Консультация для воспитателей “Развитие математических способностей. Способы и формы работы”.
консультация
Консультация для воспитателей “Развитие математических способностей. Способы и формы работы”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_matemat_sposobnosti.docx | 20.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ДЕТСКИЙ САД № 4 МО «АХТУБИНСКИЙ РАЙОН»
Консультация для воспитателей
“Развитие математических способностей.
Способы и формы работы”.
Составила воспитатель:
Бондарева Т.П.
г. Ахтубинск, 2019 г.
Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста осуществляется как в результате приобретения ребенком знаний в повседневной жизни (прежде всего в результате общения со взрослым), так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
Формирование знаний о числах и цифрах первого десятка, умение считать - основная задача для детей шестого года жизни. В результате обучения, наблюдений окружающего мира и сенсорного развития у детей формируются представления об образовании чисел, отношениях между ними, количественном и порядковом счёте, части и целом. Они понимают, что число предметов не зависит от величины, расстояния между ними, пространственного размещения и направления счёта (слева – направо или справа – налево). Эти представления помогают ребёнку лучше ориентироваться в окружающей жизни, точнее выделять и оценивать особенности предметов и явлений, воспринимаемых им. Восприятие становится более целенаправленным, чем у детей пятого года жизни. Развивается способность к произвольному запоминанию. Ребёнок лучше усваивает значение изучаемого математического материала для практической деятельности. Множество (это совокупность объектов, которые рассматриваются как единое целое).
В старшей группе продолжается работа над множествами: дети учатся выделять их части по тем или другим признакам (цвету, форме, размеру), сравнивать между собой выделенные части множества, устанавливать соответствие между элементами в этих частях, определять, какая из частей больше (меньше). Дети практически знакомятся с объединением множеств, начинают понимать, что несколько отдельных частей можно объединить в одно целое множество и что любое множество больше, чем его часть. Постепенно в процессе операций с множествами у детей углубляются представления о числе и счёте, отношениях между числами. Основное в этом возрасте – усвоить принцип образования последующего за числом n числа n + 1 и любого предыдущего числа n – 1. Следует указать, что дети в этом возрасте в основном практически знакомятся с принципом построения натурального ряда чисел, что происходит в процессе практических упражнений с множествами, которые создают основу для понимания взаимообратных отношений между числами. Так, дети практически сравнивают, сопоставляют совокупности, выраженные смежными числами. Ознакомление с количественным составом числа из единиц в пределах пяти. Шестилетние дети понимают не только то, что множество состоит из отдельных элементов, но и объясняют отношения числа к единице, т. е. подчеркивают количество единиц в числе. При этом дети должны понимать, что все числа составляются из единиц, количество единиц в разных числах различно, оно соответствует различному количеству элементов множества (совокупности). Понимание состава числа – очень важный момент подготовки детей к вычислительной деятельности. Порядковое значение числа. Ознакомление с порядковым счетом начинается в группе детей пятого года жизни. С шестилетками эта работа продолжается. Умение считать, называя порядковые числительные, и понимать, чем они отличаются от количественных, имеет большое значение, прежде всего для усвоения отношений между смежными числами натурального ряда, а в целом – успешного обучения в школе. Дети начинают использовать в своей речи порядковые числительные одновременно с количественными числительными очень рано, уже в конце второго года жизни.
Необходимо научить детей порядковому счёту в пределах десяти; умению правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какой?», «Который?». Именно в процессе обучения формируются представления о том, что числительное, которое было названо во время счёта последним, даёт ответ на вопрос «Сколько?». Часто следует знать не обо всех предметах группы, а о месте одного предмета в ряду других. В таких случаях вопрос ставится так: «На котором месте этот предмет?» или «Какой он по порядку?» В подобных ситуациях не пересчитывают все предметы, а считают только до того предмета, о котором хотели узнать. При этом используются порядковые числительные. Необходимо объяснить детям, что результат количественного счёта не зависит от порядка, в котором считают предметы. При этом важно лишь не пропустить дважды один и тот же предмет. И, наоборот, для порядковых чисел направление счета имеет большое значение. В количественном и порядковом счёте упражняются сначала с помощью предметов, а потом без них. Ознакомление с порядковым значением числа происходит на основе сопоставление его с количественным значением. Детей подводят к пониманию того, что когда нужно узнать, сколько предметов всего, их считают так: один, два, три, четыре. В результате такого счёта они могут ответить на вопрос «Сколько?» Таким образом, ознакомление дошкольников старшего возраста с порядковым значением числа является важной ступенькой формирования количественных представлений. Деление целого на части. Первое знакомство с делением целого на части осуществляется в средней группе. С необходимостью деления множества, а также отдельного предмета на части дети неоднократно сталкиваются в быту, во время игр. Так, им не раз приходилось делить между собой игрушки, сладости, покупать в магазине часть (половину, четверть) хлеба, грядки на участки и т. д. В старшей группе дети называют части, сравнивая целое и части, понимают, что целое больше каждой своей части, а часть меньше целого.
Способы и формы работы по развитию математических способностей.
- Совместная деятельность с педагогом:
- рассматривание иллюстраций
- сюжетно-ролевые игры
- рассказ
- беседа
- развивающие игры
- наблюдение
- эксперименты
- чтение
- труд
2. Самостоятельная деятельность детей:
- сюжетно – ролевые игры
- занимательные упражнения
- дидактические игры
- развивающие игры
- обыгрывание
- опыты, эксперименты
- труд
3. Совместная деятельность с семьей:
- индивидуальные беседы
- консультации
- привлечение ребенка к совместной деятельности
- экскурсии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Развитие математических способностей старших дошкольников с помощью флексагонов"
математическое развитие....
Педсовет - деловая игра "Путешествие в страну «Математика в ДОУ»" по теме "Формирование математических способностей. Способы и формы работы"
Материал может быть использован старшими воспитателями при подготовке к семинару, педсовету....
Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у дошкольников»
Консультация для воспитателей "Развитие математических способностей у дошкольника"...
Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
В наше время, в век «компьютеров» математикав той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий. Известно, что особая роль математики состоит в умственном воспита...
Доклад "Формирование математических способностей. Способы и формы работы в соответствии с ФГОС дошкольного образования"
Доклад для методического обьединения...
Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность».
Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повы...
Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
На успешность обучения математике влияет не только содержание материала, но и форма подачи, которая способна (или не способна) вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Процесс обр...