Проект "Масленица" во второй младшей группе
проект (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Краткосрочный проект во второй младшей группе | 30.59 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад № 223»
(МБДОУ)
пр. Коммунистический, 12/4, Ростов-на-Дону, 344058 ОКПО 46582734, ИНН/КПП 6168099015/616801001 | тел./факс (863) 222-13-71 E-mail: mdou223_61@mail.ru |
Проект по ознакомлению с традициями и культурой русского народа
Во второй младшей группе № 12 «Непоседы»
на тему: «Масленица».
воспитатель:
Калайдова П.Н.
Тип проекта: творческий, групповой, информационно-познавательный.
Продолжительность проекта: краткосрочный
(одна неделя)с 11,03.24.-15.03.24. год
Участники: дети 2-й младшей группы, воспитатели, родители.
Интеграция с другими образовательными областями: Музыка, здоровье, коммуникация, художественное творчество, познание.
Актуальность: Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Масленица один из светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями этого праздника можноопираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нём. Даёт детям возможность понять всю широту этого весёлого праздника.
Цель проекта:
Знакомство детей с народным праздником Масленица;
- Воспитание любви к своей Родине;
- Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки образовательного проекта«Масленица».
Задачи проекта:
-Дать первоначальные представления о русском народном празднике - Масленица, с характерными для него обрядами;
- Знакомство детей с русскими традициями гостеприимства;
- Пробуждать интерес к истории русского народа;
- Воспитать у детей любовь к народным традициям, праздникам.
-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, взаимоотношения и взаимоуважение между воспитателем и детьми, детьми и родителями.
- Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в художественном творчестве.
Методы и приёмы проекта:
- Словесный;
- Наглядности;
- Практический;
- Мотивационный;
- Игровой.
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:
- Художественная литература;
- Репродукции картин художников;
-Тексты русских народных песен, загадок, пословиц, поговорок про масленицу и про блины;
- Тексты народных игр;
Ожидаемый результат:
- Дети должны получить первичные представления о празднике Масленица;
- Получение представлений о народных играх, обрядах;
- Получение эмоционального удовлетворения от участия в праздновании Масленицы;
-Развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности;
Предварительная работа:
Подготовительный этап.
Составление плана деятельности
Сбор информации об истории праздника;
Подбор картинок с изображением «Масленичных забав», «Масленичных гуляний»;
Оформление выставки детских работ «Солнышко лучистое».
Сотрудничество с родителями
Беседа о Масленице, о том, как она празднуется на Руси;
Рассказ о традиции выпекать блины на Масленицу;
Разучивание пословиц, поговорок, загадок и песен про блины и масленицу;
Развлечение с детьми «Широкая масленица»;
Выполнение рисунков детьми.
Предполагаемый результат:
- Приобщение детей к традиции проведения народного праздника- Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
- Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
Результат проектной деятельности: «Широкая масленица».
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей | Работа с родителями |
1 этап -подготовительный | Обсуждения темы проекта. Подбор методического, дидактического материала. | Рассматривание альбомов и репродукции картин. | Чтение художественной литературы по заданной теме. Обмен рецептами выпечки блинов |
2 этап -основной | Систематизация знаний детей о Масленице, о том, как она празднуется на Руси. Изготовления куклы» Масленица.» Организация выставки «Солнышко лучистое». Рассказ о традиции выпекать блины. Украшения своей группы. | Беседа с детьми о Масленице, о том, как она празднуется на Руси. Разучивание стихов, песен и пословиц про Масленицу,блины Изготовление куклы«Масленица» На прогулке спортивные игры, забавы | Родители вместе с детьми выпекают дома блины. |
3 этап - заключительный | Проведения праздника,посвящённого проводам зимы и встрече весны «Прощай Масленица!» | Активное участие детей. | Помощь родителей в изготовлении атрибутов к празднику. |
План реализации проекта.
Дни недели | Цели и задачи | Содержание |
Понедельник-«Встреча» | Познакомить детей с народным праздником Масленица, воспитывать интерес к праздникам и традициям русского народа. | Беседа о Масленице, о том как она празднуется на Руси. Изготовление куклы "Масленица». Рассматривание картин с изображением «Масленичных забав» Рисование: «Светит Солнышко» |
Вторник- «Заигрыш» | Расширять знания детей о видах устного народного творчества | Рассказ воспитателя о традиции выпекать блины на Масленицу. Выставка рисунков «Солнышко лучистое». Разучивание песен про блины. Разучивание пальчиковой игры «Солнышко-ведрышко» Разучивание масленичной игры- забавы «Солнышко», |
Среда - «Лакомка» | Познаём секреты русской кухни. Обмен рецептами блинов. | Загадки о блинах. Рисование «Ой блины, блины, блины – вы, былиночки мои» Заучивание за клички на блины. Угощение- блины с вареньем, маслом, сахаром. Художественное творчество с детьми «Мы печём блины». |
Четверг-«Разгуляй» | Продолжать расширять знания детей о видах устного народного творчества. Закрепить представление о «Масленице», знать, уметь играть в народные игры, воспитывать любовь к культуре. | Разучивание поговорок про Масленицу и блины. Игровая ситуация: «Приглашаем гостей на блины» Лепка «Блины»
|
Пятница- «Посиделки». | Прощай, Масленица. | Праздник посвящённый проводам зимы и встрече весны.«Проводы Масленицы» Спортивные развлечения. |
Вывод:
В результате проектной деятельности у детей были сформированы представления о русском народном празднике Масленица, символах праздника, народных гуляниях. Повысился интерес к народным подвижным играм, забавам, развлечениям. Проектспособствовал развитию у детей любознательности, творческих способностей, двигательной активности. Все проводимые мероприятия были направлены на стремление изучить традиции родной страны.
СТИХОТВОРЕНИЯ О МАСЛЕНИЦЕ
1. Здравствуй Масленица, дай нам маслица
Мы тебе блинов горячих напечём.
2. Пусть на Масленицу каждый вспомнит о своих мечтах,
Это праздник очень важный не забудем о блинах.
3. Испечён блинок на славу, всем он нравится по праву
Честь блину- блину хвала,
Блин изюминка стола.
4. Сытный масленичный,
Никого не слушайте,
Вы блиночки кушайте .
5. Детям нравятся блины,
До чего блины вкусны,
Ни кого не слушайте, вы блиночки кушайте.
6. Ох люблю же я блины,
До чего блины вкусны,
Мне их бабушка печёт,
Вот опять их есть зовёт.
7. Солнце- блин на небе светит,
И в тарелке мёд густой,
Любят праздник этот дети,
Всюду пахнет вкуснотой.
8. Русский блин- вкуснее всех,
В пору масленых потех!
9. Без блинов и чай не чай,
Поскорее подавай
Мёда и варенья, вот так угощенье.
10. Все пекут блины послаще,
И малы и велики,
Вот он праздник настоящих запах мёда и муки.
11. Поздравляем пусть с весною,
Жизнь проснётся и кипит,
Это праздник много стоит,
Пусть весна в окно стучит.
12. Всю неделю мы гуляем,
Всех блинами угощаем!
Зимних холод провожаем,
Солнышко с весной встречаем!
Игра « Хоровод Масленица».
Дети водят хоровод вокруг Масленицы и поют:
Мы с тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся,
Масленица кривошейка, гуляем хорошенько!
Игра « весёлая карусель».
(К зонтику привязаны ленты, дети берутся за ленты одной рукой и идут сначала в одну сторону, затем поменяв в руку в другую).
Еле,еле,еле,еле, закружились карусели
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и закончилась игра.
ЗАГАДКИ ПРО МАСЛЕНИЦУ.
1.Это праздник объеденье!
Напечём блины с утра,
К ним сметана и варенье и конечно же икра ( Масленица).
2. Жёлтый, круглый, ароматный и на вкус такой приятный,
И с вареньем и медком и сгущённым молоком. ( Блин).
3. Желтый круглый, ароматный,
Только мама испечёт, он прыг и прямо в рот. ( Блин).
4. Всю неделю отдыхаем,
Всех блинами угощаем,
Холод зимний провожаем,
А весну с теплом встречаем ( Масленица).
5. Для любимой бабушки, напеку оладушки
Так румяны и вкусны, это вкусные… ( блины).
6. Масленица- объеденье!
На печём блины с утра,
К ним сметана и варенье и конечно же ( икра).
7.И с икрой, и со сметаной,
Всякие они вкусны,
Ноздреваты и румяны
Наши солнышки… (Блины).
РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ « ОЙ БЛИНЫ, БЛИНЫ МОИ»
1.Мы давно блинов не ели
Мы блиночков захотели,
Ой блины, блины мои, вы блиночки мои – 2 раза.
2. Моя старшая сестрица,
Печь блины то мастерица,
Ой блины, блины мои, вы блиночки мои - 2 раза
Примерные темы бесед с детьми.
Ход беседы:
Ребята, какое сейчас время года?
Ответы детей
Правильно зима. Давайте вспомним стихотворение о зимних месяцах
В декабре зима пришла,
Много снега принесла
В январе крепчал мороз
Щёки нам щипал и нос,
В феврале метели,
В гости прилетели.
Ребята, какие зимние забавы вы знаете? (Ответы детей: катание на санках, лыжах, коньках, лепим снеговика, играем в снежки)
Ребята, а за зимой какое время года придёт? (Ответы детей: весна)
Правильно весна-красна. В конце зимы есть праздник, которым встречают весну. Этот праздник называется Масленица, люди провожают зиму, есть много забав: катание с горы, гуляния, сжигают куклу Зимы. А мамы и бабушки пекут вкусные блины. Ребята, гостеприимные хозяева должны в такой праздник угостить гостей блинами.
И мы с вами тоже будем печь блинчики, а перед этим прогуляемся и поиграем в хороводную игру «Карусели». Выходите, ребята заводите хоровод.
Еле-еле-еле-еле
Закружились карусели,
А потом бегом, бегом,
Всё кругом, кругом, кругом.
Тише-тише не спешите!
Карусель остановите!
Раз-два, раз-два
Вот и кончилась игра!
Кто знает, мамы пекут блины на чём? (Ответы детей)
Правильно на сковородке. Какой формы сковородка? (Ответы детей)
Правильно круглая. А блины на такой сковороде какой формы будут? (Ответы детей: круглые)
Правильно, блинчики у нас тоже круглые, как солнышко. Давайте вспомним стихотворение и приготовим наши руки для работы (проводится пальчиковая гимнастика)
Что ни сутки по минутке
День длинней, короче ночь
Потихоньку, полегоньку
прогоняем зиму прочь!!!
Что нового вы сегодня узнали? (повторение и закрепление материала)
Ход беседы:
Весна приходит с солнышком лучистым, тёплым. А вы, ребята, любите солнышко? (ответы детей)
Послушайте стихотворение про солнышко:
Смотрит солнышко в окошко.
Светит в нашу комнату,
Мы захлопаем в ладоши,
Будет очень весело.
Ребята, посмотрите на окошко, у нас гость, который любит на солнышке греться. Отгадайте, кто это?
Полосатый и усатый,
Спинку гнёт
Мяу-мяу поёт
Ответы детей
Мы с вами вчера узнали, что на масленичной неделе пекут блины. Давайте и нашего котика угостим блинами.
Ответы детей
Котик любит
Блинчики кушать,
Песенки слушать,
С детками играть
И их забавлять
Давайте с котиком потанцуем (одевается маска кота на одного из детей, ребёнок в центре хоровода)
Выходи- ка, котик, попляши-попляши.
Лапкой своей серенькой помаши-помаши.
А мы вокруг котика хороводом пойдём,
Песенку весёлую запоём.
Будем в ладошки хлопать, ножками топать.
Будет котик нам плясать и за нами повторять!
Танец повторяют 2-3 раза
Мы с котиком потанцевали, надо бы его угостить блинами. Посмотрите на картинку, какого цвета блины? (ответы детей)
Правильно, жёлтого, коричневого и оранжевого. Какого цвета мы возьмём пластилин (ответы детей)
Перед нами лежат заготовки с контуром круглого блина, предлагаю выбрать пластилин нужного цвета и пластилином «раскрасить» блин (познакомить детей с техникой — пластилинография).
Ход беседы:
Рассматривание картинки с изображением праздника.
Воспитатель: На картине изображен праздник, который называется Масленица. Это праздник проводов зимы. Во время этого праздника люди нарядно одевались ходили друг к другу в гости, чтобы угоститься блинами и горячим чаем, участвовали в праздничных гуляньях.
Масленица
Масленица, Масленица,
Дай блинком полакомиться.
Прогони от нас метели,
Прокати на карусели.
Растопи холодный лёд,
Пусть весна скорей придёт!
Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по обычаю пекут блины масляные. Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. Слушайте внимательно, подсказывайте старательно:
На тарелке он один — называем просто (блин)
Много испекли их мы — тогда назовем (блины)
Испекли для дочек — назовем (блиночек)
Будет кушать их сынок — назовем тогда (блинок)
Огромный, как домище — назовем (блинище)
Воспитатель: А на что похожи блины?
Ответы детей (круг, солнышко)
Воспитатель: Какого цвета блины?
Ответы детей (жёлтого, коричневого)
Воспитатель: А какой они формы?
Ответы детей: (круглой)
Воспитатель: а ещё на масленичной неделе устраивали разные игры. Какие зимние забавы вы знаете?
Ответы детей
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, я к вам пришла и сюрприз принесла. Оно сделано для праздника Масленица. Напоминает куклу. Догадайтесь, кто это?
Ответы детей
Воспитатель: Это чучело – прощальный образ зимы
Здравствуй, Масленица, дорогая!
Наша гостьюшка годовая!
Приезжай на конях вороных,
На саночках расписных.
Воспитатель: Вот такие песни распевали и делали соломенное чучело, а потом ходили с ним по деревне. Посмотрите на чучело, что на нём одето?
Ответы детей
Одёжка на диво:
Удобна и красива!
Ленты цветные взяли,
На рукава завязали.
Платок надели расписной,
Посмотрите какой?
Воспитатель: Давайте с этим платочком поиграем.
Ход игры:
Дети пляшут под музыку. По окончании музыки, дети приседают и глаза закрывают. В это время воспитатель одного из детей накрывает платком. На счёт раз-два-три – дети открывают глаза и отгадывают: кто спрятан под платком. Игра продолжается 3-4 раза.
Воспитатель: Чучело наряжали в платье, на голову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Её усаживали на сани и везли в гору с песнями, катали на каруселях. Веселье продолжалось всю неделю, а в заключение всех затей «провожали Масленицу» — сжигали чучело, а пепел разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай… Завтра мы тоже будем сжигать чучело, предлагаю выйти на улицу и рассмотреть его внимательнее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Открытое занятие во второй младшей группе: "Ложечка точеная - ручка золоченая", углубление в тему «Посуда» во второй младшей группе
Открытое занятие «Ложечка точеная - ручка золоченая», углубление в тему «Посуда» во второй младшей группе № 10 детского сада №115.Цель и задачи:1. Обучение детей украшать...
Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй
Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Аналитическая справка результатов мониторинга во второй младшей группе «Капитошки» в 2016-2017 учебном году. Воспитательно-образовательный процесс во второй младшей группе выстроен на основе образовательной программы дошкольного образования «От Рождения
Аналитическая справка результатов мониторинга во второй младшей группе «Капитошки» в 2016-2017 учебном году.Воспитательно-образовательный процесс во второй младшей группе выстр...
Конспект НОД во второй младшей группе по теме «Активизация связной речи детей второй младшей группы в процессе театрализованной деятельности».
Цель: Развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать речь через театрализованную деятельность.Задачи:·...
Подвижные игры во второй младшей группе. Предлагаю картотеку прогулок для второй младшей группы.
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль» младшая группа Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и ...