Консультация для воспитателей Формирование математических способностей у дошкольников. Способы и формы работы
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для воспитателей формирование математических способностей у дошкольников | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 460 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.А.ГОЛОВАЧЁВА И С.Ф.ШУТОВА»
(ГБОУ ШКОЛА № 460)
109559, г. Москва, ул. Белореченская, дом 11, тел. (495) 358-03-12, (495) 359-35-36
e-mail:
ОКПО 40132817, ОГРН 1037700116838, ИНН 7723320252, КПП 772301001
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Формирование математических способностей у дошкольников. Способы и формы работы»
образовательная область: познавательное развитие
воспитатель: Ахмедова Г.М.
2021 г
Консультация для воспитателей «Формирование математических способностей у дошкольников. Способы и формы работы»
Понятие «формирование математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, времени, форме, величине, количестве, которые необходимы для познавательного развития ребёнка.
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе – это познакомить ребёнка с цифрами и научить его писать, читать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой».
Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребёнка игра, если её правила и содержание хорошо ему известны? Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них.
Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура. Элементами игры являются:
- Дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного действия.
- Содержание - успешность игры - в ее результативности, поэтому подготовка к игре - это уточнение имеющего багажа и умений или формирование их.
- Правила – определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей.
- Игровые действия, поступки, которые совершает каждый участник игры для достижения результата. Они активизируют интерес к дидактической игре.
- Результат - показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и развитие умственной деятельности, взаимоотношений.
Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира. В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отдельных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Однако, если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, который организовывает игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.
Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной системности знаний: иногда это - «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда игра - это «поиск и открытие» и всегда игра – это радость, путь детей к мечте. Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием - особенность дидактической игры.
При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.
Для формирования элементарных математических представлений у дошкольников используются следующие виды дидактических игр, которые можно проводить совместно с родителями в домашних условиях:
1. Игры с предметами: «Собери пирамидку», «Собери матрешку», «Построй башенку» и т. п. Задача этих игр – способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).
2. Игры для сенсорного развития:
- на закрепление цвета предмета: «Разноцветные бусы», «Поставь букет в вазу», «Угостим медведя ягодой» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету;
- на закрепление формы предмета: «Какой это формы?», «Круг, Квадрат», «Заплатки для коврика», «Заштопай штанишки» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия;
- на закрепление величины предмета: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше», «Угостим мишку» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.
3. Игры с крышками от бутылок: «Воздушные шары», «Солнечная поляна», «Подбери колеса для машины» и т. п. Эти игры учат детей различать, группировать, чередовать предметы по цвету, величине.
Важно отметить, что каждая игра дает упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. Совместные игры с родителями духовно и морально обогащают детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, вселяют уверенность в свои силы.
Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у дошкольников очень велика. Они помогают ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширяют его кругозор.
Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой дети глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.
И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.
Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Таким образом, в игровой форме прививайте ребенку знания из области математики, научите его выполнять различные действия, развивайте память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди - его родители и педагог.
Список литературы:
- Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – 2-е изд., перераб. И доп. – М. : Просвещение, 1983.
- Данилова В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. – М.:Просвещение, 1987.
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. - Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Просвещение, 1998.
- Ерофеева,Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992.
- Корнеева,Г. А., Мусеибова, Т. А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлении у детей дошкольного возраста». - М.,2000.
- Непомнящая Н.Н. "Психологический анализ обучения детей 3-7 лет (на материале математики)".- М.: Педагогика 1983г.
- Столяр,А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. –М.: Просвещение, 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Развитие математических способностей старших дошкольников с помощью флексагонов"
математическое развитие....
Методика работы по формированию математических представлений старших дошкольников через малые формы фольклора и художественное слово
Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.Б.Паскаль...
Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у дошкольников»
Консультация для воспитателей "Развитие математических способностей у дошкольника"...
Консультация для воспитателей: "Формирование математических способностей детей старшего дошкольного возраста"
Колнсультация для воспиателей по формированию ФЭМП у детей страшего дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей. «Формирование математических способностей в различных видах детской деятельности»
Консультация для воспитателей. «Формирование математических способностей в различных видах детской деятельности»...
Консультация для воспитателей “Развитие математических способностей. Способы и формы работы”.
Консультация для воспитателей “Развитие математических способностей. Способы и формы работы”....
Обобщение опыта работы на РМО воспитателей средних групп Тема: «Формирование ценностей здоровья у дошкольников через разные формы работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни».
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента здоровья. Одной из главных задач ФOП ДO - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Поэтому организаци...