Консультация для воспитателей “Развитие математических способностей. Способы и формы работы”.
консультация

Бондарева Татьяна Павловна

Консультация для воспитателей “Развитие математических способностей. Способы и формы работы”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_matemat_sposobnosti.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«ДЕТСКИЙ САД № 4 МО «АХТУБИНСКИЙ РАЙОН»

                                       Консультация для воспитателей

                         “Развитие математических способностей.

                                   Способы и формы работы”.

Составила воспитатель:

Бондарева Т.П.

        г. Ахтубинск, 2019 г.

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

  Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста  осуществляется как в результате приобретения ребенком знаний в повседневной жизни (прежде всего в результате общения со взрослым), так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

   Формирование знаний о числах и цифрах первого десятка, умение считать - основная задача для детей шестого года жизни. В результате обучения, наблюдений окружающего мира и сенсорного развития у детей формируются представления об образовании чисел, отношениях между ними, количественном и порядковом счёте, части и целом. Они понимают, что число предметов не зависит от величины, расстояния между ними, пространственного размещения и направления счёта (слева – направо или справа – налево). Эти представления помогают ребёнку лучше ориентироваться в окружающей жизни, точнее выделять и оценивать особенности предметов и явлений, воспринимаемых им. Восприятие становится более целенаправленным, чем у детей пятого года жизни. Развивается способность к произвольному запоминанию. Ребёнок лучше усваивает значение изучаемого математического материала для практической деятельности. Множество (это совокупность объектов, которые рассматриваются как единое целое).

В старшей группе продолжается работа над множествами: дети учатся выделять их части по тем или другим признакам (цвету, форме, размеру), сравнивать между собой выделенные части множества, устанавливать соответствие между элементами в этих частях, определять, какая из частей больше (меньше). Дети практически знакомятся с объединением множеств, начинают понимать, что несколько отдельных частей можно объединить в одно целое множество и что любое множество больше, чем его часть. Постепенно в процессе операций с множествами у детей углубляются представления о числе и счёте,  отношениях между числами. Основное в этом возрасте – усвоить принцип образования последующего за числом n числа n + 1 и любого предыдущего числа n – 1.                                              Следует указать, что дети в этом возрасте в основном практически знакомятся с принципом построения натурального ряда чисел, что происходит в процессе практических упражнений с множествами, которые создают основу для понимания взаимообратных отношений между числами. Так, дети практически сравнивают, сопоставляют совокупности, выраженные смежными числами.  Ознакомление с количественным составом числа из единиц в пределах пяти. Шестилетние дети понимают не только то, что множество состоит из отдельных элементов, но и объясняют отношения числа к единице, т. е. подчеркивают количество единиц в числе. При этом дети должны понимать, что все числа составляются из единиц, количество единиц в разных числах различно, оно соответствует различному количеству элементов множества (совокупности). Понимание состава числа – очень важный момент подготовки детей к вычислительной деятельности.                                Порядковое значение числа. Ознакомление с порядковым счетом начинается в группе детей пятого года жизни. С шестилетками эта работа продолжается. Умение считать, называя порядковые числительные, и понимать, чем они отличаются от количественных, имеет большое значение, прежде всего для усвоения отношений между смежными числами натурального ряда, а в целом – успешного обучения в школе. Дети начинают использовать в своей речи порядковые числительные одновременно с количественными числительными очень рано, уже в конце второго года жизни.

Необходимо научить детей порядковому счёту в пределах десяти; умению правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какой?», «Который?». Именно в процессе обучения формируются представления о том, что числительное, которое было названо во время счёта последним, даёт ответ на вопрос «Сколько?». Часто следует знать не обо всех предметах группы, а о месте одного предмета в ряду других. В таких случаях вопрос ставится так: «На котором месте этот предмет?» или «Какой он по порядку?» В подобных ситуациях не пересчитывают все предметы, а считают только до того предмета, о котором хотели узнать. При этом используются порядковые числительные.                                                                                            Необходимо объяснить детям, что результат количественного счёта не зависит от порядка, в котором считают предметы. При этом важно лишь не пропустить дважды один и тот же предмет. И, наоборот, для порядковых чисел направление счета имеет большое значение. В количественном и порядковом счёте упражняются сначала с помощью предметов, а потом без них.                                                                                                                    Ознакомление с порядковым значением числа происходит на основе сопоставление его с количественным значением. Детей подводят к пониманию того, что когда нужно узнать, сколько предметов всего, их считают так: один, два, три, четыре. В результате такого счёта они могут ответить на вопрос «Сколько?» Таким образом, ознакомление дошкольников старшего возраста с порядковым значением числа является важной ступенькой формирования количественных представлений. Деление целого на части. Первое знакомство с делением целого на части осуществляется в средней группе. С необходимостью деления множества, а также отдельного предмета на части дети неоднократно сталкиваются в быту, во время игр. Так, им не раз приходилось делить между собой игрушки, сладости, покупать в магазине часть (половину, четверть) хлеба, грядки на участки и т. д.                В старшей группе дети называют части, сравнивая целое и части, понимают, что целое больше каждой своей части, а часть меньше целого.

Способы и формы работы по развитию математических способностей.

  1. Совместная деятельность с педагогом:

- рассматривание иллюстраций

- сюжетно-ролевые игры

- рассказ

- беседа

- развивающие игры

- наблюдение

- эксперименты

- чтение

- труд

     2. Самостоятельная деятельность детей:

         - сюжетно – ролевые игры

         - занимательные упражнения

         - дидактические игры

         - развивающие игры

         - обыгрывание

         - опыты, эксперименты

         - труд

    3. Совместная деятельность с семьей:

         - индивидуальные беседы

         - консультации

         - привлечение ребенка к совместной деятельности

         - экскурсии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет - деловая игра "Путешествие в страну «Математика в ДОУ»" по теме "Формирование математических способностей. Способы и формы работы"

Материал может быть использован старшими воспитателями при подготовке к семинару, педсовету....

Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у дошкольников»

Консультация для воспитателей "Развитие математических способностей у дошкольника"...

Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

В наше время, в век «компьютеров» математикав той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий. Известно, что особая роль математики состоит в умственном воспита...

Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность».

Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повы...

Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

На успешность обучения математике влияет не только содержание материала, но и форма подачи, которая способна (или не способна) вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Процесс обр...