Игры-опыты, эксперименты) | «Игры-опыты с соломинкой, воздушным шаром» - дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть | Формировать познавательно - исследовательский интерес методом исследования, | |
7 | «Самолеты» (Игольчатый конструктор Bristle Blocks) | Дать детям представление о самолетах, их видах, зависимости их строения от назначения. Подвести к обобщению: у всех самолетов есть крылья, салон, кабина пилота, хвост, шасси | Формировать умение в конструировании самолетов по образцу, преобразовании образца по определенным условиям. В моделировании по схемам, в придумывании своих вариантов построек. | |
Декабрь | 8 | В гостях у Карандаша Карандашовича» (знакомство с деревянными предметами и их свойствами) | Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева ,воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый) | Формировать познавательно - исследовательский интерес методом исследования, умение согласовывать слова в предложении. |
9 | «Роботы» (мягкий модуль) | Дать представление о сооружении прочных построек с перекрытиями, сооружать надстройки на перекрытиях, украшать различными деталями. Упражнять в различении и назывании основных геометрических фигур. | Развивать фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий. | |
10 | «Удивительные свойства воды» (опыты, эксперименты) | «Спрячь пуговку»- | Формировать у детей познавательные интересы. Развивать любознательность, мышление, активность. Активизировать словарь , развивать логическое мышление | |
11 | «Страна Пирамидия» (к-р WEDGITS) | Дать представление о пирамидах. различных их видах конструкции. | Развивать конструкторские навыки детей. | |
Январь | 12 | Мосты» (конструктор CLICS) | Дать детям представление о мостах, их назначении, строении. Упражнять в строительстве мостов | Закрепить умение анализировать образцы построек, иллюстрации, умение самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвету, комбинировать их. |
13 | «Волшебная рукавичка» (Магнит. действие магнита на предмет, эксперименты) | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. | Формировать у детей познавательные интересы. Развивать любознательность, мышление, активность. Активизировать словарь , развивать логическое мышление. | |
14 | «Мебель для д/с» (мягкий модуль -конструктор) | Развивать умение детей организовывать пространство для конструирования. Конструировать различные предметы мебели. Объединять постройки единым сюжетом. Развивать пространственное мышление. | Закреплять представления об основных строительных деталях и деталях конструктора (куб, кирпич, брусок). | |
Февраль | 15. | На чем полетят человечки? (свойства резины и ткани) | Познакомить со свойствами и качествами предметов из резины и ткани, помочь выявить их свойства | Развивать любознательность, мышление, активность. Активизировать словарь, развивать логическое мышление |
16 | «Корабли» (конструктор CLICS) | Дать детям представление о разных видах судов; о том, что их строение зависит от функционального назначения. | Упражнять в анализе конструкций, в планировании деятельности, развивать конструкторские навыки. Упражнять в плоскостном моделировании, в составлении целого из частей по образцу и по замыслу. Развивать способность к зрительному анализу. | |
17 | «Военная техника» (конструктор CLICS) | Дать детям представление о военной технике, их видах, зависимости их строения от назначения | Развивать конструкторские навыки детей | |
Март | 18. | Плавающие и тонущие предметы» (дерево и металл, опыты) | Дать детям представление в определении легких и тяжелых предметах (одни остаются на поверхности воды, другие тонут) | Формировать познавательно - исследовательский интерес методом исследования. |
19. | «Сельскохозяйственная техника» (Магнитный конструктор) | Дать детям представления о с\х транспорте. Упражнять в его конструировании, в анализе образцов. Дать представление о строительных деталях и их свойствах .Уточнить представления детей о геометрических фигурах. | Развивать способность к плоскостному моделированию. | |
20. | «Свойства дерева и металла» (опыты, эксперименты) | Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. | Формировать познавательно - исследовательский интерес методом исследования. | |
21 | «Домашние животные» (Магнитный танграм, Блоки Дьенеша) | Упражнять детей в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур, различении и назывании четырех основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый) и геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник). | Формировать навыки в плоскостном моделировании, в составлении целого из частей по образцу и по замыслу. Развивать способность к зрительному анализу. | |
Апрель | 22. | Чем и что можно измерять? (опыты) | Дать представление об измерительных предметах. | Развивать умение и способность измерять окружающие предметы. Расширять словарь детей за счет слов характеризующих свойства измерительных предметов |
23 | «Город будущего» (Магнитный танграм) Блоки Дьенеша, к-р WEDGITS, CLICS) | Упражнять в сооружении прочных построек с перекрытиями, сооружая надстройки на перекрытиях, украшая крыши различными деталями. Упражнять в различении и назывании основных геометрических фигур. | Развивать фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий Развивать конструкторские навыки детей | |
24 | «Почва - живая земля» | Сравнение песка, почвы и глины» | Формировать познавательно - исследовательский интерес методом исследования. | |
25 | Различные материалы (Магнитный танграм) Блоки Дьенеша, к-р WEDGITS, CLICS) | Знакомить с материалами ; ткань, дерево, мех, металл, стекло, пластмасса определять их качества (структура поверхности, свойства). | Обобщить знания детей о свойствах различных материалов и предметов, создаваемых ими конструкций. Пополнить словарь детей за счет слов, характеризующих их свойства. |
Список литературы:
1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
2. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.
3. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.
4. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
5. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.
6. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.
7. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
8. “Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко
9.Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры/Составитель Н.В.Нищева,-СПб,;ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2013.-240 с.-(Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»)
10.ЮНЫЙ ЭКОЛОГ. Система работы в средней группе детского сада С.Н.Николаева
11.О.В.Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением, средняя группа -М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015.-96 с.
12. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002 6. Материалы Интернет-сайтов.