Консультация для воспитателей "Развитие математических способностей старших дошкольников с помощью флексагонов"
материал по математике (подготовительная группа) по теме

Колобова Альбина Юрьевна

математическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postanovka_problemy.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие математических способностей старших дошкольников с помощью флексагонов.

Постановка проблемы. В настоящее время одним из перспективных подходов к математическому развитию ребенка является ориентация на математическое моделирование, с помощью которого дети активно овладевают построением и использованием разного рода предметных, графических и мысленных моделей.

Осуществляя поиск эффективных средств математического моделирования с дошкольниками, я пришла к выводу, что технология математического моделирования на основе флексагонов  наиболее эффективна для математического развития старших дошкольников, так как особенность игровых материалов для данной технологии  состоит в неограниченных комбинаторных возможностях, кроющихся в обычном листе бумаги. Если считать, что идеальный интеллектуальный конструктор должен состоять из одной детали, с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм, то  флексагон — именно такой конструктор.

Флексагон — “гнущийся многоугольник” — одна из простейших математических абстракций. В его основе лежат сенсорные эталоны формы, при правильной сборке флексагон содержит “скрытые” поверхности.

Внимательный анализ разверток флексагонов позволил мне выявить их развивающий математический потенциал для дошкольников.  Флексагоны способствуют развитию мелкой моторики, пространственного воображения, памяти, внимания, терпения. При специально продуманной раскраске  активизируют формирование представлений по всем разделам математики для дошкольников.

Использование флексагонов в развитии элементарных математических представлений детей — глубоко творческий процесс, диалектично сочетающий единство созидания и отрицания. Поэтому, проектируя авторскую локальную методику использования флексагонов, я, прежде всего, глубоко изучила  имеющиеся теоретические и практические наработки по интересующей меня проблематике, учла  специфику детей своей группы, и только на этой базе создавала  новшества.

Впервые в своей практике я использовала флексагоны в математическом развитии детей, во - первых, как средство порядкового и количественного счета. С помощью флексагонов знакомила детей с составом числа из единиц; отношениями “больше”, “меньше” и др.; цифрами; учила составлять и решать простые и косвенные арифметические задачи. Для этого мной использовались разнообразные раскраски сторон флексагона, учитывающие интересы детей конкретной группы.

Во-вторых, в разделе геометрические фигуры — знакомить детей с треугольником, кругом, эллипсом, квадратом, прямоугольником, четырехугольниками как классом фигур и т. д. Флексагоны помогут находить сходства и различия фигур, производить их классификацию.

В-третьих, флексагоны хороши для освоения детьми понятия “время”. Можно с их помощью показать циферблат часов, удобно показать сезонные явления, дни недели, месяцы.

Процесс развития сенсорики, интеллектуальной культуры и творческой активности сопровождался поэтапным введением флексагонов в занятия.

1 этап

1)  При ознакомлении с флексагоном я использовала прием проблемной ситуации: персонажем получен волшебный подарок, что с ним делать — неизвестно; поможем персонажу.

2)   предлагала детям рассказать, во что с флексагоном можно играть. Уточняется, к какому классу можно отнести эту фигуру.

3)  Я  “случайно” складывала флексагон так, что он раскрывался. Давала детям время поэкспериментировать с флексагоном.

2 этап

1)  Я предлагала детям  несколько минут для припоминания свойств флексагона. Как называется эта фигура? Сколько имеет сторон, вершин, углов?

2)  Предлагала  сложить флексагон пополам. Назвать получившуюся фигуру, сосчитать углы, назвать фигуры, из которых состоит трапеция (треугольник, ромб). Детям предлагала выложить трапецию из реальных геометрических фигур,  или — только назвать их.

3)  Предлагала самостоятельно сложить ромб, сосчитать углы; раскрыть флексагон и рассказать о нем.

3 этап

1)  Вспоминала вместе  с детьми, что такое ось симметрии. Предлагала показать и сосчитать количество осей симметрии у флексагона. Показать их.

2)  Исследовательская задача: если вывернуть флексагон, изменится ли количество осей симметрии? Почему?

3)  Задача. Сложите флексагон пополам. Сколько одинаковых фигур получилось? Какие это фигуры? Сколько у каждой фигуры углов? Сколько углов будет у 2-х трапеций, составляющих плоскость флексагона? А сколько углов у флексагона?

Анализируя проведенные занятия, следует отметить, что эффект “фокуса” при внесении флексагона вызвал стойкий интерес детей, создал мотивацию на несколько занятий вперед. Поисковая  деятельность детей мотивировалась и интересом родителей к математическим головоломкам, смоделированным и показанным детьми, и разнообразием вариантов “математической начинки” флексагонов.

Таким образом, технологический процесс занятия включает в себя ряд взаимозависимых  и взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих  эффективное усвоение учебного материала и включение его в деятельность.

Проведенная опытно-экспериментальная работа, теоретическое моделирование и анализ математической сущности флексагонов позволили сформулировать следующие методические рекомендации для педагогов дошкольных учреждений:

  1. Начиная занятие по знакомству детей с флексагоном, советую параллельно вести закрепление различения цветов, их оттенков, так как в группу детского сада вносятся разноцветные флексагоны.
  2. Старшим дошкольникам можно предлагать собирать флексагоны по цвету. Например: каждая сторона гексагексафлексагона может состоять из шести треугольников дополнительных цветов, отличающихся на 1–3 тона от основного цвета. Данное упражнение рекомендуем использовать для развития мелкой моторики и стимулирования интеллектуальной активности детей.

   Использование флексагонов как средства математического развития ребенка показало их эффективность для решения проблемы гармонизации аффекта и интеллекта, что, в свою очередь, позволяет решать широкий спектр задач, требующих высокого уровня обобщения без классической формализации. При этом процесс развития сенсорики, интеллектуальной культуры и творческой активности сопровождается положительными эмоциями детей за счет вариантов “познавательной” раскраски флексагонов.

Вывод.  Проделанная мною работа дала следующие результаты: к концу года дети научились соотносить форму предметов с геометрическими формами, выделять элементы геометрических фигур (угол, вершина, стороны), У них сформированы знания базовых понятий флексагонов, внутренняя мотивация и устойчивый интерес к данному виду деятельности.

         Ощущения того, что все мои старания не прошли даром, придавало мне сил в работе. Ведь восторг, радость, удивление детей при достижении конечного результата – самое большое вознаграждение в моей работе и, естественно, стимул двигаться дальше в своей профессии.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Афонькин С. Игры и фокусы с бумагой / С. Афонькин, Е. Афонькина. — М.: Рольф, АКИМ, 1999. — С. 12–67.
  2. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций. — М.: ВЛАДОС, 2003. — С. 11–77.
  3. Игры и развлечения: Кн. 3 / Сост. Л.М. Фирсова. — М.: Мол. Гвардия, 1991.
  4. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. — М.: Просвещение, 1990.
  5. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. — М.: Просвещение, 1991.
  6. Оригами и педагогика: Материалы первой Всероссийской конференции преподавателей оригами. — СПб., 1996.
  7. Репина Г.А. Технологии математического моделирования с дошкольниками. — Смоленск, 1999.
  8. Репина Г.А. Перспективные подходы к математическому развитию ребенка. — Смоленск, 2000.
  9. 365 развивающих игр / Сост. Е.А. Беляков. — М.: Рольф, Айрис-пресс, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность по развитию математических способностей старших дошкольников .

"Путешествие Вовки по Лукоморью".  Цель:обобщение элементарных математических представлений у детей старшего возраста. Задачи:Обучающие:Закреплять умение считать и отсчитывать в предела...

Конспект образовательной деятельности «Дидактические игры в развитии математических способностей старших дошкольников»

В приложеном документе представлен конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математичсеких представлений на тему «Дидактические игры в развитии математических способностей...

Проект по развитию математических способностей старших дошкольников «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЗНАЙКА»

Цель проекта: Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр и линий во вз...

Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей старших дошкольников с помощью лэпбука».

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам...

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ЛЕПБУКА»

laquo;РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ЛЕПБУКА»...