"Использование проектного метода в системе нравствено-патриотического воспитания старших дошкольников"
материал
Уважаемые, коллеги! Музыкальные руководители. Предлагаю вам материал из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_vystupleniya.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на районном методическом объединении для музыкальных руководителей
“Использование проектного метода в сиситеме нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Свое выступление я хотела бы начать со слов великого педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека».
Воспитание чувств ребёнка, в т.ч. и патриотических, с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребёнок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего от того, как его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
В последние годы идёт переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
По указу Президента РФ В.В. Путина в 2022 году была разработана и с 1 сентября 2023 года вступила в силу новая Федеральная образовательная программа.
Целью ФОП является всестороннее развитие и воспитание ребенка в период дошкольного детства на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Таким образом нравственно–патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев в системе воспитательной работы дошкольников. Именно в дошкольном детстве ребёнок приобретает первые жизненные ориентиры, закладываются глубокие эмоциональные основы патриотических чувств (любовь и преданность Отечеству; гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины).
Чтобы достигнуть определенного результата в нравственно - патриотическом воспитании, в своей работе использую технологию проектной деятельности. Это обусловлено тем, что проектирование позволяет обеспечить системность, ориентированность и результативность работы.
Идеи проектного обучения в России велись под руководством педагога Станислава Шацкого. «Проект» в переводе означает взгляд, брошенный вперед.
В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам:
по составу участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный);
по целевой установке; Типы проектов: творческие, игровые, информационно-практические, исследовательские, практико-ориентированные.
по тематике;
по срокам реализации: краткосрочные (от одного дня -до 1-2 недель), среднесрочные (от 2 недель- до 1 месяца) и долгосрочные (от 1 месяца- до полугода и дольше).
Суть проекта заключается в модели трех вопросов:
«Что мы знаем?»,
«Что мы хотим узнать?»,
«Что сделать, чтобы узнать?».
В соответствии с этим определяются и этапы проекта.
1 этап. Организационный (подготовительный).
Выявляем проблему через игровую ситуацию (опрос детей, родителей по проблеме).
Определяем цель, задачи для реализации поставленной цели.
Мы приходим к поиску решения задач:
- намечаем определенный отрезок времени.
- определяются вид проекта, участники, условия реализации ( в рамках ДОУ , ДОУ и семьи);
- в каких источниках брать информацию;
-какое оборудование использовать;
- изготавливаем пособия для проекта;
-продумываем практическую деятельность: конспекты занятий, мероприятий.
2 этап. Основной этап – выполнение проекта.
этап непосредственной реализации,предусматривает реализацию проекта проведение запланированных мероприятий.
3 этап. Заключительный (результативный, рефлексивный).
Применение полученных знаний в разнообразных формах деятельности:
- организация выставок художественно – творческих работ, газет;
- изготовление лэпбуков;
- презентация детско – родительского досугов, праздников.
Метод проектов - наиболее целесообразная форма для решения задач патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста, так как отвечает возрастным особенностям этого возраста:
- дети 5-7 лет любознательны, стремятся к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы.
- наблюдательность - более дифференцированна и долгосрочна,
- в возрасте 5-7 лет развиваются способности к началам анализа, самооценке;
- появляется стремление к совместной деятельности с товарищами, взрослыми.
Согласно ФОП целевыми ориентирами в этом возрасте является воспитание человека, любящего свою Родину и имеющего представление о своей стране – России.
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе. Необходимо попытаться восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. Начинать делать это нужно как можно раньше. Верно сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее».
«…мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм…» Владимир Путин.
Патриотизм -это воспитание уважительного отношения к защитникам Отечества, осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны, и общенародным праздникам (сохранение интереса к истории своей страны). Для реализации этих задач нами был разработан и внедрен проект:«Этот славный день Победы!».
Это социально – творческий проект. Почему именно социально-творческий? Как известно, впечатления помогают лучше сформировать знания, увиденный и услышанный материал лучше усваивается.
Цель проекта. Сформировать у детей представления о Второй мировой войне, победе советских людей над фашизмом.
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
Участники проекта: дети старшей группы компенсирующей направленности «Полянка».
По продолжительности: среднесрочный 1 месяц.
В организационном этапе нами были включены такие формы работы с детьми, как:
- Анкетирование родителей на тему: «Память о Великой Отечественной войне». Блиц опрос детей «Что ты знаешь о дне победы?»
Подготовлены видео - презентации для дошкольников о войне и Дне Победы; подобран набор демонстрационного материла «Этот День Победы»; художественной литературы, репродукции картин военной тематики; сборники музыкальных произведений на военную тему.
В основном этапе проекта организованы тематические занятия на тему: «Музыка войны». Где я рассказывала детям о композиторах военных песен. Чтобы поддержать интерес и любознательность в последующем проведена музыкальная викторина «Узнай военную песню».
Ребята очень эмоционально восприняли песню «Гвоздика» (муз. А. Чугайкиной), которая тронула их сердца. Они исполнили её в парке Победы.
На музыкальных занятиях были разучены танцы «Катюша» (муз. Б.Блантера), «Если б не было войны» (муз.Марк Минков), «Казаки» (муз. б.Блантера) с оркестровым оформлением.
Воспитатели через продуктивные виды деятельности изготовили газеты, оформили альбом «Война в живописи», составили «Песенник» с фронтовыми песнями. Так как дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, были организованы для детей просмотр презентаций, видеофильмов, чтение художественной литературы, слушание песен военных лет.
К участию в проекте были привлечены родители. Роздны буклеты «Знакомьте детей с историей Великой Отечественной войны», организованы совместное посещение музея, а также экскурсия к памятным местам боевой славы города Кропоткина.
Итогом социально – творческого проекта стало участие ребят в акции МАДОУ ЦРР д\с№18 «Бесмертный полк».Это было очень значимое событие, ведь сохранение в каждой семье личной памяти о поколении Великой Отечественной войны очень важно для подрстающего поколения.
А также на заключительном этапе был проведен концерт «Никто не забыт, ничто не забыто».И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Патриотические чувства, правильно и вовремя сформированные, способны повлиять на мотивацию дальнейших поступков ребенка уже во взрослой жизни, такой человек не будет называться «Иваном, не помнящем родства», человеком «без рода, без племени» и будущее России наверняка будет в надёжных руках.
Вследствие этого нами была выбрана данная тема и принято решение в необходимости реализации познавательно – творческого проекта «От богатырей Руси до защитников Отечества» в старшей группе компенсирующей направленности «Полянка».
По продолжительности это был краткосрочный проект.
На начальном этапе была выявлена тема: «А если мы начнём вспоминать минувшие времена, то узнаем, что славилась русская земля мужественными и сильными людьми – богатырями. Что мы знаем о них? Были богатыри. Они воевали с врагами. Что мы хотим узнать? Узнать кто такие богатыри, как их звали, в какое время они жили, какие подвиги совершали, с кем они сражались, кого защищали, как называлась одежда и доспехи русских богатырей, и наконец, как стать богатырём?»
Поставлена цель : развития патриотических чувств на основе знакомства детей с героическими образами героев Древней Руси.
И задачи проекта:
– формировать представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси;
– развивать детское творчество в продуктивных видах деятельности;
– познакомить детей с произведениями живописи русских художников: В.М. Васнецова, К.Н. Васильева;
– воспитывать эстетические чувства при знакомстве дошкольников с произведениями устного народного творчества, музыкальными произведениями;
– воспитывать любовь и уважение к защитникам нашей Родины.
Совместно с педагогами ДОУ изучили тематику проекта, подобрали демонстрационный материал, необходимую литературу, в том числе и детскую, дидактические пособия, музыкальный материал, подготовили предметно-пространственную среду (закупили мечи, щиты, лошадок, одежду богатырей, русских красавиц).
Чтобы заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддержать его
любознательность и устойчивый интерес у детей к данной проблеме в ходе реализации основного этапа данного проекта были проведены пвоспитателями беседы о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской, дети рассматривали репродукции картины Васнецова «Богатыри», читали им былины «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», были организованы творческие мастерские пластилинографии «Богатырь». Учитель-логопед раскрыла перед детьми на понятном для них языке игр: «Проложи путь богатырю», «Что нужно защитнику Отечества?» Постепенный переход от сказки к «былинам», реалиям открывает дошкольникам огромный диапазон возможностей удовлетворить свой познавательный интерес, осознанно заглянуть в прошлое своей страны и сделать для себя много открытий.
На музыкальных занятиях дети смотрели мультфильм «Три богатыря». Игралив игру «Помоги богатырю собраться в путь», где дети показывали атрибуты одежды богатырей.
Дав детям возможность почувствовать причастность к истории нашего народа, слушали музыку «Богатырская наша сила» (сл. Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой), Опередляли ее характер, тем самым . Я познакомила детей с музыкальным прризведением М.П. Мусоргского «Богатырские ворота», разучивали песни «Богатырская» муз. И сл. Н. Куликовой (поиграть решили мы в богатырей, кто захочет к нам в дружину подходи скорей. Эх, ребятушки, что ниговори — и сильны, и крепки, мы богатыри!»)хороводов слушание музыкальных пьес.
На заключительном этапе проекта продуктом проектной деятельности стало стало состаление летописи «Защитники земли Русской. От богатырей до наших дней» и музыкальное развлечение, посвященное 23 февраля «Богатырские забавы». Девочки показали красоту русского хоровода, мальчики свою силу в танце «Русская рать» (муз. Ник.. Емелин).
Чтобы сделать образовательный процесс более интересным и увлекательным для ребят я использовала информационно – компьютерную технология. технологию. За счет этого активизировался познавательный интерес к данной теме.
Ребята стали участниками тех давних событий, прожили жизнь былинных и реальных героев, осознали себя её частичкой. С Ильей Муромцем показали удаль на богатырских скачках, Алешей Поповичем — разгадали загадки о богатырских доспехах и участвовали в конкурсе русских плясунов, а с Добрыней Никитичем устроили богатрские толкалища.
Они испытали чувство гордости, когда пели песню «Шли солдаты на войну» (сл. и муз. Л. Мочаловой):
«Пой,живи Россия и под небом синим расцветай любимый край дорогой.
Нет на свете краше,чем Россия наша и другой сторонки нету такой!»
В результате «Богатырская тема» стала понятна и интересна детям. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе...
Моя работа с детьми строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.
То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле патриотического воспитания подрастающего поколения.
Практика показывает, что метод проектов или технология проектной деятельности актуальна и очень эффективна в работе со старшими дошкольниками.
- Реализуется целенаправленная, систематическая деятельность педагогов.
- Внедрение технологии проектирования в практику, помогает наполнить жизнь детей интересными делами, яркими впечатлениями.
- Проектный метод позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности.Живой диалог среди увлечённых людей одним делом – безусловная составляющая успеха.
- Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями. Формирование у детей способности при поддержке взрослых и самостоятельно выделять проблемы.
- Технология проектирования даёт возможность педагогам самосовершенствоваться в работе.
Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЕМИНАР «Использование проектного метода в творческом и интеллектуально-познавательном развитии дошкольника».
СЕМИНАР«Использование проектного метода в творческом и интеллектуально-познавательном развитии дошкольника»....
Региональный компонент в системе нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников
Основные направления деятельности ДОУ по реализации регионального компонента: изучение национальных традиций и обычаев, воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому св...
«Особенности применения проектного метода в системе духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)
ull;Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые...
Региональный компонент в системе нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников
Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств....
Проектная деятельность как средство гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников
В процессе воспитания утрачена историческая преемственность поколений. Сегодняшние дети лишаются возможности брать пример с людей старшего поколения, относятся к ним с «насмешкой» и неуваж...
публикация статьи "Использование интерактивных методов и приемов в речевом развитии старших дошкольников"
Использование интерактивных методов и приемов в речевом развитии дошкольников...
Методическая разработка "Система духовно-нравственного воспитания старших дошкольников"
Структурными компонентами духовно-нравственного воспитания как системы являются цель и задачи; содержание; взаимодействие участников воспитательного процесса — воспитателя и воспитанников; управ...